Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к способам контроля обмотки статора электрических машин переменного тока
Известные способы и устройства контроля обмотки на наличие витковых замыканий, основанные на измерении полей рассеяния короткозамкнутых витков, сложны и имеют недостаточную точность.
Известен также способ обнаружения короткозамкнутых витков в обмотке статора, в котором о появлении виткового замыкания судят по возрастанию сигнала с вибродатчиков, установленных на корпусе машины
Недостатком этого способа является низкая достоверность так как изменение сигнала с вибродатчиков может являться следствием ухудшения состояния подшипниковых узлов
Наиболее близким к изобретению является способ комплексного контроля обмотки путем возбуждения переменным полем индуктора ЭДС в ее секциях замыкания выводных концов накоротко, приведения ста- торз во вращение измерения приемником полей рассеяния и определен тя дефектов по отклонению величины полей рассеяния от эталонного значения
Этот способ сложен, так как требует разборки машины и вращения статора, а также обладает невысокой точностью
Цель изобретения - упрощение контроля и повышение информативности о состоянии витковой изоляции
Поставленная цель достигается тем, что согласно способу контроля итковой изоляции обмотки статора электрической машины переменного тока путем возбуждения ЭДС в проверяемой катушкг обмотки измеО
ю -ч о ю
рения параметров полей рассеяния и сравнения измеренного значения и эталонного с последующим суждением о наличии замкнутых витков, ЭДС возбуждают полем самой электрической машины при ее работе в двигательном режиме нг холостом ходу с обрывом фазы проверяемой катушки, а из- меряют - аксиальную составляющую поля рассеяния в,конца вылета лобовой части этой кагушки.
На фиг. 1 показана электрическая схема измерения; на фмг 2 -усгройстпо, реализующее способ.
В устройстве, реализующем способ контроля вмтковой 1-1 оляци/1 обмотки ci :гора электрической здзшмны (фиг. 2), используется электромличлнкый преобразователь, состоящий A3 генератора постоянного тока и асинхронного двигателя. Проводники обмотки статора двигателя, принадлежащие одной из катушек Фаз ABC (фиг. 1), например фазы С, соединены между собой с го- мощью отпаек и лобовой части через регулируемое сопрогивлепие, имитирующее сопротивление вит новой изоляции (фиг. 1). Пр1 различных значениях тока 1« в замкнутом контурз (фиг. 2) снимаются показания датчиков 1, усыновленных в конце вылета лзбозой чзсти 2 катушки. Сигнал с датчиков 1 подайся -T; полътметр 3, а значение мндукц/и определяется по формуле Г
8 - Vi4-Ff
где В - индукция магнитного поля; f показание вольтметра;
i - 50 Г ц - частота сети;
Kwi - постоянная 1-й катушки.
Выбор режима (обрыв фазы при отсутствии нагрузки), в которой производится контроль, объясняется тем, что при отрыве фазы ее поток исчезает. В то же время потоки других фаз в замкнутом витке будут наводить ЭДС, наличие которой, в свою очередь, ПРИРОДИТ к появлению дополнительного потока замкнутого витка. При Олизхом расположении к замкнутому витку датчика поток этого витк будзтсоизмерим с полем рассеяния клтушек остальных фаз. Как показали исследование, появление потока в неисправной вызывает наибольшие изменения аксиальной составляющей индукции в конце вылета лобовых частей дефектной катушки в определенных точках, которые для каждой катушки обмотки
можно определить следующим образом. Машина подключается к сети без нагрузки с обрывом поочередно каждой фазы. Для каждой катушки отключенной фазы определяются точки минимума аксиальной состав-,
ляющей поля в конце аылета лобовой части. Затем эта операция повторяется для катушек других фаз. Найденные таким обоэзом точки будут являться точками диагностирования, а измеренные значения - эталонными для каждой катушки. Процесс контроля заключается в следующем. Электродвигатель подключается к сети без нагрузки. После этого отключается одна из фаз двигателя и в точках диагностирования измеряется величина аксиальной составляющей индукции В и сравнивается с эталонным значением. Затем эта операция повторяется для катушек остальных фаз. ES том случае, если измеренные значения полей рассеяния не выходят за установленные пределы, электрическая машина считается исправной. Пределы, в которых может колебаться эталонное значение для каждой катушки, можно установить, проведя
измерения для большой партии однотипных исправных машин.
