Изобретение относится к способам эксплуатации судоходных трасс в зимнее время года и с наибольшим эффектом может быть использовано на судоходных трассах с интенсивным движением.
Цель изобретения - снижение эксплуатационных затрат и повышение безопасности движения судов за счет улучшения ледовых условий на судоходной трассе.
На фиг. 1 изображена схема движения судов по уже созданному ледовому каналу и разрушение вновь образовавшегося ледяного покрова; на фиг. 2 и 3 - этапы перераспределения ледяного материала по ширине и под его кромки судами, проходящими по трассе курсами.
Предлагаемый способ реализуется еле дующим образом.
После наступления ледостава на водоеме (река, озеро, море, водохранилище и т.п.), по которому проходит судоходная трасса, ледоколом 1 прокладывается во льду судоходный канал 2 по трассе, причем разрушаемый ледовый материал 3 перераспределяется под кромки 4 ледового канала 2. Возможно вынесение ледового материала из канала и на его кромки, например, за счет использования ледовых приставок. В тяжелых условиях, например, при недостаточной мощности ледокола возможно просто разрушение ледового материала до ледяной каши и перераспределение ее по длине и ширине канала равномерным слоем На выбор ширины канала влияет масса факторов, среди которых можно отметить: метеорологические условия (температура, осадки, ветер и др); класс судов, проходящих в зимнее время по трассе; интенсивность движения судов (количество, скорость прохождения по трассе). Необходимо также отметить, что для предлагаемого способа важное значение имеет аккумулирующая способность ледового канала, т.е. какое максимальное количество ледового материала (ледяной каши) может накопиться в канале, не препятствующее движению судов по нему с заданной скоростью. Для увеличения аккумулирующей способности ледового канала можно пойти на его расширение на один курс, при этом нельзя исключить экономический фактор, так как более широкий канал требует больших затрат на поддержание его в пригодном для судоходства состоянии.
Может оказаться более выгодным (при интенсивном льдообразовании) периодически проводить чистку ледового канала с выносом ледового материала на бровки канала.
После создания судоходного ледового канала требуемой ширины начинается следующий этап эксплуатации судоходной трассы в ледовых условиях, который заключается в поддержании трассы в пригодном для судоходства состоянии. Для этого при проходе судов по каналу их винтами и корпусами осуществляют эпизодическое разру- шение вновь образующегося льда и смерзшихся кусков старого льда до образования из крупных кусков своеобразной ледяной каши. Размер кусков льда в этой ледяной каше зависит от класса проходящих по судоходной трассе судов. Одновременно с разрушением ледяного материала осуществляют перераспределение (см. фиг. 2 и 3) образовавшейся ледяной каши .по ширине и длине канала и следят за тем, чтобы ледовый материал не скапливался в отдельных местах большой массой, а распределялся бы более-менее равномерным по толщине слоем (особенно, если ледового материала в канале уже много). Для этого на широких каналах движение осуществляют несколькими курсами с чередованием движения по курсам 5-7. На достаточно узких каналах достаточно осуществлять регулярную проходку судна вдоль кромок канала и как можно ближе к ним, оттесняя лед под кромки и от них к оси канала.
Немаловажное значение для успешной реализации предлагаемого способа имеет интенсивность движения судов по судоходной трассе в зимнее время При больших скоростях льдообразования и малой (недостаточной) интенсивности движения в целях поддержания ледяной каши в несмерзшемся состоянии целесообразно на непротяженных трассах или на отдельных участках трассы осуществлять челночное (туда и обратно) движение специально выделенного судна в тяжелых ледовых условиях, это может быть и ледокол.
Предлагаемый способ обеспечивает возможность исключить применение специально оборудованных механизмов для поддержания трассы судоходного канала в
пригодном для эксплуатации состоянии, благодаря чему обеспечивается снижение эксплуатационных расходов, причем эффект тем больше, чем интенсивнее судоходное движение по каналу. Предлагаемый
способ обеспечивает более благоприятные условия прохождения судов по каналу, так как ледяной материал поддерживается в кашеобразном состоянии, преодолимом судами своим ходом, снижается вероятность
встречи в ледовом канале льдин большого размера, что повышает безопасность плавания судов.
