Изобретение относится к цветной металлургии, в частности к получению алюминия электролизом расплава в электролизе Сх обожженными анодами.
Одной из конструктивных частей электролизера с обожженными анодами является его укрытие, предотвращающее попадание газов электролиза в атмосферу цеха и обеспечивающее удобное и безопасное обслуживание электролизера.
В целом к укрытию предъявляются следующие требования: обеспечение высокой герметичности: обеспечение удобного и безопасного обслуживания электролизера в момент пробивки корки, загрузки глинозема, а также замены отработавших анодных
блоков; экономичность в изготовлении и эксплуатации; надежность в работе.
Известны многочисленные варианты укрытий рамно-створчатого типа, состоящие из следующих основных узлов: собственно рамно-створчатого укрытия, механизма пгдьема рамы и привода подъемного механизма.
Известно укрытие, состоящее из двух подвижных панелей на длинных сторонах и двух неподвижных секций на торцах электролизера.
Каждая подвижная панель представляет собой раму, содержащую нижний трубчатый элемент жесткости прямоугольного сечения и верхний элемент жесткости, связанные поперечными распорами и листом.
-.
о
Ч)
со ы
Нижний трубимый элемент своими концами шари -ф.10 еордпяен направляющими штангами, ко ., концом шарнир но соеди зн с U SbepWi, жестко соединены и acojunii, p-sMof,. З рхний элемент Жч,стког,тч также чоицами шарнир- носоед1 мен с трат рсой, жестко закрепленной па анодной раме выа(е траверси нижнего элеменм жесткости. Домкраты, обеспечивающее подъе укрытия, шэрнмр- но соединены с рычагами для перемещения подвижной панели, рмччм каждая панель вместе с горизонтальными элементами жесткости и вертикальными оебрами обладает такойжесткостью, что цлч ее подъема догта- точно одного рычага и одного домкрата,
Недостатки конструкции заключаются в низкой надежности и неудобстве обслуживания укрытия, в высокой спожкости V металлоемкости подъемного механизма, чти дает основание считать данную конс.рук- иию укрытия t епрпемломой.
Иавестно также укрытие алюминиевого электролизере с обожженными аноцзми, включающее створки, установленные на продольных вправляющих, одна из чого- оых размещена основания Залм - коллектора, а другая совмещена с продольной балкой поворотной иолу рамы, в торцовой масти /крь т-/1 усыновлен механик возвратно послм ..ЮЕО створок по неправ яющим изр члельчо продольной оси электролизер, а створа снабжены устройствами дл «-ос чм WIMV со соднг - стзоро,.
Данная онсчгукни f обеспечивает мгк- сьмапьное ими ение i jopjcoa вредянх f зов в ат осферу при с&служиа.1ни i электролизера, позволяв- знс- игельн улучшить )-слов1 л при смене анодов но отличается г;,,отыо в изготлвпенчч а гакже требует значительных капмпальмыу затрат, «го ягдяетгп основным педос атюк данного yxpL т „я
Наиболее техническим решением являе.си ис|1гюукц1 я рамио слсорчаго- го укрытия электролизера (., обожженными а подали а 12Ь / состоящая из двух рамио створчатых укрьччй, рзсполохенных по продольным сторонам электролизера; из четырем механизмов польема укрытия расположенных з торцах эпо:с ролизера; из ча- тыре эпектроприподов механизмов подъема укрытия,
Рамно-створ огое иритме СОСТОРГ in рами, и восьм итлиднюс с- зороч. п створли Зр лрао за р „ тень но . зонгзл ной площадке обслупивания сно- доо
Рама состоит из трубчатого нижнего элемента жесткости и боковых тоек из стального швеллера, а створки n,i/с являют из себя сварную металлокоьг.фукцию, состоящую из алюминиевого л ML та, арнмр - ющих алюминиевых уголков и алюминиевой полосы, приваренной к одной из вертикальных сторон створка для обезпе -е жя установки стсорок внахлест, что ликз дируег неплотности в местах двух соседних створок. восьми откидных створок крь тмя на позоротно раме к крайним ст&оркам монтируются дае лестницы для подъема персонала на площадку сбслужи- рзни анодоз.
