Решение относится к ручным средствам обучения, несущим упорядоченно расположенные знаки и символы, при этом их элементы размещены на держателях. Средство имеет возможность вращения, параллельно оси которого расположены элементы, а на поверхности перпендикулярно ей размещены понятия и символы.
Существование и развитие человека неразрывно связано с поиском, созданием и совершенствованием разнообразнейших пособий. Они просты и наглядны на первых этапах, а затем с расширением сферы деятельности и использованием скрытых сил природы пособия все в большей степени - предмет творческой деятельности человека, свойства которого не абстрактно, а конкретно могут быть познаны лишь при отражении его настоящего, прошлого и будущего. Лавинообразное его развитие заслоняет освоение его сути «обломками» информации, что часто приводит не к ответу, а к вопросу. Пример тому инициированная М.Б.Плущевским академия проблем качества. Их устройство для наглядного моделирования структурного содержания проблем и стратегий их решения по RU 10921 представляет собой ящик Пандоры. Он содержит развертываемую на плоскость пирамиду, на боковых гранях которой выполнены карманы для размещения сменных карточек с вопросами-инициаторами, из последовательных ответов, на которые складываются стратегии решения проблем.
Тенденция познания, как и эволюция пособий, идет от наглядности к абстрактному их характеру, вершиной которого являются знаки и/или символы, в ряду которых слово, а затем и письмо выявляют как ничто другое назначение и свойства ЧЕЛОВЕКА. Известная еще в древнем Египте и Месопотамии знаковая система письма содержит находящееся в отношениях и связях множество элементов, образующих некоторую целостность. В Египте из них использовали не более 700-800 рисуночных знаков. Всего 4000-7000 иероглифов используют из сложившейся в Китае в середине второго тысячелетия до Н.Э. системы иероглифов, имеющей около 50000 знаков. На ее основе возникло в Корее и Японии идеографическо-фонетическое письмо, содержащее 1850 знаков, обозначающих ряд знаменательных слов. Другие слова и изменяемые части слов пишут слоговой азбукой. В таком письме используют знаки (символы, иероглифы), условно изображающие единицу языка; оно идеографично (от греч. idea - идея, образ), т.е. в образы-идеи фиксируют развитие человека (人 - китайский иероглиф).
Греки (Евклид, Платон, Аристотель, стоики) пришли к аксиоматическому построению логики, а Б.Спиноза и Г.Лейбниц развивали системно-онтологическую концепцию. Охватывавшие все отрасли тогдашнего знания сочинения создателя учения об идеях Аристотеля позволяли освоить дедукцию. В свою очередь, у Платона, как ученика Сократа, исповедовавшего стремление к самопознанию и метод отыскания истины искусной постановкой наводящих вопросов (майевтика), главенствовали идеи - вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей всегда изменяющегося и преходящего бытия, при этом вещи - подобие и отражение идей.
Не отстают от Платона и в настоящем, так, учебное устройство по RU 76488 для обучения детей на начальной стадии изучения физики позволит заниматься осознанным самосовершенствованием. Указанный результат достигается тем, что набор из одинаковых по форме и различных по цвету и виду дидактического материала или его уровня сложности блоков, содержащих цветные карточки с карманами и полосы, позволяет построить с помощью стоек-линеек с подставкой цветные столбцы гистограммы. К тому же модель позволит в игровой форме увидеть в числовом виде результаты выбора вида дидактического материала или его уровня сложности.
Для Спинозы мир - закономерная геометрически познаваемая система, а природа - единая вечная и бесконечная субстанция, причина самой себя, атрибутами ее являются мышление и протяжение, а ее модусами - вещи и идеи. Помимо того, человек - часть природы, душа его - модус мышления, тело - модус протяжения. Более того, воля совпадает с разумом, а действия человека включены в цепь универсальной мировой детерминации. Реальный мир по языковеду Г. Лейбницу состоит из бесчисленных психически деятельных субстанций (монад), находящихся в предустановленной гармонии. По просьбе Петра I он разработал проекты развития образования и государственного управления, основанные на Новых опытах о человеческом разуме, где в духе рационализма он развил учение о прирожденной способности ума к познанию категорий бытия и всеобщих и необходимых положений логики, предвосхитивших принципы математической логики.
Учение Лейбница содержит элементы диалектики, систематически изложенные затем Гегелем. Центральное ее понятие: развитие - атрибут деятельности мирового духа, его вневременного движения в сфере чистой мысли в восходящем ряду все более конкретных категорий (бытие, ничто, становление, качество, количество, мера; сущность, явление, действительность; понятие, объект, идея). Помимо этого, Гегелем выявлены и охарактеризованы связи между природой и субъективным духом, объективным духом (право, мораль, семья, общество, государство), а также абсолютным духом (искусство, религия, философия). Для него противоречие - источник развития триадного восхождения от абстрактного к конкретному.
Последователь Гегеля и его критик атеист Л.Фейербах рассматривал человека вне его общественных отношений. А иррационалистам Шопенгауеру и Ницше видится прежде всего враждебность человека природе и обществу. Эти представители антропологизма не рассматривали человека как совокупность общественных отношений. На решение этой задачи направил усилия Маркс, в трудах которого и особенно в Капитале эффективно применен диалектический метод.
