(З) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
t
Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, конкретно к устройствам для управления двигателем стеклоочистителя транспортного средства, например автомобиля.
Известно устройство .для управления двигателем стеклоочистителя транспортного средства, содержащее задатчик циклов, управляемый электродв 1гателем концевой выключатель и резистор, предназначенный для торможения электродвигателя в конце каждого цикла работы 11 .
Недостатком этого устройства является то, что через резистор при включении электродвигателя протекает паразитный ток 1 5-6 А, нагружающий коммутирующие элементы, что ограничивает возможность уменьшения величины сопротивления этого резистора. При реально Iприменяемых величинах сопротивления резистора, а также увеличении напряжения питания быст(ЕГО ВАРИАНТЫ)
роходныи электродвигатель недостаточно эффективно тормозится, в результате чего концевой выключатель переключается в начальное положение и происходит повторный запуск электродвигателя.
Известно также устройство для управления двигателем стеклоочистителя транспортного средства, содержащее задатчик циклов, соединенный выходом с управляющим электродом тиристора; включенного в цепь питания двигателя и соединенного катодом подвижным контактом управляемого двигателем концевого выключателя, один из неподвижных контактов которого соединен с положительной шиной источника питания, и схему торможения двигателя, включающую в себя кгйоч и тиристор, анод которого соединен с неподвижным контактом концевого выключателя, катсСд - с отрицательной шиной источника питанияi управляющий электрод - с выходом ключа I2J. Недостатком этого устройства является низкая помехоустойчивость схемы торможения, которая может при вести к возможности ложных включений тиристоров в цепи питания двига теля и схемы торможения, что приводит к короткому замыканию источника питания. Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаем му результату является устройство для управления двигателем стеклоочистителя транспортного средства, содержащее задатчик циклов с выходо соединенным с управляющим электродо тиристора, включенного в цепь питания двигателя и соединенного катодо с подвижным контактом управляемого двигателем концевого выключателя, один из неподвижных контактов котор го соединен с положительной шиной .источника питания, и схему торможе1ния двигателя, включающую в себя ключ, выполненный, по меньшей мере, на одном транзисторе, резисторы, ко денсатор, тиристор., .анод которого соединен с другим неподвижным контактом концевого выключателя, а катод - с отрицательной шиной источ ника питания t33. Однако это устройство также обла дает недостаточной помехоустойчивос тью по следующим причинам. Транзисторы, входящие в состав.схемы-тормо жения и предназначенные для усилени положительного импульса, поступающего в цепь управляющего электрода тиристора этой схемы, подключены к положительной шиНе источника питани напряжение которого складывается с импульсными помехами, поступающим от системы зажигания двигателя, а также от электродвигателя стеклоочистителя. Даже при кратковременно открывании этих ;гранзисторов происх дит запуск тиристора схемы торможения; если этот запуск совпадает с моментом включения тиристора, управ ляющий электрод которого подключен к задатчику циклов, то также может произойти короткое замыкание источника питания. Цель изобретения - повышение помехоустойчивости устройства. Цель достигается тем, что в устройстве для управления двигателем 4 стеклоочистителя транспортного средства, содержащем задатчик циклов с выходом, соединенным с управляющим электродом тиристора, включенного в цепь питания двигателя и соединенного катодом с подвижным контактом управляемого двигателем концевого выключателя, один из неподвижных контактов которого соединен с положительной шиной источника питания, и схему торможения двигателя, включающую в себя ключ, выполненный, по меньшей мере, на одном транзисторе, резисторы, конденсатор, и тиристор, анод которого соединен с другим неподвижным контактом концевого выключателя, а катод - с отрицательной шиной источника питания, ключ выполнен на транзисторе п-р-п типа, эмиттер которого непосредственно, а база через один из резисторов соединены с отрицательной шиной источника питания и коллектор которого через другой резистор и диод соединен соответственно с подвижным контактом концевого выключателя и управляющим электродом тиристора схемы торможения, соединенным через конденсатор с отрицательной шиной источника питания, причем база транзистора через третий резистор дополнительно соединена с анодом тиристора схемы торможения. Цель может быть достигнута тем, что в устройстве для управления.