Устройство для обучения операторов Советский патент 1991 года по МПК G09B9/00 

Описание патента на изобретение SU1672511A1

Изобретение отмоется к автоматике в частности к устройствам для обучения операторов общению с ЭВМ и может быть использовано в диалоюимх системах обуче ния

Цель изобретения pai ишрение дидак тических возможностей учт оитвч адаптации Ј умкцим K/ITHH IVP к любой предмет ,oi г i цпчмшением чффек ппчогти с уч i4 cv.( пиров

На фиг 1 прсди лвпена блок-схема уст ройства MI in ° примеры конкретного конструктив.ик1 nJ v 1сния селектора ад реса и дгч и д орт з/феса на фиг 4 и 5 времени1 е ди ггр гпы работы устройства

Устрой пи одержи селектор 1 адреса перпын Сл ч пмя|ч выполненный в идо гкм г и 1 i тидющрго vciponгтва ( i mti4Mi выполненный в видеимосм i i i s- v тифраюра 4 адре са perncipb ч i ) г/пматор 7 группу элементов ИПИ и Ч первую 10 и вторую И группы зн мантов И первый 12 второй 13 и трем1 s i -июмонть И первый 15 и второй 1Ь и -I ИЛИ первый 1 второй 18 ipeiH ii 1 if iu ргыи 20 ri ты задержки

На фиг 1 г JKVL, i океаны входы 2 i 29 и выходы 30 Зц ( incvoTBa

Селектор 1 , -U)l1i 2) содержит эл менты 1/1 36 44 ИЛИ 45 4В где входы 49 54 я ч ii 1днми cei. jnopa I

выход 55 пи it пектора 1

Дет 1 иг ) 1 с с ) (фиг 3(содержиг рнмстр 5t i и о эпемети 1/1 58 трипермО 6 -злспснты ИЛИ 64 Ь6 и емент 67 задержки 13ход 6В является вхо м селекторч 1 (фи) 2) а выходы 69 82 0выходами чтицинми 83 96 обозначе

1CHI нал si Иг фиг 1 и э

Устрг HV. in i р ihuiaer следующим обра зом

В отличие от известного предлагаемое устройство позволяет любому обучаемому с любым функциональным шаблоном рассчи танным на соответствующую часть попя кла виатуры работать с данным устройством

С этой целью перед началом работы обучаемого включается режим загрузки функциональных клавиш по предметной ob ласти обучения нажатием клавиши Загрузка (не показана) При этом на вход 29 (фиг 4 сигнал 83) поступает импульс устанавли вающии триггер 9 в единичное состояние при котором он высоким потенциалом с прямого выхода открывает элементы И 10- 13, а вход 21 блока 3 памяти подключается к информационному выходу ЭВМ (фиг 5 сигнал 84)

Одновременно с этим нэ вход 22 пода ется код количества символов которыми должна быть оцифрована клавиатура а на и ход 23 подается код адреса начиная с ко

юрого ь памяти блока 3 должны храниться коды символов с оотвеп твующей предмет- ой области

При этом колр jeciF° символов посту i мтщих в счетчик 6 редставг чо обрат

чым кодом, а код начального адреса устанавливается с учетом числа символов в счетчике 6

Этот же импульс с входа 29 проходит через элемент ИЛИ 15 на элемент 17 где

5 задерживается ня время срабатывания триггера 9 затем поступает на синхронизи пующии вход регистра 5 записывая в него код с л пег г PXU ,, з 2 м реч тлемрцты И 1 I и ИЛИ 8 d гак i e проходи через элемент И

0 12 на синхронизипующии вхс i счетчика 6, описывая в него код (иста г мволов через элементы И 10 с входа 22 (,фиг S сишал85) Коды счетчика 6 и региыр b суммируются сумматором 7 и с выхода сумматор) код

5 подается на адресный олика

Задержанный импульс с входе 29 ерез элемент ИЛИ 16 поступает на вход элемента 19 задержки где задерживается ня время суммирования кодов и через элемент И 13

0 поступает на вход блокл 3 записмвсп код функционального символа( вход121 а блок 3 (фиг 5 сигнал 86)

Тот же импульс з-агиси поглэ задержки элементов 20 на рремя januctt кода j блок 3

Я поступает на вход счет ,- а у мивач его содержимое на единицу п ЧРОРТ пюод 31 на вход прерывания ЭВМ nept-юдяее на программу выдачи нового кодя функционального символа на вход 21 (фиг си-нал

0 87)

Кроме того эгот же импульс проходит через элемент ИЛИ 16 на вход элемента 19, где задерживается на время формирования очередного адреса записи и вновь через

5 элемент И 13 проходит на вход блока 3, записывая в него очередной код (фиг 5 сигналы 86 88)

Описанная процедура записи (загрузки) кодов функциональных символов в блок 3

0 продолжается описанным выше образом до тех пор пока на зы/оде переполнения счет чика 6 не появится импульс который выдается НсЭ вы/од 30 как cm нал окончания загрузки (фиг 5 сигнал 89) Кроме того, этот

5 же импульс поступает нэ нулевой вход триггера 9 и возвращает его в исходное состояние, при котором сигнал блокировки с инверсного выхода трип ера 9 снимается с входа 68 селектора адреса и с входа элемен та И 14 (фиг 5 гигна т 84)

Устройство перешло в режим Обучение.