Этим исследованиям сопутствовала основанная на бинарной номенклатуре классификация растений и животных Линнея, приведшая его к утверждению о постоянстве видов и креционизме (см., например, Систему природы). В той или иной степени ее пользовали в антропологии с середины 19-го века, а ее составляющие - в феноменологии. На проблемы последней глубокое внимание обратил еще Кант, разработавший дуалистическое учение о вещах в себе и познаваемых опытом явлениях, что в дальнейшем неизбежно привело к утверждению диалектического метода. Если бинарность - атрибут прошлого, то триада - атрибут будущего.
В свою очередь обнаружению изначального опыта сознания посвятил свои труды Э.Гуссерль. Он начинал с попытки превратить философию в строгую науку феноменологическим методом (см., например, Логические исследования), а затем стремился найти основу в Жизненном мире. Представления о жизненном мире перекликаются со Стадиями о жизненном пути Кьекегора, пытавшегося противопоставить объективизму диалектики Гегеля экзистенциальную диалектику личности. Психиатр Ясперс сосредоточен был на раскрытии шифров бытия, диалектический теологизм Бубера был основан на бытии, как на диалоге человека и мира. Учение Хайдеггера о бытии ({фундаментальная онтология) противопоставляет подлинность существования и повседневность, в этом он видит постижение смысла бытия (см., например, Бытие и время). Обращаясь все к той же фундаментальной онтологии, публицист Сартр противопоставил в Бытии и ничто объективность и субъективность, а в Критике диалектического разума попытался дополнить марксизм экзистенциальной антропологией.
Хотя логика и математика естествоиспытателя Пирса, отождествлявшего истинность с практической полезностью, считают родоначальником прагматизма, в первую очередь неоценим его вклад в развитие науки о знаках и их свойствах. Разделявший точку зрения Пирса Джеме видел реальность лишь в непосредственности чувств, в опыте. Исходя из посылки: понятия и теории - лишь инструменты и приспособления к внешней среде Дьюи создал педоцентрическую теорию и методику обучения. А по мнению социального психолога Мида формирование Я отражает структуру взаимодействия индивида в различных группах и состоит в усвоении им значения символов. С использованием этих исследований сегодня прагматика - раздел семиотики, основные понятия и принципы которой были сформированы Ч.Моррисом.
Историк культуры Дильтей развивал учение о понимании как о специфическом методе наук о духе, интуитивном постижении духовной целостности личности и культуры, истолковывая бытие как иррационалистически понимаемую историю. Основоположник аксиологии и социологии познания Шелер эволюционировал к пантеизму, противопоставив этике Канта учение о чувтве как интенциональном акте постижения ценности. Ограниченность такого подхода, а скорее выпячивание отдельных деталей достигнутых к тому времени сведений, можно разглядеть в связи с нарушением положения, сформулированного еще Кантом: научное знание есть система. Следуя этому принципу, естествоиспытатель Дарвин на основе многочисленных сведений, как добытых им непосредственно, так и известных ему из других источников, в Происхождении видов путем естественного отбора, Изменении домашних животных и культурных растений, а также в Происхождении человека и половом отборе изложил эволюционную систему возникновения и развития живого.
Биолог Берталанфи, руководствуясь общей теорией систем, видел основную задачу в разработке математического аппарата описания знания. Изоморфизм Берталанфи дополняет гоморфизм - соответствие между объектами двух множеств, при котором одно множество есть модель другого. Так, по Н.И.Вавилову у родственных групп растений гомологические органы возникают из общих зачатков у организмов различных систематических групп. Сходные по основному строению и развитию они могут выполнять либо одинаковые, либо неодинаковые функции. Ориентируясь на то, что целое главенствует над частями, Вавилов, помимо отрытого им закона гомологических рядов и наследственной изменчивости организмов, обосновал учение об иммунитете растений и разработал концепцию линнеевского вида как системы.
Почти в каждом из этих исследований видна локальность подхода к объекту, каким является человек. Более того с каждым очередным достижением актуализируются проблемы взаимосвязи, целостности, структуры, связи элементов, отношений подсистем и др. С каждым шагом выявляются невыводимость свойств системы к сумме свойств ее элементов и невыводимость из них свойств целого. Очередное исследование к тому же открывает зависимость элемента от свойств и отношений в системе, его функций внутри целого. Итак, очевидна принципиальная несводимость системы к сумме свойств составляющих, а это приводит к иллюстративному построению и толкованию их взаимосвязи. Тем не менее, в приведенных исследованиях прослеживается то, что система - целое с ее частями, каждая из которых существенна для ее свойств, без чего нет плодотворного анализа системы вне синтеза. Если при изучении системы анализ сосредоточить на структуре, а синтез акцентировать на ее функционировании, то анализ даст знание, а синтез - понимание. В этом случае фиксация знаний - подспорье для их объяснения, поскольку в организованном целом не может быть больше порядка, чем информации.
Информация - опосредствованное существование материи, фиксируемое непосредственно. Так, генетическая информация - передача программы о составе, строении и характере составляющих организм веществ в виде совокупности генов. Именно информация - основа обучения, т.е. целенаправленного и систематически осуществляемого овладения знаниями, чему безусловно способствует наличие обучающего комплекса с эффективной информационно-поисковой системой (ИПС), в частности такой, как библиотечный каталог.