двигателем стеклоочистителя транспортного средства, содержащем схему торможения с ключом, ключ выполнен на транзисторе р-п-р типа, эмиттер которого непосредственно и через параллельно включе1нные один из резисторов и конденсатор соединен соответственно с подвижным контактом концевого выключателя и с базой, которая соединена через другой резистор с анодом тиристора схемы торможения, параллельно силовой ,цепи которого включен третий резистор и управляющий электрод которого соединен через четвертый резистор с коллектором транзистора. На фиг. 1 приведена принципиальная схема устройства для управления двигателем стеклоочистителя транспортного средства; на фиг. 2 - другой вариант выполнения принципиальной схемы упомянутого устройства. Устройство (фиг.1) содержит задатчик 1 циклов, соединенный выходом с управляющим электродом тиристора 2 Катод тиристора 2, соединен с двигателем 3, в цепь питания которого вклю чен управляемый двигателем 3 концевой выключатель t с контактами .1-.3. Схема торможения двигателя 3 выполнена на тиристоре 5, резисторе 6 п-р-п типа, резисторах , конденсаторе 10 и диоде 11. Тирис.тор 5 включен параллельно двигателю 3, анод тиристора 5 соединен с контактом «.3 концевого выключателя Ц, катод тиристора 5 с отрицательной шиной источника питания, управляющий электрод которого через конденсатор 10 соединен с отрицательной шиной источника питания и диод 11 с коллек тором транзистора 6, который через резистор 7 соединен с подвижным контактом i.1 выключателя . База транзистора 6 через резистор 8 соединена с анодом тиристора 5 и через резистор 9 с отрицательной шиной источника питания. Устройство работает следующим образом. При подключении устройства к источнику питания задатчик 1 циклов вырабатывает положительной импульс, который подается на управляющий электрод тиристора 2, последний открывается и включает двигатель 3После переключения подвижного контак та i.1 выключателя Ц из положения I в положение ii тиристор 2 закорачивается и выключается, при этом питание двигателя 3 до окончания цикла проис ходит через выключатель . Транзистор 6 схемы торможения при положении I подвижного контакта выключателя Ц открыт и насыщен, прсле размыка ния выключателя k (переключение контакта в положение II) транзистор б закрывается ив цепь управляющего электрода тиристора 5 через диод 11 подается ток управления, т.е. тиристор 5 подготовлен к включению. В момент окончания рабочего цикла на анод тиристора 5 подается напряжение тиристор 5 включается и осуществляет эффективное торможение двигателя 3В этом варианте выполнения схемы устройства ключ, входящий в схему торможения, выполняется на транзисторе п-р-п типа, который непосредственно не связан с положительной шиной источника питания. Минимизация зависимости от импульсных помех схемы достигается тем, что эмиттер транзистора закорочен с базой через контакты концевого выключателя, в момент открывания тиристора 2 транзистор надежно закрыт и импульсные помв хи не могут вызвать включение тиристора 5В варианте выполнения по фиг. 2 устройство содержит задатчик 1 циклов, соединенный выходом с управляющим электродом тиристора 2. Катод тиристора 2 соединен с двигателем 3, управляющим выключателем Ц с контактами i.1-i.3. Схема торможения выполнена на тиристоре 5, тиристоре 6 р-п-р типа, резисторах , конденсаторе 10 и выполняющем функцию диода 11 по фиг. 1 резисторе 12. Тиристор 5 включен параллельно двигателю 3 через выключатель Ц, катод тиристора 5 соединен с отрицательной шиной источника питания, управляющий электрод тиристора 5 через резистор 12 соединен с коллектором транзистора 6, параллельно тиристору 5 включен резистор 9- Эмиттер транзистора 6 соединен с подвижным контактом i. 1 выключателя и через параллельно соединенные резистор 7 и конденсатор 10 с базой, которая через резистор 8 соединена с анодом тиристора 5« Устройство работает следующим образом. При подключении устройства к источнику питания задатчик 1 циклов вырабатывает положительный импульс, который подается на управляющий электрод тиристора 2, тиристор 2 открывает я и включает двигатель 3После переключения подвижного контакта 4.1 выключателя k из положения I в положение 11 тиристор 2 закорачивается и выключается, при этом питание двигателя 3 до окончания цикла происходит через выключатель k. Транзистор 6 схемы торможения в положении I выключателя закрыт, после размыкания выключателя (переключение в положение II) транзистор 6 открывается и в цепь управляющего электрода тиристора 5 гЮдзртср ток управления, т.е. тиристор 5 подготовлен к включению. В момент окончания рабочего цикла при переключении концевого выключателя в положение I тиристор 5 включается
и осуществляет эффективное торможение двигателя 3. В этом варианте выполнения устройства повышение помехоустойчивости достигается тем, что транзистор 6 схемы торможения открыт И насыщен в момент открывания тиристора 2, управляющий электрод которого подключен к задатчику циклов, при этом напряжение на управляющем электроде тиристора 5 схемы торможения равно нулю, импульсные помехи не могут открыть тиристор.
