Двухосное рельсовое транспортное средство Советский патент 1991 года по МПК B61F5/38 

Описание патента на изобретение SU1682227A1

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции экипажа двухосных средств с большой базой,

Цель изобретения - улучшение вписывания в кривые малых радиусов в условиях изменяющихся нагрузок от колесных пар на рельсы.

На фиг.1 показано транспортное средство, общий вид; на фиг.2 - буксовой узел; на фиг, 3 - сечение А-А на фиг. 2 ;на фиг.4- поперечная связь рамы с буксой; на фиг.5 - сечение Б-Б на фиг.4; на фиг.6 - поперечная связь рамы с буксой, вариант; на фиг.7 - сечение В-В на фмг.6; на фиг.8 - сечение Г-Г на фиг.1; на фиг.9 - зависимость изменения прогиба пружин рессорного подвешивания f от осевой нагрузки на рельсы Р.

Рама 1 двухосного рельсового транспортного средства опирается через рессорное подвешивание, состоящее из пружин разной жесткости - мягкой 2 и жесткой 3, на буксы 4 (флесных пар 5. Внутри пружины 2 размещен стержень 6, закрепленный одним концом на крыле буксы 4, а другим взаимодействующий с роликами 7, установленными в стойке 8, прикрепленной к раме 1. Оси вращения роликов 7 параллельны продольной оси рамы 1.

Опирание рамы 1 на пружину 3 осуществляется через верхнюю 9 и нижнюю 10 опорные плиты, между которыми выполнен цилиндрический шарнир 11, ось которого перпендикулярна продольной оси рамы 1. Опорные плиты 9 и 10 поджаты упругим элементом 12, например пружиной, которая может воспринимать часть вертикальной нагрузки от рамы 1.

На фиг.4 стержень 6 одним концом закреплен к раме 1 через шарнир 13, ось которого перпендикулярна продольной оси рамы, а другим концом стержень 6 взаимодействует через шаровое соединение 14 с крылом буксы 4.

На фиг.6 внутри пружины 2 закреплены упоры 15, имеющие форму пластины, расположенной перпендикулярно к продольной оси экипажа, причем боковые поверхности пластины сужаются к свободному концу и скруглены в сечениях, перпендикулярных оси пружины, а между свободными концами упоров имеется зазор б , достаточный для осадки надрессорного строения ь вертикальных колебаний.

В продольном направлении букса 4 соединена поводком 16с нижним концом вертикального двуплечего рычага 17, средняя часть которого закреплена с помощью шарнира 18 на кронштейне 19 рамы. Верхний конец вертикального двуплечего рычага 17

соединен с продольным синхронизирующим стержнем 20. С каждой стороны рамы 1 размещено по два таких стержня. Синхронизирующие стержни 20 подсоединены также к рычагу 21, закрепленному шарнирно в средней части рамы 1.

На одном из синхронизирующих стержней 20 с каждой стороны рамы имеется амортизатор 22 и винтовое устройство 23. К

0 верхним концам вертикальных двуплечих рычагов 17 подсоединены также тяги 24, которые связаны через шарниры 25 с поперечными стержнями 26, а каждый из этих стержней закреплен через шарнир 27 на

5 раме 1. Для гашения вертикальных колебаний не раме 1 установлены демпферы 28, связанные с буксами 4,

ранспортное средство работает следующим образом.

0При движении по кривому участку пути

колесо передней колесной пары, набегающее на наружный рельс, перекатывается по нему из-за коничности бандажа большим диаметром, по внутреннему рельсу колесо

5 катится меньшим диаметром. При этом колесная пара стремится занять радиальное положение, от нее продольные силы передаются через буксу и поводки 16 на вертикальные двуплечие рычаги 17, а от них через

0 продольные синхронизирующие стержни 20 - рычагам 21 и буксам 4 второй колесной пары.

В случае продольного перемещения буксы первой колесной пары с одной из

5 сторон рамы к середине экипажа букса второй колесной пары на этой же стороне экипажа с помощью шарнирно-рычажного механизма также перемещается к середине экипажа. С другой стороны рамы буксы пер0 вой и второй колесной пары наоборот перемещаются от середины экипажа. Таким образом, колесные пары благодаря шарнир- но-рычажному механизму занимают радиальное положение. Посредством тяг 24 и

5 поперечных стержней 26 продольные силы (тяга, торможение) передаются через шарнир 27 на раму.

Рессорное подвешивание работает следующим образом.

0 При незагруженном состоянии рамы осевая нагрузка от колесных пар на рельсы обуславливает статический прогиб, который обеспечивается мягкой пружиной 2. При возрастании осевой нагрузки включается

5 жесткая пружина 3. Статический прогиб за счет нее при полной нагрузке увеличивается.

