Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах высокоточных и тяжело нагруженных машин.
Известна передача с промежуточными звеньями, содержащая корпус, двухдисковое водило, установленное на входном валу, промежуточные звенья в виде трехрядной роликовой цепи, взаимодействующей первым и вторым рядами с дисками и с закреп- ленной на корпусе двухвенцовой звездочкой с внутренними зубьями. При этом каждое звено первого и второго рядов цепи выполнено с дополнительным роликом, контактирующим соответствующим диском водила, а ось дополнительного ролика, параллельная осям основных роликов, размещена в плоскости симметрии звена и смещена к центру передачи.
Недостатком этой передачи является ее невысокая кинематическая точность, обусловленная наличием в ней мертвого хода, величина которого зависит от погрешностей изготовления, сборки и износа несущих элементов передачи. Кроме того, величина мертвого хода в этой передаче дополнительно увеличивается за счет зазоров, имеющихся в многочисленных сопряжениях роликов с боковыми пластинами цепи,
Наиболее близкой к предлагаемой является передача с промежуточными звеньями, содержащая корпус, ведущий и ведомый валы, кулачок, установленный на редущем валу, неподвижное центральное колесо с внутренними зубьями и обойму, жестко свяО
ю ю VI
занную с ведомым валом. В пазах обоймы рядами в шахматном порядке размещены промежуточные звенья для взаимодействия с кулачком и центральным колесом, при этом соседние ряды смещены в окружном направлении на угол, меньший углового шага промежуточных звеньев, а центральное колесо выполнено в виде набора колец, крайние из которых смещены в окружном направлении относительно средних на тот же угол.
Недостатком этой передачи является ее низкая кинематическая точность, обусловленная тем, что суммарный зазор между зубьями центрального колеса, промежуточными звеньями, пазами обоймы и кулачком приводит к появлению мертвого хода в передаче, в пределах которого отсутствует кинематическая связь входного и выходного валов, т.е. на этом участке передача неуправляема. Величина мертвого хода непосто- янна и зависит от погрешностей изготовления несущих элементов передачи и от их износа в процессе работы. Исключить зазоры, появляющиеся при сборке передачи нельзя, так как при отсутствии зазоров между несущими элементами ее практически невозможно собрать, а полностью устранить явление износа также не представляется возможным. Таким образом, невысокая кинематическая точность известных передач с промежуточными звеньями, обусловленная наличием мертвого хода, ограничивает их широкое применение в приводах, например космических аппаратов, промышленных роботов, дозирующих устройств химических производств и т.п., где требуется сочетание высокой кинематической точности с большей несущей способностью.
Цель изобретения - повышение точности передачи с промежуточными звеньями путем регулирования зазоров в ней.
Указанная цель достигается тем, что передача, содержащая корпус, ведущий и ведомый валы, кулачок, установленный на ведущем валу, центральное колесо с внутренними зубьями, неподвижно закрепленное в корпусе, обойму, жестко связанную с ведомым валом, и промежуточные звенья, расположенные в пазах обоймы, для взаимодействия с кулачком и центральным колесом, снабжена элементом осевого регулирования, размещенным между корпусом и кулачком, причем последний имеет возможность осевого перемещения, а его рабочая поверхность выполнена конической. ,.
Для автоматического устранения зазоров в передаче с небольшими передающими усилиями может быть использован элемент осевого регулирования в виде пружины.
Предлагаемое устройство обеспечивает
повышение точности передачи путем устранения зазоров, появляющихся по причине неточностей изготовления деталей передачи, ее сборки и последующего износа в процессе работы.
0 Выполнение рабочей поверхности кулачка конической позволяет изменить геометрические места контакта и размеры траекторий движения примежуточных тел. Осевое перемещение кулачка, имеюще5 го коническую рабочую поверхность, позволяет изменять положение промежуточных тел относительно зубьев центрального колеса, устраняя зазоры между ними и обеспечивая их постоянный контакт.
0 Элемент осевого регулирования, устанавливаемый между корпусом и кулачком, обеспечивает сохранение полученного взаимного положения кулачка, промежуточных тел и зубьев центрального колеса (т.е. поло5 жения, исключающего зазоры).
На фиг. 1 изображена планетарная передача с промежуточными звеньями; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - передача с промежуточными звеньями, осна0 щенная элементом осевого регулирования, выполненными в виде пружины.
Передача с промежуточными звеньями (фиг. 1) содержит корпус 1 с неподвижно закрепленным в нем центральным зубчатым
5 колесом 2 с внутренними зубьями. В корпусе 1 на опоре 3 установлен ведущий вал 4, выполненный заодно с эксцентрично размещенным на нем кулачком 5, имеющим коническую рабочую поверхность. Кулачок 5
0 взаимодействует с шариками 6 (промежуточными звеньями), которые размещены в различных обоймы 7, совмещенной с ведомым валом 8. Между опорой 3 и кулачком 5 установлен элемент осевого регулиро5 вания, выполненный в виде дистанционной шайбы 9. Элемент осевого регулирования может быть выполнен, например, и в виде пружины 10 (фиг. 3).
