Изобретение относится к строительству и может быть использовано при ремонте действующих подводных трубопроводов на их провисающих и размытых участках, i
Цель изобретения - повышение надежности имеющего участки противоположной кривизны трубопровода путем снижения в нем напряжений за счет изменения граничных условий ремонтируемого изогнутого участка.
На фиг. 1 изображен подводный трубопровод с размытым участком и двумя прилегающими к нему участками, имеющими кривизну противоположного знака; на фиг. 2 положение вскрытого приподнятого участка с разработанной траншеей; на фиг. 3 - подводный трубопровод после заглубления ремонтируемого участка.
Решение о производстве ремонта подводного трубопровода принимается в результате обследования, которое определяет оголение его участков. После обнаружения оголенных участков трубопроводов производятся изыскания, cocтaвляetcя прогноз размыва дна водоема и по отношению к новому прогнозу трубопровод должен укладываться в соответствии со СНиП 2.02.06-85.
Для заглубления криволинейного участка подводного трубопровода 1 на pasMbiTOM участке 2 вскрывают его и прилегающие к нему участки трубопровода 1 противоположной кривизны и приподнимают все вскрытые участки трубопровода 1, после чего разрабатывают траншею 3 протяженностью, достаточной для обеспечения необходимой величины заглубления при условии выполнения нормативных требований по прочности трубопровода. Одновременно с разработкой траншеи 3 разрабатывают траншеи 4 и 5 справа и слева от размытого участка 2 (фиг. 2) необходимой протяженности, имеющие кривизну противоположного знака относительно размытого участка 2.
В ходе вскрытия траншеи осуществляют подъем трубопроводов 1 с целью устранения сил трения трубопровода о грунт, облегчения продольного перемещения трубопровода в сторону прилегающих от размытого участка 2 к траншеям 4 и 5 и заглубления трубопровода по профилю вновь подготовленных траншей. Подъем участка подводного трубопровода осуществляется под некоторым углом а. с обеспечением расстояния f между точками подвеса для обеспечения провисания трубопровода на размытом участке 2.
Величина угла а и длина t назначаются в соответствии с расчетом методами сопромата и должны обеспечить уменьшение
выпуклости участка 2, при этом напряжения в трубопроводе 1 не должны превышать предел упругости. Оптимальные величины. и угла а позволяют создать горизонтальную составляющую, которая способствует уменьшению выпуклости криволинейного участка 2. После отрывки траншей 3-5 расчетной глубины укладывают трубопровод 1 на новые отметки и проводят засыпку траншей 3-5.
Данный способ позволяет вести ремонт подводного трубопровода методом подсадки и в том случае, если граница ремонтируемого участка 2 выходит за пределы водоема, подсадку участка трубопровода 1, размещенного на суше, осуществляют по таким же рекомендациям, как и для подводной части трубопровода 1, Возможно осуществление ремонта трубопровода методом посадки на прямолинейных участках или прямолинейных участках, примыкающих к ремонтируемому криволинейному участку трубопровода.
Пример. Проектное решение по
ремонту подводного перехода магистрального нефтепровода Усть-Н. Вартовск через реку Обь.
Произошел размыв участка трубопровода р 1020 мм, имеющего выпуклую форму.
Основная идея изобретения - компенсирование лишнего пространства между нижней образующей трубопровода 1 и новым положением трубопровода 1 с перераспределением его на прилегающие участки 4
и 5, для чего вычисляется площадь нижней образующей трубопровода 1 и кривой, изображающей новое положение заглубленного трубопровода. Для положения, приведенного на фиг. 1, она составила
493,0 м.
Выбираются варианты заглубления с одной прилегающей стороны, двух и большего числа прилегающих участков трубопровода. Решено проводить заглубление в
двух прилегающих сторон.
