Изобретение относится к. амортизаторам, принцип действия которых основан на использовании упругопластической деформации материала рабочих элементов, и может быть использовано для защиты высокоточных приборов и агрегатов подвижных и стационарных объектов техники от воздействия инерционных перегрузок при динамических нагрузках.
Известен амортизатор, выполненный з виде многослойной криволинейной оболочки, содержащей несущие слои, установленный между ними ячеистый заполнитель и элементы передачи на слои внешних усилий.
Однако это устройство характеризуется недостаточной защитой объекта от воздействия сейсмовзрывных или ударных нагрузок в малом рабочем ходе,
Наиболее близким предлагаемому является амортизатор, содс -кащий коаксиально установленные цилиндрические оболочки, размещенные между ними, установленные с зазором между собой и параллельные оси амортизатора трубы и навитые на наружную оболочку гибкие нити, концы которых пропущены через направляющие и предназначены для присоединения к сило- возбудителям.
Однако известное устройство характеризуется низкой эффективностью амортизации, обусловленной тем, что амортизатор не обладает свойствами фильтра ударных нагрузок, меньших номинальных оки полностью передаются на защищаемый объект), и имеет малый ход амортизации,
Цепь изобретения является повышение эффективности амортизации.
На фиг.1 изображен амортизатор, общий вид, частичный разрез; на фиг.2 - то же, поперечный разрез; на фиг.З - схема укладки нитей; на фиг.4-узел крепления прижимных пластин и нити, поперечный разрез.
Амортизатор содержит цилиндрический корпус 1, коаксиально установленные в нем цилиндрические оболочки 2 и 3, размещенные между последними, установленные с зазором между собой и параллельно
сл
ч
W
«&
оси амортизатора трубы 4 и 5 и навитые на наружную оболочку 2 гибкие нити 6 и 7, концы 8 и 9 которых пропущены через направляющие 10 и предназначены для присоединения к силовозбудителям,
Жесткость труб 4 и 5 в окружном направлении переменна, при этом жесткость Диаметрально противоположно расположенных труб одинакова. Трубы 4 и 5 могут быть выполнены из материала с эффектом памяти формы.
Между местами 11 и 12 соединения концов нитей б и 7 с силовозбудителями и направляющими 10 на заданном расстоянии, например на расстоянии ступени хода амортизации от направляющих 10, на гибких нитях б и 7 установлены фиксаторы для взаимодействия с направляющими 10. Фиксаторы выполнены в виде пластин 13, закрепленных на нитях б и 7 при помощи прижимных устройств 14.
Амортизатор разделен на отдельные секции фланцами 15-18, которые соединены с внутренней цилиндрической оболочкой 3 и цилиндрическим корпусом 1. Пространство между цилиндрическим корпусом 1 и внутренней цилиндрической оболочкой заполнено смазкой под давлением.
Конструкция может работать в двух режимах, В первом - амортизируются объекты, размещенные в оболочке амортизатора. Во втором режиме амортизируются внешние узлы и агрегаты, которые устанавливаются для этого по одной из нитей 6 и 7 амортизатора (свободная подвеска). На первом этапе амортизации усилие сопротивления амортизации вызывается только трением нити 6 и 7 о поверхность цилиндрической оболочки 2, установленной над трубами 4 и 5. Усилие сопротивления амортизации на этом этапе равно разности усилий в сбегающей и набегающей ветвях. На второй стадии амортизации после упора направляющей 10 в фиксатор усилие амортизации создается также вследствие поперечного закритического изгиба труб 4 и 5 (их поперечного смятия). Усилие сопротивления амортизации на втором этапе возрастает и может изменяться по заданному наперед закону.
