изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в мощных силовых трансформаторах с расщепленными обмотками собственных нужд.
Целью изобретения является уменьшение материалоемкости и снижение потерь при трансформации электроэнергии.
На фиг. 1 изображена активная часть трансформатора, сечение по одной из фаз; на фиг. 2 - схема соединения обмоток трансформатора.
Активная часть трансформатора с расщепленной обмоткой собственных нужд (фиг. 1) содержит магнитопровод 1, на стержне 2 которого концентрично размещены обмотка низкого напряжения (НН) 3, обмотка высокого напряжения (ВН) 4 и расщепленная обмотка собственных нужд (СН).
Обмотка СН состоит из восьми равных частей 5-12. разделенных на две секции, одна из которых имеет ширину обмотки НН и расположена у обоих ее торцов по две ч.зсти (5, 6 и 9. 10) с каждой стороны, а другэя ширину обмотки В Н и также расположена у обоих ее торцов по две части (7, 8 и 11, 12) с каждой стороны.
Обмотки одна от другой и от магнитной системы изолируются с помощью изоляционных цилиндров 13 и шайб 14, а.в осевом направлении запрессованы с помощью прессующих колец 15.
Равенство ширины секций расщепленной обмотки СН соответствующим ширинам обмоток низкого 3 и высокого 4 напряжения необхо,димодля обеспечения надежной осевой запрессовки секций расщепленной обмотки.
Все части расщепленной обмотки СН имеют одинаковое число витков. На частях обмотки СН 7. 8,11 и 12, расположенных по торцам обмотки ВН, предусмотрено выполнение отпаек для обеспечения регулирования напряжения у потребителей.
Расщепленная обмотка СИ может быть соединена в треугольник или звезду и использована для питания собственных нужд мощных тепловых станций.
Мощность обмотки СН может достигать 10-20% мощности основных обмоток НН или ЕЙ.
Для обеспечения реактивного сопротивления пары расщепленная обмотка СИ обмотка НН в пределах 9-15%, приведенного к стороне СН, т.е. обеспечения приемлемого для заказчика колебания напряжения при изменени1{нагрузки на обмотке СН. и обеспечения злектродинамической стойкости обмоток при КЗ, части обмотки СН соединены следующим образом; части 5 и 7,6 и 8 уодного торца обмоток ВН и НН и части 9 и 12, 10 и 11 у другого торца этих обмоток соединены последовател1 но, а ветви 5, 7 и 6, 8 и 9, 12 и 10, 11 соединеныпараллельно, образуя верхнюю и нижнюю половины обмотки СИ соответственно.
Размещение обмотки СН по общим торцам обмоток НН и ВН позволяет уменьшить реактивное сопротивление пары обмотка НН - обмотка СН, устранить несимметрию в распределении осевых электродинамических сил и повысить стойкость трансформатора при КЗ.
При наличии в активной части трансформатора регулировочной обмотки 16 на стороне обмотки ВН, расположенной снаружи В Н (фиг. 1. пунктир) размещения обмотки СН по торцам обмоток НН и ВН является наиболее приемлемым вариантом.
При таком расположении частей обмотки СН электромагнитная связь между нею и обмоткой НН существенно ослабляется, что позволяет уменьшить кратность тока короткого замыкания в обмотке СН и с меньшими затратами обмоточного провода обеспечить
электродинамическую стойкость обмотки СН.
Использование изобретения в мощных силовых блочных трансформаторах мощностью 100000-500000 кВА позволяет отказаться от схемы электроснабжения, состоящей из блочного трансформатора и трансформатора собственных нужд, подключаемого обычно к стороне ВН, и распределительного устройства.
Ф о р м у л а и 3 о б р е т е Н и я 1.Активная часть трансформатора с расщепленной обмоткой собственных
нужд, содержащая магнитопровод, на каждом стержне которого концентрично размещены основные обмотки низкого и высокого напряжения, а та1бке расщепленная обмотка собственных нужд, расположенная у торцов низкого напряжения и высокого напряжения и разделенная на две секции, одна из которых имеет ширину обмотки низкого напряжения, а другая - ширину обмотки высокого напряжения, отличаю щ а я
с я тем, что, с целью уменьшения материалоемкости и снижения потерь, секции выполнены с одинаковым числом витков, каждая секция имеет четыре равные части, две из которых расположены у нижнего, а
две - у верхнего торца соответствующей основной обмотки, части секций, расположенные ближе к торцам обмотки низкого напряжения, соединены последовательно с частями секций, расположенными дальше
от соответствующих торцов обмотки высокого напряжения, а части секций, расположенные ближе к торцам обмотки высокого напряжения, соединены последовательно с частями секций, расположенными дальше
от соответствующих торцов обмотки низкого напряжения, пары последовательно соединенных частей соединены между собой параллельно, образуя верхнюю и нижнюю половины обмотки среднего напряжения.
2. Активная часть трансформатора по п. 1, отличающаяся тем, что части секций расщепленной обмотки собственных нужд, расположенные по торцам обмотки высокого напряжения, снабжены регулировочными отпайками.

| название | год | авторы | номер документа |
|---|---|---|---|
| Трехобмоточный автотрансформатор с регулированием напряжения | 1989 |
|
SU1749924A1 |
| Активная часть автотрансформатора | 1984 |
|
SU1275560A1 |
| СИЛОВОЙ ТРАНСФОРМАТОР | 1992 |
|
RU2076366C1 |
| Однофазный двухобмоточный трансформатор | 1959 |
|
SU130568A1 |
| Система электроснабжения | 1979 |
|
SU1030909A1 |
| Трехобмоточный трансформатор | 1987 |
|
SU1534524A1 |
| УСТРОЙСТВО ПРОДОЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДВУХОБМОТОЧНЫХ СИЛОВЫХ ТРАНСФОРМАТОРОВ | 2012 |
|
RU2502168C1 |
| Схема резервного электроснабжения собственных нужд атомной электростанции | 1990 |
|
SU1744754A1 |
| Электростанция | 1989 |
|
SU1683169A1 |
| Трансформатор | 1980 |
|
SU898521A1 |
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в мощных силовых трансформаторах с расщепленными обмотками собственных нужд. Цель изобретения - уменьшение материалоемкости и снижение потерь. Обмотка собственных нужд (СН) состоит из двух половин, расположенных у верхних и нижних торцов обмоток низкого 3 и высокого 4 напряжения. Каждая половина обмотки СН состоит из четырех частей^ Части 5 и 6 расположены у верхнего торца обмотки 3, а части 9 и 10 — у нижнего; части 7 и 8 расположены у верхнего торца обмотки 4, а части 11 и 12 - у нижнего. Части 5 и 7, 6 и 8, 9 и 12, 10 и 12 соединены между собой последовательно, а последовательно соединенные пары частей у каждого торца сое,аинены между собой параллельно, что позволяет достичь требуемого значения реактивного сопротивления, снизить потери и материалоемкость и повысить электродинамическую стойкость. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
| Активная часть автотрансформатора | 1984 |
|
SU1275560A1 |
| кя | |||
| Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1992-01-30—Публикация
1989-06-19—Подача