Изобретение относится к судоподъемной технике, в частности к устройствам для подъема затонувших объектов.
Известно плавучее средство для подъема затонувших объектов, содержащее корпус, разделенный на отсеки, систему продувки этих отсеков, узлы захвата затонувшего объекта, установленные на корпусе и имеющие приводы, систему компенсации силы тяжести средства в воде, узлы для направляющих канатов, размещенные на корпусе (см., например, пат. США № 3732838 илиа.с, СССР №329751).
Недостатком этого средства является наличие связей между средством и обеспечивающим судном, включающих направляющие канаты, продувочные шланги и т.д. Кроме того, для обеспечения наведения средства на затонувший объект необходимо выполнение работ по установке якорей-массивов около затонувшего объекта и обеспечению выноса направляющих канатов на поверхность.
Известно плавсредство для подъема затонувших объектов, содержащее корпус.
разделенный от отсеки с возможностью их продувки посредством автономной системы и снабженный дифферентной системой, включающей в себя емкости, расположенные в концевых отсеках корпуса и имеющие устройства регулирования количества воды в емкостях, выполненные в виде пустотелых труб, соединяющих емкости с внешней средой. Трубы снабжены клапанами и приспособлениями для их подъема или опускания с дистанционным управлением. Плавсредство снабжено также подруливающими винтами, приводимыми в движение электромоторами от батарей, размещенных на корпусе плавсредства, и рядом гидрофонов для приема сигналов от гидроакустических маяков. На корпусе плавсредства установлены узлы захвата затонувшего объекта, а его автономная система продувки выполнена в виде ряда цистерн, размещенных снаружи корпуса и заполненных жидким азотом, из которых жидкий азот через дистанционно управляемые клапаны подается в газификаторы (змеевики) и оттуда через трубопроводы в каждый отсек. Каждая
сл
с
XI о о XI XI XI
цистерна обеспечена соответствующей изоляцией для сведения до минимума испарения жидкого азота (см,, например, пат. США N° 3782317, кл. В 63 С 7/08, 1974 г,).
Недостатком данного плавсредства яв- ляется сложность его конструкции, связанная с необходимостью осуществления контроля и управления плавучестью средства, его креном и дифферентом на различных стадиях погружения и всплытия, появляю- щихся из-за погрешностей изготовления, размещения узлов и механизмов, неопределенности положения центров тяжести и величины затонувшего обьекта. Размещение цистерн с жидким азотом снаружи корпуса требует выполнения мероприятий по защите цистерн от повреждений, которые могут появиться при буксировке и погружении плавсредства. Это также ведет к усложнению конструкции, а в целом, все перечне- ленное снижает эффективность использования плавсредства.
Целью изобретения является повышение эффективности работы и упрощение конструкции плавсредства,
Цель достигается тем, что в известном плавсредстве, содержащем корпус, разделенный на отсеки с возможностью их продувки посредством автономной системы, включающей в себя емкости, заполненные жидким азотом. Кроме того, корпус снабжен дифферентной системой, включающей в себя емкости, расположенные в оконечных отсеках корпуса, и выполнен с узлами захвата и со средствами активного управления для наведения на затонувший объект. При этом, корпус снабжен дополнительными емкостями для компенсации статического дифферента, а в средних ofce fsx TOpnyca, расположенных симметричн бТШУсйтельно центрального отсека, установлены два ре- .зервуара с жидким азотом, каждый из которых выполнен с защитной оболочкой с образованием между корпусом резервуара и этой оболочкой полости, сообщенной с газовым пространством в полЮсти резервуара, нижняя часть которого
сообщена посредством трубопровода, клапанов, криогенных теплообменников и насосов с упомянутой полостью между кор- пусом резервуара и его защитной оболочкой, а также через криогенный насос, теплообменник; невозвратный клапан и пневмоаккумулятор с полостью уравнительной цистерны, установленной в централь- ном отсеке корпуса; каждая емкость для компенсации статического дифферента выполнена сферической, а ее гголость разделена на два отсека, при этом одни отсеки этих емкостей сообщены с внешней средой, а
другие отсеки сообщены посредством трубопровода друг с другом и заполнены маслом.
