Изобретение относится к судостроению, а именно к судовым движителям, использующим энергию морских волн для получения тяги,
Известен судовой волновой движитель, содержащий небалансирное подводное крыло, установленное на баллере с возможностью поворота вокруг его оси и связанное с корпусом судна посредством упругого элемента.
Недостатком известного движителя является отсутствие возможности его регулирования на разные скорости хода судна и относительная сложность конструкции.
Цель изобретения - повышение эксплуатационных качеств и упрощение конструкции.
Указанная цель достигается тем, что в предложенном волновом движителе баллер неподвижно соединен с корпусом судна, а указанный упругий элемент выполнен в виде упругой гибкой связи, снабженной механизмом регулирования ее натяжения и соединенной одним концом с корпусом.суд- на, а другим с задней кромкой крыла, а также тем, что он снабжен пространственной
фермой для крепления его к корпусу судна, содержащей продольную и поперечную балки со стойками, к которым прикреплен баллер.
На фиг. 1 представлен судовой волновой движитель, установленный на судне посредством пространственной фермы, вид сбоку; на фиг, 2 - судовой волновой движитель, монтированный на пространственной ферме.
Крыло 1 волнового движителя шарнирно соединено с баллером 2,-который неподвижно установлен относительно корпусу судна 3. Задняя кромка крыла посредством упругого элемента 4 связана с корпусом судна 3 через механизм 5 регулирования натяжения упругого элемента. В качестве упругого элемента может быть использован резиновый канат или пружина, а в качестве механизма регулирования натяжения - винтовой зажим, которым зажимают упругий элемент после его натяжения с заданным усилием.
Волновой движитель может быть выполнен съемным и соединяться с корпусом судна посредством пространственной фермы.
со
с
XI
Ю О Сл
™«а
О
В этом случае он содержит продольную балку 6 и стойки 7, а баллер состоит из отдель- ных частей 2, к которым шарнирно присоединено одно или несколько крыльев 1. В носу продольная балка 6 подкреплена наклонными распорами 8, а сзади к ней жестко прикреплена стойка 9 с механизмом 5 регулирования натяжения упругого элемента.
Продольная балка крепится к выступа- ющей части корпуса судна 3 с помощью крепежных элементов 10. Стойки 7 соединены с продольной балкой 6 посредством поперечной балки 11. Стойки 7 и 9, наклонные распоры 8, а также поперечная балка 11 могут быть спрофилированы в форме крыла,
При движении судна со скоростью V в условиях волнения крыло 1 совершает поступательное движение со скоростью V и вертикальные перемещения, обусловлен- ные качкой, с некоторой скоростью V, Такое движение равносильно обтеканию крыла потоком со скоростью W, где W V + V; Под действием этого потока крыло отклонится от горизонтального положения и будет стре- миться занять флюгерное положение. Однако, упругий элемент 4, растягиваясь, будет препятствовать этому. В результате крыло займет некоторое промежуточное положение под углом атаки а к набегающему пото- ку.
Возникающая на крыле подъемная сила, сложенная с силой сопротивления, образует результирующую гидродинамическую силу R, Вертикальная составляющая силы R представляет собой силу Т, умеряющую качку, а горизонтальная составляющая тягу Р.
Размещение волнового движителя на съемной пространственной ферме позволяет обеспечить монтаж и демонтаж его на судне или шлюпке. При этом не претерпевают изменения конструктивные элементы ни движителя, ни шлюпки, а только развинчиваются крепежные элементы 10 на выступающих частях киля и форштевня.
Положительный эффект предложенного устройства заключается в том, что обеспечивается возможность с малыми трудозатратами в короткие сроки оборудовать волнодвигателями малые суда, спасательные шлюпки, спортивные и туристские суда, а также мод ел и судов, предназначенные для испытаний, и тем самым обеспечивать экономию топлива при их эксплуатации.
Благодаря шарнирному закреплению крыла на баллере, обеспечивается возможность быстрой его замены, что в сочетании с возможностью регулировать силу натяжения упругого элемента и изменять его длину позволяет в широком диапазоне изменять основные параметры волнового движителя, а также изменять в широком диапазоне закон его регулирования (управления). Названное свойство особенно ценно при проведении опытной отработки на моделях волновых движителей для крупнотоннажных судов.
Формула изобретения
1.Судовой волновой движитель, содержащий небалансирное подводное крыло, установленное на баллере с возможностью поворота относительно оси этого баллера и связанное с корпусом судна посредством упругого элемента, отличающийся тем, что, с целью повышения эксплуатационных качеств, упомянутый баллер жестко соединен с корпусом судна, а указанный упругий элемент выполнен в виде гибкой нити с механизмом регулирования ее натяжения, соединенной одним концом с корпусом судна, а другим - с задней кромкой упомянутого крыла,
2.Движитель по п.1, о т л и ч а ю щ и й- с я тем, что он снабжен пространственной фермой для крепления к корпусу судна, включающей продольную и поперечные балки со стойками, причем упомянутый баллер прикреплен к корпусу судна посредством указанных стоек.
Фиг. 2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ВОЛНОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ СУДНА | 1998 |
|
RU2143376C1 |
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ СУДОВЫМ ВОЛНОВЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ | 1992 |
|
RU2087377C1 |
СУДОВОЙ ВОЛНОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ | 1991 |
|
RU2034741C1 |
ВОЛНОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ | 1998 |
|
RU2142387C1 |
ВОЛНОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ | 1998 |
|
RU2147543C1 |
ВОЛНОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ СУДНА | 1991 |
|
RU2031054C1 |
ВОЛНОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ-ДВИЖИТЕЛЬ | 1998 |
|
RU2143377C1 |
ВОЛНОДВИЖИТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА СУДНА | 1992 |
|
RU2093412C1 |
Судовой волновой движитель | 1982 |
|
SU1093621A1 |
Волновой движитель судна | 1990 |
|
SU1729912A1 |
Использование: судостроение, судовые движители, использующие энергию морских волн. Сущность изобретения: крыло 1 волнового движителя шарнирно соединено с баллером 2, неподвижно установленным относительно корпуса судна 3. Задняя кромка крыла 1 посредством упругого элемента 4 связана с корпусом судна 3 через механизм 5 регулирования натяжного упругого элемента. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.
Сенькин Ю.Ф | |||
Движет судно энергия волн | |||
Катера и яхты, № 2 (126), 1987, с.25, рис.6. |
Авторы
Даты
1992-04-15—Публикация
1988-08-19—Подача