Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкции муфт свободного хода.
Целью изобретения является повышение долговечности за счет обеспечения безударного и четкого включения.
На фиг.1 изображена предлагаемая кулачковая муфта свободного хода, установленная для привода зарядного генератора дизеля; на фиг.2 то же, в сборе (продольный разрез); на фиг.3 разрез А-А на фиг.2; на фиг.4 развертка торцевых трапецеидальных кулачков (разрез Б-Б на фиг.3); на фиг.5 и 6 пример выполнения кулачка с гашением импульса силы в момент включения.
Кулачковая муфта свободного хода содержит вал 1, на котором свободно установлена ведущая полумуфта 2, упирающаяся в торец 3 вала 1, и ведомая полумуфта 4, соединенная с валом 1 посредством винтовых шлицев 5 под углом наклона β к оси вала 1. Ведущая 2 и ведомая 4 полумуфты соединены между собой посредством торцевых кулачков 6 одинакового трапецеидального профиля.
Для обеспечения постоянного контакта между торцевыми кулачками 6 ведущей 2 и ведомой 4 полумуфт имеется следящая пружина 7, которая одним концом упирается в торец ведомой полумуфты 4, а другим концом во втулку 8, напрессованную на конец вала 1.
Торцевые кулачки 6 полумуфт 2 и 4 имеют рабочую поверхность 9 под углом наклона α относительно оси вала, меньшим угла наклона β винтовых шлицев 5 соединения, поверхность 10, перпендикулярную оси вращения вала 1, поверхность 11 под углом наклона γ относительно оси вращения вала 1 (при условии γ > β), которая работает в случае выключения муфты.
От вала 1 получает привод агрегат 12 зарядный генератор дизеля. Угол наклона β винтовых шлицев 5 больше угла наклона α рабочих поверхностей торцевых кулачков 9 на величину, превышающую сумму углов трения в винтовых шлицах 5 (ρ3) и рабочих поверхностях 9 торцевых кулачков 6 (ρ2), что определяется из соотношения
β α > ρ2 + ρ3
В варианте исполнения муфты часть рабочей поверхности 9 кулачка 6, поверхность 13, примыкающая к основанию кулачка 6 ведущей муфты 2, а также и к вершине кулачка 6 ведомой муфты 4, выполнена под углом α1 к оси вала при соотношении β -α1 <ρ2 + ρ3, где ρ2 и ρ3 углы трения соответственно в торцевых кулачках и винтовых шлицах муфты. Поверхности 10 и 13 сопряжены поверхностью 14 фаской.
Остальная часть рабочей поверхности 9 кулачка 6, примыкающая к основанию кулачка 6 ведомой муфты 4 (а также к вершине кулачка 6 ведущей муфты 3) выполнена под углом α2 к оси вала, при соотношении β α2 > ρ2 + ρ3, т.е. фактически α2= α.
Предлагаемая кулачковая муфта свободного хода работает следующим образом.
При вращении ведущей полумуфты 2 и взаимодействии рабочих поверхностей 9 торцевых кулачков 6 происходит разворот ведомой полумуфты 4 относительно вала 1 по винтовым шлицам 5, в результате чего ведомая полумуфта 4 поджимается к ведущей полумуфте 2 независимо от усилия следящей пружины 7. Ведущая полумуфта 2 упирается при этом в торец 3 вала 1. Происходит передача крутящего момента через рабочую поверхность 9 торцевых кулачков 6 и винтовые шлицы 5 вала 1.
При возникновении обратного момента (импульс нагрузки), в случае замедления вращения ведущей полумуфты 2 относительно вала 1, происходит взаимодействие поверхностей 11 торцевых кулачков 6, при этом ведомая полумуфта 4, преодолевая сопротивление следящей пружины 7, выходит из зацепления с ведущей полумуфтой 2. Проскальзывание ведомой полумуфты 4 относительно ведущей полумуфты 2 будет происходить при незначительных усилиях обратных моментов, однако при этом не происходит ударов поверхностей кулачков, так как кулачки 6 имеют трапецеидальное сечение.
В момент включения муфты ведущая полумуфта 2 опережает ведомую 4, происходит взаимодействие поверхностей 9 торцевых кулачков 6, где за счет разности углов β -α > ρ2 + ρ3 (ρ2 и ρ3 угол трения на поверхности 9 торцевых кулачков 6 и угол трения поверхности винтовых шлицев 5 возникает усилие, вводящее ведомую полумуфту 4 в зацепление с ведущей полумуфтой 2, т.е. происходит включение муфты и передача крутящего момента.
Особенностью данной муфты является то, что поверхность 9 торцевых кулачков 6 имеет угол наклона α относительно оси вала 1, что при взаимодействии с торцевыми кулачками ведомой полумуфты 4 в сочетании с винтовыми шлицами 5 под углом наклона β относительно оси вала 1 приводит к заклиниванию муфты, преодолевая силы трения, возникающие в шлицах 5 и поверхностях 9 торцевых кулачков 6.
Пружина 7 выполняет следящую роль, обеспечивая постоянный контакт между поверхностями торцевых кулачков 6 ведущей 2 и ведомой 4 полумуфт и может иметь незначительное усилие.