Подъемник укры гмя представляет сог)оц гривоии.пно-шатунный механизм шарнир- ный с расположенной в верхней масти боковой стойки рамы проушиной для сцеплен Я с рычагчми подъемника На злек- -ролизере хстановпены четыре подъемных юханизма попарно на к, .,дую «поворотную раму укрытия
Привод укрытия состоит из / аух реверсивных элемроцвмгателей. ре- орог с переда ючнi-iгчи ч ,слаг|Ч (-876 п tec -s ых чыкрю- слей
Is etTcoe рабогас1 следую U,t О рсЭЧОГ/..
||зред .пработчой электролизера по п ЗПСПЬНУН сторонам включают оотвегст- «V - UF ю лар/нехрнизмов подьвий лэчорот- , ии олурямы При эюм вращение -п оцыиагелей«ерез редукторы перелается ч «вошилам, заиоепл&нным на ичо- ьалах .оец/к.оров В сзою очередь ,чривоч ипь перелои т домжемю аи мЕркчзю закреплзь i,fcii/i в вер/;,с,и части стоек повор п лурам и пр - Ю ящ-лг. в движение ло урам/ со воооцно if )чзщими в нижней ее° части гл водками. It)и движении кривошипа по часогой стрел ге (прямой ход зле тоодвигатепя) происхо- дит подьем укрьпия, а поотмв (обратный ход лшктроцвигателя) - его опускание При до- с.тижеиии укрытием максимального угла позема срабатывают конечные вь пючате- JSH. Перед движением укрытия вниз переключают двигатель на обрагн й ход.
Приведенная конструкция укрытия ;шо«тролизера с обожженными анодами на 125 кА, установленная з корпусе алюминиевого завода, имев ряд существенных недостатков, выявленных в процессе монтажа и эксплуатации, а именно при обработке элек- (ролизеоа по продольным сторонам учры- тие, находясь а предельно поднятом попохении (максимальный угол подъема рамы рззен 109Jj препятствует проезду ди- р-елыол обрабатывающей техники для
пробивки корки и загрузки глинозема; конструкция самих укрытий очень громоздка, трудоемка в изготовлении, ремонте и эксплуатации; установка двух приводов на одно укрытие не позволяет добиться к; синхронной работы, что вызывает перекос рамы укрытия; рама для установки механизмов подъема укрытий имеет недостаточную жесткость конструкции; наличие четырех лестниц по углам электролизера затрудняет возможность подготовки летки для выливки металла; наличие четырех концевых выключателей не обеспечивает безопасной, безаварийной эксплуатации.
Цель изобретения - создание конструкции бокового укрытия электролизера, которое обеспечивало бы снижение капитальных и эксплуатационных затрат, повышение надежности работы укрытия с полным исключением деформации рамы, повышение срока службы укрытия, безаварийное и удобное обслуживание электролизера при продольной его обработке техникой, достаточную простоту и надежность работы подъемного механизма.
Поставленная цель достигается тем, что в укрытии, содержащем створки, установленные по продольным сторонам электролизера в наклонных рамах, шарнирно закрепленных на верхней площадке обслуживания анодов, соединение рам с приводом вращения осуществляется четырехзвенным шарнирным механизмом, один из рычагов которого выполнен J- образной формы и жестко соединен с цапфой вала, установленного на верхней площадке обслуживания анодов, а на другом конце вала жестко .закреплен второй аналогичный J-образный рычаг, причем на свобод- ных концах обоих J-ных рычагов установлены опорные ролики с возможностью контактирования с боковыми стойками рамы, а размер вертикальной частик-образных рычагов от оси их вращения равен рас- стоянию от этой оси до периферии верхней площадки обслуживания анодов, при этом привод вращения соединен с одним из J-образных рычагов в его верхней части.
Техническая сущность предполагаемого изобретения заключается в следующем.
Предлагаемая конструкция укрытия с четырехзвенным шарнирным механизмом, один из рычагов которого имеет .(-образную форму и жестко соединен с цапфой вала подъемника, а на другом конце вала жестко закреплен второй аналогичный .-образный рычаг, причем на свободных концах обоих j-образных рычагов установлены
опорные ролики, свободно скользящие по боковым стойкам рамы, обеспечивает синхронный подъем обоих J-образных рычагов, а значит и рамы укрытия. Использование новых элементов конструкции укрь-тия позволяет обеспечить полный цикл возвратно-поступательного движения поворотной рамы только при прямом ходе электродвигателя за одно полное
0 вращение кривошипа.