Передача работает следующим образом.
0 При вращении ведущего вала 4 вместе с ним перемещается кулачок 5, совершающий орбитальное движение по окружности с радиусом, равным эксцентриситету этого кулачка, при этом шарикам 6 сообщается
5 радиальное перемещение и они, взаимодействуя с наклонными поверхностями внутренних зубьев центрального колеса 2, смещаются еще и в окружном направлении. Смещаясь относительно неподвижного кор-.
пуса 1 и центрального зубчатого колеса 2, шарики 6 увлекают вместе с собой в окружном направлении и обойму 7, в пазах которой они расположены. При этом вместе с обоймой 7 происходит поворот ведомого вала 8.
Зазоры в передаче устраняются в следующем порядке: кулачок 5 перемещается в осевом направлении к ведомому валу 8, при этом его коническая рабочая поверхность раздвигает шарики 6 до момента их соприкосновения с поверхностями зубьев цент рального колеса 2, выбирая тем самым зазоры в зацеплении в образовавшееся пространство между кулачком 5 и опорой 3 устанавливается дистанционная шзиба соответствующей толщины, обеспечивающая сохранение взаимного положения всех элементов передачи после регулировки.
Элемент осевого регулирования может быть выполнен и в виде упругого элемента,
например пружины 10 (фиг. 3). В этом случае обеспечивается автоматическое устранение зазоров в передаче.
Формула изобретения
Передача с промежуточными звеньями, содержащая корпус, ведущий и ведомый валы, кулачок, установленный на ведущем валу,- центральное колесо с внутренними
зубьями, неподвижно закрепленное в корпусе, обойму, жестко связанную с ведомым валом, и промежуточные звенья, расположенные в пазах обоймы для взаимодействия с кулачком и центральным колесом, о тл и ч а ю щ а я с я тем. что, с целью повышения точности путем регулирования зазоров в передаче, она снабжена элементом осевого регулирования, размещенным между корпусом и кулачком, последний имеет возможность осевого перемещения, а его рабочая поверхность выполнена конической.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Передача с промежуточными звеньями | 1990 |
|
SU1772487A1 |
ПЕРЕДАЧА С ПРОМЕЖУТОЧНЫМИ ЗВЕНЬЯМИ | 1991 |
|
RU2029167C1 |
ПЕРЕДАЧА С ПРОМЕЖУТОЧНЫМИ ЗВЕНЬЯМИ | 1991 |
|
RU2029172C1 |
ПЕРЕДАЧА С ПРОМЕЖУТОЧНЫМИ ЗВЕНЬЯМИ (ВАРИАНТЫ) | 2006 |
|
RU2329422C2 |
ПЕРЕДАЧА С ПРОМЕЖУТОЧНЫМИ ЗВЕНЬЯМИ | 1991 |
|
RU2029168C1 |
ПЕРЕДАЧА С ПРОМЕЖУТОЧНЫМИ ЗВЕНЬЯМИ | 1994 |
|
RU2124154C1 |
Передача с промежуточными звеньями | 1986 |
|
SU1392285A1 |
СООСНАЯ ПЕРЕДАЧА С ПРОМЕЖУТОЧНЫМИ ЗВЕНЬЯМИ | 2003 |
|
RU2241879C1 |
ВОЛНОВАЯ ПЕРЕДАЧА | 1983 |
|
SU1839833A1 |
РЫЧАЖНО-КУЛАЧКОВЫЙ МЕХАНИЗМ | 1991 |
|
RU2011071C1 |
Изобретение относится к машиностроению и может применяться в приводах высокоточных и тяжело нагруженных машин. Целью изобретения является повышение точности передачи путем регулирования зазоров в ней. Передача содержит корпус 1 с центральным зубчатым колесом 2, где на опоре 3 установлен ведущий вал 4, выполненный заодно с коническим эксцентричным кулачком 5, взаимодействующим с шариками 6, которые размещены в радиальных пазах обоймы 7, соединенной с выходным валом 8. Регулирование зазоров в зацеплении, обусловленных неточностью изготовления или износом рабочих поверхностей, обеспечивается установкой элемент осевого регулирования, выполненного, например, в виде дистанционной шайбы 9. -Зил. Ё
.ЭДй/
,Z.
Передача с промежуточными звеньями | 1985 |
|
SU1335757A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Передача с промежуточными звеньями | 1986 |
|
SU1392285A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1992-02-28—Публикация
1989-10-23—Подача