Двухдиапазонная гидромеханическая передача Советский патент 1992 года по МПК B60K17/10 F16H47/06 

Описание патента на изобретение SU1754499A1

Изобретение относится преимущественно к транспортному машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях самоходных транспортных и тяговых машин.

В трансмиссиях самоходных машин различного назначения широко применяются гидромеханические передачи, состоящие из последовательно соединенных гидротрансформатора и ступенчатой коробки передач.

Известна двухдиапазонная гидромеханическая передача, содержащая гидротрансформатор, насосное колесо которого связано с входным валом, дифференциальный механизм, посредством которого турбинное колесо гидротрансформатора связано с выходным валом передачи, и две управляемые фрикционные муфты для связи выходного вала посредством первой муфты с турбинным колесом, а посредством второй - с дифференциальным механизмом,

Известны двухпоточные гидромеханические передачи, содержащие гидродинамическую машину -гидротрансформатор или гидромуфту, турбинное колесо которой соединено с выходным валом передачи, и разделительный дифференциальный механизм, одно звено которого соединено с входным валом передачи, а два других звена соединены соответственно с насосным колесом гидродинамической машины и выходным валом.

Такая гидромеханическая передача выгодно отличается от аналогичных с разделительным дифференциалом отсутствием циркулирующей мощности, но имеет значительно меньший коэффициент трансформации крутящего момента двигателя.

Цель изобретения - расширение эксплуатационных возможностей за счет повыс/

С

О

ю

шекия коэффициента трансформации момента среднего КПД гидромеханической пе- редачи сразделительным

дифференциальным механизмом путем расширения степени ее регулирования введением второго режима работы - однопоточного.

Указанная цель достигается тем, что гидромеханическая передача, содержащая гидродинамическую машину, турбинное колесо которой соединено с выходным валом передачи, и дифференциальный механизм, одно звено которого - водило - соединено с входным валом передачи, а два других звена соединены соответственно с насосным колесом гидродинамической машины и выходным валом, снабжена управляемой фрикционной муфтой для связи водила с входным валом и муфтой свободного хода для связи насосного колеса с входным валом.

На фиг.1 представлена кинематическая схема варианта двухдиапазонной гидромеханической передачи с комплексным одноступенчатым гидротрансформатором в качестве гидродинамической машины; на фиг,2 - характер изменения КПД (rj) одно- поточной (кривая 1) и двухпоточной (кривая 2) передач, а также характер изменения коэффициента трансформации (К) однопоточ- ной (кривая 3)си двухпоточной (кривая 4) передач в зависимости от передаточного отношения передачи (i).

Гидромеханическая передача содержит входной вал 1, который посредством управляемой фрикционной муфты 2 связан с во- дилом 3 дифференциального механизма 4. Коронная 5 и солнечная 6 шестерни дифференциального механизма 4 соединены соот- ветственно с насосным колесом 7 гидротрансформатора 8 и выходным валом 9. Турбинное колесо 10 гидротрансформатора 8 соединено с выходным валом 9, а реакторное колесо 11 через муфту свободного хода 12 - с корпусом передачи (не обозначен). Насосное колесо 7 соединено также с входным валом 1 посредством муфты 13 свободного хода.

Рассматриваемая гидромеханическая передала имеет два диапазона совместной работы с двигателем, которые соответствуют: троганию и разгону транспортного средства.

На первом диапазоне передача работает как однопоточная, фрикционная муфта 2 выключена и водило 3 отсоединено от входного вала 1. Вращение от входного вала 1 через муфту 13 свободного хода передается

насосному колесу 7 гидротрансформатора 8, а от него - турбинному колесу 10 и выходному валу 9. Передача при этом работает с повышенным коэффициентом трансформации момента, максимальное значение которого определяется характеристиками используемого гидротрансформатора. Коронная 5 и солнечная б шестерни дифференциального механизма 4 работают

вхолостую.

На втором диапазоне передача работает как двухпоточная с повышенным КПД, Фрикционная муфта 2 при этом включена и водило 3 соединено с входным валом 1. Крутящий момент двигателя посредством дифференциального механизма 4 разделяется на два не параллельных потока и суммируется на выходном вале 9. Так как насосное колесо 7 гидротрансформатора 8 при этом

вращается быстрее входного вала 1, то муфта 13 свободного хода выключена .

