Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано для профессионального отбора и тренировки операторов различных систем управления.
Известно устройство для тренировки обучаемого, содержащее пульт оператора, блок регистрации, блок управления, блок генераторов, блок задания времени, блок задания элементов, блок предъявления учебной информации и формирователь кодов ошибок.
Однако устройство имеет сложную конструкцию и не позволяет оценивать профессиональную пригодность операторов при воздействии стрессовых факторов.
Наиболее близким к изобретению является устройство для оценки профессиональной пригодности операторов, содержащее блок предъявления учебной информации, блок задания числа символов, первые вход и выход которых соединены с соответствующими входом и выходом блока предъявления учебной информации, блок задания времени, блок управления, блок регистрации и пульт оператора, первый и второй выходы которого подключены к соответствующим управляющим входам блока регистрации, блок элементов И, информационные входы которого соединены с соответствующими выходами группы блока предъявления учебной информации, управляющий вход - с первым выходом блока задания времени, а выходы - с соответствующими входами группы пульта оператора, и блок выделения эталонных символов, выходы которых подключены к соответствующим входам блока регистрации, информационные входы - к соответствующим выходам блока элементов И, а первый, второй и третий управляющие входы - соответственно к первому и второму выходам блока управления и второму выходу блока задания времени, соединенному с вторым входом блока предъявления тестовой информации .второй выход которого подключен к второму входу блока задания числа символов, третий и четвертый входы которого соединены с соответствующими выходами блока управления, пятый вход - с третьим выходом блока задания времени, третьим входом блока предъявления учебной информации и входом блока управления, первый выход- с входом блока задания времени, а второй выход - с входом пульта оператора и третьим управляющим входом блока регистрации, четвертый управляющий вход которого подключен к соответствующему выходу блока задания времени.
Это устройство позволяет оценить кратковременную память оператора, но не дает возможности оценивать профессиональную пригодность оператора к работе
при воздействии стрессовых факторов, что сужает его функциональные возможности.
Целью изобретения является расширение дидактических возможностей устройства за счет оценки профессиональной пригодно0 сти операторов к работе при воздействии стрессовых факторов,
Поставленная цель достигается тем, что в устройство для оценки профессиональной пригодности операторов, содержащее блок
5 предъявления учебной информации, первый и второй входы которого соединены с соответствующими выходами блока задания количества символов, а первый выход - с соответствующим информационным вхо0 дом пульта оператора, управляющий вход и выходы которого подключены соответственно к первому выходу и соответствующим входам блока задания времени, введены счетчик, дешифратор, первое и второе ин5 формационные табло, генераторы тактовых импульсов, одиночных импульсов и импульсов записи, первый, второй и третий элементы ИЛИ и элемент задержки, вход которого соединен с выходом генератора одиночных
0 импульсов и одним входом первого элемента ИЛИ, а выход - с другим выходом первого элемента ИЛИ, выход которого подключен к входам блока задания количества символов и генератора импульсов записи, выход кото5 рого соединен с одними входами второго и третьего элементов ИЛИ, другие входы которых подключены к первому выходу блока задания количества символов, а выходы - к третьему и четвертому входам соответст0 венно блока предъявления учебной информации, одни входы первого и второго информационных табло соединены с вторым и первым выходами соответственно блока предъявления учебной информации, а
5 другие входы - с выходом дешифратора и вторым информационным входом пульта оператора, вход счетчика подключен к выходу генератора тактовых импульсов, -а выход - к входу дешифратора и пятому входу блока
0 предъявления учебной информации, вход генератора одиночных импульсов соединен с вторым выходом блока задания времени. На чертеже изображена структурная схема устройства.
5 Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов содержит блок 1 задания числа символов, блок 2 предъявления учебной информации, пульт 3 оператора, блок 4 задания времени, блок 5 динамической индикации и блок 6 подмены цифр.
Блок 1 содержит генератор 7 одиночных импульсов, генератор 8 импульсов записи, двухвходовый элемент ИЛИ 9 и кнопочный переключатель 10.
