(Л
С
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Дорожная насыпь | 1986 |
|
SU1390307A1 |
Зологрунт для дорожного строительства | 2021 |
|
RU2779688C1 |
ПРОТИВООПОЛЗНЕВАЯ КОНСТРУКЦИЯ ДЛЯ СТАБИЛИЗАЦИИ СКЛОНОВ И ОТКОСОВ ЗЕМЛЯНЫХ СООРУЖЕНИЙ | 2002 |
|
RU2229560C2 |
КОНСТРУКЦИЯ ДОРОГИ | 2014 |
|
RU2573892C1 |
ДОРОЖНАЯ КОНСТРУКЦИЯ | 2012 |
|
RU2516408C1 |
ДОРОЖНАЯ КОНСТРУКЦИЯ | 2012 |
|
RU2516603C1 |
СПОСОБ УПЛОТНЕНИЯ КРУПНООБЛОМОЧНЫХ ГРУНТОВ | 2011 |
|
RU2601956C2 |
ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО НА БОЛОТАХ С УСТРОЙСТВОМ ОПОРНОЙ ГРУНТОВОЙ ОБОЙМЫ УШИРЕННОГО ТИПА | 2015 |
|
RU2594379C1 |
Способ возведения насыпи из неводостойкого крупнообломочного грунта | 1983 |
|
SU1170048A1 |
СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ СЛАБОГО ПРИРОДНОГО ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ВОЗВЕДЕНИЯ ДОРОЖНОГО ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА | 2010 |
|
RU2449075C1 |
Изобретение относится к транспортному строительству и может быть использовано при возведении земляного полотна автомобильных и железных дорог. Цель - повышение прочности и устойчивости сооружения. Дорожная насыпь содержит ядро 1 из дигидрата фосфогипса и защитные слои 2, дополнительно уложенные и в основании насыпи. В качестве материала для них использован дигидрат фосфогипса, обработанный щелочью в количестве 1-3% сухого вещества от массы дигидрата фосфогипса. Указанное устройство насыпи позволяет защитить грунтовые воды от загрязнения. 1 ил., 1 табл.
У////////77////////// А
/// //////
VtfttMWtMWttttWttt
s/
г
s///// ///
з
о
Ј ел
Изобретение относится к транспортному строительству, в частности к строительству земляного полотна автомобильных и железных дорог.
Известная дорожная насыпь из неводостойкого крупнообломочного грунта с изолирующими слоями из измельченного и уплотненного до образования бескаркасной структуры неводостойкого крупнообломочного грунта.
Недостатком этой насыпи являются технологические трудности, связанные с дроб- лением крупнообломочного грунта и сложностью уплотнения дробленого материала до водонепроницаемого состояния, поскольку неводостойкие агрегаты дигидрата фосфогипса, являющиеся в указанном случае техногенным крупнообломочным грунтом, склонны к тиксотропному разуплотнению.
Наиболее близкой к предлагаемой является насыпь, содержащая ядро из дигидра- та фосфогипса и изолирующих слоев по поверхности насыпи из суглинистого грунта.
Недостатком этой насыпи является техническая сложность ее строительства, связанная с организацией работ двух карьеров, недостаточная устойчивость изолирующих слоев на откосах, обусловленная различием свойств материалов насыпи и изолирующих слоев, а также при близком залегании грунтовых вод возможность загрязнения окружающей среды вредными веществами, поступающими в грунтовые воды из ядра насыпи из дигидрата фосфогипса и снижения прочности насыпи, вызванного тиксот- ропными явлениями.
Целью изобретения является повышение устойчивости и прочности дорожной насыпи.
Поставленная цель достигается-тем, что в дорожной насыпи, включающей ядро 1 из дигидрата фосфогипса и защитные слои, защитные слои 2, выполнены по всему периметру насыпи, а в качестве материала для них использован дигидрат фосфогипса, обработанный щелочью в количестве 1-3% сухого вещества от массы дигидрата фосфогипса.
Сооружение насыпи осуществляют следующим образом..
Приготовляют в стационарной установке материал для защитных слоео путем смешения дигидрата фосфогипса е раствором щелочи, причем раствор щелочи готовят таким образом, чтобы ее содержание (например, NaOH) составляло 1-3% от массы дигидрзта фосфогипса, а влажность обрабо- танного материала соответствовала оптимальной для уплотнения (20-25%). Осуществляют вывоз и планирование слоя отвального дигидрата фоефогипса и материала защитного слоя в соответствующий элемент
насыпи и уплотнение уложенного слоя. Толщина защитного слоя определяется технологическимипараметрамиифильтрационной способностью дигидрата фосфогипса, обработанного щелочью, и
ориентировочно составляет для подошвы насыпи 40-50 см, для рабочего слоя (верхней части) насыпи 80-120 см, для откосной части (по горизонтали) 180-250 см.
В такой насыпи защитные слои обладают повышенной прочностью, водоустойчивостью и водонепроницаемостью, а сцепление насыпи и защитного слоя равно сцеплению самого дигидрата фосфогипса, поскольку отсутствует линия скольжения
между двумя кристаллохимически подобными материалами. Это положительно отражается на прочности и устойчивости в целом дорожной насыпи, Данные испытаний сравнительных объектов приведены в таблице.
При введении в фосфогипс щелочи в
результате взаимодействия ее с CaS04.H20, SiOa, PaOs и другими составляющими фосфогипса образуются комплексные водостойкие соединения типа кристаллогидратов кальция.
Поэтому нижний слой дигидрата фосфогипса со щелочью, кроме повышения устойчивости конструкции насыпи, являясь практически влагонепроницаемым (Кф 4-6 10 5) препятствует попадению фосфорных и фтористых кислотных соединений в грунт и, соответственно, в грунтовые воды. Это, в свою очередь, является положительным фактором с позиции охраны окружающей среды.
В качестве исходных материалов для
насыпи может быть использован как отвальный, так и свежий дигидрат фосфогипса, получаемый с выхода химкомбината, а также гидроокиси щелочных и щелочноземельных металлов, относящихся к химически чистым. Ожидаемый экономический эффект от использования изобретения составит 10- 30 тыс.руб. на 1 км дороги.
Формула изобретения
Дорожная насыпь, включающая ядро из дигидрата фосфогипса и защитные слои по поверхности насыпи, отличающаяся тем, что, с целью повышения прочности и устойчивости сооружения, защитные слои дополнительно уложены в основании насыпи, а в качестве материала для них использован дигидрат фосфогипса, обработанный щелочью в количестве 1-3% сухого вещества от массы дигидрата фосфогипса,
Дорожная насыпь | 1986 |
|
SU1390307A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Schalffner M, Premiers resultats relatlfs aux conditions de stochage et d utjllsatlon du phosphogupse dans les remblals rentiers | |||
Bulletin de liaison des laboratolres des ponts et chaussees.Numero special, VII, 197& c.80-90. |
Авторы
Даты
1991-12-23—Публикация
1989-06-15—Подача