ИПС определена ее элементами, их взаимосвязью, а также их функционированием в системе. За элемент ИПС часто выбирали слово, а теперь все большее распространение получает машинное слово - упорядоченный набор из символов, являющийся для ЭВМ кодом. Единиц языка неисчислимо даже при превращении отдельных элементов языка и их сочетаний в лексемы. На практике словарный состав языка ограничен либо объектом исследования (изучения), либо субъектом (средством) постижения объекта, а в повседневности активным запасом слов, т.е. наиболее часто употребляемых. В любом случае словарный состав языка (лексика) - это организованная структура, где слова объединены или противопоставлены в том или ином отношении.
Лексику часто оформляют в словари, включающие отобранные составителями единицы языка, располагаемые по выбранному принципу и отражающие их значения, как, к примеру, в учебном пособии-словаре по RU 2104584. Особое место среди них занимают систематизированно отражающие свод знаний энциклопедии. У древних греков это слово означало обучение по всему кругу знаний. С каждым днем площадь такого круга увеличивается, а потому очередной объем сведений остается вне справочных изданий, как и случилось это с изданными в конце 18-го века 35 томами Энциклопедии, или Толковым словарем наук, искусств и ремесел.
Любое число томов БСЭ, Британской энциклопедии, Большого Брокгауза, Большого Ларусса и др. не исключает потребности в учебных пособиях. Наиболее распространены среди них учебники. Они сопровождают человека с глубокой древности, так, шумерийским глиняным дощечкам около 4,5 тыс. лет. Глубина изложения предмета определяет долговечность начертанных в третьем веке до нашей эры Начал Евклида, изданных 2500 раз в разных странах. Не менее важна для учебника наглядность, а потому уже в 1658 году появился Мир чувственных вещей в картинках.
При хорошем учебнике и благоразумном методе и посредственный преподаватель может быть хорошим, а без того и другого и лучший преподаватель долго, а может быть и никогда не выйдет на настоящую дорогу. Этот завет К.Д.Ушинский изложил в Родном слове, имевшем с 1864 года 146 изданий. Через пять лет увидел свет его фундаментальный труд Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Те самые благоразумные методы и опыты педагогической антропологии находят отражение сегодня в программированных учебниках, где ЧТО (объект) дополнено КАК (путь изучения). При программированном обучении этапы пути изучения фиксируют и контролируют, а это дает возможность применения обучающих машин.
ЧТО и КАК при обучении адекватно могут быть раскрыты системой семантического взаимодействия языковых единиц в виде поля семантики, являющего собой промежуточный языковой мир (см., например, Кузнецова Л.И. Понятие семантической системы языка и методы ее исследования. М., 1963). Поле семантики ЕСТЬ, а «урожай» с него можно взять лишь при добротных семенах (ЧТО), их своевременной посадке (КАК) на определенную глубину для получения КАЧЕСТВА продукта, свойства которого ЕСТЬ только тогда, когда тезис (ЧТО и КАК) дополнены антитезисом (КАК и ЧТО) для выявления КАЧЕСТВА. Такая троица (triades) неразрывна, а триадный ритм повсеместен. Троица (триада) - основа связи: означающее - денотат (значение знака) - означаемое. Здесь означаемое - результат связи, содержание знака; а означающее - ее формальная сторона. Именно такие пути анализа языковых средств познания присущи как философии логического анализа, так и лингвистической философии. В первом случае прежде всего используют аппарат математической логики, во втором - правильное словоупотребление, а потому Витгенштейн пытался построить идеальный язык на основе языка математической логики. Согласно доктрине логического атомизма логическая структура языка - образ структуры мира. А вот лингвистический философ Райл сосредоточил внимание на анализе обыденного языка, отражающего в наибольшей степени совокупность двигательных и сводимых к ним словесных и эмоциональных ответов. Созвучны этому и исследования Торндайка, разработавшего методику изучения поведения животных проблемными клетками, секрет которых следует открыть самому животному, и сформулировавшего закон проб и ошибок обучения. Последовательный зоопсихолог Уотсон, исходивший из того, что важно изучение процессов научения, отождествлял поведение с системой видимых и скрытых моторных реакций и ограничивал его схемой стимул-реакция. В эту схему Толмен ввел звено - промежуточные переменные (см., например, Целевое поведение у животных и человека). Это позволило триадно замкнуть основную схему бихевиоризма. Уже к этой схеме Халл применил математическую логику и это привело его к гипотетико-дедуктивной теории поведения.
Цепную реакцию познания следовало не столько контролировать, сколько отследить. К одной из попыток такого подхода можно отнести развитие Карнапом логического синтаксиса языка науки, а также разработку им индуктивной и модальной логики, а также теорию семантической информации. Модальную логику, как подраздел дедуктивной логики, и индуктивную логику объединяет стремление к каталогизации способов рассуждений от посылок к следствиям, осуществляемых логическим исчислением. Такая знаковая система содержит термы (слова), формулы (фразы) и потенциально значимые формулы (фразеологии), являющиеся языком исчисления, алфавитом системы, однозначно определяющим действия в системе. Приписывание символам исчисления значений (интерпретация) преобразует исчисление в формализованный язык. Отображающий субъектно-предикатную структуру высказываний формализованный язык лежит в основе логики предикатов, изучающей общезначимые связи между высказываниями о свойствах и отношениях объекта исследования. Для выявления этих свойств и отношений в исчислении предикатов, помимо символов исчисления высказываний (операций конъюнкции И, дизъюнкции ИЛИ, отрицания НЕ и др.), входят также логические эквиваленты слов СУЩЕСТВУЕТ, ВСЕ и НЕКОТОРЫЕ (кванторы) для качественно-количественного определения все тех же свойств и отношений объекта исследования, эффективно разработанного членами Венского кружка, приведшего их к созданию основ логического позитивизма, отрицавшего познавательную систему всей прежней философии и ориентированного на сопоставление теоретических положений науки с наблюдаемыми объектами. Они сосредоточили внимание на логическом языке науки, взяв в качестве средства аппарат математической логики. Члены кружка стремились соединить метод верификации с методом логического анализа и создать на этой основе унифицированную систему, охватывающую как естественные, так и гуманитарные науки (см., например, Научное понимание мира. Венский кружок. Международная энциклопедия унифицированной науки и Библиотека теории унифицированной науки).
