Изобретение относится к учебным приборам и может быть использовано в учебном процессе.
Практические задачи, связанные с расчетом на прочность требуют предварительной схематизации реального объекта. Принцип Сен-Венана утверждает, что напряженное состояние на некотором удалении от места приложения сил безразлично к способу нагружения. Этот принцип не доказывается, но нуждается в экспериментальном подтверждении или в наглядном представлении его существа,
Приборы, иллюстрирующие простые виды деформирования упругого тела, являются прототипами предлагаемого технического решения. Но ни один из них не дает возможности установить существование принципа Сен-Венана.
Цель изобретения - расширение диапазона решаемых задач путем демонстрации напряженного состояния, возникающего
при сжатии упругого стержня равными, но по разному приложенными силами.
На фиг,1 представлена схема прибора-, на фиг,2 - средство нагружения.
Учебный прибор по сопротивлению материалов содержит установленный на основании 1 вертикальный корпус, размещенный в корпусе и выполненный из упругого материала деформируемый объект, на поверхности которого нанесены горизонтальные линии 2, и средство нагружения,
Корпус состоит из емкости 3 с прозрачной лицевой панелью 4, разделенной на три изолированные полости 7-9 и закрепленного на верхних торцах боковых стоек 10 и 11 корпуса горизонтального кронштейна 12 с тремя отверстиями, выполненными по оси симметрии каждой полости 7-9, причем, на панели 4 нанесены горизонтальные линии, совпадающие с линиями 2 деформируемого объекта.
СП
с
XI Ю
00 00
XI
XI
Деформируемый объект состоит из трех тел 13-15, каждое из которых выполнено в виде параллелепипеда и размещено с зазором в полостях 7-9 соответственно.
Средство нагружения состоит из трех втулок 16-18, установленных на верхней плоскости кронштейна 12 и охватывающих выполненные в последнем отверстия, и размещенных во втулках подпружиненных толкателей 19-21 соответственно. Толкатель 19 связан с контактирующей с верхним торцом тела 13 полосой 22, размеры которой соответствуют поперечному сечению тела 13. Толкатель 20 связан с П-образной рамой 23, установленной на двух пластинах 24 и 25, контактирующих с верхним торцом тела 14 и установленных с зазором 26 одна относительно другой, а толкатель 21 связан с пластиной 27, контактирующей с частью поверхности верхнего торца тела 15, при этом полоса 22 и пластины 24, 25 и 27 изготовлены из жесткого материала и установлены с возможностью вертикального перемещения.
Симметричность нагрузок, передаваемых через жесткие пластины 22, 24, 25 и 27, а также наличие ограничивающих полостей 7-9, исключает изгиб деформируемых тел в вертикальной плоскости.
Если необходимо сравнить одновременную деформацию всех трех деформируемых тел, то нагружение можно производить посредством установленной на толкатели горизонтальной планки и размещения на ней груза (не показано).
Учебный прибор работает следующим образом.
При раздельной деформации каждого из трехупругих стержней 13-15 нагружение производится рукой через соответствующий толкатель. Сопоставление искажения сетки деформированного объекта с эталонной на лицевой прозрачной панели 4 позволяет судить о распределении напряжений по различным поперечным сечениям Стержня при одном из трех предусмотренных в приборе способах передачи нагрузки на стержень. Сравнение поперечных линий на
образце, моделирующих поперечные сечения, с контрольными линиями на недеформируемой прозрачной панели позволяет наглядно ощутить физическую сущность
принципа Сен-Венана. Для сравнения характера напряженного состояния стержней в зависимости от условий передачи на них внешних сил производится одновременное нагружение через толкатель всех трех стержней посредством горизонтальной рейки и груза, прикладываемого к ней.
Применение прибора вучебном процессе сокращает время на разъяснение указанного принципа, который используется для
сообщения дополнительной информации, связанной с новыми достижениями науки и техники.
Формула изобретения Учебный прибор по сопротивлению материалов, содержащий установленный на основании вертикальный корпус, размещенный в корпусе выполненный изупругого материала деформируемый объект, на поверхности которого нанесены горизонтальные линии, и средство нагружения, отличающийся тем, что, с целью расширения диапазона решаемых задач путем демонстрации принципа Сен-Венана, корпус состоит из разделенной на три полости
вертикальными перегородками емкости с прозрачной передней панелью и размещенного на верхнем торце емкости кронштейна с отверстиями, выполненными по оси симметрии каждой полости, деформируемый
объект состоит из трех тел, каждое из которых помещено в одной из полостей емкости и имеет наружную поверхность, исключающую изгиб в вертикальной плоскости, а средство нагружения состоит из размещенных в отверстиях кронштейна подпружиненных толкателей, контактирующих с верхними концами тел, причем один толкатель установлен с возможностью взаимодействия с телом по всей поверхности его
торца, другой - в двух периферийных зонах, третий - в центральной зоне, а на панели нанесены линии, совпадающие с линиями, имеющимися на деформируемых телах.
16,17,18
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Учебный прибор по сопротивлению материалов | 1989 |
|
SU1654858A1 |
Учебный прибор по сопротивлению материалов | 1989 |
|
SU1668987A1 |
Учебный прибор по сопротивлению материалов и строительной механике | 1990 |
|
SU1781688A1 |
Учебный прибор по сопротивлению материалов | 1990 |
|
SU1756926A1 |
Учебный прибор по сопромату | 1990 |
|
SU1737493A1 |
Учебный прибор по сопротивлению материалов | 1990 |
|
SU1727147A1 |
Учебный прибор по сопротивлению материалов | 1989 |
|
SU1645983A1 |
Устройство для демонстрации опорных конструкций под нагрузкой | 1989 |
|
SU1712954A1 |
Учебный прибор по сопротивлению материалов | 1988 |
|
SU1578732A1 |
Учебный прибор по инженерной геодезии | 1985 |
|
SU1322360A1 |
Изобретение относится к учебным приборам по сопромату. Целью изобретения является расширение диапазона решаемых задач путем демонстрации принципа Сен- Венана. Прибор содержит .разделенный на три полости корпус, расположенный, в нем деформируемый объект в виде трех тел, и средство нагружения в виде подпружиненных толкателей, воздействующих на тела по разным участкам их торцов. .На поверхности тел и на лицевой поверхности корпуса нанесены сетки. Деформацию тела наблюдают по искажению сетки и сравнению ее с эталонной сеткой корпуса, что свидетельствует о распределении напряжений по поперечным сечениям при различных способах нагружения. 2 ил.
Фаг. 2 45
Учебное оборудование по физике в средней школе /Под ред | |||
А.А.Покровского | |||
М., 1973, с | |||
Соломорезка | 1918 |
|
SU157A1 |
Авторы
Даты
1992-04-23—Публикация
1989-04-11—Подача