При этом данная конструкция укрытия позволяет обеспечить заданный махси- мапьный угол подъема укрытия при соблюдении условия - размер вертикальной
5 части J-образного рычага от оси вала подъемника до изгиба рычага должна быть равной расстоянию от указанной оси до периферии верхней площадки обслуживания анодов.
0Наличие в укрытии четырех зенного
шарнирного механизма подъема с J-образ- ным рычагом, одним концом жестко закрепленным на цапфе вала, на другом конце которого жестко закреплен второй аналоги5 чный J-образный рычаг, причем свободные концы обоих рычагов выполнены с возможностью подвижного контактирования с боковыми стойками рамы, соединение привода вращения с одним из J-образных
0 рычагов и место расположения рычажного подъемника составляют новизну данного технического решения.
Сравнение предлагаемого технического решения - известными выявило ис5 пользование сходных признаков в объектах техники четырехзвенных шарнирных механизмов, передачу движения о одного элемента конструкции к другому посредством их жесткого крепления на
0 едином валу.
Однако наличие в четырехзвенном шарнирном механизме неизвестного признака, J-образного рычага с размером вертикальной части от оси вращения рычага до
5 его изгиба, равным оасстоянию от этой оси до периферии верхней площадки обслуживания анодов, и жестко закрепленного на подъемника, на другом конце которого закреплен аналогичный J-образный
0 рычаг, причем на свободных концах обоих J-образных рычагов установлены опорные ролики с возможностью контактирования с боковыми стойками рамы, со всеми другими известным, признаками
5 позволяет получить положительный эффект более высокого уровня, а именно обеспечить равномерный ход укрытия с возможностью подъема укрытия на любой проектируемый угол, исключить ава- рийныв ситуации при подъеме укпытия.
снизить капитальные и эксплуатационные затраты за счет сокращения числа приводов подъемных механизмов, повысить срок службы укрытия.
На фиг.1 показан электролизер, вид сверху; фиг.2-подьемный механизм с укрытием, вид сбоку.
Укрытие состоит из рамно-створчатой металлоконструкции, включающей раму 1 со створками 2, подъемного механизма, состоящего из двух J-образных рычагов 3 с опорными роликами 4 на их свободных концах, вала 5, установленного в подшипниковых узлах, закрепленных на балке-коллекторе (на фиг.2 не показан), кривошипа 6, расположенного на тихоходном валу 7 редуктора и шарнирно соединенного с шатуном 8, привода подъемного механизма 9. Рама, навешиваемая на площадку обслуживания энбдов 10 с помощью шарниров 11, изготавливается из стального уголка, а створки из алюминиевого гофрированного листа, армированного уголком из алюминиевого сплава. В верхней части каждой створки устанавливается валик из каолиновой ваты и асботкани, который одновременно служит уплотнителем и изоляционным разрывом (не показан).
Вал подъемника изготавливается из стальной трубы со вставленными на концах и приваренными цг. фами. На цапфах вала электросваркой Зсхоепляются i-образ- ные рычаги коробчатого сечения, выполненные из стального листа. Шатун, также изготавливаемый из стального листа, имеет Н-образную форму.
Подъемник электроизолирован от балки-коллектора. Опорные ролики снабжены изоляционным разрывом от Л-образных рычагов.
Устройство работает следующим образом.
Перед обработкой электролизера по продольным сторонам включают соответствующий механизм подъема поворотной рамы 1. При этом вал 7 редуктора с жестко закрепленным на нем кривошипом 6 начинает вращаться и шатуном 8 поднимает вверх j-образный рычаг 3, который через ведомый вал 5 передает движение вверх второму рычагу 3. j-образные рычаги, синхронно поднимаясь, передают движение через опорные ролики 4 раме продольного укрытия 1. Боковые створки 2 укрытия рамой поднимаются в верхнее (открытое) положение и освобождают пространство по продольной стороне электролизера для его
обработки. При этом рамы 1 совершают вращательное движение вокруг шарниров 11, закрепленных на площадке обслуживания анодов 10.
При достижении укрытием крайнего
верхнего положения (подъем рамы на 135°), что соответствует повороту кривошипа на 180°, двигатель отключается.
Закрывают укрытия при прямом ходе
электродвигателя за второй полуоборот кривошипа 6.