Работа ограничителей перемещений заключается в увеличении жесткости связи ко- лесной пары с рамой в поперечном

горизонтальном направлении. На фиг.З и 5 видно, что перемещений букс относительно рамы в этих конструкциях не должно быть. При конструкции на фиг.б возможно поперечное смещение буксы относительно рамы 5 до соприкосновения витков пружины 2 с упорами 15, а затем за счет витков пружины в зазоре б.

В продольном оси экипажа направлении букса упруго перемещается относитель- 10 но рамы на пружинах 2 и 3. При этом в случае установки ограничителя (фиг.2) это происходит в пределах зазора А между стержнем 6 и стойкой 8. При ограничителе (фиг.4) упругое перемещение буксы вдоль 15 продольной оси экипажа осуществляется благодаря угловой подвижности стержня 6 вокруг шарнира 13. С ограничителями (фиг.7) упругое перемещение буксы происходит в зазоре А.20

При продольных перемещениях буксы низкие значения упругой силы жесткой пружины обеспечиваются перекатыванием шарнира 11 нижней опорной плиты 10 по шарниру верхней опорной плиты 9. Верх- 25 ний торец пружины 3 наклоняется и поперечная жесткость пружины для такого случая существенно меньше, чем если бы торцы пружины были параллельны. Попе- речная жесткость пружины 2, у которой низ- 30 кая вертикальная жесткость, невысокая. В целом конструкция рессорного подвешивания обеспечивает продольное перемещение букс относительно рамы с необходимой упругой силой.35

Для предотвращения чрезмерных усилий в шарнирно-рычэжном механизме, которые могут появиться из-за больших продольных перемещений букс в кривых радиусов меньше расчетного, а также при при- 40 езде неровностей пути, предназначен амортизатор 22. Он может быть пружинным и должен обязательно иметь начальную силу (т.е. пружина должна иметь предварительное сжатие) около 10 кН.45

Винтовое устройство 23 предназначено для установки колесных пар (при сборке экипажа) в прямых участках пути строго параллельно между собой и перпендикулярно продольной оси машины.50

Таким образом, предлагаемое средство обеспечивает радиальную установку колесных пар в кривых участках пути, что способствует снижению износа гребней колес и рельсов, опасности схода с рельсов, а также 55 сопротивления движению, т.е. улучшает его ходовые качества.

Применение в рессорном подвешива- нии пружин с разной жесткостью и их неодновременное включение в работу по мере увеличения загрузки обеспечивает допустимое изменение разности высот оси автосцепки. Установка в пружинах стержней ужесточает поперечную связь букс с рамой, позволяет избавиться от повышенных колебаний экипажа в горизонтальной плоскости.

Формула изобретения

1.Двухосное рельсовое транспортное средство, содержащее раму, опирающуюся через рессорные подвешивания на буксы колесных пар соответствующих тележек, и два рычажных механизма поворота колесных пар в плане, соединяющих буксы колес- ных пар, расположенных с соответствующей стороны рамы, отличающееся тем, что, с целью улучшения вписывания в кривые малых радиусов в условиях изменяющихся нагрузок от колесных пар на рельсы, оно снабжено горизонтально расположенными двуплечими рычагами, шарнирно закрепленными на раме и концами соединенными с элементами рычажных механизмов, а рессорное подвешивание каждой буксы выполнено в виде имеющих различную жесткость и высоту пружин, причем внутри пружины, имеющей меньшую жесткость и большую высоту, установлен ограничитель поперечного перемещения колесной пары относительно рамы, а между рамой и пружиной большей жесткости установлены опорные плиты, связанные между собой через цилиндрический шарнир, ось которого перпендикулярна к продольной оси рамы.

2.Транспортное средство по п. 1, о т л и- чающееся тем, что ограничитель поперечного перемещения выполнен в виде размещенного внутри пружины стержня, один конец которого закреплен на буксе, а другой расположен между двумя роликами, закрепленными на раме параллельно продольной оси транспортного средства.

3.Транспортное средство по п.1.«тл и- чающееся тем, что ограничитель поперечного перемещения выполнен в виде раз- мещенного внутри пружины стержня, одним концом закрепленного на раме посредством шарнира, ось которого перпендикулярна к продольной оси транспортного средства, а другим связанного с буксой через шаровой шарнир.

4.Транспортное средство по п. 1, о т л и- чающееся тем, что ограничитель поперечного перемещения выполнен в виде двух закрепленных на раме и буксе плоских упоров с вертикальным зазором между ними, сужающихся к незакрепленным их концам и

имеющих криволинейные боковые торцы, при этом упоры расположены перпендикулярно к продольной оси транспортного средства.