То что участниками Венского кружка были математик Гедель, физики Шлик и Франк, социолог Нейрат, логик Рейхенбах, развивавший вероятностную логику для интерпритации квантовой механики, а также приглашенный ими Карнап, не только довлело над каждым из них, но и привело их к Унифицированной науке, утерявшей богатство естественного языка как важнейшего средства человеческого общения. Такое рафинирование мышления привело к потере наглядности и к односторонности подхода как в отношении объекта исследования, так и метода познания. По существу - это движение к мертвому языку, при этом исключение его разновидностей существенно обедняет содержательность и выплескивает результаты, присущие языку с древнейших времен. Здесь уместно отметить, что согласно теореме логика и математика Геделя не существует полной формальной теории, где были бы доказуемы все теоремы арифметики. Вот так, даже арифметики.
В языке воплощена системная организация его единиц. Это осознавал уже в 5-4 веках до Н.Э. древнеиндийский лингвист Панини, создавший образец системного описания языка. Следующим образцом можно считать труды Аристотеля и прежде всего его Категории. В свою очередь языковед В.Гумбольдт развивал учение о языке как непрерывном творческом процессе, формирующем орган мысли, и о внутренней форме языка как выражении индивидуального миросозерцания народа. На этой основе он осуществил реформу гимназического образования в Пруссии.
Излагавший теорию образования и обучения основоположник дидактики (см. Великая дидактика) педагог Коменский разработал единую школьную систему. Ее дополнили исследования Песталоцци, основоположника теории начального обучения, и его последователя Дистервега, автора многочисленных учебников и трудов по педагогике. В свою очередь Ушинский утвердил в дидактике идею воспитывающего обучения (см. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии).
Широко известны способы обучения и учебные пособия, изложенные в трудах Пиаже Логика и психология, Ананьева О проблемах современного человекознания, Крутецкого Основы педагогической психологии, Дюркгейма Социология образования, Каптерева Дидактические очерки. Теория образования, Давыдова Проблемы развивающего обучения, Ильясова Структура процесса учения, Выготского Педагогическая психология. В них изложены теории развития психики, понятийного мышления, речи, связи обучения и развития. Этому предшествовало выдвинутое Я.А.Каменским положение природосообразности обучения. Он полагал, что учиться следует только, идя по стопам природы, в соответствии с чем и были сформулированы основные постулаты обучения, отражающие законы природы и человека как ее части. Каждый из этих источников является привычным средством обучения из-за выполнения их книгой.
Упомянутые выше положения и разработки нашли отражение в многочисленных устройствах и методах обучения.
Примером тому служит обучающая книга, известная из US 5133665. Природосообразность иллюстрирована представляющими периодическую систему Менделеева моделями по US 3581409, 3724098 и 4199876. Они имеют столбцы с ячейками, в каждой из которых нанесены два символа.
Стержень учебного предмета - его программа, то есть систематическое и иерархическое описание подлежащих усвоению знаний и умений. Она фиксирует содержание учебного предмета, определяет методы преподавания, характер дидактических пособий, сроки обучения, а также формирует тип мышления у обучаемого. Так, современный гуманитарный институт в способе оптимизации программы обучения по RU 2158965 пытается выбрать ряд известных программ с формированием и фиксацией перечня условных единиц знаний, содержащихся в учебных материалах. Затем предлагается определять значимость каждой условной единицы в зависимости от числа программ и/или учебного материала, а также число усвояемых обучаемым за данное время обучения условных единиц. Под условными единицами подразумевают понятия или связи между изучаемыми и известными понятиями.
Учение, как одна из форм деятельности, по существу едино, но эволюционно оно разрозненно. Фонд Развитие через образование предполагает преодолеть ее учебно-методическим пособием по нравственному просвещению в RU 25807. Оно выполнено книжным блоком с тетрадями, учебно-методический материал в которых дидактически связан и означен соответствующим классом. Не менее трех пластин смонтировано на вертикально установленном стержне в устройстве для креативного обучения или самообучения по RU 19195, в частности для обучающих логических игр. Выполнены его пластины со съемными элементами, являющимися носителями информации, что требует многих манипуляций для доступа к носителям информации. Сравнительно проста конструкция по US 5141439, предусматривающая обучение ключевым словам и проверку знаний.