Прочерчиваются варианты заглубления ремонтируемого 2 и прилегающих 4 и 5 участков с определением площадей этих участков. При этом сумма профильных площадей
прилегающих участков 4 и 5 должна быть не меньше профильной площади размытого участка 2, равная 493 м. Выбирается профильная площадь участка 4, равная 303 м, а участка 5-204 м . Рассчитывается глубина
подсадки в зависимости от напряженного состояния каждого участка, но не менее 1 м от максимально возможного прогнозируемого размыва. Рассчитываются наименьшие радиусы изгиба трубопровода на
участках 2,4 и 5, напряжения в трубопроводе на этих участках и вертикальные координаты трубопровода. На участке 4 радиус кривизны составил 2000 м, а напряжения 0,55 МПа; на участке м и 1,5 МПа соответственно. При этом напряжения на выпуклом участке 2 снизились до 1,36 МПа В процессе укладки на новые отметки необходимо измерять положение трубопррвода 1. Если из-за трения его о грунт или других причин трубопровод не занимает необходимое положение, его необходимо приподнять, причем угол а должен составлять не менее 10°, что значительно упрощает заглубление подводного трубопровода. Исключаются работы по вытеснению перекачиваемого продукта (нефти или нефтепродукта) водой из подводного трубопровода, созданию временного земляногЬ амбара для хранения вытесненной нефти или нефтепродукта, по вырезке участка 2 трубопровода и вварке катушки. Благодаря исключению опорожнения подводного трубопровода и временного хранения нефти или нефтепродуктов в земляном амбаре предотвращается их попадание в окружающую среду и загрязнение. Отсутствие необходимости вставки катушки исключает подгонку, центровку трубопровода и сварочные работы, что позволяет снизить трудоемкость Г1роведения ремонтных работ и улучшить охрану окружающей среды. Ф о р м у л а и зо б р ете н и я Способ ремонта провисающих и размытых участков подводного трубопровода, заключающийся во вскрытии ремонтируемого участка трубопровода, углублении под ним траншеи, последующей его укладке на новые отметки заложения и засыпке грунтом, отличающийся тем. что, с целью повышения надежности имеющего участки противоположной кривизны трубопровода путем снижения в нем напряжений за счет изменения граничных условий ремонтируемого изогнутого участка, вскрывают прилегающие к нему участки противоположной кривизны и приподнимают все вскрытые участки трубопровода, при этом углубление траншеи и укладку трубопровода перед засыпкой на новые расчетные отметки осуществляют для всего приподнятого участка трубопровода.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ РЕМОНТА ПРОВИСАЮЩИХ И РАЗМЫТЫХ УЧАСТКОВ ПОДВОДНОГО ТРУБОПРОВОДА | 1995 |
|
RU2081366C1 |
СПОСОБ РЕМОНТА ПРОВИСАЮЩИХ И РАЗМЫТЫХ УЧАСТКОВ ПОДЗЕМНОГО ТРУБОПРОВОДА | 2001 |
|
RU2196269C2 |
СПОСОБ РЕМОНТА ПРОВИСАЮЩИХ И РАЗМЫТЫХ УЧАСТКОВ ПОДЗЕМНОГО ТРУБОПРОВОДА | 2006 |
|
RU2325579C2 |
СПОСОБ РЕМОНТА ПРОВИСАЮЩИХ И РАЗМЫТЫХ УЧАСТКОВ ПОДЗЕМНОГО ТРУБОПРОВОДА | 2004 |
|
RU2274792C1 |
СПОСОБ РЕМОНТА ПРОВИСАЮЩЕГО ИЛИ РАЗМЫТОГО УЧАСТКА ТРУБОПРОВОДА | 2004 |
|
RU2285186C2 |
СПОСОБ РЕМОНТА НАДЗЕМНОГО (БАЛОЧНОГО) ПЕРЕХОДА ТРУБОПРОВОДА | 2011 |
|
RU2499176C2 |
СПОСОБ ЗАГЛУБЛЕНИЯ ТРУБОПРОВОДА ДО ПРОЕКТНЫХ ОТМЕТОК | 2011 |
|
RU2504707C2 |
СПОСОБ РЕМОНТА УЧАСТКА ТРУБОПРОВОДА, ДЕФОРМИРОВАННОГО ИЗГИБОМ | 2012 |
|
RU2505731C2 |
СПОСОБ РЕМОНТА ПЕРЕХОДА ТРУБОПРОВОДА | 1998 |
|
RU2142090C1 |
СПОСОБ ЗАГЛУБЛЕНИЯ ТРУБОПРОВОДА | 2007 |
|
RU2370696C2 |
Изобретение относится к строительству и может быть использовано при ремонте действующих подводных трубопроводов на их провисающих и размытых участка. Цель- изобретения - повышение надежности имеющего участки противоположной кривизны трубопровода путем снижения в нем напряжений за счет изменения граничных условий ремонтируемого изогнутого участка. Ремонт размытого участка 2 трубопровод^^ 1 осуществляют методом "подсадки", для чего вскрывают траншею на участке 2 и прилегающих к нему участках 4, 5, пpипoд^4lмaют вскрытые участки трубопровода и разрабатывают траншею расчетной глубины на участках 3, 4, 5. После этого приподнятый трубопровод укладывают на новые отметки и осуществляют засыпку траншеи на этих участках.3 ил.(Лсю *ч го ю
Ф(/г.З
Инструкция по технологическому процессу капитального ремонта подводных нефтепроводов методом подсадки на грунтах I-IH категории с использованием существующих технологических средств, | |||
Машина для изготовления проволочных гвоздей | 1922 |
|
SU39A1 |
Авторы
Даты
1992-02-15—Публикация
1989-03-09—Подача