Устройство для обучения операторов Советский патент 1991 года по МПК G09B9/00 

Описание патента на изобретение SU1683049A1

Изобретение относится к техническим средствам практической подготовки операторов и может быть использовано для обучения операторов систем управления.

Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства.

На чертеже представлена структурная схема устройства обучения операторов.

Устройство содержит регистр 1 адреса, блок 2 памяти микропрограммы, регистр 3 микрокоманды, информационное табло 4, блок 5 ввода ответных действий оператора, блок 6 сравнения, элемент ИЛИ 7, элемент ИЛИ 8, элемент ИЛИ 9, элемент 10 задержки, элемент И 11, триггер 12, переключатель 13, индикатор 14 и вход 15 запуска устройства.

Регистр 1 предназначен для задания управляющей составляющей алгоритма деятельности. Он содержит столько ячеек, сколько элементарных операций в алгоритме управления. 8 каждой ячейке хранится код адреса микрокоманды, хранящейся в блоке 2. При появлении сигнала на установочном входе регистра 1 производится выбор адэеса микрокоманды, соответствующей первой операции алгоритма управления. С поступлением сигнала на информационный вход регистра 1 осуществляется сдвиг к очередной ячейке и выбор адреса микрокоманды, соответствующей следующей операции алгоритма. Выходы регистра 1 соединены с входами блока 2.

Блок 2 предназначен для хранения в виде микрокоманд данных с каждой операции алгоритма управления. При появлении сигналов на входах блока 2 происходит считывание микрокоманды, соответствующей текущей операции алгоритма в регистр 3. Число микрокоманд в микропрограмме однозначно соответствует количеству операций алгоритма деятельности,

Регистр 3 служит для хранения данных с текущей, обрабатываемой в данный момент времени, операции алгоритма.

Регистр 3 состоит из двух частей: в первой находится код органа индикации табло 4, который изменяет свое состояние в данной операции алгоритма, а во второй - код органа управления блока 5, на который оператор должен воздействовать в той же операции алгоритма деятельности. С первых выходов регистра 3 код требуемого органа индикации поступает на вход табло 4, а с вторых - на входы блока 6 сравнения, после сигнала на управляющем входе регистра 3.

Панели органов индикации и управления табло 4 и блока 5 являются моделями реальных, изучаемых операторами, АСУ по

размерам, размещению и назначению органов их панелей.

Блок б обеспечивает оценку безошибочности выполненного оператором воздействия на орган панели управления блока 5 - требуемому органу, за счет сравнения соответствующих кодов. При совпадении поступивших кодов, т.е. безошибочном действии оператора, сигнал появляется на первом вы0 ходе блока 6, Если оператор задействовал не тот орган панели управления, т.е. допустил ошибку, то совпадения кодов не происходит и сигнал появляется на втором выходе блока 6.

5 Элемент ИЛИ 7 совместно с элементом 10 задержки обеспечивают управление процессами считывания содержимого второй микрооперации из регистра 3 в блок 6 и моментом сравнения.

0 Элемент ИЛИ 8 и элемент И 11 позволяют автоматически переводить состояние органов панели индикации табло 4 до состояния, которое инструктор выберет в качестве исходного.

5Индикатор 14 служит для предъявления

информации обучаемому о допущенной ошибке в оценке ситуации, в которой он приступил к продолжению выполнения алгоритма управления. Сигналом с выхода

0 блока 6 индикатор 14 засвечивается, а переводом переключателем 13 триггера 12 в нулевое состояние и подачей сигнала с его нулевого выхода индикатор 14 гасится. Устройство функционирует следующим

5 образом.

С включением устройства сигнал поступает на вход 15 устройства и на вход регистра 1. По этому сигналу производится выбор адреса микрокоманды в блоке 2. со0 ответствующего первой операции алгоритма управления. Из блока 2 переписывается выбранная микрокоманда. С выходов регистра 3 содержимое первой микрооперации поступает на входы табло 4 и соответствую5 щий орган индикации изменяет свое состояние. Обучающийся оператор, восприняв данную информацию, воздействует на требуемый орган управления блока 5.

