Изобретение относится к электротехнике, преимущественно к эксплуатации аккумуляторных батарей на автономном подвижном составе с двигателями внутреннего сгорания (ДВС).
Целью изобретения является недопущение перезаряда и увеличение срока службы батареи.
На чертеже представлена блок-схема системы эксплуатации стартерной аккумуляторной батареи.
В цепь разряда аккумуляторной батареи 1 и пускового устройства 2 для запуска двигателя внутреннего сгорания включен датчик 3 разрядного тока. Выход датчика подсоединен через блок 4 приведения текущего значения тока разряда к стандартному к счетчику 5 разрядной емкости. Выход счетчика 5 подсоединен к одному из входов сумматора 6. К второму вход/ :умматора 6 через включающе-запирающее устройство 7 присоединен задатчик 8 статистически установленной величины емкости саморазряда на одно включение двигателя внутреннего сгорания. Управляющий вход включающе-запи- рающего устройства 7 соединен с потенциальным выходом схемы 9 сравнения (выполненный на основе, например, операционного усилителя), к суммирующему входу которой подключен выход сумматора 6. В цепь заряда аккумуляторной батареи 1 и источника 10 зарядного тока (например, вращающегося генератора на валу ДВС) включено запирающее устройство 11, управляющий вход которого соединен с потенциальным выходом схемы 9, и датчик
о ю
VJ
-л
со со
12 зарядною тока. Выход датчика 12 через блок 13 учета коэффициента использования
тока подсоединен к счетчику 14 зарядной емкости,
Выход счетчика 14 подсоединен к вычитающему входу схемы сравнения, а управляющий сбросом вход - к импульсному выходу схемы 9 сравнения.
Система работает следующим образом.
В исходном состоянии аккумуляторная батарея заряжена, счетчики 5 и 14 обнулены, устройства 7 и 11 отключены, на выходах схемы 9 сравнения сигналы отсутствуют. При пуске двигателя внутреннего сгорания ток разряда батареи 1 проходит через пусковое устройство 2 и датчик 3 тока разряда. Величина его приводится к стандартному, принятому для счета rtp, блоком 4 приведения и регистрируется а счетчике 5 разрядной емкости. Сигнал, соответствующий величине снятой емкости Ср Inp + tp, поступает на один из входов сумматора 6. При повторении пусков ДВС сигнал на выходе счетчика 5 увеличивается на величину снятой емкости АСр прп tn
Наличие на суммирующем входе схемы 9 сравнения сигнала приводит к появлению сигнала на информационном выходе, который включает устройства 7 и 11 и подключает задатчик о к в.орому входу сумматора 6, Таким образом, информация о необходимой для компенсации величины емкости саморазряда на один запуск двигателя внутреннего сгорания постоянна и не зависит от числа прокруток. На выходе сумматора 6 величина сигнала после начала заряда от источника 10 соответствует величине емкости, потребной для компенсации.
Сх(Е СР+ АСК)К,
где К - коэффициент использования зарядного тока.
После запуска двигателя начинается заряд батареи 1 от источника 10. Ток заряда проходит через датчик 12 зарядного тока, с выхода которого информация о величине тока через блок 13 учета коэффициента использования тока подается на вход счетчика 14 зарядной емкости, Выход счетчика 14 присоединяется к вычитающему входу схемы 9 сравнения. По мере заряда величина сигнала на выходе счетчика растет. Как только она станет равной величине, соответствующей емкости Си, сигнал на выходах схемы
9 сравнения изменится таким образом, что происходит отключение устройств 7 и 11 и обнуление счетчиков 5 и 14, т. е. система приходит в исходное состояние. Заряд прекращается.
В предлагаемой системе время заряда определяется по прямому признаку - компенсации затраченной батареей емкости ня одно включение ДВС. Система позволяет производить компенсационный подзаряд
аккумуляторной батареи и не допускать ее перезаряд, что снижает частоту доливки дистиллированной воды и увеличивает срок службы стартерных батарей.
20
Формула изобретения
Система эксплуатации стартерной акку- муляторной батареи, содержащая аккумуляторную батарею, в разрядную цепь которой
включено пусковое устройство двигателя внутреннего сгорания, источник зарядного тока, запирающее устройство в зарядной цепи, датчик тока заряда, отличающая- с я тем, что, с целью увеличения срока службы батареи и недопущения ее перезаряда, в нее дополнительно введены датчик тока в цепи разряда батареи, выход которого через блок приведения текущего значения тока разряда к номинальному соединен с
входом счетчика разрядной емкости, выход которого соединен с первым входом сумматора, к второму входу которого через вклю- чающе-откл ючающее устройство, соединенное с выходом схемы сравнения,
включен задатчик статистического значения емкости саморазряда на одно включение двигателя внутреннего сгорания, а выход сумматора подключен к суммирующему входу схемы сравнения с импульсным и потенциальным выходами, к вычитающему входу которой подключен выход счетчика зарядной емкости, потенциальный выход схемы сравнения соединен с управляющими входами включающе-отключающего и запирающего устройств, а импульсный - с обнуляющими входами счетчиков разрядной м зарядной емкостей.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для контроля степени заряженности аккумуляторной батареи | 1974 |
|
SU539545A3 |
Система для подзарядки стартерной аккумуляторной батареи на автономном подвижном составе | 1982 |
|
SU1246243A1 |
Устройство для контроля степени заряженности аккумуляторной батареи | 1984 |
|
SU1246183A1 |
Автоматическое зарядно-тренировочное устройство | 1981 |
|
SU974466A1 |
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ НИКЕЛЬ-ВОДОРОДНОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ В СОСТАВЕ ИСКУССТВЕННОГО СПУТНИКА ЗЕМЛИ | 2009 |
|
RU2401487C1 |
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ НИКЕЛЬ-ВОДОРОДНОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ | 2006 |
|
RU2314602C1 |
Способ заряда аккумуляторной батареи | 1990 |
|
SU1725297A1 |
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ НИКЕЛЬ-ВОДОРОДНОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ В СОСТАВЕ ИСКУССТВЕННОГО СПУТНИКА ЗЕМЛИ | 2009 |
|
RU2395871C1 |
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ НИКЕЛЬ-ВОДОРОДНОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ В АВТОНОМНОЙ СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ ИСКУССТВЕННОГО СПУТНИКА ЗЕМЛИ | 2007 |
|
RU2331954C1 |
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ НИКЕЛЬ-ВОДОРОДНОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ В СОСТАВЕ ИСКУССТВЕННОГО СПУТНИКА ЗЕМЛИ | 2006 |
|
RU2320055C1 |
Изобретение относится к электротехнике, в частности к эксплуатации аккумулятор- ныхбатарей. Цель изобретения -продление срока службы аккумуляторных батарей. Система обеспечивает полное использование ресурса аккумуляторной батареи и защиту ее от перезаряда. Это достигается за счет полноты учета расходуемой и восполняемой емкости аккумуляторной батареи на основе данных контроля количества электричества в зарядной v, разрядной цепях и автоматического введения корректирующих поправок для приведения их текущих значений к номинальным при изменении условий эксплуатации аккумуляторной бзтзреи. 1 ил.
Способ заряда тепловозной никель-железной аккумуляторной батареи | 1985 |
|
SU1304108A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Способ изготовления электрических сопротивлений посредством осаждения слоя проводника на поверхности изолятора | 1921 |
|
SU19A1 |
Система для подзарядки стартерной аккумуляторной батареи на автономном подвижном составе | 1982 |
|
SU1246243A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1991-12-07—Публикация
1989-01-24—Подача