ПОДВОДНЫЙ ТАНКЕР Российский патент 1996 года по МПК B63B35/00 B63C7/00 

Описание патента на изобретение RU2062731C1

Изобретение относится к областям техники, связанным с решением вопросов экологии моря или водоемов с созданием технических средств, обеспечивающих экологически чистые способы подъема затонувших судов, подводных лодок и других объектов с загрязненными полостями.

Известен подводный танкер, содержащий легкий корпус и прочный корпус, включающий в себя грузовые, энергетический, механический, жилые и насосные отсеки, балластные цистерны и цистерны стабилизации, соединенные трубопроводами и вентилями с источником сжатого воздуха, и насосами, а также гидролокационную станцию и движитель в виде гребного винта, при этом вентили выполнены с исполнительными механизмами /"Гидрометеоиздат", 1989, c.150-152/. Этот танкер не может быть использован для очистки затонувшего объекта от находящейся в нем грязной жидкости.

Технический результат от использования изобретения заключается в обеспечении возможности очистки затонувшего объекта от находящейся в нем грязной жидкости.

Этот технический результат достигается тем, что танкер, содержащий упомянутые выше конструктивные элементы, снабжен расположенным в выгородке, выполненной между легким и прочным корпусами, гибким шлангом с дистанционно управляемым приводом его сравнивания и выборки, системой допоиска затонувшего объекта, а также автоматической системой удержания танкера на заданной глубине и автоматической системой динамического позиционирования танкера в горизонтальной плоскости, при этом гибкий шланг сообщен одним своим концом через вентиль с одним из грузовых отсеков, сообщенных между собой трубопроводами с вентилями, система допоиска затонувшего объекта выполнена с размещенными в носовой части танкера между легким и прочным корпусами приборами обнаружения магнитных масс и радиоактивности, а также с размещенным в нижней части танкера в междубортном пространстве автономным глубоководным аппаратом, выполненным со стыковочным узлом для соединения с затонувшим объектом свободного конца гибкого шланга, гидроакустическими приемниками и передатчиками для связи с танкером, приборами гидролокации и осветителями. Автоматическая система удержания танкера на заданной глубине выполнена с установленными на корпусе датчиками глубины и дифферента, электрически связанными через органы программного устройства управления с упомянутыми исполнительными механизмами вентилей балластных цистерн, цистерн стабилизации насосов и источника сжатого воздуха, а автоматическая система динамического позиционирования в горизонтальной плоскости выполнена с установленными в носовой и кормовой оконечностях танкера подруливающими устройствами, выполненными в виде движителей, установленных в сквозных каналах; выполненных в корпусе танкера, донными маяками и установленными в нижней части танкера в междубортном пространстве приемниками пеленгаторами акустических сигналов донных маяков, электрически связанных через органы программного управления с подруливающими устройствами, движителем и приводом гибкого шланга.

На фиг.1 показан подводный танкер; на фиг.2 поперечный разрез подводного танкера; на фиг.3 глубоководный аппарат; на фиг.4 подводный танкер с затонувшим объектом.

Подводный танкер 1 имеет наружный легкий корпус 2, прочный корпус 3, включающий в себя грузовые отсеки 4 для транспортировки грязной жидкости, насосные отсеки 5, энергетический, механический и жилые отсеки (не показаны), балластные цистерны 6 и цистерны стабилизации 7, соединенные трубопроводами с вентилями с источником сжатого воздуха в виде баллонов 8 и с насосами 9. Все вентили имеют исполнительные механизмы. Между прочным и легким корпусами танкера образована выгородка 10, в которой размещен гибкий шланг 11, имеющий дистанционно управляемый привод 12 для стравливания и выбирания шланга 11. Конец шланга 11 через вентиль 13 соединен с одним из грузовых отсеков 14 с вентилями 15. Танкер оборудован органами программного управления с ЭВМ 16 и системой допоиска затонувшего объекта, которая состоит из расположенных в носовой части танкера в междубортном пространстве гидролокационной станции 17, приборов 18 обнаружения магнитных масс и приборов 19 обнаружения радиоактивности, а также из расположенного в нижней части танкера в междубортном пространстве автономного глубоководного аппарата 20, соединенного через стыковочный узел 21 с прочным корпусом. Глубоководный аппарат 20 оборудован шарнирными манипуляторами с захватами 22 для доставки и соединения с затонувшим объектом свободного конца шланга 11, гидроакустическими приемниками 23 и передатчиками 24 для связи с танкером, приборами гидролокации 25 и осветителями 26.

