Способ Дагиса ремонта двигателей Советский патент 1991 года по МПК B23P6/00 

Описание патента на изобретение SU1701463A1

Изобретение относится к способам ремонта бывших в работе комплектов деталей при ремонте машин, к технологическим процессам разборочно-сборочных работ при ремонте поршневых автотракторных двигателей и других поршневых машин, в частности, к способам необезличивания цилиндро-поршневых комплектов при ремонте.

Целью изобретения является упрощение процесса ремонта и сохранение комплектности бывших в эксплуатации разборных подвижных соединений.

На фмг,1 изображено фиксирующее технологическое приспособление с двумя захватами, установленное в гильзе цилиндров со стороны днища поршня, когда в днище поршня имеется углубление, например у дизелей ЯМЗ (показана возможность применения сдвоенных захватов приспособления для одновременного захвата поршня и крепления его в цилиндре со стороны днища); на фиг.2 - фиксирующее технологическое приспособление с двумя захватами, установленное в гильзе цилиндров со стороны шатуна. Приспособление с двумя захватами позволяет одновременно производить

Ч|

о

Ј о со

захват поршня в его нижней направляющей части м закреплять его в гильзе цилиндра; на фиг.З - конструктивная схема разжимного захвата технологического приспособления, устанавливаемого в гильзе цилиндров со стороны днища поршня; на фиг.4 - вид А на фиг.З; на фиг,5 - разрез Б-Б на фиг.З; на фиг,б - конструктивная схема разжимного захаата технологического приспособления, устанавливаемого в гильзу цилиндров со стороны шатуна.

На фиг. 1-6 приняты следующие обозначения: 1 - блок цилиндров двигателя (фрагмент блока цилиндров тракторного дизеля ЯМЗ-240 Б); 2 - гильза цилиндров, установленная в блоке; 3 - поршень; 4 - палец поршневой; 5 - шатун; 6 - технологическое приспособление для захвата поршня со стороны днища; 7 - технологическое приспособление для захвата гильзы цилиндров со стороны днища; 8 - винт механизма захватов; 9 - ручка приспособления; 10 -технологическое приспособление для захвата поршня со стороны шатуна; 11 - технологическое приспособление для захвата гильзы со стороны шатуна; 12 - винт механизма захвата; 13 - гайка разжимного винта.

Сущность способа необезличивания ци- линдро-поршневых комплектов при ремонте некоторых вариантов состоит в следующем,

После наружной очистки двигателя производят его предварительную разборку, а именно, снимают все агрегаты и механизмы, кроме кривошипно-шатунного механизма (КМШ).

Блок цилиндров без головки цилиндров и поддона картера в сборе с КМШ направляют на мойку и очистку. После мойки и очистки проводят лриремонтное диагностирование (контроль) КМШ. Замеряют износ гильз 2 цилиндров в верхней части. Замеря- .ют зазор между гильзой 2 и направляющей частью поршня 3 при расположении поршня 3 в верхней мертвой точке,

Определяют суммарный зазор в кинематической цепи поршень 3 - поршневой палец 4 - верхняя головка шатуна 5, сравнивают результаты измерений с допустимыми при ремонте величинами. Если размеры и зазоры в сопряжениях цилиндро-поршне- вой группы находятся в допустимых пределах, вскрывают шатунные подшипники, извлекают из цилиндров шатунно-поршне- вые комплекты.

Определяют зазоры в соединениях поршней 3 и поршневых колец 4, зазоры в стенках колец. Проверяют на герметичность блок цилиндров в сборе с бывшими в работе гильзами 2 цилиндров В случае, если герметичность посадки гильз 2 в блоке цилиндров 1 удовлетворяет техническим требованиям поступают следующим образом.

Если зазоры в соединениях деталей шатунно-поршневых находятся в допустимых пределах, то комплекты устанавливают на прежнее место в гильзы 2 цилиндров и фиксируют их при помощи технологических приспособланий.