Использование устройства обеспечивает высокую надежность и долговечность работы стеклоочистителя.
ЭкЬномический эффект на одно изделие ориентировочно составляет € руб., при плане производства 10 тыс. шт. в год экономический эффект 20 тыс. руб. в год.
Формула изобретения
1. Устройство для управления двигателем стеклоочистителя транспортного средства, содержащее задатчик циклов с выходом, соединенным с управляющим электродом тиристора, включенного в цепь питания двигателя и соединенного катодом с подвижным контактом управляемого двигателем концевого выключателя, один из неподвижных контактов которого соединен с положительной шиной источника питания, и схему торможения двигателя, включающую в себя ключ выполненный по меньшей мере на одном транзисторе, резисторы, конденсатор и тиристор, анод которого соединен с ДРУГИМнеподвижным контактом концевого выключателя, а катод с отрицательной шиной источника питания, отличающееся тем, что, с целью повышения помехоустойчивости, ключ выполнен на транзисторе п-р-п типа, эмиттер которого непосредственно, а база через оди из резисторов соединены с отрицательной шиной источника питания и коллектор которого через другой резистор и диод соединен соответственно с подвижным контактом концевого выключателя и управляющим электродом тиристора схемы торможения, соединенным через конденсатор с отрицательной шиной источника питания, причем база транзистора через третий резистор дополнительно соединена с анодом тиристора схемы торможения.
2. Устройство для управления двигателем стеклоочистителя транспортного средства, содержащее задатчик циклов с выходом, соединенным с управляющим электродом тиристора, включенного в цепь питания двигателя и
5 соединенного катодом с |подвижным контактом управляемого двигателем концевого выключателя, один из неподвижных контактов которого соединен с положительной шиной источника питания, и схему торможения двигателя, включающую в себя ключ, выполненный по меньшей мере на одном транзисторе, резисторы, конденсатор и тиристор, анод которого соединен с другим неS подвижным контактом концевого выключателя, а катод - с отрицательной шиной источника питания, отличающееся тем, что, с целью повышения помехоустойчивости, ключ
выполнен на транзисторе р-п-р типа, эмиттер которого непосредственно и через параллельно включенные один из резисторов и конденсатор соединен соответственно с подвижным контактом концевого выключателя и с базой, которая соединена через другой резистор с анодом тиристора схемы торможения, параллельно силовой цепи которого включен третий резистор и
управляющий элект }од которого соединен через четвертый резистор с коллектором транзистора.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Патент Франции № 2113022, кл. В 60 S 1/00, 1972.
2.Патент Франции № 21259 7, кл. В 60 S 1/00, 1972.
. 3. Авторское свидетельство СССР .по заявке № 2623 02/11 , кл. В 60 S 1/08, 1978 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для управления двигателем стеклоочистителя транспортного средства | 1978 |
|
SU867729A1 |
Устройство для управления двигателем стеклоочистителя | 1976 |
|
SU616173A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЯ | 1993 |
|
RU2027618C1 |
Устройство управления работой электропривода стеклоочистителя транспортного средства | 1990 |
|
SU1763265A1 |
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ЕГО ВАРИАНТЫ) | 1992 |
|
RU2040417C1 |
Устройство для торможения двухфазного асинхронного электродвигателя | 1981 |
|
SU1001397A1 |
Устройство для питания нагрузки постоянным током | 1978 |
|
SU748665A1 |
Устройство для управления электродвигателем воздуховсасывающего агрегата пылесоса | 1990 |
|
SU1734183A1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНЗИСТОРНЫМ КЛЮЧОМ НА ТИРИСТОРЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2007 |
|
RU2343622C1 |
ЭЛЕКТРОННЫЙ ТЕРМОРЕГУЛЯТОР ДЛЯ ЭЛЕКТРОУТЮГА | 1992 |
|
RU2078371C1 |
Авторы
Даты
1982-05-15—Публикация
1980-06-23—Подача