Танкер имеет автоматическую систему удержания его на заданной глубине, которая состоит из датчиков глубины 27 и дифферента 28, установленных на корпусе, электрически связанных через органы программного управления и ЭВМ 16 с исполнительными механизмами вентилей насосов 9, балластных цистерн 6 и цистерн стабилизации 7 и источника сжатого воздуха 8.

Кроме того, танкер имеет автоматическую систему динамического позиционирования в горизонтальной плоскости, выполненную с установленными в носовой и кормовой оконечностях танкера подруливающими устройствами 29, выполненными в виде размещенных в сквозных каналах движителей, с приемниками - пеленгаторами 30 акустических сигналов, размещенных в нижней части танкера в междубортном пространстве, а также с донными маяками 31. Приемники-пеленгаторы 30 и гидролокационная станция 17 связаны с органами программного управления 16. С последними также связаны подруливающие устройства 29, гребной винт 32 танкера и привод 12 гибкого шланга 11. В рубке 33 находится центр командного управления 34.

Операция по очистке от грязной жидкости выполняется в следующей последовательности.

Подводный танкер 1 с помощью гидролокационной станции системы 17 производит поиск затонувшего объекта 35. Фиксируют его положение на грунте гидроакустическими донными маяками 31, становятся над объектом в рабочее положение на заданной глубине путем маневрирования движителями 29, 32 по данным, полученным с маяков 31 приемниками-пеленгаторами 30.

В процесс операции положение танкера автоматически корректируется системой удержания, управляемой ЭВМ 16 путем перекачки воды в цистернах стабилизации 7 насосами 9, продувки балластных цистерн 6 воздухом из баллонов 8 и подрабатывания движителями 29, 32.

Глубоководный аппарат 20 отделяется от танкера, переходит в рабочее положение, уточняет местоположение и состояние затонувшего объекта 35, производит поиск наиболее доступных отверстий 36 на корпусе объекта 35, сообщает полученную информацию на танкер с помощью передатчиков 24.

Из легкого корпуса танкера по команде из центра управления 33 начинает стравливаться гибкий шланг 11.

Глубоководный аппарат 20, используя осветители 26, захватывает шланг 11 манипуляторами 22, вытягивает его из междубортного пространства, заводит свободный конец шланга в отверстие 36 на корпусе затонувшего объекта и подает его внутрь объекта.

После сообщения с аппарата 20 о завершении заводки шланга 11 по команде из центра управления 33 открывается вентиль 13 гибкого шланга 11 и грязная жидкость 37 начинает поступать в грузовой отсек 4. Когда грузовой отсек 4 заполнится, вентиль 13 закрывается, шланг 11 извлекается аппаратом 20 из затонувшего объекта 35, выбирается, например, лебедкой на штатное место в выгородке междубортного пространства танкера.

Если по заполнении отсека 4 грязная жидкость 37 будет удалена из объекта неполностью, шланг 11 не выбирают, а производят перекачку жидкости через трубопровод 14 в другие грузовые отсеки. В этом случае вентиль 13 перекрывается после заполнения всех грузовых отсеков 4 или после полного удаления грязной жидкости из затонувшего объекта полностью.

После завершения работ глубоководный аппарат 20 возвращается в штатное место и стыкуется с прочным корпусом 3 танкера.

После возвращения танкера на базу или в пункт разгрузки система трубопроводов 14 подключается к береговой системе и производится перекачка грязной жидкости из грузовых отсеков танкера в специальные хранилища. ЫЫЫ2