Для обучения в выбранной предметной области обучаемый накладывает свой функциональный шаблон на поле клавиатуры в специально оборудованные пазы и на цифровой клавиатуре, расположенной справа от поля клавиатуры, набирает свой код. который с входа 27 поступает на информационный вход регистра 56 в дешифраторе 4 адреса.

Затем обучаемый нажимает клавишу Ввод, сигнал с выхода которой поступает на вход 28 и далее - на синхронизирующий вход регистра 56, записывая в него код с входа 27 (фиг. 6. сигнал 28).

Этот код расшифровывается дешифратором 57, который на одном из своих выходов устанавливает высокий потенциал, соответствующий входному коду, и открывает один из элементов И 58-60. Допустим, это элемент И 60.

Тогда импульсом с входа 8, задержанным элементом 67 на время записи кода в регистр 56 и срабатывания дешифратора 57, проходящим через открытый элемент И 60 (фиг. 6, сигнал 91), триггер 63 будет установлен в единичное состояние, так как упомянутый импульс поступает на его единичный вход, а триггеры 6 1 и 62, в каком-бы положении до этого они не находились, будут сброшены в ноль через элементы ИЛИ 64 и 65 тем же импульсом.

Высокий потенциал с единичного выхода триггера 63 (фиг. 6, сигнал 92) выдается с выхода 34 дешифратора адреса 4 на входы элементов И 38, 41 и 44, выходы которых через соответствующие выходы селектора 1 адреса соединены с входами соответствующих фиксированных ячеек ПЗУ 2. Входы этих элементов подключены к выходам соответствующих клавиш на клавиатуре. На эти же клавиши с выхода 34 выдается сигнал включения светодиодов и те клавиши, которые соответствуют установленному функциональному шаблону, будут подсвечены желтым цветом.

Таким образом, ня поле клавиатуры для обучаемого выделяется определенная совокупность клавишей, подсвеченных желтым цветом.

Нажатие обучаемым любой из клавишей выделенного поля будет формировать сигнал, который поступает на входы 24:26. Допустим, этот сигнал поступит на вход 24 (фиг, б, сигнал 93) и далее через вход ячейки 49 селектора 1 и элемент И 38 поступает на выход 76 фиксированной ячейки блока 2, где находится информация, которая должна быть

выдчна на экран дисплея, и считывает его на вход регистра 5 через элементы ИЛИ 8. Во вторых, этот же импульс с выхода элемента И 38, пройдя элементы ИЛИ 45 и 5 48. проходит на выход 55 селектора 1 и далее через элемент ИЛИ 15 поступает на вход элемента 17, где задерживается на время считывания содержимого фиксированной ячейки памяти блока 2 и поступает на синх- 0 ронизирующий вход регистра 5, записывая в него код адреса (фиг. 6, сигнал 94).

Код адреса с выхода регистра 5 поступает на один информационный вход сумматора 7. на другие входы которого подается код 5 с выхода счетчика 6.

Однако к этому моменту в этом режиме счетчик 6 обнулен, пг-,тому код адреса складывается с нулем и выдается на адресный вход блока 3.

0 Параллельно с этим импульс с выхода элемента 17 задержки, пройдя элемент ИЛИ 16 и элемент 19 задержки, через элемент И 14 поступает на вход считывания блока 3 (фиг. 6, сигнал 95).

5Содержимое ячейки блока 3 выдается

на выход 35 и далее - на экран дисплея. После считывания данной ячейки импульс считывания задерживается элементом 18 на время считывания, и, поступая на нулевой 0 вход регистра 5, устанавливает его в исходное состояние (фиг. 6, сигнал 96).

Таким образом, введение новых узлов и элементов позволило существенно расширить функциональные возможности устрой- 5 ства путем адаптации функций, выделяемых для каждой из клавиш, к типу оператора- пользователя и повысить эффективность обучения операторов, концентрируя их внимание только на тех символах, кото- 0 рые непосредственно относятся к области обучения.