Блок 2 содержит генераторы 11 и 12 случайных чисел, коммутаторы 13 и 14, элементы 15 и 16 памяти, позволяющие хранить до десяти четырехразрядные двоично-десятичных чисел, дешифраторы 17 и 18, преобразующие двоично-дёсяти- чный код в код семисегментных индикаторов.
Пульт 3 содержит индикаторное табло 19 испытуемого, включающее десять семисегментных индикаторов (19i-19io) десятичных одноразрядных чисел, переключатель 20, кнопочный переключатель 21.
Блок 4 содержит переключатель 22 и таймер 23. Блок 5 содержит генератор 24 тактовых импульсов, двоично-десятичный счетчик 25, дешифратор 26, преобразующий четырехразрядный двоичный код в десятичный, информационные табло 27 и 28, состоящие из десяти семисегментных индикаторов 27i-27io n28i-28io соответ- ственно.
Блок 6 содержит генератор 29 импульсов записи, двухвходовые элементы ИЛИ 30-32, элемент 33 задержки, генератор 34 одиночных импульсов.
Устройство работает следующим образом.
Нажатием переключателя 10 запускается генератор 7, который формирует одиночный импульс. Этот импульс поступает через элемент ИЛИ 9 на входы генераторов 11 и 12, первый из которых формирует случайный адрес ячейки элементов 15 и 16 памяти, в которую записано случайное число генератора 12. Сформированный двоичный код с выхода генератора 11 поступает по информационной шине на входы четырехканаль- ных двухвходовых коммутаторов 13 и 14. Четырехразрядный двоичный код случайного числа с выхода генератора 12 поступает н-а информационные входы элементов 15 и 16 памяти.
По завершении формирования кодов на выходах генераторов 11 и 12 генератор 8 формирует импульс, который соединяет первые входы коммутаторов 13 и 14 с адрес- ными входами элементов 15 и 16 памяти, поступая на входы записи элемента 15 памяти непосредственно, а элемента 16 памяти через элемент ИЛИ 32 осуществляет запись случайной цифры в случайным образом выбранную ячейку элементов 15 и 16 памяти.
После окончания импульса с выхода генератора 8 коммутаторы 13 и 14 подключают к адресным входам элементов 15 и 16 памяти свои вторые входы, одновременно низкий потенциал на входах элементов 15 и 16 памяти разрешает только считывание информации с этих элементов.
С генератора 24 последовательность прямоугольных импульсов поступает на вход счетчика 25, на выходе которого формируется двоичный код десятичного числа. Этот код меняется с частотой генератора 24 и поступает на входы коммутаторов 13 и 14 и далее на адресные входы элементов 15 и 16 памяти. Так как этот код меняется, то происходит циклический опрос ячеек элементов 15 и 16. Информация этих ячеек через дешифраторы 17 и 18 поступает на входы табло 27, 28 и 19.
Одновременно код с выхода счетчика 25 через дешифратор 26 синхронно с опросом ячеек элементов 15 и 16 памяти осуществляет включение соответствующих элементов индикации табло 27, 28 и 19. Питание на табло 27 и 28 подано постоянно, поэтому они индицируют содержимое ячеек элементов 15 и 16 памяти постоянно.
Переключателем 10 блока 1, нажимая ее несколько раз, заносят в элементы 15 и 16 случайные числа, по необходимости, После завершения набора чисел переключателем 21 запускается таймер 23 и на время, определяемое им, включается табло 19. По окончании интервала времени,-определяемого таймером 23 и равным времени задержки элемента 33, отрицательным перепадом потенциала с выхода таймера 23 запускается генератор 34, с выхода которого импульс поступает на вход элемента ИЛИ 30 и через элемент 33 на вход элемента ИЛИ 30. С выхода последнего снимаются два импульса, задержанные один относительно другого на время, определяемое элементом 33.
Эти импульсы через элемент ИЛИ 9 дважды запускают генераторы 11 и 12 и генератор 29, выходные импульсы с выхода которого через элемент ИЛИ 31 дважды коммутируют выходные сигналы генератора 11 со случайными адресами ячеек памяти, с адресным (первым) входом элемента 16 и через элемент ИЛИ 32 производят запись информации, поступающий с выхода генератора 12 на информационный вход элемента 16. Таким образом осуществляется замена двух чисел из десяти в элементе 16.