Похожие патенты RU2062731C1

название год авторы номер документа
ПОДВОДНЫЙ ТАНКЕР ДЛЯ ОЧИСТКИ ОТ РАДИОАКТИВНОЙ ЖИДКОСТИ 1992
  • Белкин П.В.
  • Дорофеев Ю.П.
  • Палий О.М.
  • Пашин В.М.
  • Петров Э.Л.
  • Спиро В.Е.
  • Сталевич С.М.
RU2032589C1
НАДВОДНОЕ СУДНО ДЛЯ ОЧИСТКИ ОТ ГРЯЗНОЙ ЖИДКОСТИ 1991
  • Белкин П.В.
  • Дорофеев Ю.П.
  • Палий О.М.
  • Пашин В.М.
  • Петров Э.Л.
  • Спиро В.Е.
  • Сталевич С.М.
RU2035349C1
НАДВОДНОЕ СУДНО ДЛЯ ОЧИСТКИ ОТ РАДИОАКТИВНОЙ ЖИДКОСТИ 1992
  • Белкин П.В.
  • Дорофеев Ю.П.
  • Палий О.М.
  • Пашин В.М.
  • Петров Э.Л.
  • Спиро В.Е.
  • Сталевич С.М.
RU2057047C1
СПОСОБ ОЧИСТКИ ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА 1991
  • Сталевич С.М.
RU2006422C1
ТАНКЕР - СУДНО ДЛЯ НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ (ВАРИАНТЫ) 2005
RU2286905C1
ТАНКЕР - СУДНО ДЛЯ НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ (ВАРИАНТЫ) 2005
RU2286911C1
БЫСТРОХОДНОЕ СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО 2023
  • Овчинников Алексей Викторович
  • Марков Александр Сергеевич
  • Поплутин Игорь Александрович
  • Берков Юрий Алексеевич
  • Агеев Антон Сергеевич
RU2798921C1
ДОК ДЛЯ ЗАХОРОНЕНИЯ ЗАТОНУВШИХ ОБЪЕКТОВ И СПОСОБ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 2001
  • Агишев Евгений Робертович
  • Евсеев Валерий Алексеевич
  • Ерпулев Михаил Анатольевич
  • Кондратьев Вениамин Алексеевич
RU2274581C2
Способ подъема затонувшего судна 1990
  • Седых Николай Артемович
  • Седых Алексей Николаевич
SU1785948A1
Глубоководное спасательное судно для подъема затонувших объектов 1990
  • Андреев Николай Константинович
  • Бегунов Владимир Александрович
SU1796544A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 062 731 C1

Реферат патента 1996 года ПОДВОДНЫЙ ТАНКЕР

Использование: для очистки затонувшего объекта от грязной жидкости. Сущность изобретения: подводный танкер, выполненный с прочным и легким корпусами, снабжен расположенным в междубортном пространстве гибким шлангом с приводом его стравливания и выборки, системой допоиска затонувшего объекта, автоматической системой удержания танкера на заданной глубине и автоматической системой позиционирования танкеров в горизонтальной плоскости. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 062 731 C1

Подводный танкер преимущественно для очистки затонувшего объекта от находящейся в нем грязной жидкости, содержащий легкий корпус и прочный корпус, включающий в себя грузовые, энергетический, механический, жилые и насосные отсеки, балластные цистерны и цистерны стабилизации, соединенные трубопроводами и вентилями с источником сжатого воздуха и насосами, а также гидролокационную станцию и движитель в виде гребного винта, при этом вентили выполнены с исполнительными механизмами, отличающийся тем, что он снабжен расположенным в выгородке, выполненной между легким и прочным корпусами, гибким шлангом с дистанционно управляемым приводом его стравливания и выборки, системой допоиска затонувшего объекта, а также автоматической системой удержания танкера на заданной глубине и автоматической системой динамического позиционирования танкера в горизонтальной плоскости, при этом гибкий шланг сообщен одним своим концом через вентиль с одним из грузовых отсеков, сообщенных между собой трубопроводами с вентилями, система допоиска затонувшего объекта выполнена с размещенными в носовой части танкера между легким и прочным корпусами приборами обнаружения магнитных масс и радиоактивности, а также с размещенным в нижней части танкера в междубортном пространстве автономным глубоководным аппаратом, выполненным со стыковочным узлом для соединения с отсеками прочного корпуса, шарнирными манипуляторами с захватами для доставки и соединения с затонувшим объектом свободного конца гибкого шланга, гидроакустическими приемниками и передатчиками для связи с танкером, приборами гидролокации и осветителями, автоматическая система удержания танкера на заданной глубине выполнена с установленными на корпусе датчиками глубины и дифферента, электрически связанными через органы программного управления с упомянутыми исполнительными механизмами вентилей балластных цистерн, цистерн стабилизации, насосов и источника сжатого воздуха, а автоматическая система динамического позиционирования в горизонтальной плоскости выполнена с установленными в носовой и кормовой оконечностях танкера подруливающими устройствами, выполненными в виде движителей, установленных в сквозных каналах, выполненных в корпусе танкера, донными маяками и установленными в нижней части танкера в междубортном пространстве приемниками-пеленгаторами акустических сигналов донных маяков, электрически связанными через органы программного управления с подруливающими устройствами, движителем и приводом гибкого шланга.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1996 года RU2062731C1

А.И.Арикайнен "Вo льдах Североамериканской Арктики", Л.,"Гидрометеиздат", 1989, с
Деревянный коленчатый рычаг 1919
  • Самусь А.М.
SU150A1

RU 2 062 731 C1

Авторы

Белкин П.В.

Дорофеев Ю.П.

Кильдеев Р.И.

Палий О.М.

Пашин В.М.

Петров Э.Л.

Спиро В.Е.

Сталевич С.М.

Даты

1996-06-27Публикация

1993-05-31Подача