Устройство для управления двигателем стеклоочистителя транспортного средства (его варианты) Советский патент 1982 года по МПК B60S1/08 

Описание патента на изобретение SU927594A1

(З) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

t

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, конкретно к устройствам для управления двигателем стеклоочистителя транспортного средства, например автомобиля.

Известно устройство .для управления двигателем стеклоочистителя транспортного средства, содержащее задатчик циклов, управляемый электродв 1гателем концевой выключатель и резистор, предназначенный для торможения электродвигателя в конце каждого цикла работы 11 .

Недостатком этого устройства является то, что через резистор при включении электродвигателя протекает паразитный ток 1 5-6 А, нагружающий коммутирующие элементы, что ограничивает возможность уменьшения величины сопротивления этого резистора. При реально Iприменяемых величинах сопротивления резистора, а также увеличении напряжения питания быст(ЕГО ВАРИАНТЫ)

роходныи электродвигатель недостаточно эффективно тормозится, в результате чего концевой выключатель переключается в начальное положение и происходит повторный запуск электродвигателя.

Известно также устройство для управления двигателем стеклоочистителя транспортного средства, содержащее задатчик циклов, соединенный выходом с управляющим электродом тиристора; включенного в цепь питания двигателя и соединенного катодом подвижным контактом управляемого двигателем концевого выключателя, один из неподвижных контактов которого соединен с положительной шиной источника питания, и схему торможения двигателя, включающую в себя кгйоч и тиристор, анод которого соединен с неподвижным контактом концевого выключателя, катсСд - с отрицательной шиной источника питанияi управляющий электрод - с выходом ключа I2J. Недостатком этого устройства является низкая помехоустойчивость схемы торможения, которая может при вести к возможности ложных включений тиристоров в цепи питания двига теля и схемы торможения, что приводит к короткому замыканию источника питания. Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаем му результату является устройство для управления двигателем стеклоочистителя транспортного средства, содержащее задатчик циклов с выходо соединенным с управляющим электродо тиристора, включенного в цепь питания двигателя и соединенного катодо с подвижным контактом управляемого двигателем концевого выключателя, один из неподвижных контактов котор го соединен с положительной шиной .источника питания, и схему торможе1ния двигателя, включающую в себя ключ, выполненный, по меньшей мере, на одном транзисторе, резисторы, ко денсатор, тиристор., .анод которого соединен с другим неподвижным контактом концевого выключателя, а катод - с отрицательной шиной источ ника питания t33. Однако это устройство также обла дает недостаточной помехоустойчивос тью по следующим причинам. Транзисторы, входящие в состав.схемы-тормо жения и предназначенные для усилени положительного импульса, поступающего в цепь управляющего электрода тиристора этой схемы, подключены к положительной шиНе источника питани напряжение которого складывается с импульсными помехами, поступающим от системы зажигания двигателя, а также от электродвигателя стеклоочистителя. Даже при кратковременно открывании этих ;гранзисторов происх дит запуск тиристора схемы торможения; если этот запуск совпадает с моментом включения тиристора, управ ляющий электрод которого подключен к задатчику циклов, то также может произойти короткое замыкание источника питания. Цель изобретения - повышение помехоустойчивости устройства. Цель достигается тем, что в устройстве для управления двигателем 4 стеклоочистителя транспортного средства, содержащем задатчик циклов с выходом, соединенным с управляющим электродом тиристора, включенного в цепь питания двигателя и соединенного катодом с подвижным контактом управляемого двигателем концевого выключателя, один из неподвижных контактов которого соединен с положительной шиной источника питания, и схему торможения двигателя, включающую в себя ключ, выполненный, по меньшей мере, на одном транзисторе, резисторы, конденсатор, и тиристор, анод которого соединен с другим неподвижным контактом концевого выключателя, а катод - с отрицательной шиной источника питания, ключ выполнен на транзисторе п-р-п типа, эмиттер которого непосредственно, а база через один из резисторов соединены с отрицательной шиной источника питания и коллектор которого через другой резистор и диод соединен соответственно с подвижным контактом концевого выключателя и управляющим электродом тиристора схемы торможения, соединенным через конденсатор с отрицательной шиной источника питания, причем база транзистора через третий резистор дополнительно соединена с анодом тиристора схемы торможения. Цель может быть достигнута тем, что в устройстве для управления.