Похожие патенты SU1682227A1

название год авторы номер документа
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С ДВУХОСНЫМИ ТЕЛЕЖКАМИ (ВАРИАНТЫ) 2006
  • Никифоров Николай Иванович
  • Никифоров Сергей Николаевич
RU2301753C1
ВОСЬМИОСНОЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ТЯГОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2005
  • Никифоров Николай Иванович
  • Никифоров Сергей Николаевич
RU2289527C1
ВОСЬМИОСНОЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ТЯГОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2005
  • Никифоров Николай Иванович
  • Никифоров Сергей Николаевич
RU2289526C1
ВОСЬМИОСНОЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ТЯГОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2005
  • Никифоров Николай Иванович
  • Никифоров Сергей Николаевич
RU2289525C1
ШЕСТИОСНОЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С ТРЕХОСНЫМИ ТЕЛЕЖКАМИ (ВАРИАНТЫ) 2006
  • Никифоров Николай Иванович
  • Никифоров Сергей Николаевич
RU2301752C1
ЧЕТЫРЕХОСНОЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ТЯГОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО (ВАРИАНТЫ) 2006
  • Никифоров Николай Иванович
  • Никифоров Сергей Николаевич
RU2320506C1
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ТЯГОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С ДВУХОСНЫМИ ТЕЛЕЖКАМИ 2005
  • Никифоров Николай Иванович
  • Никифоров Сергей Николаевич
RU2284931C1
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ТЯГОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С ДВУХОСНЫМИ БЕЗРАМНЫМИ ТЕЛЕЖКАМИ (ВАРИАНТЫ) 2005
  • Никифоров Николай Иванович
  • Никифоров Сергей Николаевич
RU2279364C1
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С ДВУХОСНЫМИ БЕЗРАМНЫМИ ТЕЛЕЖКАМИ (ВАРИАНТЫ) 2005
  • Никифоров Николай Иванович
  • Никифоров Сергей Николаевич
RU2287446C1
ВАГОН ПАССАЖИРСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА (ВАРИАНТЫ) 2005
  • Никифоров Николай Иванович
  • Никифоров Сергей Николаевич
RU2301754C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 682 227 A1

Реферат патента 1991 года Двухосное рельсовое транспортное средство

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается длиннобаз- ного двухосного самоходного экипажа. Цель изобретения - улучшение вписывания в кривых малых радиусов в условиях изменяющихся нагрузок от колесных пар на рельсы. Рама 1 двухосного экипажа опирается через рессорное подвешивание, состоящее из пружин разной жесткости - мягкой 2 и жесткой 3, на буксы 4 колесных пар 5. Внутри пружины 2 установлен ограничитель поперечного перемещения колесной пары относительно продольной оси экипажа, а между рамой 1 и пружиной 3 установлены 5 W иг.1 опорные плиты, между которыми выполнен цилиндрический шарнир, ось которого перпендикулярна продольной оси рамы 1. Букса соединена поводком 16 с нижним концом вертикального двуплечего рычага 17, средняя часть которого закреплена шарниром 10 на кронштейне 19 рамы. Верхний конец рычага 17 соединен с продольным синхронизирующим стержнем 20, их с каждой стороны рамы размещено по два. Синхронизирующие стержни 20 подсоединены также к рычагу 21, закрепленному шарнирно в средней части рамы 1. К верхним концам вертикальных двуплечих рычагов 17 подсоединены тяги 24, которые связаны через шарниры с поперечными стержнями 26, а каждый из этих стержней закреплен через шарнир на раме. Экипаж обеспечивает радиальную установку колесных пар в кривых участках пути, что способствует снижению износа гребней колес и рельсов, опасности схода с рельсов, а также сопротивления движению, т.е. улучшает его ходовые качества. Разная жесткость и неодновременное включение в работу пружин рессорного подвешивания по мере увеличения загрузки двухосного экипажа обеспечивает допустимое изменение разности высот автосцепки. 3 з.п. ф-лы, 9 ил. сл с 00 ю ю ю VJ J 2 26

Формула изобретения SU 1 682 227 A1

фиг.2

Фие.З

Б-Б

Фиг. 5

Фиг. 6

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1991 года SU1682227A1

Механизм поворота колесных пар рельсового транспортного средства 1988
  • Березин Василий Витальевич
  • Кокорев Артемий Иванович
  • Васин Василий Иванович
  • Сдобин Константин Семенович
  • Шерстнев Дмитрий Яковлевич
  • Наделюев Виктор Леонидович
SU1615001A1
Устройство для сортировки каменного угля 1921
  • Фоняков А.П.
SU61A1

SU 1 682 227 A1

Авторы

Березин Василий Витальевич

Васин Василий Иванович

Голубятников Станислав Михайлович

Кокорев Артемий Иванович

Коновалов Сергей Владимирович

Кривко Владимир Кириллович

Чаркин Виктор Анатольевич

Затолокин Вячеслав Михайлович

Емельянов Петр Иванович

Даты

1991-10-07Публикация

1989-04-19Подача