На фиг. 1 изображена схема плавсредства (продольный разрез); на фиг. 2 изображено сечение плавсредства по А-А; на фиг. 3 показана принципиальная схема системы автономной продувки отсеков и емкостей плавсредства; на фиг. 4-9 показана принципиальная технология использования плавсредства при подъеме затонувшего объекта.
Плавсредство содержит корпус, разделенный на продуваемые отсеки. В носовом отсеке расположены емкость 1 системы компенсации динамического дифферента, сферическая емкость 2 компенсации статического дифферента, выгородка для аккумуляторной батареи 3. В средних отсеках корпуса, расположенных симметрично относительно центрального отсека, установлены резервуары 4 и 5 с жидким азотом. В кормовом отсеке соответственно расположены емкость 6 системы компенсации дина- мического дифферента, сферическая емкость 7 компенсации статического дифферента и выгородка для аккумуляторной батареи 8. Полости сферических емкостей 2 и 7 разделены диафрагмой на два отсека, одни из которых сообщены с внешней сре- цой, а другие сообщены друг с другом трубопроводом 9 с насосом и заполнены маслом. На корпусе симметрично поперечной оси расположены узлы 10 и 11 для стыковки и крепления храпцев 12 и 13. В оконечностях плавсредства установлены подруливающие винты 14 и 15, приводимые во вращение гидромоторами, питание которых осуществляется от аккумуляторных ба- тарей 3 и 8. Сверху плавсредства установлены блоки 16 и 17 криогенных теплообменников.
Каждый резервуар жидкого азота выполнен с защитной оболочкой 18, которая вместе с корпусом резервуара образует полость 19, сообщающуюся с газовой полостью резервуара. Нижние полости резервуаров через группы криогенных теплообменников 20 и 21, невозвратные клапаны 22 и 23 связаны с продуваемыми отсеками и емкостями 1 и 6, через криогенный насос 24, группу криогенных теплообменников 25 с полостью 19 и через криогенный насос 26, группу криогенных теплообменников 27 невозвратный клапан 28, пневмоаккумулятор 29 с полостью уравнительной цистерны 30, установленной в центральном отсеке корпуса. Для сброса избыточного давления в газовой полости резервуара, последняя трубопроводом с
предохранительным клапаном 31 связана с емкостями 1 и 6.
Управление плавсредством может быть осуществлено двумя вариантами.
1.Из автономного модуля 32, оснащенного средствами связи, звуко- и телевиде- ния, средствами обеспечения жизнедеятельности операторов и приборами управления и контроля за всеми элементами плавсредства.
2.По кабелю с судна обеспечения. Плавсредство используется следующим
образом.
Перед использованием в резервуары 4 и 5 закачивают жидкий азот. Одновременно пополняют другие виды запасов и монтаж храпцев 12 и 13. После этого плавсредство буксируется к месту выполнения судоподъемных работ. Далее плавсредство, удерживая на плавучестях, погружают до момента ухода под воду на глубину 5-10 м. На этой глубине производятудифферентовку плавсредства с помощью цистерн 2 и 7 компенсации статического дифферента перекачкой масла между цистернами. После удиффе- рентовки начинают прием воды в уравнительную цистерну 30, с помощью которой регулируется скорость погружения. Для уменьшения веса плавсредства в воде при погружении на глубину осуществляют постоянную подачу газифицированного азота в дифферентные цистерны 1 и 6. С возрастанием глубины увеличивается давление на защитную оболочку 18 резервуаров 4 и 5. Поэтому, по мере погружения в полость 19 и в сами резервуары подается сжатый воздух из аварийной воздушной системы. В дальнейшем, компенсация разности давлений внутри резервуара и полости 19 производится
газифицированным азотом. При подходе к затонувшему объекту скорость погружения замедляется до полной остановки. С помощью подруливающих винтов 14 и 15 по гидроакустическим сигналам производится точная наводка и посадка плавсредства на затонувший объект. После проверки точности посадки плавсредство закрепляется на объекте с помощью храпцев 12 и 13. Затем продувают в последовательности, заданной проектом подъема, все отсеки плавсредства и полностью цистерны 1 и 6. В результате этого система плавсредство - затонувший объект получает положительную плавучесть и всплывает на поверхность. При этом, регулирование дифферента осуществляется системой компенсации динамического дифферента.