двигателем стеклоочистителя транспортного средства, содержащем схему торможения с ключом, ключ выполнен на транзисторе р-п-р типа, эмиттер которого непосредственно и через параллельно включе1нные один из резисторов и конденсатор соединен соответственно с подвижным контактом концевого выключателя и с базой, которая соединена через другой резистор с анодом тиристора схемы торможения, параллельно силовой ,цепи которого включен третий резистор и управляющий электрод которого соединен через четвертый резистор с коллектором транзистора. На фиг. 1 приведена принципиальная схема устройства для управления двигателем стеклоочистителя транспортного средства; на фиг. 2 - другой вариант выполнения принципиальной схемы упомянутого устройства. Устройство (фиг.1) содержит задатчик 1 циклов, соединенный выходом с управляющим электродом тиристора 2 Катод тиристора 2, соединен с двигателем 3, в цепь питания которого вклю чен управляемый двигателем 3 концевой выключатель t с контактами .1-.3. Схема торможения двигателя 3 выполнена на тиристоре 5, резисторе 6 п-р-п типа, резисторах , конденсаторе 10 и диоде 11. Тирис.тор 5 включен параллельно двигателю 3, анод тиристора 5 соединен с контактом «.3 концевого выключателя Ц, катод тиристора 5 с отрицательной шиной источника питания, управляющий электрод которого через конденсатор 10 соединен с отрицательной шиной источника питания и диод 11 с коллек тором транзистора 6, который через резистор 7 соединен с подвижным контактом i.1 выключателя . База транзистора 6 через резистор 8 соединена с анодом тиристора 5 и через резистор 9 с отрицательной шиной источника питания. Устройство работает следующим образом. При подключении устройства к источнику питания задатчик 1 циклов вырабатывает положительной импульс, который подается на управляющий электрод тиристора 2, последний открывается и включает двигатель 3После переключения подвижного контак та i.1 выключателя Ц из положения I в положение ii тиристор 2 закорачивается и выключается, при этом питание двигателя 3 до окончания цикла проис ходит через выключатель . Транзистор 6 схемы торможения при положении I подвижного контакта выключателя Ц открыт и насыщен, прсле размыка ния выключателя k (переключение контакта в положение II) транзистор б закрывается ив цепь управляющего электрода тиристора 5 через диод 11 подается ток управления, т.е. тиристор 5 подготовлен к включению. В момент окончания рабочего цикла на анод тиристора 5 подается напряжение тиристор 5 включается и осуществляет эффективное торможение двигателя 3В этом варианте выполнения схемы устройства ключ, входящий в схему торможения, выполняется на транзисторе п-р-п типа, который непосредственно не связан с положительной шиной источника питания. Минимизация зависимости от импульсных помех схемы достигается тем, что эмиттер транзистора закорочен с базой через контакты концевого выключателя, в момент открывания тиристора 2 транзистор надежно закрыт и импульсные помв хи не могут вызвать включение тиристора 5В варианте выполнения по фиг. 2 устройство содержит задатчик 1 циклов, соединенный выходом с управляющим электродом тиристора 2. Катод тиристора 2 соединен с двигателем 3, управляющим выключателем Ц с контактами i.1-i.3. Схема торможения выполнена на тиристоре 5, тиристоре 6 р-п-р типа, резисторах , конденсаторе 10 и выполняющем функцию диода 11 по фиг. 1 резисторе 12. Тиристор 5 включен параллельно двигателю 3 через выключатель Ц, катод тиристора 5 соединен с отрицательной шиной источника питания, управляющий электрод тиристора 5 через резистор 12 соединен с коллектором транзистора 6, параллельно тиристору 5 включен резистор 9- Эмиттер транзистора 6 соединен с подвижным контактом i. 1 выключателя и через параллельно соединенные резистор 7 и конденсатор 10 с базой, которая через резистор 8 соединена с анодом тиристора 5« Устройство работает следующим образом. При подключении устройства к источнику питания задатчик 1 циклов вырабатывает положительный импульс, который подается на управляющий электрод тиристора 2, тиристор 2 открывает я и включает двигатель 3После переключения подвижного контакта 4.1 выключателя k из положения I в положение 11 тиристор 2 закорачивается и выключается, при этом питание двигателя 3 до окончания цикла происходит через выключатель k. Транзистор 6 схемы торможения в положении I выключателя закрыт, после размыкания выключателя (переключение в положение II) транзистор 6 открывается и в цепь управляющего электрода тиристора 5 гЮдзртср ток управления, т.е. тиристор 5 подготовлен к включению. В момент окончания рабочего цикла при переключении концевого выключателя в положение I тиристор 5 включается

и осуществляет эффективное торможение двигателя 3. В этом варианте выполнения устройства повышение помехоустойчивости достигается тем, что транзистор 6 схемы торможения открыт И насыщен в момент открывания тиристора 2, управляющий электрод которого подключен к задатчику циклов, при этом напряжение на управляющем электроде тиристора 5 схемы торможения равно нулю, импульсные помехи не могут открыть тиристор.

Использование устройства обеспечивает высокую надежность и долговечность работы стеклоочистителя.

ЭкЬномический эффект на одно изделие ориентировочно составляет € руб., при плане производства 10 тыс. шт. в год экономический эффект 20 тыс. руб. в год.