Если остаточный ресурс поршневых колец недостаточен, заменяют поршневые кольца на новые и шатунно-поршневые комплекты устанавливают на прежние места в гильзы 2 цилиндров. Если остаточный ресурс

кинематической цепи поршень 3 - поршневой палец 4 - шатун 5 недостаточен, комплект деталей направляют на обезличенный ремонт.

В случае, если герметичность посадки

цилиндров недостаточна поступают следующим образом.

На гильзах 2 цилиндров, герметичность посадки которых недостаточна, наносят метки, определяющие их положение в блоке

цилиндров 1 и извлекают гильзы 2 из блока. В гильзах цилиндров, оставшихся в блоке и в извлеченных без обезличивания, устанавливают шатунно-поршневые комплекты и фиксируют приспособлениями.

Изалечение гильзы в сборе с шатунно- поршневыми комплектами отправляют на участок комплектовки для комплектовки или прежнего блока цилиндров после восстановления посадочных мест под гильзы цилиндров.

Вскрывают коренные подшипники коленчатого вала, проверяют техническое состояние коленчатого вала.

Коленчатый вал снимают и направляют на проверку на наличие трещин. При отсутствии трещин в заданном запасе ресурса подают его на участок комплектовки для установки в тот же блок цилиндров, в котором

он работал.

Если блок цилиндров требует ремонта и восстановления отдельных конструктивных элементов, например необходима замена и втулок распределительного вала, заглушек,

восстановление поврежденных резьбовых отверстий, гнезд под гильзы, заделка трещин и т.д. согласно предлагаемому способу для выполнения указанных работ подают блоки цилиндров в сборе с цилиндро-порш-,

невыми комплектами и технологическими приспособлениями.

После ремонта блок цилиндров в сборе с цилиндро-поршневыми комплектами подают на очистку, а затем на сборку.

Соглдасно предлагаемому способу для необезличивания цилиндро-поршневых комплектов применяют следующие варианты фиксации шатунно-поршневых комплектов в гильзах цилиндров.

Производят захват поршня технологическим приспособлением со стороны его днища и фиксацию в гильзе (фиг.1).

Производят захват поршня технологическим приспособлением со стороны шату- на и фиксацию его в гильзе цилиндров (фиг,2).

Устанавливают технологические приспособления - упоры со стороны днища поршня и со стороны шатуна без захвата поршней, В качестве таких приспособлений упоров применяют приспособления, изображенные на фиг.З и 4,

Фиксируют поршни в гильзах путем присоединения нижних головок шатунов к технологическому валу (скалке), закрепленному в коренных опорах блока цилиндров в место коленчатого вала. Технологический ступенчатый вал имеет небольшую массу и удобен для присоединения к нему шатунов и создает минимальные помехи при ремонте и очистке.

Приспособление для фиксации поршней в гильзах цилиндров со стороны днища (фиг.З) содержит гайку разжимного (двусто- роннего клинового) винта 14, которая прикреплена к. корпусу 15, выполненному в виде диска, наружный диаметр которого меньше диаметра отверстия в гильзе цилиндров, направляющую 16 и винт 17. В на- правляющей 16 размещены два подвижных захвата 18 и 19, Внутренние торцы захватов 18 и 19, обращенные к винту 17, выполнены под углом, т.е. имеют форму клиньев. Винт 17 снабжен с одного конца конической (кли- новой) поверхностью, а с другого - квадратом для воротка. Приспособление имеет пружины 20, предназначенные для возврата захватов 18 и 19 и прижима их к конической клиновой поверхности винта 17 при его завертывании и вывертывании.

В направляющей 16 изготовлены Т-образной формы вырезы 21, предназначенные для установки пружины 20 при сборке захватов,

Винт 17 располагают как в средней части корпуса, так и присоединяют к корпусу со смещением, при этом захваты 18 и 19 могут быть как одинаковой длины, так и разной.-

Приспособление работает следующим образом.

