1
(21)4844084/11 (22) 09.04.90 (46)23.09.92. Бюл. №35 (75) А.Н.Мердин
(56)В помощь радиолюбителю. М.: Радио, 1973, №43, с.72-75.
(54) УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ РАБОТОЙ ЭЛЕКТРОПРИВОДА СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
(57)Использование: Р устройствах для управления работой электропривода стеклоочистителя транспортного средства. Сущность изобретения: устройство содержит включенный последовательно с электродвигателем (15) стеклоочистителя тиристорный включатель, шунтированный конечным выключателем (16) электродвигателя, регулируемую зарядно-разрядную R
С-цепочку, выход которой через транзисторную схему соединен с управляющим электродом тиристора (1). Катод тиристора (1) соединен с массой через тумблер. При этом конечным выключателем (16) электродвигателя зашунтирова н тиристор (15) вместе с тумблером, вход зарядно-разрядной RC-це- почки подключен к электросети транспортного средства через контакт замка зажигания (14) транспортного средства А транзисторная схема выполнена в виде двухкаскадного усилителя, приче м RC-це- почка подключена между базой и эмиттером транзистора (2) первого каскада, а эмиттер- коллекторный переход транзистора (3) второго каскада включен между управляющим электродом и катодом тиристорного включателя. 1 з.п ф-лы, 1 ил.
сл
с
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГЕНЕРАТОР ИМПУЛЬСОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ТОКА | 2001 |
|
RU2204464C2 |
Устройство для токовой защиты электродвигателя с обратно зависимой выдержкой времени | 1983 |
|
SU1153373A1 |
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ ПРИВОД КОММУТАЦИОННОГО АППАРАТА | 1994 |
|
RU2074430C1 |
Электронная система зажигания | 1978 |
|
SU855245A1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНЗИСТОРНЫМ КЛЮЧОМ НА ТИРИСТОРЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2007 |
|
RU2343622C1 |
ОСВЕТИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО | 1992 |
|
RU2031554C1 |
Устройство для управления работой путевого выключателя | 1977 |
|
SU700879A1 |
Устройство для управления двигателем стеклоочистителя транспортного средства (его варианты) | 1980 |
|
SU927594A1 |
БЛОК УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОБЛОКИРОВКИ ЗАМКОВ ДВЕРЕЙ | 1992 |
|
RU2067658C1 |
Стабилизатор постоянного напряжения | 1982 |
|
SU1049882A1 |
VI а
CJ
ю о ел
Изобретение относится к устройствам для управления работой электропривода стеклоочистителя транспортного средства.
Известны стеклоочистители с электрическими приводами, например, на автомашинах Москвич, Таз-24, Запорожец, Таз-53 и т.д.
Недостатками таких стеклоочистителей является то, что щетки работают постоянно без интервала, это создает неудобство для водителя. Известны также стеклоочистители, установленные на автомобилях ВАЗ с тепловым реле, которые работают с заданным интервалом, однако они не могут быть использованы на других типах автомобилей (Москвич, ГАЗ-24, т.д.). Кроме того, интервал их работы устанавливается на заводе- изготовителе и не может быть изменен. Известна также конструкция стеклоочистителя для автомобиля ВАЗ с электронным генератором импульсов фирмы Симена (см. Приложение электроники на автомобильном транспорте, издательство Знание 1973 год, авторы: Зиновьева Л.В., Малданова О.Г., Нежданова С.Г., Пустова- лЬва Л.В.). Известно также устройство управления стеклоочистителем (см. В помощь радиолюбителю издательство ДО- СААС 1973 г. стр.72, автор Вознесенский), которое выбрано в качестве прототипа. Наряду с его положительными качествами (включает двигатель стеклоочистителя сразу после включения двигателя автомобиля, простое в изготовлении, содержит малое число деталей) данное устройство имеет ряд недостатков, а именно:
Целью изобретения является повышение удобства пользования и надежности в эксплуатации стеклоочистителя автомобиля, Указанная цель достигается тем, что устройство содержит включенный последовательно с электродвигателем стеклоочистителя тиристорный выключатель, шунтированный конечным выключателем электродвигателя, регулируемую зарядно- разрядную R С-цепочку, выход которой через транзисторную схему соединен с управляющим электродом тиристора, катод тиристора соединен с массой через тумблер, конечным выключателем электродвигателя зашунтирован тиристор вместе с
тумблером, вход зарядно-разрядной RC-це- почки подключен к электросети транспорт- ного средства через контакт замка зажигания транспортного средства, транзи5 сторная схема выполнена в виде двухка- скадного усилителя, причем RC-цепочка подключена между базой и эмиттером транзистора первого каскада, а эмиттер-коллек- торный переход транзистора второго
0 каскада включен между управляющим электродом и катодом тиристорного выключателя.