Изменяя соотношение углов β α > ρ2+ + ρ3, можно обеспечить условие, при котором при включении муфты будет происходить торможение ведомой полумуфты 4 относительно ведущей полумуфты 2 за счет сил трения, возникающих в шлицах 5 и торцевых кулачках 6, чем дополнительно достигается гашение импульса нагрузки.
На фиг. 5 показано положение кулачка в момент заклинивания муфты, где рабочая поверхность 12 проходит участок А, который расположен под углом наклона α к оси вала. На данном участке кулачка за счет преодоления сил трения между данной поверхностью 13 кулачков и в шлицах ведомой полумуфты 4 происходит некоторое выравнивание скоростей вращения ведущей 2 и ведомой 4 полумуфт. Под действием результирующей силы R1 полумуфта 4 проходит участок А1, преодолевая сопротивление следящей пружины 7 и в работу вступает участок А2 рабочей поверхности кулачка с углом наклона α2. На данном участке кулачка на ведомую полумуфту 4 действует результирующая сила R2, которая прижимает ее к ведущей полумуфте 2. На участке А2 ведущих поверхностей 9 кулачков с углом наклона 2 происходит передача крутящего момента. При условии замыкания рабочих поверхностей 9 кулачков первоначально на участке А2, ведомая полумуфта 4 за счет действия силы R2 будет прижиматься к ведущей полумуфте 2 и после прохождения участка А1 произойдет последующее торможение ведомой полумуфты 4 на участке А2.
При проскальзывании ведомой полумуфты 4 относительно ведущей полумуфты 3 контакт кулачков осуществляется по поверхности 11, 10, 13, 9, 14, 10, имеющих плавные переходы, что также предохраняет торцевые кулачки от ударных нагрузок.
В предложенной муфте свободного хода с трапецеидальными торцевыми кулачками исключается ударный характер включения, а измененный профиль рабочей поверхности 9 торцевого кулачка 6 обеспечивает гашение импульса нагрузок за счет сил трения. В данной муфте передача крутящего момента происходит за счет действия нормальных сил, исключается также дискретный характер включения муфты.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КЛИНОВАЯ МУФТА СВОБОДНОГО ХОДА | 2001 |
|
RU2221941C2 |
Кулачковая предохранительная муфта | 1986 |
|
SU1344986A1 |
ОБРАТНЫЙ ПОВОРОТНЫЙ ЗАТВОР (ВАРИАНТЫ) | 2012 |
|
RU2514452C1 |
КЛИНОВАЯ МУФТА СВОБОДНОГО ХОДА | 2001 |
|
RU2221942C2 |
Электромоторный привод | 2017 |
|
RU2666383C1 |
ГРЕБНОЙ ВИНТ С ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЙ МУФТОЙ | 2012 |
|
RU2644200C2 |
Узел соединения валов | 1990 |
|
SU1762025A1 |
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА | 1993 |
|
RU2097619C1 |
Храповая муфта | 1989 |
|
SU1770632A1 |
КУЛАЧКОВАЯ МУФТА | 1973 |
|
SU375417A1 |
Изобретение относится к машиностроению, в частности к муфтам свободного хода. Целью изобретения является повышение долговечности за счет обеспечения безударного и четкого включения. Муфта содержит ведущую полумуфту (П) 2 и подпружиненную к ней ведомую П 4, установленную на ведомом валу посредством винтовых шлиц. П 4 и 2 взаимодействуют друг с другом посредством торцевых кулачков (К) 6 трапецеидального сечения. Рабочая поверхность 9 К 6 выполнена с углом наклона к оси муфты, меньшим угла наклона винтовых шлиц на величину, при которой обеспечивается следующее соотношение β-α > ρ2+ρ3, где α - угол наклона рабочей поверхности кулачка; b - угол наклона винтовых шлиц; r2 - угол трения рабочей поверхности кулачка; ρ3 - угол трения на поверхности винтовых шлиц. Часть рабочей поверхности 9 К 6, примыкающая к донной части К 6 полумуфты 2, выполнена под таким углом, что обеспечивается соотношение β-α1< ρ2+ρ3, где α1 - угол наклона участка сопряжения рабочей поверхности кулачка, примыкающей к основанию кулачка ведущей полумуфты. Такая геометрия К 6 позволяет избежать ударного включения П 2 и 4 и обеспечивает четкое их включение, а следовательно, повышает долговечность муфты. 1 з.п.ф-лы, 6 ил.
β-α > ρ2+ρ3,
где α угол наклона рабочей поверхности кулачков;
b угол наклона винтовых шлицев;
r2 угол трения на рабочей поверхности кулачков;
ρ3 угол трения на поверхности винтовых щлиц.
β-α1< ρ2+ρ3
где α1 угол наклона участка сопряжения рабочей поверхности с вершиной кулачка;
β угол наклона винтовых шлиц;
r2 угол трения на рабочей поверхности кулачков;
ρ3 угол трения на поверхности винтовых шлиц;
а часть рабочей поверхности кулачков ведущей полумуфты сопряжена с их основанием, аналогичным участкам.
Артоболевский И.И | |||
Механизмы в современной технике | |||
М.: Наука, том IY, 1980, с.340, фиг.2544. |
Авторы
Даты
1995-04-10—Публикация
1989-10-11—Подача