Более сложны системы по US 4478582, WO 88/06327 и ЕР 0433847, хотя последнее механическое устройство выполнено без специальных держателей для элементов, образующих знаки при их соответствующем расположении. Обучающее устройство по US 5203706 снабжено держателями для элементов, в котором каждый из них несет несколько различных символов, при этом только один символ используется сразу, а в устройстве и методе изложения фактов по GB 2278706 предусмотрены панели со съемными элементами, несущими знаки. Объемная модель для обучения языкам по RU 2104582 выполнена в виде разъемной пирамиды, при этом изображенная на гранях пирамиды информация представляет собой прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, а в учебном пособии для изучения имущественных правоотношений по RU 2120665 предусмотрена таблица, состоящая из трех строк, каждая из которых относится к действию над имуществом, и из трех столбцов, каждый из которых относится к одному имущественному правомочию. Гораздо сложнее приведенный в RU 2084019 способ Андреева О.А. интеллектуального и духовного развития личности по матричным таблицам. Приспособление для обучения и контроля учащихся по RU 4849 снабжено блоками для записи букв и участками для размещения контрольного задания, также как устройство по FR 2759191. Текстовую информацию в способе быстрого запоминания текста по RU 2130202 печатают на отдельных картинках и записывают ее целой фразой из литературного произведения, а в способе оптимизации программы обучения по RU 2158965 формируют и фиксируют перечни условных единиц знаний, содержащихся в учебных материалах.
Метод изучения науки как языка по US 4820165 весьма эффективен в оснащенных видеоаппаратурой аудиториях, а способ образования по GB 2209862 использует методы итальянки Монтессори, как и учебное устройство по RU 5041, состоящее из листов с изучаемыми символами и иллюстрирующими их рисунками, имеющих возможность зрительного совмещения, а это пригодно лишь на самых первых этапах обучения. Эта прямая отсылка к принципам Монтессори подчеркивает односторонность каждого из приведенных выше охранных документов, хотя еще Маркс знал, что впоследствии естествознание включит в себя науку о человеке в такой же мере, в какой наука о человеке включит в себя естествознание. Это будет одна наука, предметом изучения которой явится сам познающий и обучающийся этому познанию человек, а объектом ее явится то, что существует как данность вне самого изучения то, что может быть изучено разными науками и даже их разделами. Тем самым будет осуществлено всестороннее развитие человека как самоцели, т.е. учебное пособие представит собой структуированную совокупность научных знаний, точек зрения, концепций и теорий, излагаемых с определенной авторской позиции, в данном случае с позиций личностно-деятельного подхода, а человеку, если он хочет стать человеком, необходимо получить образование, рассматриваемое прежде всего как социальный институт с функцией культурного воспроизводства человека или воспроизводство культуры человека в обществе.
Другой вид совмещения предусмотрен в устройстве обучения по RU 15233, имеющем основание и информационные элементы, выполненные в виде секторов с возможностью их разворота до состояния круга. Функциональные возможности этого веерного устройства весьма ограничены. Относится это и к наглядному учебно-развивающему пособию по RU 2000110801, где также выдержан секториальный принцип подачи материала.
Частично и весьма разрозненно использованы категории при классификации языка по US 4731021. Для предъявления размещенной на пластинах и ползунах информации в различных ее сочетаниях устройство для обучения по SU 1426469 имеет основание с U-образными каналами для размещения ползунов, часть которых выполнена со штырями и выступами для фиксации пластин. Учебное пособие по RU 8828 содержит разделенные на части пластину, подвижные ленты с текстом, на одну из которых нанесен изучаемый термин, а на другую - его толкование, и прикрепленную к пластине прозрачную пластинку. Устройство простое и наглядное, хотя и ограниченное по объему изучаемого материала.
Способ и устройство обучения по US 4445869 можно использовать и для проверки знаний обучаемого письму. Оно содержит кодированные разноцветные карточки с нанесенными на них ключевыми словами КТО, ЧТО, ГДЕ, ПОЧЕМУ и КАК, размещенные в ящике, к стенке которого прикреплены направляющие для размещения карточек. Способ быстрого запоминания текста по RU 2130202 предусматривает введение в ЭВМ текстовой информации целой фразой из литературного произведения и воспроизведение ее на экране дисплея, а способ развития интеллектуальных способностей человека по RU 2038819 содержит блоки предъявления пользователю аудиовизуальных сигналов образов, символов, наименований и индексов.
Известно устройство для развития личности человека по RU 82365, содержащее возрастающего радиуса круги, разделенные на n+k секторов и характеризующие сознание, интеллект, эмоции и физическое тело, при этом секторы с одинаковыми номерами условно обозначают отдельные части личности общей многокомпонентной структуры личности человека. По мнению авторов данное устройство позволяет сделать более простым и эффективным процесс развития целостности личности и целенаправленного формирования ее свойств и качеств. В примерах использования устройства, однако, не приведено общей многокомпонентной структуры личности человека, а упомянуты лишь отдельные части личности, которые проявляются 1 - как мать, 2 - как дочь, 3 - как взрослый человек, 4 - как лыжница, 5 - как специалист и так далее. Если в данном случае n=5, то с увеличением отдельных частей личности размеры кругов невообразимы. Что касается других отдельных частей личности, тем более с необходимыми для этого свойствами и качествами, то и они размеры кругов не уменьшат. Скорее всего ни лыжнице, ни даже взрослому человеку устройство содействия в целенаправленном формировании их свойств и качеств не окажет.
Известна информационная модель учебной программы предмета по RU 2117993, которую можно использовать как наглядное пособие. Оно содержит имеющее основание тело с упорядоченно размещенными на нем и/или его элементах носителями информации в виде терминов и символов.