Цепь заряда конденсатора RC-цепочки образована резистором, второго каскада,
15 включенным между анодом и управляющим электродом тиристора.
Схема предлагаемого устройства показана на чертеже, где 1 - тиристор; 2 - транзистор р-п-р; 3 - транзистор п-р-п; 4 - 8 0 постоянные резисторы; 9 - переменный резистор; 10 и 11 -диоды; 12 и 13 - конденсаторы; 14 - выключатель; 15 - двигатель; 16, 17,18-выключатели. Эмиттер р-п-р-транзи- стора 2 соединен с полюсовым выводом на5 копительного конденсатора (12) и с катодом диода (10), анод которого подключается к выключателю зажигания автомобиля, база транзистора (2) через резистор (4) соединена с крайним выводом переменного рези0 стора (9), подвижный же вывод переменного резистора соединен с отрицательной обкладкой конденсатора (12), а также через резистор (5) с анодом диода (11), его катод через резистор (6) соединяется с коллекто5 ром транзистора (3) и управляющим электродом тиристора (1), анод которого также соединен с катодом диода (11), сюда же подключен положительный вывод конденсатора (13), а его отрицательный вывод соединен
0 с катодом тиристора (1), а также с эмиттером транзистора (3) и резистором (8), а второй вывод его соединен с базой транзистора (3), а также с резистором (7), свободный вывод последнего подключен к коллекторутранзи5 стора (2).
Устройство работает следующим образом.
При включении выключателя 18 напря0 жение через электродвигатель стеклоочистителя поступает на анод тиристора 1, г также через резистор 6 на управляющий электрод тиристора 1. Последний открывается, подключая двигатель через контакты
5 выключателя 18 к корпусу автомобиля. Одновременно происходит заряд конденсатора 12 через резистор 5 и диод 11, а также отпирание транзистора 2, т.к. его база через резистор 4, 5 и 9 и диод 11 и открывшийся
тиристор соединена с корпусом автомобиля. Открывание транзистора 2 приводит к открыванию транзистора 3, последний соединяет управляющий электрод тиристора с его катодом.
Работающий двигатель 15 стеклоочистителя конечным выключателем 16, находящимся в корпусе редуктора, шунтирует включенный тиристор (1) и он отключается. После возвращения рычагов щеток стеклоочистителя в исходное положение конечный выключатель 16 отключает двигатель, но тиристор (1) теперь не открывается, т.к. на его управляющем электроде нет напряжения: открытый транзистор 3 соединяет его с катодом. Заряженный конденсатор 12 разряжается по цепи; эмиттер-база транзистора 2 и резисторы 4 и 9, поддерживая таким образом транзисторы 2 и 3 в открытом состоянии. Через некоторое время определяемое емкостью конденсатора 12 и сопротивлением резистора 9, конденсатор 12 разряжается, что приводит к закрыванию транзисторов 2 и 3. На управляющем электроде тиристора 1 появляется напряжение и он открывается. Процесс повторяется, таким образом создается периодический режим работы двигателя стеклоочистителя. Изменяя положение движка резистора 9, водитель может регулировать период следования импульсов генератора. При больших паузах в работе стеклоочистителя водитель, выходя из автомобиля может оставить его включенным, что привело бы к разряду аккумуляторной батареи и работе щеток по сухому стеклу. Предлагаемое согласно заявке устройство исключает такую возможность, т.к. при выключении зажигания стеклоочиститель начинает работать непрерывно, указывая водителю на необходимость отключения.
Использование этого устройства дает возможность получить прерывистый режим работы стеклоочистителя на автомобилях с изменением периода следования импульсов генератора (времени между двойных взмахов щеток) в широких пределах, что удобно при незначительном загрязнении стекла в случае любого дождя, снега или тумана.
Преимущество предлагаемого устройства управления работой электропривода стеклоочистителя состоит в том, что он не содержит элементов, рассеивающих большую мощность, его можно изготовить из миниатюрных деталей, включая времязада- ющий конденсатор небольшой емкости, что позволяет разместить элементы импульсного генератора на корпусе переменного резистора, что избавляет от необходимости его отдельной установки, сокращается число проводов и соединений.
15
Формула изобретения
управляющим электродом тиристора.о т л и- чающееся тем, что, с целью повышения удобства пользования и надежности в эксплуатации стеклоочистителя, катод тиристора соединен с массой через тумблер,
конечным выключателем электродвигателя зашунтирован тиристор вместе с тумблером, вход зарядно-разрядной RC-цепочки подключен к электросети транспортного средства через контакт замка зажигания
транспортного средства, транзисторная схема выполнена в виде двухкаскадного усилителя, причем RC-цепочка подключена между базой и эмиттером транзистора первого каскада, а эмиттер-коллекторный переход транзистора второго каскада включен между управляющим электродом и катодом тиристорного включателя.
Авторы
Даты
1992-09-23—Публикация
1990-04-09—Подача