Изобретение относится к нефтедобывающей промышленности, в частности к эксплуатации скважин, и может быть использовано при добыче нефти газлифт- ным способом.
Цель изобретения - повышение надежности работы при одновременном увеличении расходной способности за счет изменения степени неуравновешенности и обеспечения мгновенного открытия.
На фиг.1 показан клапан, общий вид; на фиг.2 - клапан, затвор которого имеет в нижней части хвостовик, общий вид; на фиг.З - узел I на фиг.2.
Устройство включает полый корпус 1 с радиальным отверстием 2 для прохода газа и обратным клапаном 3 в нижней его части, муфту 4 перекрестного течения с радиальным 5, осевым 6 и продольными 7 каналами, седлом 8 в верхней части, размещенную в корпусе 1 на уровне радиального отверстия 2 и делящую его на две полости 9 и 10, гидравлически связанные между собой посредством продольных каналов 7, расположенный над муфтой перекрестного течения 4 сильфон 11, образующий с корпусом 1 герметичную полость 12, заполненную сжатым газом, узел 13 зарядки и связанный верхним концом с сильфоном 11 шток 14 с затвором 15 в нижней части для перекрытия седла 8.
Устройство также снабжено дополнительным запорным элементом 16, выполненным в виде размещенного с кольцевым зазором 17 в осевом канале 6 муфты 4 поршня, образующего верхнюю 18 и нижнюю 19 полости, гидравлически связанные между собой через кольцевой зазор 17, а над и под радиальным каналом 5 муфты 4 выполнены дополнительные седла 20 и 21 для
поочередного взаимодействия с ними дополнительного запорного элемента 16, причем верхнее дополнительное седло 20 с площадью большей псгперечной площади
кольцевого зазора 17 и меньшей эффективной площади сильфона 11, расположено под основным седлом 8.
Кроме того, затвор 15 клапана имеет в нижней части хвостовик 22 для взаимодействия его с дополнительным запорным элементом 16 в момент закрытия клапана. На фигурах также обозначены манжетные уплотнения 23.
Газлифтный клапан работает следующим образом.
Перед спуском в скважину полость 12 клапана заряжается сжатым газом, например азотом. При этом давление зарядки сильфона 11 определяется соотношением
Рс Рт ,(1)
где Рс - давление в камере 12 сильфона 11 (давление зарядки);
Рт - давление в подъемной колонне.
Под действием давления зарядки сильфона 11 шток 14 своим затвором 15 перекрывает сечение седла 8. После спуска клапана в скважину затрубный газ с дэвлением (Рг) через кольцевой зазор 17 поступает в полость 18, при этом дополнительный запорный элемент 16 перекрывает сечение седла 21 вследствие перепада между давлением в колонные НКТ и давлением в затрубном пространстве.
Баланс сил при этом определяется
Fc - FT + Fr,(2)
где Fc PC Зэф; FT - Рт{8эф - Sc1),
aFr-Pr-Sc,(3)
где Fc - усилие, создаваемое давлением внутри сильфона;
FT - усилие, создаваемое давлением в подъемной колонне (НКТ);
Fr - усилие, создаваемое давлением за- трубного газа (рабочего агента).
Когда сумма FT + Fr превысит Fc, шток 14 клапана приподнимается и давление в полости 18 стравливается через сечения Scj седла 8 и продольные каналы 7 суммарной площадью ЈSK, при этом нагнетаемый газ приподнимает дополнительный запорный элемент, который, в свою очередь, за счет перепада давления А Р Рг - Рт приподнимается и перекрывает сечение Sr3 седла 20, полностью открывая сечение Sc седла 21, клапан открыт. При снижении трубного давления до значения, при котором силы давления сильфона превысят силы давления в подъемной колонне, шток опускается и перекрывает сечение Sc1 седла 8. При этом давление в полости 18 сравнивается с давлением газа (Рг), и запорный элемент уходит вниз, перекрывая сечение Sc2 седла 21 под перепадом давления А Р.