В этом пособии на базе основания смонтировано тело сложной конусообразной формы, состоящее из носителей информации в форме конуса, определяющего уровень обобщения углом при вершине. К носителям информации прикреплены стержнями таблицы с систематизированным материалом, расположенным вдоль образующих конуса и шарнирно связанным с его вершиной. В структуре этой модели предусмотрено четыре уровня, высший из которых содержит философские категории. Введено обозначение уровней: (I, II, III, IV) и дополнительных уровней (1, 2, 3, 4…), а на горизонтальном уровне приведены символы типа 1.2.1. Помимо этого, предусмотрено плоскостное представление модели и ее построения с составлением к ней спецификации, а также описания терминов, понятий, категорий. Термины, понятия, категории уровней разнесены, при этом заполнять модель рекомендуют начать с выбора понятий III уровня, что, однако, нарушает дидактический подход. Что касается философских категорий, то их рекомендовано ограничить из-за широкого и объемного представления. Такой подход недейственен в отношении таблиц (позиция 6), размер их будет либо микроскопическим, либо гигантским для того, чтобы обучаемый имел доступ к систематизированному материалу таблицы. Безусловно, нет возможности перемещения таблицы по окружности, образованной сечением конуса плоскостью, параллельной основанию. Не раскрыто шарнирное соединение с вершиной конуса многочисленных стержней, а это исключает декларируемое заявителем пользование моделью в соответствии с его желаниями. Архаичность и часто нелепость (см., например, определение материи) не позволяют обучаемому получить не только знания, но и добротные сведения. Невозможность промышленно выполнить некоторые из признаков модели (шарнирное соединение стержней с вершиной конуса) резко ограничивает предполагаемые свойства модели и по существу исключает ее выполнение и пользование.
Задача - создать условия изучения объекта в полном его развитии простыми и доступными средствами.
Создание условий изучения объекта в полном его развитии простыми и доступными средствами обеспечено последовательным и триадным размещением элементов информации.
Для этого в наглядном пособии, содержащем имеющее основание тело с упорядоченно размещенными на нем и/или его элементах носителями информации в виде терминов и символов, они размещены в ячейках, шагово расположенных столбцами, первый из которых содержит одну ячейку, а последний восемьдесят одну.
Шаговое расположение столбцами информации, фиксируемой последовательно, отражает моменты развития человека.
Ячейка являет собой пользователю отдельное звено в сети перекрещивающихся линий, ограничивающих столбцы и строки, что не только упрощает восприятие пособия, но и способствует всестороннему изучению свойств объекта хотя бы потому, что для многих термин ячейка ассоциируется со словосочетанием ячейка памяти ЭВМ. Такое расположение ячеек позволяет разделить секториально столбцы кратно трем, при этом каждый из секторов категориально обозначить.
Разделение секториально столбцов кратно трем, каждый из которых категориально обозначен, способствует созданию условий изучения объекта в полном его развитии простыми и доступными средствами, поскольку охарактеризованная выше простота и наглядность сети ячеек пронизана триадным принципом и взаимным единством. Тем самым последовательное и триадное размещение элементов информации и осуществление принципа все в едином и единое во всем позволяют отразить полное и закономерное развитие человека.
Так как каждое из обозначений любого из секторов содержит число, кратное трем, а символ любой из ячеек содержит порядковый номер столбца и число, соответствующее положению ячейки от основания столбца, то качественная определенность пособия дополнена количественно, что позволяет твердо установить свойства объекта с ясным осознанием их связей для его изучения и понимания.
Для удобства пользования пособием и его элементами перпендикулярно основанию установлены пластины с ячейками, а категориальные обозначения расположены на поверхности, по существу ему параллельной, что отражает полноту развития объекта простыми и доступными средствами. Тем самым свойства и связи элементов информации пластин фиксированы последовательно и триадно размещенными категориями для полного и закономерного отражения развития человека.
Пособие снабжено направляющими для размещения панелей, а это обеспечивает легкий и удобный доступ к непосредственно изучаемым носителям информации.
Снабжение пособия дополнительными направляющими для пластин с числом ячеек более двадцати семи, по крайней мере в одном из столбцов, не только обеспечивает удобство пользования, но и резко сокращает вертикальный габарит пособия, способствуя его наглядности.
Оснащение пособия средствами качения позволяет осуществить удобный доступ к носителям информации без изменения положения пользователя относительно пособия.
Снабжение пособия опорой с установленными на ней средствами качения создает дополнительные удобства пользователю и способствует эффективному изучению объекта.
Оптимальные условия изучения объекта в полном его развитии простыми и доступными средствами обеспечивает охарактеризованное приведенной совокупностью признаков пособие, в котором опора выполнена с ножками, между двумя из которых установлена столешница для размещения средств эксплуатации, в частности элементов ЭВМ.
Создание условий изучения объекта в полном его развитии простыми и наглядными средствами обеспечено последовательным и триадным размещением доступных как непосредственно, так и введенных в ЭВМ элементов информации, адекватных пользователю, стремящемуся познать полное и закономерное развитие человека.
Изображено на:
Фиг.1 - пособие;
Фиг.2 - вид на элемент пособия;
Фиг.3 - вид на тело пособия сверху;
Фиг.4 - гнездо для пластины;
Фиг.5 - средство качения;
Фиг.6 - фрагмент текста из памяти ЭВМ.
Пособие содержит тело 1 (фиг.1). Тело 1 имеет основание 2. На теле 1 и его элементах 3 упорядоченно размещены носители 4 информации в виде терминов и символов.
