Изобретение относится преимущественно к транспортному машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях самоходных транспортных и тяговых машин.
В трансмиссиях самоходных машин различного назначения широко применяются гидромеханические передачи, состоящие из последовательно соединенных гидротрансформатора и ступенчатой коробки передач.
Известна двухдиапазонная гидромеханическая передача, содержащая гидротрансформатор, насосное колесо которого связано с входным валом, дифференциальный механизм, посредством которого турбинное колесо гидротрансформатора связано с выходным валом передачи, и две управляемые фрикционные муфты для связи выходного вала посредством первой муфты с турбинным колесом, а посредством второй - с дифференциальным механизмом,
Известны двухпоточные гидромеханические передачи, содержащие гидродинамическую машину -гидротрансформатор или гидромуфту, турбинное колесо которой соединено с выходным валом передачи, и разделительный дифференциальный механизм, одно звено которого соединено с входным валом передачи, а два других звена соединены соответственно с насосным колесом гидродинамической машины и выходным валом.
Такая гидромеханическая передача выгодно отличается от аналогичных с разделительным дифференциалом отсутствием циркулирующей мощности, но имеет значительно меньший коэффициент трансформации крутящего момента двигателя.
Цель изобретения - расширение эксплуатационных возможностей за счет повыс/
С
О
ю
шекия коэффициента трансформации момента среднего КПД гидромеханической пе- редачи сразделительным
дифференциальным механизмом путем расширения степени ее регулирования введением второго режима работы - однопоточного.
Указанная цель достигается тем, что гидромеханическая передача, содержащая гидродинамическую машину, турбинное колесо которой соединено с выходным валом передачи, и дифференциальный механизм, одно звено которого - водило - соединено с входным валом передачи, а два других звена соединены соответственно с насосным колесом гидродинамической машины и выходным валом, снабжена управляемой фрикционной муфтой для связи водила с входным валом и муфтой свободного хода для связи насосного колеса с входным валом.
На фиг.1 представлена кинематическая схема варианта двухдиапазонной гидромеханической передачи с комплексным одноступенчатым гидротрансформатором в качестве гидродинамической машины; на фиг,2 - характер изменения КПД (rj) одно- поточной (кривая 1) и двухпоточной (кривая 2) передач, а также характер изменения коэффициента трансформации (К) однопоточ- ной (кривая 3)си двухпоточной (кривая 4) передач в зависимости от передаточного отношения передачи (i).
Гидромеханическая передача содержит входной вал 1, который посредством управляемой фрикционной муфты 2 связан с во- дилом 3 дифференциального механизма 4. Коронная 5 и солнечная 6 шестерни дифференциального механизма 4 соединены соот- ветственно с насосным колесом 7 гидротрансформатора 8 и выходным валом 9. Турбинное колесо 10 гидротрансформатора 8 соединено с выходным валом 9, а реакторное колесо 11 через муфту свободного хода 12 - с корпусом передачи (не обозначен). Насосное колесо 7 соединено также с входным валом 1 посредством муфты 13 свободного хода.
Рассматриваемая гидромеханическая передала имеет два диапазона совместной работы с двигателем, которые соответствуют: троганию и разгону транспортного средства.
На первом диапазоне передача работает как однопоточная, фрикционная муфта 2 выключена и водило 3 отсоединено от входного вала 1. Вращение от входного вала 1 через муфту 13 свободного хода передается
насосному колесу 7 гидротрансформатора 8, а от него - турбинному колесу 10 и выходному валу 9. Передача при этом работает с повышенным коэффициентом трансформации момента, максимальное значение которого определяется характеристиками используемого гидротрансформатора. Коронная 5 и солнечная б шестерни дифференциального механизма 4 работают
вхолостую.
На втором диапазоне передача работает как двухпоточная с повышенным КПД, Фрикционная муфта 2 при этом включена и водило 3 соединено с входным валом 1. Крутящий момент двигателя посредством дифференциального механизма 4 разделяется на два не параллельных потока и суммируется на выходном вале 9. Так как насосное колесо 7 гидротрансформатора 8 при этом
вращается быстрее входного вала 1, то муфта 13 свободного хода выключена .
Момент переключения гидромеханической передачи с одного диапазона работы на другой определяется точкой пересечения
характеристик однопоточной и двухпоточной передач -точкой / на фиг.2. Управление фрикционной муфтой 2 может быть автоматизировано с помощью гидравлической системы передачи..
Рассмотренная двухдиапазонная гидромеханическая передача, совмещая в себе положительные стороны однопоточной передачи (повышение коэффициента трансформации и КПД при малых передаточных
отношениях) и двухпоточной (повышение КПД при больших передаточных отношениях), позволяет повысить КПД передачи в целом, сократить расход топлива, увеличить тяговое усилие транспортного средства.
Формула изобретения
Двухдиапазонная гидромеханическая передача, содержащая гидродинамическую машину, турбинное колесо которой соединено с выходным валом передачи, и дифференциальный механизм, одно звено которого водило - соединено с входным валом передачи, а два других звена соединены соответственно с насосным колесом гидродинамической машины и выходным валом,
отличающаяся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей за счет повышения коэффициента трансформации момента и среднего КПД, она снабжена управляемой фрикционной
муфтой для связи водила с входным валом и муфтой свободного хода для связи насосного колеса с входным валом.
W
ч L/
п
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидромеханическая двухпоточная передача | 1978 |
|
SU766912A2 |
Гидромеханическая передача | 2018 |
|
RU2695477C1 |
Гидромеханическая многоконтурнаяпЕРЕдАчА ТРАНСпОРТНОгО СРЕдСТВА | 1979 |
|
SU839755A1 |
Двухпоточная гидромеханическая передача | 1980 |
|
SU1020267A1 |
Гидромеханическая двухпоточная передача | 1978 |
|
SU753686A2 |
Гидромеханическая передача транспортного средства | 2018 |
|
RU2695471C1 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА | 2000 |
|
RU2188352C2 |
ДВУХПОТОЧНАЯ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА | 2021 |
|
RU2765629C1 |
Гидромеханическая двухпоточная передача | 1978 |
|
SU766911A2 |
Гидромеханическая многоконтурная передача прямого хода транспортного средства с газотурбинным двигателем | 1980 |
|
SU944954A1 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях транспортных и тяговых машин. Цель - расширение эксплуатационных возможностей за счет повышения коэффициента трансформации момента f Јutf- .i. j& . jn ias&ei:- f t 1 и среднего КПД гидромеханической передачи с разделительным дифференциалом Это достигается тем, что гидромеханическая передача, содержащая гидродинамическую машину, турбинное колесо которой соединено с выходным валом передачи, и дифференциальный механизм, одно звено которого (водило) соединено с входным валом передачи Два других звена соединены соответственно с насосным колесом гидродинамической машины и выходным валом. Гидромеханическая передача снабжена управляемой фрикционной муфтой для связи водила с входным валом и муфтой свободного хода для связи насосного колеса с входным валом. 2 ил.
я
Петров А.В | |||
Планетарные и гидромеханические передачи колесных и гусеничных машин | |||
М.; Машиностроение, 1966, с | |||
Передвижная комнатная печь | 1922 |
|
SU383A1 |
Авторы
Даты
1992-08-15—Публикация
1990-11-06—Подача