Изобретение относится к демонстрационным приборам и может быть использовано при изучении теоремы о трех непараллельных силах в курсе теоретической механики.
Цель изобретения - расширение демонстрационных возможностей.
На фиг. 1 изображена схема учебного прибора при действии груза, вес которого намного меньше веса одного из стержней; на фиг.2 - схема учебного прибора при действии груза в месте соединения стержней (вес груза намного больше веса стержней); на фиг.З - схема учебного прибора при действии груза не в месте соединения стержней (вес груза намного больше веса стержней); на фиг.4 - разрез А-А на фиг.1.
Учебный прибор содержит опору в виде рамы 1, балку 2, один конец которой связан
с опорой (стойками 3, 4 рамы 1) шарнирным узлом, имеющим стрелочный указатель (указатель направления реакции)5, оси 6 и 7. На оси 7 установлен указатель 5. Ось 7 закреплена неподвижно на стойках 3 и 4 рамы 1 таким образом, что совпадает с центром тяжести указателя 5. Центр тяжести указателя 5 должен совпадать с осью 7 для того, чтобы вес указателя 5 не изгибал балку 2 и не искажал работу прибора. Если вес оси 6 соизмерим с весом указателя 5, то при определении положения центра тяжести указателя 5 нужно учесть вес оси 6.
Ось 6 закреплена на конце балки 2 и соединяет указатель 5 с балкой 2. Свободный конец балки 2 связан с одним концом нити 8. Другой конец нити 8 с помощью отверстия 9 связан со стрелочным указателем (указателем направления реакции) 10.
V4
I И
Указатель 10 установлен на оси 11. Ось 11 закреплена неподвижно на стойках рамы 1 таким образом, что совпадает с центром тяжести указателя 10 (для того, чтобы вес указателя 10 не изгибал нить 8). Балка 2 состоит из двух пластин, закрепленных между собой осями 6, 12, 13. Оси 12 и 13 являются также средством для подвешивания грузов 14 и 15 к балке 2.
Прибор работает следующим образом.
Для демонстрации теоремы о трех непараллельных силах в случае весомого стержня (балки) 2 к балке 2 подвешивают в любом месте груз, вес которого значительно (более, чем в 10 раз) меньше веса стержня 2, например, веревочку 14(фиг.1). Под действием собственного веса стержень 2 работает на изгиб. Поэтому стержень 2 не расположен на одной прямой с указателем 5, т.е. реакция опоры весомого стержня 2 не направлена вдоль этого стержня. Невесомый стержень (нить) 8 работает только на растяжение и расположен поэтому на одной прямой с указателем 10, т.е. реакция опоры невесомого стержня 8 направлена вдоль этого стержня.
Как видно из первого опыта (фиг.1) на стержневую конструкцию действуют три непараллельные силы: вес стержня 2 (линия действия веса вертикальна и находится на середине С стержня), реакция опоры невесомого стержня 8, направленная вдоль этого стержня, реакция опоры весомого стержня 2, направленная не вдоль стержня 2. Однако линии действия этих сил пересекаются согласно теореме о трех непараллельных силах в одной точке. Вес стержня 8 и груза 14 значительно меньше веса стержня 2 - на результаты опыта не влияют.
Для демонстрации теоремы о трех непараллельных силах в случае невесомых стержней к стержню 2 подвешивают в любом месте (например, в месте соединения стержней 2 и 8, т.е. к оси 12 - второй опыт, или правее этой оси 12, т.е. к оси 13 - третий
опыт) груз 15, вес которого значительно больше веса стержней 2 и 8 (фиг.2 и 3).
Из второго опыта видно, что реакция опор невесомых стержней 2 и 8 направлены вдоль этих стержней и линии действия веса груза 15. Реакции опор стержней 2 и 8 пересекаются в месте крепления груза 15 к невесомым стержням 2 и 8, т.е. согласно теореме о трех непараллельных силах пересекаются в одной точке.
В третьем опыте вес груза 14 приложен к стержню 2 не в месте соединения невесомых стержней 2 и 8. Поэтому стержень 2 работает как рычаг на изгиб и расположен
не на одной прямой с указателем 5, т.е. реакция опоры стержня 2 направлена не вдоль этого стержня. Однако линии действия сил пересекаются согласно теореме о трех непараллельных силах в одной точке.
Таким образом, прибор позволяет демонстрировать теорему о трех непараллельных силах как для весомых, так и для невесомых стержней.
25
Формула изобретения
Учебный прибор по механике, содержащий балку, один конец которой связан с опорой шарнирным узлом, имеющим две
оси, на одной из которых, закрепленной неподвижно, установлен указатель направления реакции, а другая ось закреплена на конце балки, при этом свободный конец балки связан с одним концом нити, а балка
имеет средство для подвешивания груза, отличающийся тем, что, с целью расширения демонстрационных возможностей, он имеет дополнительный стрелочный указатель, связанный со свободным концом
нити, и ось, связанную с опорой, при этом последняя выполнена в виде рамы, а оси, связывающие указатели направления реакции с опорой, неподвижно закреплены на стойках рамы так, что они совпадают с центром тяжести указателей.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Учебный прибор по механике | 1982 |
|
SU1014005A1 |
Учебный прибор по механике | 1991 |
|
SU1770971A1 |
Учебный прибор по механике | 1983 |
|
SU1119061A1 |
Учебно-демонстрационный прибор по строительной механике | 1986 |
|
SU1365110A1 |
Учебный прибор по сопротивлению материалов | 1989 |
|
SU1795505A1 |
Лабораторная установка для исследования шарнирно-рычажного преимущественно кривошипно-ползунного механизма | 1985 |
|
SU1341670A1 |
Учебный прибор для демонстрации теоремы о взаимности перемещений | 1989 |
|
SU1612320A1 |
Строительный пружинный элемент для учебных целей | 1935 |
|
SU43216A1 |
Учебный прибор по механике | 1987 |
|
SU1583957A1 |
Устройство для демонстрации действий над векторами | 1989 |
|
SU1716558A1 |
Использование: демонстрация в учебном процессе при изучении курса теоретической механики позволяет показывать справедливость теоремы о трех непараллельных силах как для весомых, так и для невесовых стержней. Подвешивая к стержню в любом месте груз, масса которого значительно (более чем в 10 раз) меньше массы стержня, на.пример веревочку (фиг. 1), демонстрируют теорему о трех непараллельных силах в случае весомого стержня - первый опыт. Для демонстрации теоремы о трех непараллельных силах в случае невесомых стержней к стержню подвешивают в любом месте (например, в месте соединения стержней), т.е. к оси - второй опыт, или правее этой оси, - третий опыт, груз, масса которого значительно больше массы стержней. Во всех опытах вертикальная линия действия массы стержня или груза и линия действия реакций, направления которых показывают указатели, пересекаются согласно теореме о трех непараллельных силах в одной точке. 4 ил.
ЗЛф
б
ГУ
WJZ.frW.1
А -А
. I M
7
Фиг. 3
Учебный прибор по механике | 1983 |
|
SU1083221A1 |
Кипятильник для воды | 1921 |
|
SU5A1 |
Авторы
Даты
1992-06-30—Публикация
1990-05-28—Подача