Носители 4 информации размещены в ячейках 5 (фиг.2). Ячейки 5 шагово расположены столбцами 6. Первый столбец 7 содержит одну ячейку 5, а последний восемьдесят одну.
Размещение носителей 4 информации в ячейках, шагово расположенных столбцами 6, первый из которых содержит одну ячейку 5, а последний восемьдесят одну, в наглядном пособии, содержащем имеющее основание 2 тело 1 с упорядоченно размещенными на нем и/или его элементах 3 носителями 4 информации в виде терминов и символов, позволяет создать условия изучения объекта в полном его развитии простыми и доступными средствами, что обеспечено последовательным и триадным размещением элементов информации.
Шаговое расположение носителей 4 информации, т.е. их последовательная смена отражает моменты развития человека. Каждый шаг фиксирован столбом 6, первый 7 из которых содержит одну ячейку, а последний восемьдесят одну.
Ячейка 5 являет собой пользователю отдельное звено в сети весьма просто перекрещивающихся линий, ограничивающих столбцы 6 и расположенные одна над другой строки 8, что не только упрощает восприятие пособия, но и способствует всестороннему изучению объекта, хотя бы потому, что для многих термин ячейка ассоциируется со словосочетанием ячейка памяти ЭВМ.
Такое расположение ячеек 5 позволяет разделить секториально 9 (фиг.3) столбцы 6 кратно трем, при этом каждый из секторов 9 категориально обозначен, что способствует созданию условий изучения объекта в полном его развитии простыми и наглядными средствами, поскольку упомянутая выше простота и наглядность сети ячеек 5 пронизана триадным принципом и взаимным единством. Тем самым последовательное и триадное размещение элементов 4 информации позволяет отразить полное и закономерное развитие человека.
Так как каждое из обозначений любого из секторов 9 содержит число, кратное трем, а символ 11 любой из ячеек 5 содержит порядковый номер столбца 6 и число, соответствующее положению ячейки 5 от основания 2, то качественная определенность пособия дополнена количественно, что позволяет твердо установить свойства объекта с ясным осознанием их связей для его изучения и понимания.
Для создания оптимальных условий изучения объекта, а именно удобства пользования пособием и его элементами 3, перпендикулярно основанию 2 установлены пластины 12 с ячейками 5, а категориальные 10 обозначения расположены на поверхности 13, по существу ему параллельной, что отражает полноту развития объекта простыми и наглядными средствами. Тем самым свойства и связи элементов 3 информации пластин 12 фиксированы категориями 10, при этом последовательное и триадное размещение элементов 3 информации позволяет отразить полное и закономерное развитие человека.
Пособие снабжено направляющими 14 (фиг.4) для размещения пластин 12, что позволяет с легкостью обеспечить доступ к непосредственно изучаемым носителям 4 информации, нанесенным на каждую из пластин 12, что удобно.
Снабжение пособия дополнительными направляющими 15 для пластин 12 с числом ячеек 5 более двадцати семи создает не только удобство пользования, но и резко сокращает вертикальный габарит тела 1 без утери наглядности.
Пособие оснащено средствами 16 качения. Средство 16 содержит щеки 17 (фиг.5), в которых установлено колесо 18. Наличие средства 16 позволяет осуществить удобный доступ к носителям 4 информации без изменения положения пользователя относительно пособия.
Для удобства пользования пособие снабжено опорой 19. Снабжение пособия опорой 19, на которой установлены средства 16 качения, создает дополнительные удобства пользователю, что способствует повышению эффективности изучения, а также способствует наглядности.
Опора 19 снабжена ножками 20 и столешницей 21. На столешнице 21 может быть размещена ЭВМ 22. Тем самым оптимальные условия изучения объекта в полном его развитии простыми и наглядными средствами обеспечено охарактеризованным приведенной совокупностью признаков пособием, в котором опора 19 выполнена с ножками 20, между двумя из которых установлена столешница 21 для размещения средств эксплуатации, в частности элементов ЭВМ 22.
В память ЭВМ 22 занесены номенклатура терминов с символами 11 каждой из ячеек 5, а также категории 10 с их обозначениями. База данных ЭВМ 22 содержит упорядоченно размещенные словосочетания 23 (фиг.6), включающие упомянутые термины и категории 11. Каждое словосочетание 23 сопровождено символами 11, а также указанием 24 частоты заимствования.
Создание условий изучения объекта в полном его развитии простыми и наглядными средствами обеспечено последовательным и триадным размещением элементов 3 информации, доступных как непосредственно, так и размещенных в ЭВМ 22, что адекватно пользователю, стремящемуся познать полное и закономерное развитие человека.
Пособие функционирует так.
Обучаемый располагается за столешницей 21. Он может последовательно от ячейки 7 1.1 - Быть проследить развитие человека до ячейки 5 81.81 - Истина. Обращение к любой из пластин 12 позволит ему выявить триадную связь между терминами, размещенными в каждой из ячеек 5. Особо явственно эта связь нашла отражение среди категорий 10 секторов 9. Она, эта связь, является определяющей при любом обращении к пособию.
Пособие позволяет не только определить положение и связи терминов из 3321 ячейки 5, но и получить обширный иллюстративный материал из базы данных, введенных в ЭВМ 22.