После всплытия системы плавсредство - затонувший объект на поверхность для
поддува продуваемых отсеков пополняется запас сжатого воздуха аварийной воздушной системы. Затем заводится буксирный канат и система буксируется к месту окончательного подъема объекта на поверхность. Использование предложенного плавсредства по сравнению с плавсредством по пат. США № 3782317, принятому в качестве базового объекта, позволяет упростить и
удешевить конструкцию плавсредства в целом за счет упрощения системы создания подъемной силы, более эффективного использования систем компенсации статического и динамического дифферентов. Этот
эффект усиливается еще за счет использования резервуаров в качестве дополнительных плавучестей после замещения в них жидкого азота на газообразный, что становится возможным благодаря предложенной
конструкции автономной системы продувки. Кроме того, за счет более компактного исполнения конструкции плавсредства снижаются силы сопротивления при его наведении и посадке на затонувший объект, что
требует меньшей мощности привода подруливающих винтов.
Формула изобретения 1. Плавсредство для подъема затонувших объектов, содержащее корпус, разделенный на отсеки с возможностью их продувки посредством автономной системы и снабженный дифферентной системой, включающей в себя емкости, расположенные в оконечных отсеках корпуса, при этом
упомянутый корпус выполнен с узлом захвата и со средствами активного управления для наведения на затонувший объект, о т- личающееся тем, что, с целью повышения эффективности работы и упрощения конструкции, корпус снабжен до- полнител ьными емкостями для компенсации статического дифферента, при этом в средних отсеках корпуса, расположенных симметрично относительно центрального отсека, соответственно установлены два резервуара с жидким азотом, каждый из которых выполнен с защитной оболочкой с образованием между корпусом резервуара и этой оболочкой полости, сообщенной с газовым пространством в полости резервуара, нижняя часть которого сообщена посредством трубопровода, клапанов, криогенных теплообменников и насосов с упомянутой полостью между
корпусом резервуара и его защитной оболочкой, а также через криогенный насос, теплообменник, невозвратный клапан и пневмоаккумулятор с полостью уравнительной цистерны, установленной в центральном отсеке корпуса.
2. Плавсредство по п. 1,отличающее- с я тем, что каждая емкость для компенсации статического дифферента выполнена сферической, а ее полость разделена диафрагмой на
А
два отсека, при этом одни отсеки этих емкостей сообщены с внешней средой, а другие отсеки сообщены посредством трубопровода друг с другом и заполнены маслом.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для подъема затонувших объектов | 1990 |
|
SU1804408A3 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШИХ СУДОВ | 2001 |
|
RU2217350C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА | 2002 |
|
RU2229418C2 |
ПОДВОДНЫЙ ТАНКЕР | 1993 |
|
RU2062731C1 |
Способ подъема затонувшего судна | 1990 |
|
SU1785948A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШИХ ОБЪЕКТОВ | 1990 |
|
RU2009954C1 |
КОМПЛЕКС ДЛЯ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО СУДНА | 2001 |
|
RU2246421C2 |
СПОСОБ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА | 2000 |
|
RU2192985C2 |
СПОСОБ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА | 2001 |
|
RU2210519C2 |
Система изменения плавучести и дифферента АНПА с автоматическим управлением | 2019 |
|
RU2724920C1 |
Использование: подъем затонувших объектов. Сущность изобретения: плавсредство содержит корпус, разделенный на отсеки и содержащий балластные цистерны, при этом в центральном отсеке расположена уравнительная цистерна, в средних отсеках - резервуары с сжиженным азотом, а в крайних - емкости для компенсации статического дифферента и группы дифферент- ных бескингстонных цистерн и саморегулирующие наклонные бескинг- стонные дифферентные цистерны. 1 з.п. ф- лы, 9 ил.
is я
А6
W
Фиг. 3
л , Л
} Ш
i р,
(
Ш ,3 I -щ
1Ы i
t
члз
t j
JT
X
1U9911
т uc
-y
/h Ъ
чЙ|
, Vi
/-
1A -,
№
4 И
-.у
Патент США № 3782317, кл | |||
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Авторы
Даты
1992-10-07—Публикация
1990-01-02—Подача