Изобретение относится к учебным наглядным пособиям по Эвристике, в частности для иллюстрации метода Морфологического ящика, и может использоваться в учебном процессе в вузах, в институтах технического творчества и патентоведения ВОИР, в средних школах и в кружках технического творчества.
Известно наглядное пособие преимущественно для иллюстрации метода Морфологического ящика, содержащее пространственный прямоугольный элемент, состоящий из взаимно перпендикулярных плоскостей, контактирующих гранями, каждая из которых разделена на четное количество квадратов, несущих информацию.
Недостатком такого способа является малая наглядность, низкая информативность и неудобство в эксплуатации.
Цель изобретения - расширение эксплуатационных возможностей.
На фиг. 1 представлено наглядное пособие в аксонометрии; на фиг. 2 - узел соединения стоек; на фиг. 3 - узел соединения линеек со стойкой.
Наглядное пособие содержит пространственный прямоугольный элемент, состоящий из взаимно перпендикулярных пластин 1, соединенных между собой и контактирующих гранями, каждая из которых разделена на четное количество квадратов, несущих информацию.
Пластины 1 обращены одна к другой своими лицевыми сторонами.
Наглядное пособие снабжено шестью линейками 2, выполненными из прозрачного материала, при этом на каждой из пластин 1 параллельно ее сторонам
Ч|
О
41 ;сл
ю
установлены две линейки 2 с возможностью возвратно-поступательного перемещения во взаимно перпендикулярных направлениях для считывания информации.
Все детали пространственного прямо- угольного элемента соединены между собой разъемно, состоят из трех стоек 3, расположенных во взаимно перпендикулярных плоскостях и связанных с ними пластин, при этом кажд .я из стоек. 3 на двух сторонах имеют продольные пазы 4, например, по форме ласточкина хвоста, для установки с возможностью перемещения линеек 2. Стойки 3 соединены жестко с помощью винтов.
Наглядное пособие в учебном процессе используется следующим образом.
Пластины 1 устанавливают под углом 90° друг к другу для образования пространственного прямоугольного элемента с обра- щенными во внутрь пространственного элемента поверхностями с информацией.
Затем размещают стойки 3 по периметру сопрягаемых пластин 1, установив в пазы 4 стоек 3 линейки 2 перпендикулярно друг к другу попарно на каждой пластине 1. Перемещая линейки 2 по стойкам 3 попарно, образуют в пересечениях закрытые квадраты 5 на поверхностях пластин с выбранной информацией, для определения возможных вариантов решения задачи.
Благодаря применению механизма перемещения личеек достигается удобство пользования пособием и повышается наглядность выбора вариантов решения зада- чи.
Различные сочетания пластин с информацией обеспечивает большое разнообразие демонстрируемых задач и методы их решения.
Установка трех плоскостей в прямо- угольную систему координат является и одним из приемов мнемоники, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных си- туаций. Прямоугольный пространственный элемент позволяет четко представить трёхгранный угол, трехмерную матрицу, модель, помогающую уяснить сущность метода и модели задачи. Форма объяснения, включа- ющая логическую и образную сторону, доступна для понимания и повышает качество обучения, увеличивает образность, усиливает наглядность в обучении и позволяет формировать восприятие целого, а не части, что существенно при обучении техническому творчеству. Наглядное пособие позволяет найти оптимальное решение задачи при анализе возможных вариантов, полученных на каждой из плоскостей, которые расположены в прямоугольной системе, наглядно демонстрировать выбор вариантов решения задачи, что обеспечивает ускорение мыслительных процессов по решению задачи. С помощью линеек и пластин производится выбор оптимального варианта по наиболее высокому положительному показателю выбранного критерия.
Для демонстрации с помощью наглядного пособия основных понятий и этапов метода морфологического ящика и использования при его решении технических задач обучаемый или обучающий точно формулирует учебную проблему (задачу) подлежащую решению.
На первом этапе демонстрации учащемуся поясняют основные понятия и этапы метода с помощью чертежа на доске. На втором этапе выбирают пластины 1, соответствующие сформулированной задаче, и устанавливают на демонстрационном столе под углом 90° друг другу, образуя пространственную прямоугольную систему, причем количество пластин 1 должно соответствовать количеству переменных характеристик решаемой задачи объекта исследования, на- пример, трем, таким образом наглядно представляя морфологические матрицы возможных вариантов по каждой характеристике.
На третьем этапе демонстрации стойки 3 устанавливают по периметру сопрягаемых пластин 1, концы стоек 3 размягчают буквами, например А, В, С, соответствующими названиями переменных характеристик объекта исследований, решаемой задачи, и соединяют пластины 1 со стойками 3, например, винтами.
На втором и третьем этапах демонстрации наглядно представляется понятие морфологического ящика, модели задачи.
