УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ РЕЖИМАМИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ Советский патент 1994 года по МПК F02C9/28 

Описание патента на изобретение SU1753766A1

Изобретение относится к управлению и регулированию двигателей и может быть использовано для управления режимами газотурбинных двигателей.

Известны устройства управления режимами двигателя, содержащие рычаг управления двигателем (РУД), связанный валиком с кулачками управления следящей втулкой задатчика режимов и следящей втулкой дозирующей иглы.

Недостатком устройства является большой момент на рычаге управления двигателей в момент включения реверса из-за большого угла подъема на кулачках.

Наиболее близким техническим решением является устройство, содержащее рычаг управления двигателем, соединенный валом с кулачками управления следящей втулкой задатчика режима и следящей втулкой дозирующей иглы, краном реверса, золотником блокировки реверса, соединенным с управляющей полостью усилителя задатчика режима.

Управляющие полости усилителей задатчика режима и дозирующей иглы соединены каналами со сливом через отверстия, переключаемые следящими втулками. Задатчик режима перезатягивает пружину регулятора режима, а дозирующая игла идет на изменение расхода топлива для установления заданного режима по программе.

Недостатком этого устройства является низкая надежность управления при включении реверса из-за большого момента сил на рычаге управления двигателем, так как включение реверса, т. е. изменение режима нужно производить на малом угле поворота 15-20о, в то время как на прямой тяге 70о на реверсе суммарный момент на рычаге достигает 20 кг/см. Такой же крутой подъем кулачка на характеристике реверса дозирующей иглы.

Цель изобретения - повышение надежности.

Поставленная цель достигается тем, что устройство, содержащее рычаг управления с валиком, на котором расположены кулачки, связанные со следящими втулками усилителей задатчика режимов и дозирующей иглы, которые имеют управляющие каналы, образующие дросселирующие сечения с кромками следящих втулок, дополнительно содержит гидравлическую редукционную камеру с дроссельной иглой, кинематически связанной с валиком рычага управления двигателем, дросселирующие элементы, установленные в управляющих каналах усилителей, и чувствительные золотники, кинематически связанные с дросселирующими элементами и гидравлически с редукционной камерой.

На чертеже представлено предложенное устройство.

Устройство содержит рычаг управления двигателем (РУД) 1, соединенный с валиком 2, на котором расположены кулачки 3 и 4 задатчика режима и дозирующей иглы соответственно.

Кулачки 3 и 4 на участке включения реверса выполнены цилиндрической формы и соединены рычагами 5 и 6 со следящими втулками 7 и 8, расположенными на штоках усилителей 9 и 10. Полости 11 и 12 усилителей 9 и 10 соединены со сливом через управляющие каналы, в которых кромки следящих втулок 7 и 8 образуют дросселирующие сечения 13 и 14. Усилитель 9 задатчика режима поджат пружиной 15, связанной с регулятором режима (не показан). В каналах управления усилителей 9 и 10 последовательно дросселирующим сечениям 13 и 14 установлены дросселирующие элементы 16 и 17, выполненные в виде золотников, соединенных кинематически с чувствительными элементами 18 и 19, поджатыми пружинами 20 и 21. Управляющие полости 22 и 23 чувствительных элементов 18 и 19 гидравлически связаны с полостью редукционной камеры 24, образованной входным жиклером и дроссельной иглой 25, кинематически соединенной с валиком 2 РУД 1. Валик 2 также соединен с краном 26 реверса.

Работает устройство следующим образом.

При переводе рычага 1 с "малого газа" на увеличение режима на прямой тяге кулачки 3 и 4, установленные на валике 2, поворачиваются, перемещая следящие втулки 7 и 8 на перекрытие дросселирующих сечений 13 и 14. Давление в управляющих полостях 11 и 12 увеличивается и усилители 9 и 10 перемещаются вниз. Усилитель 9 перезатягивает пружину 15, а дозирующая игла идет на увеличение расхода по программе приемистости до тех пор, пока дросселирующие сечения 13 и 14 не приоткроются, создавая равновесие сил на усилителях 9 и 10. Дроссельная игла 25 находится в открытом положении, давление в камере 24 низкое чувствительные элементы 18 и 19 под действием пружин 20 и 21 находятся в верхнем положении и дросселирующие элементы 16 и 17 смещены относительно втулок 7 и 8 вверх, т. е. в работу они не вмешиваются.

При включении реверса валик 2 поворачивается, игла 25 закрывается и давление в камере 24 повышается. В полостях 22 и 23 также повышается давление, и на чувствительных элементах 18 и 19 появляются перестановочные силы, преодолевающие затяжку пружин 20 и 21. Дросселирующие элементы 16 и 17 закрывают сечения 13 и 14.