Код задействованного органа блока 5

0 поступает на входы блока 6 сравнения и через элемент ИЛИ 7 на управляющий вход регистра 3, разрешая перезапись содержимого второй микрооперации, т.е. кода требуемого органа управления в блок 6

5 сравнения. Кроме того, сигнал с выхода элемента ИЛИ 7 через элемент 10 задержки подается на управляющий вход блока 6, после чего производится сравнение поступив- ших кодов. В случае безошибочных действий оператора, т.е. когда коды совпадают, сигнал появляется на первом выходе блока 6 сравнения и поступает через элемент ИЛИ 9 на вход регистра 1. По этой команде производится сдвиг к следующей ячейке и выбор адреса микрокоманды, соответствующей очередной операции, и функционирование устройства повторяется в описанном порядке.

Для контроля подготовленности оператора к продолжению выполнения алгоритма управления с произвольной его операции начальная установка производится инструктором обучения до занятия оператором своего рабочего места за пультом. С включением тренажера сигнал поступает на вход регистра 1, после чего выбранная микрокоманда переписывается в регистр 3 и сигнал появляется на первых его выходах. Данный сигнал поступает на входы табло 4 и через элемент ИЛИ 8 - на вход элемента И 11, Инструктор переводит переключатель 13 в верхнее положение. Сигнал поступает на S-вход триггера 12 и с его единичного выхода подается на вход элемента И 11. Таким образом, сигнал с выхода элемента ИЛИ 8 через открытый элемент И 11 поступает на вход элемента ИЛИ 9, а через него - на вход регистра 1, производя сдвиг и считывание адреса следующей микрокоманды. Инструктор удерживает переключатель 13 в верхнем положении и контролирует наступление требуемого состояния аппаратуры с помощью органов индикации табло 4, возвращая переключатель 13 в среднее положение он фиксирует созданную ситуацию, на которой прервалось выполнение алгоритма, по какой либо причине предыдущим оператором.

Обучающийся оператор должен с помощью органов индикации табло 4 проанализировать предысторию процесса управления и оценить, с помощью какого воздействия на орган управления блока 5 он должен продолжать выполнение задачи управления. В случае безошибочности действий оператора функционирование устройства происходит в соответствии с описанным порядком, В противном случае, т.е., если оператор неверно оценил создавшуюся ситуацию, то он допустит ошибку. Сигнал появляется на втором выходе блока 6 и поступает на вход индикатора 14, сигнализируя оператору о том, что он ошибся. Для предоставления обучающемуся оператору еще одной попытки инструктору необходимо перевести переключатель 13 в нижнее положение, после чего индикатор 14 вернется в исходное положение с появлением сигнала на его втором входе.

Предлагаемое устройство позволяет

расширить дидактические возможности за счет того, что оператор повышает уровень готовности к выполнению управляющих функций с любого момента задачи упрэвления, что позволяет повысить эффективность функционирования АСУ в целом.

Формула изобретения

Устройство для обучения операторов, содержащее регистр адреса, выходы которого соединены с соответствующими входами блока памяти микропрограммы,, информационный вход- с выходом первого

элемента ИЛИ, а установочный вход является входом устройства, элемент И, выход которого подключен к первому входу первого элемента ИЛИ, а первый вход- к единичному выходу триггера, регистр микрокоманды,

выходы первой группы которого соединены с соответствующими входами информационного табло, выходы второй группы - с соответствующими информационными входами первой группы блока сравнения, а уп

равляющий вход - с выходом второго элемента ИЛИ, подключенным к входу элемента задержки, выход которого соединен с управляющим входом блока сравнения, информационные входы второй группы которого подключены к соответствующим выходам блока ввода ответных действий оператора, соединенным с соответствующими входами второго элемента ИЛИ, первый выход блока сравнения подключен к

одному входу индикатора, и третий элемент ИЛИ, отличающееся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введен переключатель, вход которого соединен с шиной питания, а

первый и второй входы соответственно с R- и S-входами триггера, нулевой выход которого подключен к другому входу индикатора, входы третьего элемента ИЛИ соединены с соответствующими выходами

первой группы регистра микрокоманды, а выход - с вторым входом элемента И, второй вход первого элемента ИЛИ подключен к второму выходу блока сравнения, выходы блока памяти микропрограммы соединены

с соответствующими информационными входами регистра микрокоманды.