Корпус 15 приспособления устанавливают в гильзу 2 со стороны днища поршня. Придерживают его в гильзе за ручку и воротком завертывают винт 17, который конической клиновой частью раздвигает захваты 18 и 19 в направляющих в противоположные стороны. Захваты 18 и 19 упираются оо внутреннюю поверхность гильзы 2. Силы грения между захватами 18 и 19 и поверхностью гильзы фиксируют приспособление от осевого смещения в гильзе со стороны днища. Если в днище поршня имеется углубление, снабженное цилиндрическим участком, то в этом случае целесообразно соединить вместе два приспособления. В результате получают сдвоенное приспособление.

Одно приспособление 6 (фиг.1) имеет размеры и расположение, соответствующие размерам и расположению углубления в поршне, а другое 7 имеет размеры, соответствующие диаметру отверстия гильз цилиндров. В этом случае разжимной винт 8 снабжают двумя коническими (клиновыми) поясками Vi конструктивным элементом, уравнивающим движение сдвоенных захватов. Поэтому при завертывании винта 8 одновременноперемещаютсявнаправляющих подвижные захваты двух приспособлений и синхронно создают расчетные усилия для фиксации приспособления в поршне и в гильзе цилиндров.

Сдвоенное приспособление применяют следующим образом.

Размещают поршень в верхней части гильзы (фиг.1). Вводят приспособление в гильзу 2 1 1Л / кдровтак, чтобы приспособление 6 вошло в углубление поршня. Завертывают воротком винт 8. Одновременно происходит захват приспособлением поршня и гильзы, т.е. поршень фиксируется в гильзе цилиндров от осевых перемещений в любом направлении.

Технологические приспособления для фиксации поршней в гильзах цилиндров со стороны шатуна (фиг,6) содержит гайку 14 зажимного винта 17, корпус 22, направляющую 23 и один клиновой захват 18, причем гайка прикреплена на корпусе 22, ближе к его краю. В направляющей 23 изготовлены две Т-образные прорези 21, предназначенные для сборки захвата 18с прижимами 20.

Направляющая 23 и корпус 22 снабжены вырезом 24, в котором размещают шатун при установке приспособления в гильзу цилиндров. Зажимный винт 17 и вырез 24 в одной диаметральной плоскости.

Приспособление (фиг.6) работает следующим образом.

Устанавливают корпус технологического приспособления 22 в гильзу цилиндра со стороны шатуна в упор в поршень. Шатун размещают в вырезе 24. Завертывают винт 17, который конической клиновой частью

перемещает подвижный захват 18, который выходит из приспособления и упирается в гильзу цилиндров с одной стороны. Усилие, действующее со стороны подвижного захвата 18, передается клину винта 17 и корпусу 22. Корпус/22 перемещается в противоположную захвату сторону в гильзе цилиндров. Таким образом, с одной стороны, возникают силы трения между захватом 18 и поверхностью гильзы цилиндров, а с противоположной стороны между корпусом 22 и гильзой цилиндров.

Силы трения обеспечивают фиксацию технологического приспособления в гильзе и создают упор для поршня со стороны шатуна.

Перед извлечением приспособления винт 17 вывертывают. Пружина 20 отводит зажим 18 от гильзы и освобождает приспособление. При ремонте целесообразно применять сдвоенное приспособление. В этом случае одно приспособление 10 размещается внутри поршня и служит для захвата поршня в. его нижней части, а другое - 12 расположено в гильзе цилиндров и служит для ее захвата. Разжимной винт 13 снабжен двумя коническими клиновыми поясками и компенсирующим неточность изготовления и погрешности в движении захватов. Поэтому при завертывании винта 12 одновременно происходит захват поршня и фиксация приспособления в гильзе цилиндров.