На четвертом этапе демонстрации линейки 2 устанавливают в пазы стоек 3 перпендикулярно друг к другу попарно на каждой пластине 1 соответственно требованиям задачи, критериям отбора вариантов решения задачи.
На пятом этапе демонстрации перемещают линейки 2 по стойкам 3 попарно, образуя закрытые ячейки 5 на пластинах 1 с выбранной информацией по заданным критериям отбора, производят оценку варианта совместно с учащимися интуитивно, на основании опыта.
На шестом этапе демонстрации обращают внимание учащихся на закрытые ячейки 5 пластин 1 с соответствующей информацией, иллюстрируя оптимальный вариант решения по каждой характеристике объекта.
На седьмое тгапе демонстрации поясняют учащимс- эк образуется морфологический синтез, объединение найденных решений, которые определялись закрытыми ячейками 5 на пластинах 1. Затем, освободив их пазов стоек 3 по одной линейке 2, оставляют фиксированные линейки, установив их так, чтобы начала и концы линеек 2 образовали треугольник с вершинами, ранее закрытыми ячейками 5 пластины 1.
Таким образом наглядное пособие позволяет иллюстрировать сущность одного из методов творчества - метод Морфологического анализа,
Формула изобретения
1. Наглядное пособие, преимущественно для иллюстрации метода Морфологического ящика, содержащее пространственный прямоугольный элемент, состоящий из взаимно перпендикулярных плоскостей, контактирующих гранями, каждая из которых разделена на четное количество квадратов, несущих информацию, отличающееся тем, что, с целью расширения
эксплуатационных возможностей, оно снабжено шестью линейками, выполненными из прозрачного материала, а пространственный прямоугольный элемент образован тремя соединенными между собой пластинами, обращенными одна к другой своими лицевыми сторонами, при этом на каждой из пластин установлены параллельно ее сторонам две линейки с возможностью возвратно-поступательного относительного перемещения во взаимно перпендикуляр ных направлениях для считывания информации.
2.Пособие по п. 1, отличающее - с я тем, что пространственный прямоугольный элемент выполнен разъемным.
3.Пособие поп 1, отличающее - с я тем, что пространственный прямоугольный элемент состоит из трех стоек, расположенных во взаимно перпендикулярных плоскостях, с которыми связаны пластины, при этом каждая из стоек на двух сторонах имеет продольные пазы для установки с возможностью перемещения линеек.
4
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКТ ПО ОПТИЧЕСКИМ И КВАНТОВЫМ ЯВЛЕНИЯМ | 2013 |
|
RU2507592C1 |
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИИ ПРОСТЕЙШИХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР | 1973 |
|
SU376796A1 |
УЧЕБНЫЙ ПРИБОР ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИИ ВОЛНОВОЙ ОПТИКИ | 2002 |
|
RU2226005C1 |
Учебный прибор по строительной механике | 1984 |
|
SU1254530A1 |
Учебный прибор по механике | 1990 |
|
SU1797146A1 |
УЧЕБНО-НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ ПО ОПТИКЕ "L-МИКРО" | 2004 |
|
RU2300145C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ЗАКОНОВ ОПТИКИ | 2002 |
|
RU2227329C1 |
НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ ПО ФИЗИКЕ | 1994 |
|
RU2084965C1 |
УЧЕБНО-НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ L-МИКРО ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ | 2004 |
|
RU2293374C2 |
НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ ЧЕЛОВЕК | 2011 |
|
RU2520049C2 |
Использование: изобретение относится к наглядным пособиям по Эвристике, в частности для иллюстрации процедур метода Морфологического ящика, и может использоваться в учебном процессе в вузах, институтах технического творчества и патентоведения, средних школах, в кружках технического творчества школьников. Сущность: взаимно перпендикулярные пластины с носителями информации и стойки соединены между собой с возможностью образования трехгранного угла. На каждой пластине установлена пара взаимно перпендикулярных прозрачных линеек, расположенных внутри трехгранного угла, образованного взаимно перпендикулярными пластинами. Стойки содержат пазы, з линейки - соответствующие выступы, например, типа ласточкин хвост и установле- ны в пазах стоек с возможностью перемещения вдоль них. Размеры прозрачных линеек соответствуют размерам ячеек координатной сетки так, чтобы ширина линейки равнялась ширине ячейки, а длина - длине пластины. 2 з. п. ф-лы, 3 ил.
1
Редактор Л.Волкова
Составитель С.Бражник
Техред М.МоргенталКорректор М.Максимишинец
iJ И I О
Г | |||
Буш | |||
Методологические основы научного управления изобретательством | |||
Рига, изд | |||
Лиесам, 1974, рис | |||
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами | 1921 |
|
SU10A1 |
Пюпитр для работы на пишущих машинах | 1922 |
|
SU86A1 |
Авторы
Даты
1992-10-07—Публикация
1989-10-23—Подача