Принцип работы газлифтного клапана, изображенного на фиг,2, аналогичен принципу работы клапана, описанного на фиг.1, но имеются отличия в том, что на фиг.2 затвор 15 клапана имеет хвостовик 22, тем самым достигается неравенство давлений открытий и закрытия клапана. Клапан открывается так же, как и изображенный на фиг. 1. Клапан закрывается тогда, когда силы давления сильфона превысят сумму сил, создаваемых давлением рабочего агента и трубным давлением. Это происходит за счет того, что шток 14, двигаясь вниз при закрытии клапана, смещает хвостовиком 22 дополнительный запорный элемент 16 вниз, при этом затвор 15 перекрывает седло 8, а в полости 18 устанавливается давление Рг, и дополнительный запорный элемент 16 под
действием своего веса опускается на седло 21.
Формула изобретения
1.Газлйфтный клапан, включающий по- лый корпус с радиальным отверстием для
прохода газа и обратным клапаном в нижней его части, муфту перекрестного течения с радиальным, осевым и продольными кана- ами и седлом в верхней части, размещенную в корпусе на уровне его радиального отверстия и делящую его на две полости, гидравлически связанные между собой посредством продольных каналов, расположенный над муфтой перекрестного течения
сильфон, образующий с корпусом герметичную полость, заполненную сжатым газом, узел зарядки и связанный верхним концом с сильфоном шток с затвором в нижней части для перекрытия седла, отличающийс я тем, что, с целью повышения надежности в работе при одновременном увеличении расходной способности за счет изменения степени неуравновешенности и обеспечения мгновенного открытия, он снабжен дополнительным запорным элементом, выполненным в виде размещенного с кольцевым зазором в осевом канале муфты поршня, образующего верхнюю и нижнюю полости, гидравлически связанные между
собой через кольцевой зазор, а над и под радиальным каналом муфты выполнены дополнительные седла для поочередного взаимодействия с ними дополнительного запорного элемента, причем верхнее дополнительное седло расположено под основным седлом и имеет площадь больше поперечной площади кольцевого зазора и меньшей эффективной площади сильфона.
2.Клапан по п.1, отличающийся тем, что, с целью обеспечения неравенства
между давлениями при открытии и закрытии клапана, затвор имеет в нижней части хвостовик для взаимодействия его с дополнительным запорным элементом в момент закрытия клапана.
п
Vr
фиг.1
/4фагЗ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГАЗЛИФТНЫЙ ПИЛОТНЫЙ КЛАПАН | 1990 |
|
RU2017938C1 |
Газлифтный клапан | 1989 |
|
SU1760093A1 |
Устройство для добычи нефти газлифтным способом | 1989 |
|
SU1696676A1 |
Газлифтный клапан | 1990 |
|
SU1714091A1 |
Газлифтный клапан | 1988 |
|
SU1668639A1 |
РЕГУЛЯТОР-ОТСЕКАТЕЛЬ ШАРИФОВА | 2002 |
|
RU2229586C1 |
Клапан газлифтной сильфонный | 1990 |
|
SU1836544A3 |
Газлифтный клапан | 1989 |
|
SU1717796A1 |
Газлифтная установка | 2020 |
|
RU2739805C1 |
СКВАЖИННАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ОТСЕКАНИЯ ПОТОКА СРЕДЫ | 2001 |
|
RU2194152C2 |
Изобретение относится к нефтедоб ва ющей пром-сти и м.б. использовано при до- бычЈ нефти газлифтным способом Цель - повышение надежности работы при одновременном увеличении расходной способности за счет изменения стелен; неуравновешенности и обеспечение мгновенного открытия. Клапан содержит полый корпус (ПК) 1 с радиальным отверстием 2 и обратным клапаном 3 и муфту перекрестно
Зайцев Ю.В., Маскутов Р.А., Чубанов О.В., и др | |||
Справочное пособие по газлифт- ному способу эксплуатации скважин | |||
М.:Недра, 1984, с | |||
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Авторы
Даты
1991-09-15—Публикация
1988-08-12—Подача