Формула изобретения

1. Устройство для управления двигателем стеклоочистителя транспортного средства, содержащее задатчик циклов с выходом, соединенным с управляющим электродом тиристора, включенного в цепь питания двигателя и соединенного катодом с подвижным контактом управляемого двигателем концевого выключателя, один из неподвижных контактов которого соединен с положительной шиной источника питания, и схему торможения двигателя, включающую в себя ключ выполненный по меньшей мере на одном транзисторе, резисторы, конденсатор и тиристор, анод которого соединен с ДРУГИМнеподвижным контактом концевого выключателя, а катод с отрицательной шиной источника питания, отличающееся тем, что, с целью повышения помехоустойчивости, ключ выполнен на транзисторе п-р-п типа, эмиттер которого непосредственно, а база через оди из резисторов соединены с отрицательной шиной источника питания и коллектор которого через другой резистор и диод соединен соответственно с подвижным контактом концевого выключателя и управляющим электродом тиристора схемы торможения, соединенным через конденсатор с отрицательной шиной источника питания, причем база транзистора через третий резистор дополнительно соединена с анодом тиристора схемы торможения.

2. Устройство для управления двигателем стеклоочистителя транспортного средства, содержащее задатчик циклов с выходом, соединенным с управляющим электродом тиристора, включенного в цепь питания двигателя и

5 соединенного катодом с |подвижным контактом управляемого двигателем концевого выключателя, один из неподвижных контактов которого соединен с положительной шиной источника питания, и схему торможения двигателя, включающую в себя ключ, выполненный по меньшей мере на одном транзисторе, резисторы, конденсатор и тиристор, анод которого соединен с другим неS подвижным контактом концевого выключателя, а катод - с отрицательной шиной источника питания, отличающееся тем, что, с целью повышения помехоустойчивости, ключ

выполнен на транзисторе р-п-р типа, эмиттер которого непосредственно и через параллельно включенные один из резисторов и конденсатор соединен соответственно с подвижным контактом концевого выключателя и с базой, которая соединена через другой резистор с анодом тиристора схемы торможения, параллельно силовой цепи которого включен третий резистор и

управляющий элект }од которого соединен через четвертый резистор с коллектором транзистора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Патент Франции № 2113022, кл. В 60 S 1/00, 1972.

2.Патент Франции № 21259 7, кл. В 60 S 1/00, 1972.

. 3. Авторское свидетельство СССР .по заявке № 2623 02/11 , кл. В 60 S 1/08, 1978 (прототип).

Похожие патенты SU927594A1

название год авторы номер документа
Устройство для управления двигателем стеклоочистителя транспортного средства 1978
  • Варлыгин Анатолий Михайлович
  • Колпакчи Михаил Феликсович
SU867729A1
Устройство для управления двигателем стеклоочистителя 1976
  • Аленер Владимир Борисович
  • Маштаков Леонид Михайлович
  • Кропачев Игорь Григорьевич
  • Бернштейн Эдуард Яковлевич
SU616173A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЯ 1993
  • Николаева Т.А.
  • Николаев В.Л.
  • Николаев Л.А.
RU2027618C1
Устройство управления работой электропривода стеклоочистителя транспортного средства 1990
  • Мердин Анатолий Николаевич
SU1763265A1
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ЕГО ВАРИАНТЫ) 1992
  • Куцов Валентин Дмитриевич[Ua]
  • Нечволодов Георгий Васильевич[Ua]
  • Куратченко Владимир Александрович[Ua]
  • Будыко Виктор Александрович[Ua]
RU2040417C1
Устройство для торможения двухфазного асинхронного электродвигателя 1981
  • Боголюбов Николай Викторович
  • Примаченко Дмитрий Владимирович
SU1001397A1
Устройство для питания нагрузки постоянным током 1978
  • Нилов Борис Васильевич
SU748665A1
Устройство для управления электродвигателем воздуховсасывающего агрегата пылесоса 1990
  • Савустьянов Владимир Владимирович
  • Примаченко Дмитрий Владимирович
  • Левушкин Василий Афанасьевич
  • Напорчук Татьяна Ивановна
  • Барановский Владимир Владимирович
  • Баклашов Петр Иванович
  • Хенов Михаил Иванович
SU1734183A1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНЗИСТОРНЫМ КЛЮЧОМ НА ТИРИСТОРЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2007
  • Алексеев Альберт Герасимович
  • Алексеев Виталий Альбертович
RU2343622C1
ЭЛЕКТРОННЫЙ ТЕРМОРЕГУЛЯТОР ДЛЯ ЭЛЕКТРОУТЮГА 1992
  • Абезгауз Б.С.
RU2078371C1

Иллюстрации к изобретению SU 927 594 A1

Реферат патента 1982 года Устройство для управления двигателем стеклоочистителя транспортного средства (его варианты)

Формула изобретения SU 927 594 A1

SU 927 594 A1

Авторы

Варлыгин Анатолий Михайлович

Колпакчи Михаил Феликсович

Даты

1982-05-15Публикация

1980-06-23Подача