Похожие патенты SU1683049A1

название год авторы номер документа
Устройство для обучения операторов 1990
  • Балабай Вячеслав Иванович
  • Глушков Валерий Иванович
  • Сорока Леонид Степанович
  • Новиков Анатолий Анатольевич
  • Голик Юрий Алексеевич
  • Бирюков Владимир Алексеевич
SU1714655A1
Устройство для обучения операторов 1987
  • Балабай Вячеслав Иванович
SU1587559A1
Устройство для обучения операторов 1986
  • Балабай Вячеслав Иванович
  • Бирюков Владимир Алексеевич
  • Кривой Юрий Федорович
  • Кузнецов Вячеслав Иванович
  • Михеев Евгений Александрович
SU1337908A1
Устройство для обучения операторов 1991
  • Балабай Вячеслав Иванович
  • Крыжановский Георгий Алексеевич
  • Самарин Александр Вячеславович
  • Кривой Юрий Федорович
  • Михеев Евгений Александрович
SU1786500A1
Устройство для обучения операторов 1989
  • Балабай Вячеслав Иванович
SU1730651A1
Устройство для обучения операторов 1990
  • Балабай Вячеслав Иванович
  • Байдак Игорь Борисович
  • Воротягин Олег Леонидович
  • Кривой Юрий Федорович
  • Михеев Евгений Александрович
SU1714651A1
Устройство для обучения операторов 1987
  • Балабай Вячеслав Иванович
SU1492368A1
Устройство для обучения операторов 1989
  • Балабай Вячеслав Иванович
SU1661819A1
Устройство для оценки операторов 1989
  • Балабай Вячеслав Иванович
  • Севастьянов Сергей Ильич
  • Кривой Юрий Федорович
  • Михеев Евгений Александрович
SU1697100A2
Устройство для обучения операторов 1990
  • Балабай Вячеслав Иванович
SU1718261A1

Реферат патента 1991 года Устройство для обучения операторов

Изобретение относится к тренажной технике и может быть использовано при обучении операторов. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей за счет подготовки обучаемых к анализу и правильному выбору операции, перед которой было прервано выполнение алгоритма предшествующим оператором. Это позволяет, в свою очередь, повысить эффективность функционирования АСУ в целом. Цель достигается тем, что в устройство, содержащее регистр 1 адреса, блок 2 памяти микро- программы, регистр 3 микрокоманды информационное табло 4, блок 5 ввода ответных действий оператора, блок 6 сравнения, элементы ИЛИ 7, 8 и 9, элемент 10 задержки, элемент 11 И. триггер 12, введен переключатель 13 со схемными соединениями, указанными в ф-ле изобретения. 1 ил. j Ё сь 00 со 2 ю

Формула изобретения SU 1 683 049 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1991 года SU1683049A1

Авторское свидетельство СССР по заявке № 4050021/24-24, кл
Разборный с внутренней печью кипятильник 1922
  • Петухов Г.Г.
SU9A1
Пневматический водоподъемный аппарат-двигатель 1917
  • Кочубей М.П.
SU1986A1
Авторское свидетельство СССР, заявка № 4227225/24-24, кл
Разборный с внутренней печью кипятильник 1922
  • Петухов Г.Г.
SU9A1

SU 1 683 049 A1

Авторы

Балабай Вячеслав Иванович

Балабай Валентина Анатольевна

Боковиков Александр Константинович

Крылова Наталья Владимировна

Маченсун Александр Геннадиевич

Даты

1991-10-07Публикация

1987-04-15Подача