При запросе по любому из 3321 термину или символу из ряда 1.1, 2.1, 2.2, 3.1, 3.2, 3.3… 81.81 на мониторе ЭВМ 22 можно наблюдать словосочетания 23 из заиндексированных терминов, преимущественно предложений, заимствованных из печатных текстов, а также их частоту 24 употребления.
Использование предложенной совокупности признаков способствует утверждению структурности, где структура есть система и к тому же целостность, активность которой превалирует над активностью ее составляющих. Она явится и предметом, и содержанием обучения, при этом будут усваиваться знание и средства учебной деятельности: анализ, синтез, обобщение, классификация; а также знаковые, языковые и вербальные средства. Система будет рефлексироваться и воспроизводиться индивидуальным опытом учащихся при получении и нахождении понятий и общих способов действ, а также по их воспроизведению и применению к решению конкретных задач. Продуктом учебной деятельности явится структурированное и актуализируемое знание, а также умение решать задачи в разных областях, что во многом определит дальнейшую деятельность учащегося, в частности успешность его профессиональной подготовки. Для него обучение и есть развитие, при этом развитие создает возможности, а обучение их реализует.
Обучение на основе предложенного метода будет иметь в личностном развитии отдаленные, а не только ближайшие последствия, обучение пойдет не только нога в ногу с развитием, но и впереди него, вызывая новообразования. И тогда развитие не прекратится в течение всей жизни, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству. Общими его характеристиками станут необратимость, прогресс/регресс, неравномерность, сохранение предыдущего в новом, единство изменения и сохранения. Тем самым в учебную деятельность входит не только процессуальность и результативность, но и структурная организация и, самое главное, субъектность учения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ ЧЕЛОВЕК | 2013 |
|
RU2536194C2 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ АССОЦИАТИВНО-ЭТИМОЛОГИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ ПИСЬМЕННЫХ ТЕКСТОВ НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ | 2018 |
|
RU2702148C2 |
СПОСОБ И СИСТЕМА МУЛЬТИМЕДИЙНОГО МУЛЬТИЯЗЫЧНОГО ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ | 2008 |
|
RU2387018C1 |
ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА | 1997 |
|
RU2117993C1 |
СПОСОБ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 1997 |
|
RU2118849C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ И ПОСОБИЕ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ | 1997 |
|
RU2117995C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ И УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2006 |
|
RU2357294C2 |
Способ психолого-педагогической коррекции психоэмоционального состояния | 2022 |
|
RU2797851C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ | 1997 |
|
RU2132574C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ И УСВОЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ, СОДЕРЖАЩЕЙСЯ В УЧЕБНОМ МАТЕРИАЛЕ ИЛИ ЛЮБОМ ТЕКСТЕ | 2008 |
|
RU2396605C2 |
Изобретение относится к ручным средствам обучения, несущим упорядоченно расположенные знаки и символы. Тело имеет основание с упорядоченно размещенными на нем и/или его элементах носителями информации в виде терминов и символов. Перпендикулярно основанию установлены пластины с носителями информации, расположенными столбцами, первый из которых содержит одну ячейку, а последний - восемьдесят одну ячейку. Столбцы секторально разделены кратно трем, каждый из секторов категориально обозначен числом, кратным трем, символ любой из ячеек содержит порядковый номер столбца и число, соответствующее положению ячейки от основания, а категориальные обозначения расположены по существу параллельно основанию. Пластины размещены в направляющих. Средства качения установлены на опоре. Опора выполнена с ножками, по крайней мере между двумя из которых установлена столешница для размещения средств эксплуатации, в частности элементов ЭВМ. Техническим результатом изобретения является повышение удобства использования. 5 з.п. ф-лы, 6 ил.
1. Наглядное пособие ЧЕЛОВЕК, содержащее имеющее основание тело с упорядоченно размещенными на нем и/или его элементах носителями информации в виде терминов и символов, отличающееся тем, что перпендикулярно основанию установлены пластины с носителями информации, расположенными столбцами, первый из которых содержит одну ячейку, а последний - восемьдесят одну ячейку, при этом столбцы секторально разделены кратно трем, каждый из секторов категориально обозначен числом, кратным трем, символ любой из ячеек содержит порядковый номер столбца и число, соответствующее положению ячейки от основания, а категориальные обозначения расположены по существу параллельно основанию.
2. Пособие по п.1, отличающееся тем, что оно снабжено направляющими для размещения пластин.
3. Пособие по п.1, отличающееся тем, что оно снабжено дополнительными направляющими для пластин с числом ячеек более двадцати семи, по крайней мере в одном из столбцов.
4. Пособие по пп.1-3, отличающееся тем, что оно оснащено средствами качения.
5. Пособие по п.4, отличающееся тем, что оно снабжено опорой, на которой установлены средства качения.
6. Пособие по п.5, отличающееся тем, что опора выполнена с ножками, по крайней мере между двумя из которых установлена столешница для размещения средств эксплуатации, в частности элементов ЭВМ.
Приспособление для транспортировки лент на гребнечесальной машине | 1949 |
|
SU82365A1 |
RU 2006113779 А, 20.11.2007; | |||
Обучающее игровое устройство | 1986 |
|
SU1403086A1 |
US 4920033 A, 24.04.1990 | |||
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ ПЛОДОВ ИЛИ ОВОЩЕЙ К ХРАНЕНИЮ | 2002 |
|
RU2219733C1 |
Авторы
Даты
2014-06-20—Публикация
2011-03-11—Подача