В управляющих полостях 11 и 12 давление повышается независимо от следящих втулок 7 и 8, которые остаются на месте, как и в положении "малого газа", так как кулачки 3 и 4 на этом участке имеют цилиндрическую форму. Усилители 9 и 10 идут на увеличение режима до открытия сечений 13 и 14, перекрытых элементами 16 и 17. При открытии сечений 13 и 14 усилители займут равновесное положение.

При повороте валика 2 в зоне включения реверса также включается кран 26 реверса, подавая рабочую жидкость на управление реверсионными створками сопла.

Таким образом, в момент включения реверса момент сил определяется только перемещением иглы 25, а на кулачках 3 и 4 за счет их цилиндрической поверхности практически не создается момент и, следовательно, на РУД 1 значительно снижается момент сил, что повышает надежность работы устройства. (56) Агрегаты системы топливопитания и регулирования двухконтурного турбореактивного двигателя АИ-25. М. : Машиностроение, 1970, с. 61.
Трехвальный ТРДД Д-36. Руководство по технической эксплуатации, кн. 2, с. 54/53.

Похожие патенты SU1753766A1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ РЕЖИМАМИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1989
  • Савченко В.Я.
SU1759069A1
Регулятор степени повышения давления воздуха в компрессоре газотурбинного двигателя 1980
  • Савченко В.Я.
  • Юминов В.Г.
SU858393A1
УСТРОЙСТВО для РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОДАЧИ ТОПЛИВА12 1970
SU276644A1
СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОДАЧИ ТОПЛИВА В ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1986
  • Савченко В.Я.
  • Слотин О.Б.
  • Соловьев В.А.
  • Макасеев Л.И.
SU1417544A1
СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОДАЧИ ТОПЛИВА В ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1980
  • Савченко В.Я.
SU898793A2
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ ТОПЛИВА В ГАЗОТУРБИННОМ ДВИГАТЕЛЕ 2001
  • Мокроуз Василий Климентьевич
  • Павлюк Евгений Викторович
  • Кравченко Юрий Игнатьевич
  • Горбатюк Николай Васильевич
RU2198312C2
Ограничитель нарастания давления топлива газотурбинного двигателя 1982
  • Белов И.Н.
  • Богун А.Г.
  • Булатов А.Г.
  • Белобородов А.В.
  • Дятлов В.В.
SU1042389A1
РЕГУЛЯТОР ПОДАЧИ ГАЗООБРАЗНОГО ТОПЛИВА В КАМЕРУ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1989
  • Клибанов В.И.
  • Лебедев В.Э.
  • Прохоров Д.А.
  • Чермышенцев О.И.
RU1764379C
ДВУХКАНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ТОПЛИВОПИТАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2014
  • Мельников Игорь Анатольевич
  • Слотин Олег Борисович
  • Фокин Алексей Николаевич
RU2553915C1
Устройство для впрыска топлива в двигатель внутреннего сгорания 1970
  • Конрад Эккерт
  • Хайнрих Кнапп
  • Райнхард Шварц
  • Грегор Шустер
SU491239A3

Реферат патента 1994 года УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ РЕЖИМАМИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Использование: управление и регулирование двигателей. Сущность изобретения: при включении реверса валик поворачивается, дроссельная игла закрывается и давление в камере повышается. Дросселирующие элементы закрывают сечения. Давление в управляющих полостях повышается. Усилители идут на увеличение режима до открытия сечений. При включении реверса момент сил на рычаге управления двигателем определяется усилиями на перемещение крана реверса, дроссельной иглы. 1 ил.

Формула изобретения SU 1 753 766 A1

УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ РЕЖИМАМИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, содержащее рычаг управления с валиком, на котором расположены кулачки, связанные со следящими втулками усилителей задатчика режима и дозирующей иглы, которые имеют управляющие каналы, образующие дросселирующие сечения с кромками следящих втулок, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, оно дополнительно содержит гидравлическую редукционную камеру с дроссельной иглой, кинематически связанной с валиком рычага управления двигателем, дросселирующие элементы, установленные в управляющих каналах усилителей, и чувствительные золотники, кинематически связанные с дросселирующими элементами и гидравлически - с редукционной камерой.

SU 1 753 766 A1

Авторы

Савченко В.Я.

Ширшов В.Г.

Рязанцев А.Т.

Даты

1994-01-15Публикация

1989-05-10Подача