Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано в насосостроении и компрессоростроёнии.
Цель изобретения - повышение надежности за счет обеспечения саморегулирования контактного давления в паре трения.
На фиг. 1 показано уплотнение, продольный разрез: на фиг. 2 - развертка прорезной втулки.
Уплотнение содержит вращающееся вместе с валом 1 уплотнительное кольцо 2 и невращающееся установленное в корпусе 3 уплотнительное кольцо 4, Вращающееся кольцо 2 закреплено на втулке 5, которая одним концом (на фиг. 1 - левым торцом) закреплена на валу 1, другим концом втулка 5 уплотнена по валу 1 упругим кольцом 6. На втулке 5 выполнены поперечные расположенные вдоль по окружности вырезы 7, по длине втулки 5 выполнены ряды таких вырезов 7. Вырезы 7 каждого последующего ряда смещены по окружности относительно вырезов 7 каждого предыдущего ряда на некоторый угол так. что боковые перемычки 8, образованные вырезами 7, представляют собой спиральные линии, проходящие от одного торца втулки 5 к другому. Закрутка спиральных линий боковых перемычек 3 на прорезной втулке 5 зависит от того, где установлена втулка 5. Если втулка 5 установлена на валу 1 (фиг. 1). который вращается по часовой Ьтрелке (если смотреть слева со стороны закрепленного конца втулки 5), то закрутка спиральных линий боковых пе ремычек 8 совпадает с направлением вращения вала 1. Если втулка 5 закреплена в корпусе 3, то закрутка спиральных линий боковых перемычек 8 направлена противоположно вращению вала 1. Вырезы могут быть выполнены одинаковых размеров и формы. Боковые перемычки 3 расположены на одинаковых расстояниях друг от друга. Кольцевые перемычки 9, образованные вырезами 7, перпендикулярны оси втулки 5 и параллельны между собой. Вырезы 7 могут быть смещены не только в окружном направлении, но и вдоль спиральных линий (фиг. 3). В этом случае кольцевая перемычка
9 представляет собой разомкнутые кольцевые участки.
Уплотнение работает следующим образом.
Под действием повышения уплотняемого перепада давления либо появления зоны обедненной смазки в торцевом контакте жидкостный режим трения меняется на граничное или сухое трение. В контактной паре
кольцо 2 - кольцо 4 возникает момент сил трения скольжения. Под действием зтого момента скорость вращения кольца 2 становится меньше, чем скорость вращения торца втулки 5. закрепленного на валу 1 и
вращающегося вместе с ним. Кольцо 2 тормозится, в результате происходит закручивание прорезной втулки 5. что вызывает уменьшение ее осевой длины. Следовательно, давление в стыке уменьшается, микрозазбр в паре трения увеличивается, смазочный сгой восстанавливается, наступает режим жидкостного трения и прорезная втулка 5, закрученная на некоторый угол, возвращает кольцо 2 в исходное положение.
В случае, когда прорезная втулка 5 закреплена на корпусе 3, механизм работы уплотнения аналогичен.
Формула изобретения
Торцовое уплотнение вала, содержащее установленное в корпусе невращающееся уплотнительное кольцо и расположенное на валу вращающееся уплотнительное кольцо, при этом одно из уплотнительныхколецх подпружинено в осевом направлении прорезной втулкой, в которой выполнен ряд взаимно перекрывающихся вырезов, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности за счет
обеспечения саморегулирования контактного давления в паре трения, вырезы втулки ориентированы по спиральным линиям, расположенным на равных расстояниях одна от другой С наклоном в сторону вращения
вала ot подпружиненного кольца, закрепленного на валу, или в противоположную сторону при закреплении подпружиненного кольца в корпусе.
фиг. г
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УПЛОТНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО С ФУНКЦИЯМИ КОМПЕНСАТОРА ТЕМПЕРАТУРНОГО РАСШИРЕНИЯ СМАЗЫВАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ | 2000 |
|
RU2177571C1 |
Торцовое уплотнение | 1989 |
|
SU1707371A1 |
Торцовое уплотнение вращающегося вала | 1990 |
|
SU1737200A1 |
ТОРЦОВОЕ ГАЗОДИНАМИЧЕСКОЕ УПЛОТНЕНИЕ ОПОРЫ РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ | 2015 |
|
RU2598966C1 |
ЩЕТОЧНОЕ УПЛОТНЕНИЕ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 2015 |
|
RU2583480C1 |
Радиально-торцовое газодинамическое уплотнение масляной полости опор роторов турбомашин | 2015 |
|
RU2611706C1 |
Элемент пары трения торцового уплотнения | 2018 |
|
RU2690287C1 |
ШАРНИРНЫЙ ПЕРЕВОДНИК ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2008 |
|
RU2358086C1 |
Уплотнение вала | 1988 |
|
SU1541451A1 |
Торцовое уплотнение | 1986 |
|
SU1341428A1 |
Изобретение относится к уплотнитель- ной технике и может быть использовано в. насосостроении и компрессоростроении.Цель - повышение надежности. Уплотнение содержит вращающееся вместе с валом 1 кольцо 2 и невращающееся установленное в корпусе 3 кольцо 4. Одно из колец подпружинено в осевом направлении прорезной втулкой 5. на которой выполнены ряды вырезов 7. Вырезы 7 каждого ряда смещены относительно друг друга так, что образованные ими боковые перемычки 8 образуют Спиральные линий, закрутка которых зависит от того, как устанавливается втулка 5. Вырезы 7 могут быть сдвинуты не только в окружном направлении, но и вдоль спиральных линий. Боковые перемычки 8 расположены на равных расстояниях друг от друга. 2 ил.•ч,^fehO^ ^>&
ТОРЦОВОЕ УПЛОТНЕНИЕ | 0 |
|
SU240420A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1992-02-15—Публикация
1990-01-09—Подача