Для извлечения приспособления вывертывают винт 12 из приспособления, происходит одновременное освобождение поршня и гильзы цилиндров. Для извлечения приспособления из гильзы перемещают поршень в гильзе цилиндров до положения, при котором обеспечивается выпадание сдвоенного приспособления из цилиндра, или до положения, при котором обеспечивается удобное извлечение приспособления -из цилиндра вручную.

Пример. Для осуществления необезличивания деталей цилиндро-поршневых комплектов при ремонте восьмицилиндровых У-образных тракторных дизельных двигателей ЯМЗ-238НБ производят частичную разборку двигателя (снимают головки цилиндров, поддон картера, газораспределительный механизм и т.д.).

Блок цилиндров в сборе с кривошипно- шатунным механизмом отправляют на мойку и очистку. После очистки замеряют износ гильз цилиндров и зазоры между гильзами цилиндров и поршнями. Определяют зазоры в кинематической цепи поршень - палец поршневой - верхняя головка шатуна. Сравнивают полученные величины с допустимыми при ремонте.

Если остаточный ресурс цилиндро-пор- шневых комплектов по указанным параметрам соответствует техническим требованиям, снимают коленчатый вал, определяют его техническое состояние и направляют его на магнитную дефектоскопию для выявления трещин. Извлекают из цилиндров шатунно-поршневые комплекты, проверяют техническое состояние поршне0 вых колец по зазорам в сопряжениях и герметичность блоков цилиндров в сборе с бывшими в работе цилиндрами.

Устанавливают в гильзы цилиндров на прежние места шатунно-поршневые комп5 лекты, устанавливают технологические фиксирующие приспособления и производят фиксацию поршней в гильзах без их обезличивания (фиг.1) путем завертывания винта 8. Для фиксации поршней в гильзах ци0 линдроа при ремонте применяют сдвоенное технологическое приспособление, снабженное двойнным захватом (фиг.1). Это приспособление позволяет одновременно производить захват поршня со стороны

5 днища в углублении и его фиксацию в цилиндре. Блок цилиндров в сборе с необезличенными цилиндрами, с зафиксированными в цилиндрах необезличенными поршнями и технологическими приспособлениями на0 правляют на восстановление изношенных и поврежденных конструктивных элементов блока цилиндров, на замену изношенных сборочных единиц в блоке, очистку, доуком- ллектовку и сборку.

5 Если часть посадочных гнезд гильз цилиндров в блоках цилиндров повреждена, то в этом случае из поврежденных посадочных гнезд гильзы цилиндров извлекают. Шатунно-поршневые комплекты без обез0 личивания фиксируют в гильзах цилиндров, извлеченных из блока при помощи технологических приспособлений и подают на комплектовку для установки в прежний блок цилиндров.

5 Оставшиеся шатунно-поршневые комплекты устанавливают на прежние места без обезличивания и фиксируют в гильзах цилиндров, установленных в блоках цилиндров.

0Блок цилиндров в сборе с неполными

цилиндро-поршневыми комплектами направляют на восстановление поврежденных гнезд под гильзы и устранение других эффектов, очистку, доукомплектовку и сбор%

5 ку.

Использование предлагаемого способа необезличивания деталей цилиндро-поршневых комплектов при ремонте позволяет получить следующий экономический эффект.

В настоящее время в ремонтных предприятиях при капитальном ремонте не применяютнеобезличиваниецилиндро-поршневых комплектов, Независимо от технического состояния все цилин- дро-поршневые комплекты выбраковывают и заменяют новыми.

Статистические исследования износов деталей цмлиндро-поршневых комплектов показывают, что на капитальный ремонт по различным причинам хозяйства (колхозы и совхозы) направляют примерно 25% двигателей ЯМЗ-238 НБ и ЯМЗ-240 Б, у которых остаточный ресурс цилиндро-поршневых комплектов составляет 85% и более.

