Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при засыпке отработанных карьеров и зон обрушения.
Цель изобретения - повышение эффективности работы горно-транспортного оборудования на отвале за счет обеспечения его свободного маневрирования в торцах насыпей при упрощении формирования бровок.
На фиг. 1 показана схема формирования отвального фронта; на фиг.2 - схема отсыпки отвала.
Способ осуществляется следующим образом.
В начале отсыпают первичный отвал 1 в направлении от одного длинного борта карьера к другому, затем перпендикулярно откосу первичного отвала выполняют опережающие насыпи 2 путем отсыпки пород
на его откос полосами 3 переменной длины с формированием на них горизонтальных площадок для работы горно-транспортного оборудования. При этом продольные оси опережающих насыпей располагают параллельно длинным бортам карьера на расстоянии друг от друга, равном двойной ширине заложения откоса, что в последующем обеспечит смыкание их боковых откосов
L 2 Н ctg a , где Н - заданная высота отвала;
а - угол откоса отвала.
Ширина каждой полосы обусловлена шириной отсыпки отвала с одного места разгрузки автосамосвала, отсыпка их производится с уменьшением длины, которая для каждой полосы определяется по формуле
Ln 2 (Н ctg а - Ьп).
О 00 N)
сл
XI О
где п - номер полосы; b - ширина полосы.
Отсыпка опережающих насыпей такими полосами обеспечит прямолинейность их боковых бровок 4 с схождением их в торцах при длине насыпи Ln H ctg a , которые ограничивают горизонтальные площадки. При этом угол пересечения верхних бровок как смежных насыпей, так и бровок одной насыпи принимается равным 90°, что обеспечит нормальную работу автотранспорта и горно-транспортного оборудования при наращивании длины опережающих насыпей. Увеличение значения этого угла ведет к снижению устойчивости отвала, а уменьшение его на угол более чем 10° ведет к усложнению работы горно-транспортного оборудования и увеличению обьема бульдозерных работ. После этого наращивают высоту отвала до заданной высоты Н, рассчитанной с учетом действия опережающих насыпей и полученной формы отвала. При этом вершины полуконусов фланговых опережающих насыпей располагают на расстоянии от длинных бортов карьера не более Н (ctg a + ctg /3),
где/3-угол откоса длинных бортов карьера, что обеспечивает упор их внешних откосов в борт карьера.
В результате выполненных работ создают откос отвала зигзагообразной формы с сопряженными боковыми поверхностями 5 полуконусов 6.
Участки откоса в виде полуконусов обладают максимальной естественной устойчивостью. Устойчивость откоса отвального фронта между полуконусами обеспечивается за счет смыкания нижних бровок боковых откосов опережающих насыпей, а устойчивость внешних откосов фланговых опережающих насыпей - за счет упора их в борт карьера.
Последующая отсыпка отвала осуществляется частями 7,8 на участках равной дли- ны 1У путем укладки породы в частях прямолинейными полосами 9 постоянной ширины, что обеспечивает равномерность работы горно-транспортного оборудования и сохранение зигзагообразной формы отвального фронта.
При этом сначала отсыпают одну часть 7 полосами, параллельными одной из верхних бровок боковых откосов смежных насыпей, в направлении к одному длинному борту 10 на ширину bi. равную длине lo одной вышеуказанной бровки
bi l6 HctgaV2.
Отсыпка частей такой ширины дает возможность максимальное время вести отвальные работы в одном направлении, что обеспечивает усадку и стабилизацию отвала
на временно нерабочих участках отвала.
Вершины конусов из положений 11,12,13 перемещают в направлении отсыпки частей в положения 11 ,12 ,13. После этого осуществляют отсыпку второй части
отвала 8 в направлении к противоположному длинному борту 14, т.е. полосы породы в этой части располагают параллельно другой верхней бровке опережающих насыпей, При этом вершины полуконусов перемещают в положения 11, 12, 13.
За время отсыпки двух частей (цикл) величина продвигания отвального фронта А 2 Н ctg a , Последующую отсыпку отвала производят в той же последовательности.
Формула изобретения
Способ отвалообразования, включающий транспортирование породы и разгрузку ее под откос по длине отвального фронта полосами постоянной ширины, формирование опережающих насыпей в виде полуконусов до сопряжения их боковых откосов и верхних площадок насыпей, ограниченных бровками, наращивание их до проектной
высоты отвала, отсыпку пород в пространство между опережающими насыпями, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности работы горно-транспортного оборудования на отвале за счет обеспе0 чения его свободного маневрирования в торцах насыпей приупрощении формирования бровок, породу в пространство между смежными насыпями отсыпают в форме опережающих насыпей, полосы формируют
5 равной длины, верхние площадки насыпей ограничивают прямолинейными бровками, перпендикулярными одна другой и бровкам смежных насыпей, причем полосы в смежных насыпях формируют поочередно,
0 сначала параллельно одной из верхний бровок насыпи, а после наращивания насыпей - параллельно другой бровке.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ отвалообразования при открытой разработке месторождений полезных ископаемых | 1985 |
|
SU1265329A1 |
Способ открытой разработки полезных ископаемых | 1990 |
|
SU1788265A1 |
Способ отсыпки вскрышных пород во внешний отвал при бестранспортной проходке разрезной траншеи | 2018 |
|
RU2672294C1 |
СПОСОБ ОТСЫПКИ ОТВАЛА | 1995 |
|
RU2083837C1 |
Способ формирования внешнего отвала вскрышных пород при проходке траншеи | 2018 |
|
RU2700855C1 |
Способ открытой разработки крутопадающих вытянутых месторождений | 2002 |
|
RU2224109C2 |
Способ отсыпки отвала | 1989 |
|
SU1682573A1 |
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ ПЛАСТОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ДРАГЛАЙНАМИ | 2015 |
|
RU2584334C1 |
СПОСОБ БЕСТРАНСПОРТНОЙ ПРОХОДКИ РАЗРЕЗНОЙ ТРАНШЕИ | 2015 |
|
RU2602246C1 |
Способ открытой разработки крутопадающих месторождений | 1983 |
|
SU1155755A1 |
Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при засыпке отработанных карьеров и зон обрушения. Цель изобретения - повышение эффективности работы горно-транспортного оборудования на отвале за счет обеспечения его свободного маневрирования в торцах насыпей при упрощении формирования бровок Способ основан на транспортировании породы и разгрузке ее под откос полосами постоянной ширины. Затем формируют опережающие насыпи в виде полуконусов до сопряжения их боковых откосов и горизонтальные площадки. Горизонтальные площадки ограничивают прямолинейными бровками, перпендикулярными друг другу. Породу в пространство между смежными насыпями отсыпают в форме опережающих насыпей. Бровки смежных насыпей перпендикулярны друг другу. Полосы при отсыпке насыпей формируют одинаковой длины Полосы в смежных нзсыпях формируют поочередно сначала параллельно одной из верхних бровок насыпи, а затем после наращивания насыпи параллельно другой бровке 2 ил.
Фиг
Способ отвалообразования при открытой разработке месторождений полезных ископаемых | 1982 |
|
SU1033742A1 |
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Способ отвалообразования при открытой разработке месторождений полезных ископаемых | 1985 |
|
SU1265329A1 |
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Авторы
Даты
1991-10-07—Публикация
1989-06-26—Подача