Кроме того, ледяная каша, покрывая поверхность канала, служит своеобразным
термоэкраном и снижает скорость образования ледового материала в канале, что происходит преимущественно на свободной поверхности водоема.
Формула изобретения
1. Способ эксплуатации судоходной
трассы в период ледостава, заключающийся в создании судоходного канала требуемой ширины во льду и поддержания его в пригодном для судоходства состоянии путем
разрушения вновь образующегося ледяного покрова, преимущественно, винтами и корпусами многократно проходящих по каналу судов, отличающийся тем, что, с целью снижения эксплуатационных затрат и повышения безопасности движения судов за счет улучшения ледовых условий на судоходной трассе, по мере образования нового ледяного покрова в судоходном канале производят его разрушение до состояния ледяной каши по всей ширине канала и одновременно перераспределяют ледяной материал по каналу равномерным слоем, для чего регулярно проводят судно или суда курсами по всей ширине канала, каждый раз
сдвигая курс по отношению к предыдущему. 2. Способ по п. 1,отличающийся тем, что суда периодически проводят вдоль кромок льда, ограничивающих канал.
Ледяное поле
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОДДЕРЖАНИЯ КАНАЛОВ В ЛЕДЯНЫХ ПОКРОВАХ | 2008 |
|
RU2366590C1 |
ПОДХОДНЫЙ КАНАЛ | 1997 |
|
RU2139386C1 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2011 |
|
RU2463200C1 |
Способ продления периода навигации на водной акватории | 1990 |
|
SU1735484A1 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2017 |
|
RU2651415C1 |
СУДНО ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ НЕЗАРМЕЗАЮЩИХ СУДОХОДНЫХ ТРАСС (ВАРИАНТЫ) | 2004 |
|
RU2298506C2 |
Способ разрушения ледяного покрова | 2021 |
|
RU2769019C1 |
СПОСОБ ПРОКЛАДКИ КАНАЛОВ В ЛЕДЯНОМ ПОКРОВЕ | 2008 |
|
RU2422321C2 |
СПОСОБ РАЗВЕДКИ ЛЕДОВОЙ ОБСТАНОВКИ НА СЕВЕРНОМ МОРСКОМ ПУТИ | 2018 |
|
RU2694085C1 |
БУКСИРУЕМОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДОВОГО ПОКРОВА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СУДОХОДНОГО КАНАЛА ВО ЛЬДАХ | 2012 |
|
RU2508224C2 |
Изобретение относится к очистке судоходных трасс в зимнее время года от льда. Цель изобретения - снижение эксплуатационных затрат и повышение безопасности движения судов за счет улучшения ледовых условий на судоходной трассе. После создания судоходного канала требуемой ширины во льду поддержание его в пригодном для судоходства состоянии осуществляют путем механического разрушения вновь образующегося ледяного покрова по всей ширине канала до состояния ледяной каши, преимущественно, винтами и корпусами проходящих по судоходной трассе судов. Одновременно осуществляют перераспределение ледяного материала под кромки канала и по каналу равномерным слоем толщиной, обеспечивающей заданную скорость движения по каналу расчетного класса судов, для чего регулярно проводят судно или суда курсами по каналу по всей его ширине с частотой, обеспечивающей несмерзание ледяной каши в ледяной массив. Кроме того, рекомендуется суда проводить регулярно вдоль кромок льда, ограничивающих канал и как можно ближе к ним. 1 з п ф-лы, 3 ил. сл с
Фиг. 2
ч г/
Фиг.З
Иванов Л.В | |||
Зимняя эксплуатация объектов водного транспорта, М.: Транспорт, 1978, с | |||
Топка с несколькими решетками для твердого топлива | 1918 |
|
SU8A1 |
Авторы
Даты
1992-03-30—Публикация
1990-01-02—Подача