Таким образом, примерно 25% цилиндро-поршневых комплектов выбраковывают со значительным неиспользованным ресурсом, т.е. практически после приработки деталей. В результате потребителям наносится существенный материальный ущерб, так как стоимость преждевременно выбракованных деталей цилиндро-поршне- вого комплекта двигатели ЯМЗ на один цилиндр составляет 25 руб.

Расчеты показывают, что на 1000 двигателей ЯМЗ-238 НБ и ЯМЗ-240 Б, поступивших в капитальный ремонт, из-за преждевременной выбраковки цилиндро- поршневых комплектов, материальный ущерб составляет соответственно 40 и 60 тыс.руб. В цецом по стране материальные потери от преждевременной выбраковки цилиндро-поршневых комплектов при капитальном ремонте составляют многие милли- оны руб.

Предлагаемый способ необезличивания цилиндро-поршневых комплектов при капитальном ремонте создает практическую основу для устранения указанных по- терь, упрощает возможность совмещения обезличенного и необезличенного ремонта цилиндро-поршневых комплектов в одном технологическом потоке.

В целом предлагаемый способ необезличивания деталей цилиндро-поршневых комплектов уменьшает затраты на ремонт и эксплуатацию поршневых двигателей, уменьшает потребность в новых цилиндре- поршневых комплектах, упрощает совмещение необезличенного и обезличенного ремонта циликдро-поршневых комплектов, увеличивает качество ремонта и ресурс двигателей после необезличивания деталей цилиндро-поршневых комплектов.

Согласно изобретению предполагается разработка технологического процесса необезличенного ремонта цилиндро-поршневых комплектов при обезличенном капитальном ремонте двигателей тракторов типа Кировец.

Формула изобретения

1.Способ ремонта двигателей, включающий разборку, очистку, контроль остаточного ресурса сопряжений деталей, выполнение операций, обеспечивающих необезличивание деталей, восстановление изношенных рабочих поверхностей, комплектование, сборку, регулирование, испытание, окрашивание и консервацию, о т- личающийся тем, что, с целью упрощения процесса ремонта и сохранения комплектности бывших в эксплуатации разборных подвижных соединений, не являющихся технологическими комплектами при изготовлении, а также более полного использования их остаточного ресурса, на пример, цилиндропоршневой группы, после разборки и контроля остаточного ресурса детали разборных подвижных соединений, имеющих заданный запас ресурса, перед комплектованием или восстановлением изношенных поверхностей неподвижно фиксируют относительно друг друга в тех соединениях, в которых они работали, а дпч фиксации деталей применяют технологические приспособления

2.Способ по п. 1, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что блоки цилиндров двигателей поступают на комплектование и восстановление изношенных конструктивных элементов в сборе с гильзами цилиндров и шатунно-поп- шневой группой, с которыми они работали, а для фиксации шатунно-поршневых комп лектов в гильзах цилиндров применяют тех- нологическиеприспособления, снабженные механизмами для создания повышенных сил трения, установленных е гильзах цилиндров, а шатуны присоединяют к валу, установленному в коренных опорах блока цилиндров.

& €

Фиг. Z

3F

f.