При ударном нагружеиии на втором этапе амортизации поступательное движение концов нитей 6 и 7 переходит в радиальное движение спиралей, навитых на цилиндрическую оболочку 2, так как давление нити б и 7 вызывает значительные регулярные деформации цилиндрической оболочки 2 и труб 4 и 5 соединенных с ней. Таким образом, при неподвижной оболочке нить 6 и 7 перемещается по спирали по окружности
цилиндра 1 и в радиальном направлении к поверхности цилиндра 1, гофрируя цилиндрическую оболочку 2 и меняя форму труб 4 и 5. Локальные нагрузки, приложенные к
соседним концам 8 и 9 противоположно направленных спиралей, вызывают радиальные обжатия цилиндрических оболочек и - пластическое деформирование труб 4 и 5, создавая распределенные нагрузки на ци0 лиидрическую оболочку. При обжатии труб нитью обеспечивается последовательное деформирование сначала менее жестких, а затем более жестких труб, расположенных по кольцу цилиндрической оболочки, Вслед5 ствие большого диаметра цилиндрической оболочки и наличия определенного количества витков ход амортизации имеет значительную величину, смещение концов нитей 8 и 9 на несколько порядков может превы0 шать толщину труб 4 и 5. Для приведения инструкции в первоначальное положение включают нагревательные элементы, которые обеспечивают повышение температуры рабочих элементов 4 и 5 до температуры
5 восстановления формы их материала. При этом происходит обратно радиальное движение слоев под действием усилий со стороны труб 4 и 5. Концы 8 и 9 нитей 6 и 7 возвращаются в первоначальное положе0 ние.
Настройка амортизатора на допускаемую нагрузку может осуществляться выбором значений жесткости трубчатых элементов, а также набором элементов раз5 личной жесткости, что позволяет осуществлять прогрессивный закон изменения силовой характеристики. За счет ступенчатой передачи локальных нагрузок с одного слоя на другой может быть обеспечено сни0 женме нагрузок на несущие слои амортизатора.
Формула изобретения
1,Амортизатор, содержащий коаксиальные цилиндрические оболочки, разме5 щенные между ними с зазором между собой и параллельно оси амортизатора трубы и навитые на наружную оболочку гибкие нити, концы которых пропущены через направляющие и предназначены для
0 присоединения к силовозбудителям, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности амортизации, жесткость труб в окружном направлении переменна, а амортизатор снабжен фиксаторами, уста5 новленными на гибких нитях на заданных расстояниях для взаимодействия с направляющими.
2.Амортизатор по п.1, о т л и ч а ю щ и- й с я тем, что жесткость диаметрально расположенных труб одинакова.
2
3
6
5
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Амортизатор | 1990 |
|
SU1805240A1 |
Амортизатор | 1990 |
|
SU1805239A1 |
Амортизатор | 1990 |
|
SU1786310A1 |
Герметичная емкость | 1988 |
|
SU1615070A1 |
УДАРОЗАЩИТНАЯ ПОДВЕСКА | 2011 |
|
RU2464461C1 |
Пружинная опора | 1989 |
|
SU1772454A1 |
АМОРТИЗИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО | 2010 |
|
RU2457374C1 |
ВЗРЫВОЗАЩИТНАЯ КАМЕРА | 2013 |
|
RU2524064C1 |
Амортизационное устройство для сейсмоизоляции объектов (варианты) | 2023 |
|
RU2799276C1 |
АМОРТИЗАТОР | 2005 |
|
RU2428600C2 |
Использование, для амортизации высокоточных приборов и агрегатов подвижных и стационарных объектов техники при воздействии на них динамических нагрузок. Сущность изобретения: амортизатор содержит цилиндрический корпус, коаксиально установленные в нем цилиндрические оболочки, размещенные между последними трубы и навитые на наружную оболочку гибкие нити, концы которых пропущены через направляющие. Жесткость труб в окружном направлении переменна, а между местами соединения концов нитей с смловозбудмте- лями и направляющими на заданном расстоянии на гибких нитях установлены фиксаторы. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
jlflraBRWWrse
СИ
d
Фиг.З
CU
Ч.1
фиг. f
Заявка ФРГ N; 1941600, кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1992-07-15—Публикация
1989-03-20—Подача