Момент переключения гидромеханической передачи с одного диапазона работы на другой определяется точкой пересечения

характеристик однопоточной и двухпоточной передач -точкой / на фиг.2. Управление фрикционной муфтой 2 может быть автоматизировано с помощью гидравлической системы передачи..

Рассмотренная двухдиапазонная гидромеханическая передача, совмещая в себе положительные стороны однопоточной передачи (повышение коэффициента трансформации и КПД при малых передаточных

отношениях) и двухпоточной (повышение КПД при больших передаточных отношениях), позволяет повысить КПД передачи в целом, сократить расход топлива, увеличить тяговое усилие транспортного средства.

Формула изобретения

Двухдиапазонная гидромеханическая передача, содержащая гидродинамическую машину, турбинное колесо которой соединено с выходным валом передачи, и дифференциальный механизм, одно звено которого водило - соединено с входным валом передачи, а два других звена соединены соответственно с насосным колесом гидродинамической машины и выходным валом,

отличающаяся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей за счет повышения коэффициента трансформации момента и среднего КПД, она снабжена управляемой фрикционной

муфтой для связи водила с входным валом и муфтой свободного хода для связи насосного колеса с входным валом.

W

ч L/

п

Похожие патенты SU1754499A1

название год авторы номер документа
Гидромеханическая двухпоточная передача 1978
  • Левин Владимир Александрович
SU766912A2
Гидромеханическая передача 2018
  • Анцев Виталий Юрьевич
  • Трушин Николай Николаевич
RU2695477C1
Гидромеханическая многоконтурнаяпЕРЕдАчА ТРАНСпОРТНОгО СРЕдСТВА 1979
  • Левин Владимир Александрович
SU839755A1
Двухпоточная гидромеханическая передача 1980
  • Макаров Виктор Васильевич
  • Гаврилов Евгений Андреевич
SU1020267A1
Гидромеханическая двухпоточная передача 1978
  • Левин Владимир Александрович
SU753686A2
Гидромеханическая передача транспортного средства 2018
  • Трушин Николай Николаевич
RU2695471C1
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА 2000
  • Гусев М.Н.
  • Самарин Е.Г.
  • Ширшов Ю.И.
  • Беляев А.А.
  • Белоутов Г.С.
  • Корольков Р.Н.
RU2188352C2
ДВУХПОТОЧНАЯ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА 2021
  • Гаев Сергей Викторович
  • Кириллов Алексей Афанасьевич
  • Зайцев Алексей Иванович
  • Зыков Андрей Александрович
  • Вязников Максим Валерьевич
RU2765629C1
Гидромеханическая двухпоточная передача 1978
  • Левин Владимир Александрович
SU766911A2
Гидромеханическая многоконтурная передача прямого хода транспортного средства с газотурбинным двигателем 1980
  • Левин Владимир Александрович
SU944954A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 754 499 A1

Реферат патента 1992 года Двухдиапазонная гидромеханическая передача

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях транспортных и тяговых машин. Цель - расширение эксплуатационных возможностей за счет повышения коэффициента трансформации момента f Јutf- .i. j& . jn ias&ei:- f t 1 и среднего КПД гидромеханической передачи с разделительным дифференциалом Это достигается тем, что гидромеханическая передача, содержащая гидродинамическую машину, турбинное колесо которой соединено с выходным валом передачи, и дифференциальный механизм, одно звено которого (водило) соединено с входным валом передачи Два других звена соединены соответственно с насосным колесом гидродинамической машины и выходным валом. Гидромеханическая передача снабжена управляемой фрикционной муфтой для связи водила с входным валом и муфтой свободного хода для связи насосного колеса с входным валом. 2 ил.

Формула изобретения SU 1 754 499 A1

я

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1754499A1

Петров А.В
Планетарные и гидромеханические передачи колесных и гусеничных машин
М.; Машиностроение, 1966, с
Передвижная комнатная печь 1922
  • Лендер Ф.Ф.
SU383A1

SU 1 754 499 A1

Авторы

Шадский Геннадий Викторович

Трушин Николай Николаевич

Даты

1992-08-15Публикация

1990-11-06Подача