О
ю ел
JSb
ю
Изобретение относится к экономайзерам холостого хода двигателей внутреннего сгорания (ДВС).
Цель изобретения - повышение стабильности работы и экономии топлива.
На чертеже представлена электрическая принципиальная схема устройства.
Устройство содержит включатель 1 зажигания, прерыватель 2 зажигания, тяговое реле 3, которое своими контактами 4 вклю- чает стартер 5, датчик б акселератора, датчик 7 сцепления, сигнализатор 8 положения рычага коробки переключения передач, | датчик вращения двигателя в составе прерывателя 2, фильтра 9 высоких частот для импульсных сигналов и интегратора 10, датчик 11 температуры двигателя, первый 12 и второй 13 элементы И, инвертор 14, первый усилитель 15 тягового реле 3, второй усилитель 16 включения экономайзера 17 прину- дительного холостого хода (ЭПХХ) и реле 18, которое своими контактами 19 выключает зажигание при остановках.
В качестве датчиков 6 и 7 можно использовать микровключатели,связанные с педа- лями акселератора м сцепления, При нажатых педалях они формируют высокие потенциалы.
Микровключатель 8 формирует высокий потенциал при установке коробки передач в нейтральное положение.
Фильтр 9 высших частот для импульсных сигналов может содержать одновиб- ратор, линию задержки и элемент И, первый вход которого через линию за- держки подключен к выходу одновибра- тора, вход которого соединен со вторым входом элемента И.
В составе интегратора 10, на вход которого поступают импульсы малой длительно- сти, можно использовать расширитель импульсов на одновибраторе со сглаживающим конденсатором на выходе.
В целом датчик вращения двигателя вырабатывает низкий потенциал при запуске двигателя и достижении им частоты оборотов оптимальной между оборотами от стартера и минимальными оборотами при движении в тяжелых условиях (на подъем, трогании с места и других).
Устройство работает следующим образом.
В исходном состоянии, т.е. при кратковременном останове, педали акселератора и сцепления отжаты, коробка передач на централи, потенциалы с задатчиков 6 и 7 никие, а с датчика 11 - высокий (двигатель разогрет), с сигнализатора 8, инвертора 14 и интегратора 10 потенциалы высокие.
ЭПХХ 17 и реле 18 включены, зажигание выключено контактами 19 реле 18.
Перед движением нажимается педаль сцепления и включается первая передача. Потенциал с датчика 7 сцепления становится высоким, а с инвертора 14 низким, ЭПХХ 17 и реле 18 обесточиваются, зажигание включается. В момент нажатия педали акселератора потенциал с датчика 6 также становится высоким и на всех входах элемента И 12 происходит совпадение высоких потенциалов. Сигнал совпадения на выходе элемента И 12 через усилитель 15 включает стартер посредством реле 3. Двигатель поворачивается. При запуске и достижении им оптимальной частоты оборотов потенциал и интегратор 10 датчика вращения становится низким, совпадение на входах элемента И 12 нарушается и стартер автоматически выключается. Низкий потенциал с датчика вращения двигателя блокирует включение стартера на работающем ДВС.
Одновременно низкий потенциал с сигнализатора 8 блокирует выключение зажигания при движении.
При остановке транспортера нажимается педаль сцепления, коробка передач становится на нейтраль и отпускается сцепление. Низкий потенциал датчика 7 через инвертор 14 поступает на второй элемент И 13 высоким, сигнализатор 8 также формирует высокий потенциал. Совпадение потенциалов на элемент И 13 через усилитель 16 включает ЭПХХ 17 и реле 18, т.е. система возвращается в исходное состояние. При неразогретом двигателе выключение его при остановках блокируется низким потенциалом датчика 13 температуры. Если выключение ДВС при остановке не требуется, достаточно нажать и не отпускать педаль сцепления.
Формула изобретения
1. Устройство пуска-останова двигателя внутреннего сгорания, преимущественно снабженного электростартером с тяговым реле, содержащее датчики нажатия педалей акселератора и сцепления, вращения двигателя, его температуры, усилители пуска, останова двигателя, отличающееся тем, что, с целью повышения стабильности работы и экономии топлива, оно снабжено сигнализатором нейтрального положения рычага коробки переключения передач, двумя логическими элементами 3 И, инвертором, реле выключения зажигания, экономайзером принудительного холостого хода с электромагнитным клапаном, причем датчики нажатия педалей акселератора, сцепления и датчик вращения двигателя подключены к входам первого элемента 3 И,
5 16915426
выход которого через усилитель пуска сое-экономайзера принудительного холостого
динен с электромагнитом тягового релехода и реле выключения зажигания, стартера, сигнализатор положения рычага
коробки переключения передач, датчик тем-2. Устройство по п. 1,отличающее- пературы, а датчик сцепления через инвер-15 с я тем, что датчик вращения содержит претор подключен к входам второго элементарыватель зажигания двигателя, фильтр вы- 3 И, выход которого через усилитель остано-соких частот, инвертор, соединенные ва соединен с электромагнитом клапанапоследовательно.
Изобретение относится к экономайзерам холостого хода двигателей внутреннего сгорания (ДВС), исключающим работу ДВС на холостом ходу при кратковременных остановках транспортного средства или при движении, когда коробка передач в нейтральном положении. Цель изобретения - повышение стабильности работы и экономии топлива. Устройство содержит датчики 6, 7 положений педалей акселератора и сцепления, датчики вращения ДВС 2, 9, 10, сигнализатор 8 нейтрального положения коробки передач, логические элементы и усилитель, автоматизирующие запуск ДВС и его останов. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.
Способ очистки углеводородных дистиллятов от сероорганических соединений | 1986 |
|
SU1351967A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1991-11-15—Публикация
1989-05-22—Подача