Формула изобретения
Способ контроля витковой изоляции обмотки статора электрической машины переменного тока путем возбуждения ЭДС в проверяемой катушке обмотки, измерения параметров полей рассеяния и сравнения
измеренного значения и эталонного с последующим суждением о наличии замкнутых витков, отличающийся тем, что, с целью упрощения контроля и повышения информативности о состоянии витковой,
изоляции , ЭДС возбуждают полем самой электрической машины при ее оаботе в двигательном режиме на холостом ходу с обрывом фазы проверяемой катушки, а измеряют аксиальную составляющую поля рассея ния в конце вылета лобовой части этой катушки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ ЗАМЫКАНИЯ МЕЖДУ ВИТКАМИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОЛИ ЗАМКНУТЫХ ВИТКОВ И ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЯ ФАЗ | 2017 |
|
RU2681266C2 |
Способ раннего обнаружения межвиткового замыкания в обмотке работающей электрической машины | 2016 |
|
RU2687987C2 |
СПОСОБ РАННЕГО ОБНАРУЖЕНИЯ ВИТКОВЫХ ЗАМЫКАНИЙ И ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОБМОТКИ РОТОРА ТУРБОГЕНЕРАТОРА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ТОКА РОТОРА ПО ПАРАМЕТРАМ СТАТОРА | 2011 |
|
RU2472168C2 |
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН | 2011 |
|
RU2459331C1 |
Устройство для контроля витковых замыканий в обмотке ротора электрической машины | 1980 |
|
SU951571A1 |
Способ комплексного контроля обмотки статора электрической машины | 1976 |
|
SU561154A1 |
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ МАШИН ПЕРЕМЕННОГО ТОКА | 2005 |
|
RU2295815C1 |
УСТРОЙСТВО РЕЛЕЙНОЙ ЗАЩИТЫ ОТ ВИТКОВЫХ ЗАМЫКАНИЙ СТАТОРНОЙ ОБМОТКИ ДВИГАТЕЛЯ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА | 2019 |
|
RU2705788C1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ВИТКОВОЙ ИЗОЛЯЦИИ И ТОЧНОГО ОБНАРУЖЕНИЯ СЕКЦИИ ОБМОТКИ СТАТОРА С ВИТКОВЫМ ЗАМЫКАНИЕМ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА | 2014 |
|
RU2564695C1 |
Устройство для измерения индуктивных сопротивлений рассеяния обмотки статора электрической машины | 1981 |
|
SU1120256A1 |
Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения - упрощение контроля и повышение информативности о состоянии витковой изоляции. Способ основан на возбуждении ЭДС в проверяемой катушке обмотки, измерении параметров полей рассеяния м сравнении измеренного значения и эталонного с последующим суждением о наличии замкнутых витков. Особенность способа состоит в том, что ЭДС возбуждают полем самой электрической машины при ее работе в двигательном режиме на холостом оду с обрывом фазы проверяемой катушки В качестве измеряемого параметра используют информацию об аксиальной составляющей поля рассеяния, Измерения проводят в конце вылета лобовой части этой катушки 2 ил.
Фиг. /
Устройство для обнаружения витковых замыканий в обмотках с параллельными ветвями статоров трехфазных электрических машин | 1975 |
|
SU661430A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Устройство для испытания витковой изоляции обмоток роторов турбогенераторов | 1954 |
|
SU100773A1 |
Прибор для диагностики витковой изоляции работающей асинхронной машины | 1981 |
|
SU1018059A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1991-12-07—Публикация
1987-07-02—Подача