Таким образом, при использовании данного Технического решения снижаются капитальные затраты при монтаже укрытия, а
также эксплуатационные расходы, обеспечивается равномерный подъем укрытия без ее перекосов, что увеличивает срок укрытия, обеспечивается беспрепятственный проезд обрабатывающей техники за
счет увеличения угла подъема поворотной рамы со 109° (по прототипу) до 135°, уменьшаются выбросы газов в атмосферу цеха при подготовке летки для выливки металла, так как установка в торце электролизера
стационарной летницы, не связанной жестко с рамой укрытия, позволяет осуществлять эту операцию без подъема укрытия.
30
Формула изобретения
1.Укрытие электролизера с обожженными анодами для получения алюминия, со- держрщее створки, установленные по продольным сторонам электролизера в наклонных рамах, шарнирно закрепленных на верхней площадке обслуживания анодоа и соединенных посредством рычагов с приводом вращения, отличающееся тем, что, с целью снижения капитальных и зксплуатационных затрат, повышения надежности работы укрытия и срока его службы, укрытие снабжено четырехзвенным шарнирным механизмом с рычагами, выполненными j-образной формы и жестко
соединенными с цапфой вала, установленного на верхней площадке обслуживания анодов, причем на свободных концах обоих -i-обрззных рычагов установлены опорные ролики с возможностью контактирования с боковыми стойками рамы, при этом четырехзвенный шарнирный механизм соединен с приводом вращения.
2.Укрытие по п.1,отличающееся тем, что размер вертикальной части образных рычагов от оси их вращения до изгиба равен расстоянию от этой оси до периферии верхней площадки обслуживания анодов.
Xj



| название | год | авторы | номер документа |
|---|---|---|---|
| МАШИНА ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ АНОДНЫХ ПАЛЕТ | 2021 |
|
RU2768421C1 |
| Укрытие алюминиевого электролизера с обожженными анодами | 1980 |
|
SU956626A1 |
| Укрытие алюминиевого электролизера с обожженными анодами | 1982 |
|
SU1082868A1 |
| Система регулирования газоотсоса электролизера для получения алюминия с обожженными анодами | 1976 |
|
SU655750A1 |
| Укрытие алюминиевого электролизера с обожженными анодами | 1979 |
|
SU777085A1 |
| Укрытие алюминиевого электролизера с обожженными анодами | 1974 |
|
SU546667A1 |
| Укрытие алюминиевого электролизера с обожженными анодами | 1969 |
|
SU349756A1 |
| УКРЫТИЕ АЛЮМИНИЕВОГО ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА С МНОГОБЛОЧНЫМИ ОБОЖЖЕННЫМИ АНОДАМИ | 1970 |
|
SU276438A1 |
| УКРЫТИЕ АЛЮМИНИЕВОГО ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА С ОБОЖЖЕННЫМИ АНОДАМИ | 1972 |
|
SU333215A1 |
| Укрытие алюминиевого электролизера с многоблочными обожженными анодами | 1968 |
|
SU465107A1 |
Изобретение относится к цветной металлургии, в частности к получению алюминия электролитом расплава в электролизе с обожхеными анодами. Цель изобретения - снижа ие капитальных и эксплуатационных затрат, повышение надежности работы укрепления и срока его службы. Укрепление содержит створки, установленные по продольной стороне электролизера в наклонной раме, шарнирно закрепленной на верхней площадке обслуживания анодов и соединенной посредством четырехзвенно- го шарнирного механизма гтЪдъема с приводом вращения, причем подъемник состоит из кривошипно-шатунного механизма, двух j-образных рычагов, одним концом жестко закрепленных на валу, а другим скользящим по боковым стойкам рамы опорными роликами. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
KC8691
Ф&.1
| ДЕЗИНФИЦИРУЮЩЕЕ СРЕДСТВО | 2004 |
|
RU2277906C2 |
| Машина для добывания торфа и т.п. | 1922 |
|
SU22A1 |
| Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
| Видоизменение пишущей машины для тюркско-арабского шрифта | 1923 |
|
SU25A1 |
| Шеститрубный элемент пароперегревателя в жаровых трубках | 1918 |
|
SU1977A1 |
Авторы
Даты
1991-12-15—Публикация
1990-01-30—Подача