Переключатель 22, переведенный во второе положение, отключает вход генератора 34 от таймера 23 и тем самым переводит устройство в режим тренажа без автоматической замены цифр на табло 19. Переключатель 20 позволяет включить табло 19 для проверки правильности называемых им после запоминания цифр. Табло 27 показывает информацию, предъявляемую испытуемому сразу после набора.
Табло 28, размещенное рядом с табло 27 и недоступное испытуемому, позволяет руководителю эксперимента сличать числа до и после замены двух разрядов.
Изобретение позволяет оценивать профессиональную пригодность операторов при воздействии стрессовых факторов. Стрессовая ситуация, обуславливающая чувство растерянности, раздражение, вызывается тем, что испытуемые не могут выучить предложенные им цифры, часть из которых незаметно для испытуемых подменяется. Чередование испытаний с заменой цифр и без замены дает возможность определить устойчивость оператора к воздействию стрессовых факторов.
Фор м у ла изобретения Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов, содержащее блок предъявления учебной информации, первый и второй входы которого соединены с соответствующими выходами блока задания количества символов, а первый выход - с соответствующим информационным входом пульта оператора, управляющий вход и выходы которого подключены соответственно к первому выходу и соответствующим
входам блока задания времени, отличающееся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены счетчик, дешифратор, первое и второе информационные табло, генераторы тактовых импульсов, одиночных импульсов и импульсов записи, первый, второй и третий элементы ИЛИ и элемент задержки, вход которого соединен с выходом генератора одиночных импульсов и одним входом первого элемента ИЛИ, а выход - с другим входом первого элемента ИЛИ, выход которого подключен к входам блока задания количества символов и генератора импульсов записи, выход которого соединен с одними входами второго и третьего элементов ИЛИ, другие входы которых подключены к первому выходу блока задания количества символов, а выходы - к третьему и четвертому входам соответственно блока предъявления учебной информации, одни входы первого и второго информационных табло соединены с вторым и первым выходами соответственно блока предъявления учебной информации, а другие входы - с выходом дешифратора и вторым информационным входом пульта оператора, вход счетчика подключен к выходу генератора тактовых импульсов, а выход - к входу дешифратора и пятому входу блока предъявления учебной информации, вход генератора одиночных импульсов соединен с вторым выходом блока задания времени.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для тренировки памяти оператора | 1990 |
|
SU1749903A1 |
Устройство для оценки профессиональной пригодности оператора | 1989 |
|
SU1755314A1 |
Тренажер оператора систем управления | 1990 |
|
SU1758659A1 |
Устройство для оценки профессиональной пригодности оператора | 1989 |
|
SU1714646A1 |
Устройство для профессионального отбора операторов | 1990 |
|
SU1778768A1 |
Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов | 1989 |
|
SU1683052A1 |
Устройство для тренировки памяти обучаемого | 1988 |
|
SU1524083A1 |
Устройство для психофизиологических исследований оператора | 1990 |
|
SU1751794A1 |
Устройство для тренировки памяти обучаемого | 1988 |
|
SU1531125A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ОПЕРАТОРА | 1991 |
|
RU2024067C1 |
Изобретение относится к вычислительной технике и может быть использовано для профессионального отбора и тренировки операторов различных систем управления. Целью изобретения является расширение дидактических возможностей устройства за счет оценки профессиональной пригодности операторов к работе при воздействии стрессовых факторов. Устройство содержит блок 1 задания числа символов, блок 2 предъявления учебной информации, пульт 3 оператора, блок 4 задания времени, а также введенные блок 5 динамической индикации и блок 6 подмены цифр. Стрессовая ситуация задается в данном устройстве чередованием испытаний: предъявления последовательности цифрсихзаменойибез замены. Это позволяет определить устойчивость оператора при заучивании им заданной последовательности цифр. 1 ил. (Л / 19 00 ю о о -JLJLJ
Авторское свидетельство СССР Ns1201863, кл | |||
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов | 1986 |
|
SU1392586A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1992-03-07—Публикация
1990-03-29—Подача