у/

-4

о

Јь СП

со

21

20

24

Похожие патенты SU1701463A1

название год авторы номер документа
Способ эксплуатационного контроля зазора в шатунных подшипниках коленчатого вала при диагностике двигателя внутреннего сгорания автомобилей, транспортных и транспортно-технологических машин 2020
  • Макушин Александр Александрович
  • Кулаков Александр Тихонович
  • Нуретдинов Дамир Имамутдинович
  • Кулаков Олег Александрович
  • Мухаметдинов Эдуард Мухаматзакиевич
  • Гафиятуллин Асхат Асадуллович
  • Казанцев Роман Алексеевич
RU2739657C1
ПОРШЕНЬ С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ И ПОДОГРЕВОМ 2007
  • Диденко Александр Анатольевич
  • Герасимов Александр Дмитриевич
  • Швец Эльмир Александрович
  • Смышляев Михаил Васильевич
  • Дмитриев Павел Сергеевич
  • Метик Владимир Викторович
  • Подчинок Евгений Васильевич
  • Прокофьев Денис Валерьевич
  • Новиков Дмитрий Анатольевич
  • Метельский Юрий Анатольевич
RU2373414C2
СПОСОБ РЕМОНТА АГРЕГАТОВ И УЗЛОВ МАШИНЫ 2008
  • Суворов Вадим Валерьевич
  • Горностаев Владимир Александрович
  • Чечет Виктор Анатольевич
  • Бойков Алексей Юрьевич
RU2380246C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАЗОРА В ШАТУННОМ ПОДШИПНИКЕ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ПРИ ИСПЫТАНИИ И ДИАГНОСТИКЕ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ, ТРАНСПОРТНЫХ И ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН 2018
  • Макушин Александр Александрович
  • Кулаков Александр Тихонович
  • Кулаков Олег Александрович
  • Илюхин Алексей Николаевич
RU2691259C1
КОМПЛЕКС СБОРКИ ШАТУННО-ПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ 2013
  • Басавин Гарри Эгонович
  • Егунов Сергей Владимирович
  • Петров Валерий Иванович
RU2548843C2
Устройство для установки комплекта поршневых колец 1982
  • Буч Александр Христьянович
SU1073067A1
Способ обработки гильзы цилиндра 1991
  • Тавлыбаев Фасхетдин Низаметдинович
SU1807926A3
СПОСОБ УДАЛЕНИЯ ГИЛЬЗЫ ЦИЛИНДРА ИЗ БЛОКА АВТОТРАКТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2007
  • Скворцов Василий Борисович
  • Скворцова Светлана Борисовна
  • Доброхотов Юрий Николаевич
RU2341672C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Грабовский А.А.
RU2146010C1
Складной контейнер 1989
  • Сатановский Александр Петрович
  • Игнатьев Геннадий Степанович
  • Зубова Елена Витальевна
SU1629219A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 701 463 A1

Реферат патента 1991 года Способ Дагиса ремонта двигателей

Изобретение относится к способам ремонта бывших в работе комплектов деталей при ремонте машин, к технологическим процессам разборочно-сборочных работ при ремонте поршневых автотракторных двигателей и др. поршневых машин, в частности к способам необезличивания цилиндро- поршневых комплектов при ремонте. Цель изобретения - упрощение процесса р емон- та, исключение повреждения деталей в процессе ремонта и сохранение комплектности бывших в эксплуатации разборных подвижных соединений. Проводят неполную разборку двигателя, очистку, контроль остаточного ресурса ципиндро-поршневых комплектов, г при заданной величине остаточного ресурса выполняют действия, направленные на закрепление цилиндро- поршневых комплектов в гильзах цилиндров, установленных в блоках цилиндров без обезличивания. В гильзах цилиндров крепят поршни при помощи технологических приспособлений, снабженных захватами для внутренних поверхностей гильз и поршней. Блоки цилиндров для выполнения последующих ремонтных операций после контроля подают в сборе с цилиндро-порш- невыми комплектами и технологическими приспособлениями, закрепленными в гильзах цилиндоов. Применяют вариант, по которому шатунно-поршневые комплекты в гильзах цилиндров закрепляют путем соединения шатунов с технологическим валом, установленным в коренные опоры блоков цилиндров. 1 з.п.ф-лы, 6 ил. (Л

Формула изобретения SU 1 701 463 A1

Фиг б

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1991 года SU1701463A1

Пасов В.З
Стеклографический печатный станок с ножной педалью 1922
  • Левенц М.А.
SU236A1

SU 1 701 463 A1

Авторы

Дагис Зигфрид Станиславович

Даты

1991-12-30Публикация

1988-11-23Подача