Формула изобретения Устройство для обучения операторов,содержащее дешифратор адреса, информаци- 5 онный и управляющий входы которого являются соответственно входом шифра обучаемого и синхровходом устройства, а выходы соответствующими управляющими выходами устройства и подключены к соот- 0 ветствующим управляющим входам селектора адреса, информационные входы которого являются соответствующими входами устройства, информационные выходы соединены с соответствующими входами . 5 первого блока памяти, а синхровыход - с первым входом первого элемента ИЛИ, первый элемент задержки, вход которого подключен к выходу первого элемента ИЛИ, а выход - к синхровходу регистра, установочный вход которого соединен с выходом второго элемента задержки, второй элемент ИЛИ, третий элемент задержки, первая и вторая группы элементов И, триггер и второй блок памяти, информационный вход которого является входом кодирования символов, а выход - информационным выходом устройства, отличающееся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены счетчик, сумматор, группа элементов ИЛИ, первый, второй и третий элементы И, четвертый элемент задержки, вход которого соединен с выходом второго элемента И и входом записи второго блока памяти, а выход - со счетным входом счетчика, первым входом второго элемента ИЛИ и является выходом прерывания устройства, информационный выход счетчика подключен к одному входу сумматора, синхровход - к нулевому входу триггера и является выхо- дом окончания записи устройства, синхровход счетчика подключен к выходу первого элемента И, а информационные входы - к выходам соответствующих элементов И первой группы, одни входы которых являют- ся соответствующими входами количества символов устройства, а другие входы соединены с единичным выходом триггера, подключенным к другим входам элементов - первой группы, одним входам первого и второго элементов И и одним входам элементов И второй группы, другие входы которых являются адресными входами устройства, а выходы соединены с одними входами соответствующих элементов ИЛИ группы. другие входы которых подключены к соответствующим выходам перього блока памяти, а выходы - к соответствующим информационным входам регистра, второй вход сумматора соединен с выходом регистра, а выход - с адресным входом второго блока памяти, вход считывания которого и вход второго элемента задержки подключены к выходу третьего элемента И, один вход которого соединен с нулевым выходом триггера и синхровходом селектора адреса, другие входы второго и третьего элементов И подключены к выходу третьего элемента задержки, вход которогд соединен с выходом второго элемента ИЛИ, второй вход которого и другой вход первого элемента И подключены к выходу первого элемента задержки, второй вход первого элемента ИЛИ и единичный вход триггера являются входом записи устройства.

Похожие патенты SU1672511A1

название год авторы номер документа
Устройство для контроля ответов обучаемого 1987
  • Романов Анатолий Николаевич
SU1529272A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДЪЯВЛЕНИЕМ ИНФОРМАЦИИ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ 2001
  • Голоусикова А.А.
  • Карпенко С.М.
  • Романов А.Н.
  • Славин О.А.
RU2248605C2
Устройство для управления вызовом информации 1988
  • Романов Анатолий Николаевич
  • Романов Максим Анатольевич
  • Васильев Александр Николаевич
SU1603363A1
Устройство для контроля знаний обучаемых 1983
  • Булавенко Валерий Ульянович
SU1176362A1
Устройство для контроля знаний обучаемых 1987
  • Булавенко Валерий Ульянович
  • Петрова Клара Евгеньевна
SU1524082A1
Тренажер для выработки координарно-моторного рефлекса 1983
  • Мягков Юрий Григорьевич
SU1168199A1
Устройство для обучения 1983
  • Бабий Владимир Иванович
SU1273974A1
Устройство для ввода информации 1986
  • Головин Виктор Иванович
  • Ерзаков Евгений Михайлович
  • Денищенко Игорь Яковлевич
  • Краснодубец Леонид Андреевич
SU1372317A1
УСТРОЙСТВО ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ 1997
  • Бушуев С.Н.
  • Севастьянов С.И.
  • Соколов А.Ф.
  • Исламгазин Ш.Р.
  • Елшин А.В.
RU2129734C1
Устройство для тактильного восприятия информации 1982
  • Мягков Юрий Григорьевич
SU1070596A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 672 511 A1

Реферат патента 1991 года Устройство для обучения операторов

Изобретение относится к автоматике, в частности к устройствам для обучения операторов общению с ЭВМ, и может быть использовано в диалоговых системах обучения. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства с повышением эффективности обучения. Поставленная цель достигается путем адаптации функции клавиатуры к любой предметной области, что обеспечивается введением элементов ИЛИ 8, сумматора 7, счетчика 6, первого 12, второго 13 и третьего 14 элементов И, четвертого элемента 20 задержки. Устройство также содержит селектор 1 адреса, блоки 2, 3 памяти, дешифратор 4 адреса, регистр 5, триггер 9, элементы И 10, 11, элементы ИЛИ, элементы 17, 18, 19 задержки. 5 ил.

Формула изобретения SU 1 672 511 A1

Фиг. 2

56

57

Я

58

59

28

На вуходе

29

О

На пряпап IB выходе т р. 9 Q

На выходе эп. 77

На выходе эп. зад. 19

О

На Выходе эл. зад. 20

О

На дыходе эл. зад. 19

О

На выходе перепаян

Сч.6

Фиг 4

4

J2

J4

Фиг.З

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1991 года SU1672511A1

Снегоочиститель 1960
  • Слепов А.В.
  • Украинец М.Л.
SU130540A1
Разборный с внутренней печью кипятильник 1922
  • Петухов Г.Г.
SU9A1

SU 1 672 511 A1

Авторы

Ветерис Владас Йонович

Монтвилайте Лигита-Рамуне Винцовна

Ветярис Рамунас-Арвидас Владович

Паленис Бронюс Миколович

Даты

1991-08-23Публикация

1989-09-20Подача