Изобретение относится к машиностроению, а именно к приборостроению.
Целью изобретения является повышение нагрузочной способности, уменьшение трения и износа.
На фиг. 1 представлен подшипник, разрез; на фиг. 2 - вид А на фиг. 1, со снятым валом; на фиг. 3 и 4 - магнитопроводы, разрез.
Подшипниковый узел включает немагнитный вал 1, корпус 2, содержит кольцевой постоянный магнитЗ с аксиальной намагниченностью с магнитопроводами 4 и 5, при-. мыкающими к полюсам и создающие рабочие зазоры трапецеидального сечения, заполненные магнитным маслом 6. Магнитопррвод 4 выполнен в виде втулки с наклонным торцом 7 цилиндрической части 8 и выступом, 9 переменного радиуса на поверхности. Магнитопровод 5 выполнен в виде втулки с эксцентричным отверстием 10 с одной стороны и выступом 11с наклонным торцом 12 на внутренней поверхности с другой, Магнитопроводы 4 и 5 входят соосно друг в друга, при этом поверхность 13 выступа переменного сечения магнитопровода 4 и поверхность 14 эксцентричного отверстия магнитопровода 5 создают кольцевую канавку 15, расположенную на торцовой опорной поверхности, а наклонный торец 16 наружной цилиндрической части 8 магнитопровода 4-и торец 17 выступа 11 магнитопровода 5 - сплошную канавку 18 эллипсовидной формы в наклонном сечении к оси вращения. Кольцевая канавка 15 обращена сужающейся частью к упорному буртику 19. а канавка 18 - к цапфе 20,
Магнитогидродинамический подшип, никовый узел работает следук щим образом.
Постоянный кольцевой магнит 3 образует два магнитных контура. Один кЬнтур замыкается через магнитопроводы 4 и 5 и магйитноб масло 6 в кольцевой кана1зке 15, другой через магнитопроводы 4 и 5 и магнитное масло 6 - в канавке 18, Магнитное масло 6 при этом оказывается в неоднородном поле, так как кольцевая канавка 15 и канавка 18 имеют трапецеидальное сечение, создаваемое наклоном торцов 13, 14, 16 и 17 магнитопроводов 4 и 5. Магнитное масло 6 неоднородным полем увлекается в зазоры кольцевой канавки 15 и канавки 18. При вращении вала 1 магнитное масло 6 принудительно намазывается на упорный буртик 19 и цапфу 20. Зазор между валом 1 и опорными поверхностями заполняется магнитным маслом 6, которое создает гидродинамическое давление, удерживающее вал 1 в стабильном положении под действием осевой и радиальной нагрузки. Магнитное масло 6 удерживается в зазорах магнитными силами.
Снижение трения и износа достигается
тем. что магнитное масло 6 втягивается в зазоры кольцевой канавки 15 и канавки 18, а поскольку поле в них неоднородное, то магнитное масло 6 магнитными силами прижимается к опорным поверхностям вала 1 и
принудительно смазывает их. Причем за счет наклона канавки 18 цапфа 20 равномерно смазыв ается по всей образующей, а за счет эксцентричного расположения канавки 15 равномерно смазывается упорный
буртик 19 по всей его ширине. При ухудшении смазочной способности магнитного масла 6 уменьшается его намагниченность. Свежая порция смазки с большей намагниченностью поддействием магнитного поля
выталкивает отработанную часть, которая попадая в кольцевую канавку 15 и канавку 18, вновь омагничивается, и цикл повторяется. Таким образом происходит циркуляция смазки. В нерабочем состоянии
небольшое количество магнитного масла 6 удерживается в зазорах между трущимися поверхностями, что устраняет износ, возникающий при сухом трении во время пуска и останова.
Трениеи износ снижаются также вследствие уменьшения радиуса от оси вращения до поверхности, по которой осуществляется Трение. В предлагаемом подшипнике трение осуществляется по поверхности вал 1 магнитопроводы 4 и 5..
Формула изобретения Магнитогидродина 1ический подшипниковый узел, содержащий установленный
в корпусе кольцевой постоянный магнит с аксиальной намагниченностью, размещенный в корпусе немагнитный вал, магнитопроводы в виде двух втулок, установленные коаксиально валу, примыкающие к полюсам
магнита и рабочие торцы которых выполне ны наклонными по отношению к оси вала с образованием постоянных по торцам рабочих зазоров трапецеидального сечения, которые заполнены магнитной жидкостью, отл и ч а ю щ и и с я тем. что, с целью повыше- ния нагрузочной способности, уменьшения трения и износа, первая из втулок имеет эксцентричнытй относительна цилиндрической части выступ на наружной поверхности, вторая - наружную и внутреннюю соосные цилиндрические части, соединенные между собой и на конце наружной цилиндрической части которой выполнена стенка, причем внутренняя цилиндрическая часть имеет соответствующее первой втулке
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЭЛЕКТРОМАШИНА | 2013 |
|
RU2542327C1 |
ЭЛЕКТРОШПИНДЕЛЬ | 2013 |
|
RU2528420C1 |
ЭЛЕКТРОМАШИНА | 2014 |
|
RU2549883C1 |
Уплотнение подшипникового узла | 1990 |
|
SU1742562A1 |
Магнитожидкостный узел | 1985 |
|
SU1240996A1 |
РАДИАЛЬНЫЙ МАГНИТНЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ | 2015 |
|
RU2579369C1 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2013 |
|
RU2528891C1 |
ПЕРЕДНЯЯ ОПОРА РОТОРА ВЕНТИЛЯТОРА ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2014 |
|
RU2602470C2 |
ДВОЙНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 2019 |
|
RU2708963C1 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2013 |
|
RU2528889C1 |
Изобретение относится к машиностроению, а именно к приборостроению. Цель изобретения - повышение нагрузочной способности, уменьшение трения и износа. Магнитогидродинамичёский подшипниковый узел содержит вал 1, выполненный из неферромагнитного материала и установленные в корпусе 2 постоянный магнит 3 смагнитопроводами 4 и 5 в виде втулок. Маг- нитопровод 4 выполнен с наклонным торцом 7 цилиндрической части 8 и выступом 9 переменного радиуса на наружной поверхности, а магнитопровод 5 - с эксцентричным отверстием 10 с одной стороны и выступом 11 с наклонным торцом 12 на внутренней поверхности с другой. Магнитопроводы 4, 5 входят соосно друг в. друга и установлены в корпусе 2. Их торцовые поверхности 13 и 14, а также торцы 16 и 17 соответственно образуют одновременно кольцевую^ 15 и сплошную 18 канавки, заполненные магнитным маслом 6. При вращении вала 1 магнитное масло 6 принудительно смазывает цапфу 20 и упорный буртик 19, возникающее магни- тогидродинамическое давление между трущимися частями повышает нагрузочную способность подшипника и снижает трение и износ. 4 ил.(ЛСIА194 5lffl/2./ю о ю VJ>&
Магнитожидкостный узел | 1985 |
|
SU1240996A1 |
кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Приспособление для установки двигателя в топках с получающими возвратно-поступательное перемещение колосниками | 1917 |
|
SU1985A1 |
Авторы
Даты
1992-02-15—Публикация
1989-03-13—Подача