Намывное гидротехническое сооружение Советский патент 1992 года по МПК E02B9/06 E02D29/02 

Описание патента на изобретение SU1772312A1

Изобретение относится к области гидротехнического строительства и может быть применено при возведении ограждающих сооружений хвостохранилищ.

Цель изобретения - снижение трудоемкости и стойкости строительства.

На фиг. 1 изображено намывное гидротехническое сооружение; на фиг. 2 - схема возведения внутренних дамб обвалования этого сооружения.

Намывное сооружение включает карты намыва 1, водосбросные сооружения 2, гидроотвал 3, прудок-отстойник 4 и дренажные устройства 5. Карты намыва образованы с помощью внешних дамб обвалования 6, разделительных дамб обвалования 7 и внутреннего обвалования 8.

Внутреннее обвалование карт намыва выполнено в виде двух сопряженных рядов дамб, расположенных таким образом, чтобы разность отметок гребня сопряженных дамб составляла 1.5-10 м.

Сооружение возводят путем поярусной отсылки обвалования карт намыва с последующим замывом этих карт и емкости хво- стохранилища (гидроотвала).

Внешние и разделительные дамбы обвалования карт намыва отсыпают из вскрышных пород или хвостов, которые перемещают в дамбы из карьеров или из карт намыва железнодорожным транспортом, автосамосвалами или бульдозерами.

Внутренние дамбы обвалования отсыпают экскаватором из вскрышных пород, доставляемых из карьеров комбинатов непосредственно к месту отсыпки железнодо- рожкым транспортном. Их отсыпка начинается с устройства пионерной насыпи вдоль подошвы дамбы обвалования 1 яруса карты намыва. После устройства этой насыпи, на ее гребне укладывают переносной железнодорожный путь (тупик), по которому вскрышные породы доставляют к экскавато1 в

i

Ј

VI VI

кэ

00 К)

ру и укладывают последним в дамбу обвалования 1 яруса.

После отсыпки этой дамбы на ее гребень переносят железнодорожный путь и экскаватором отсыпают сопряженную с ней дамбу обвалования. Затем на гребень этой дамбы переносят железнодорожный путь и экскаватором отсыпают дамбу обвалования следующего яруса и т.д. Таким образом при возведении сооружения движение железнодорожного транспорта производится последовательно по гребню дамб обвалования то одного, то другого ряда, а движение экскаватора осуществляется вдоль железнодорожного пути по вскрышным породам, уложенным в сопряженные с ними дамбы.

Выгруженные из думпкаров вскрышные породы могут отсыпаться экскаватором назад по ходу его движения на всю высоту отсыпаемой дамбы или двумя подуступами: нижним - вперед по ходу движения экскаватора до горизонта его установки и верхним - назад по ходу его движения. Вторая схема отсыпки вскрышных пород позволяет увеличить высоту дамб обвалования и сократить количество переукладок железнодорожных путей при их возведении.

Предложенное техническое решение дает возможность располагать дамбы внутреннего обвалования вертикально, а не наклонно, Поэтому, в отличие от традиционных решений, наращивание таких дамб не приводит к уменьшению ширины карт намыва, т.е. в этом случае ширина карт намыва уменьшается только за счет наклона наружных дамб обвалования, что позволяет нарастить карты намыва на большую высоту.

Чтобы эффективно использовать на отсыпке дамб железнодорожный транспорт и экскаватор, последний должен располагаться ниже железнодорожного пути, по которому осуществляется доставка вскрышных пород к экскаваторному приямку не менее, чем на 1,5 м. Таким образом, разность отметок двух смежных дамб, одна из которых используется под железнодорожный путь, а другая для движения экскаватора должна быть не менее 1,5 м. В противном случае набор ковша экскаватора нельзя будет осуществлять за одночерпание, что приведет к резкому снижению производительности экскаватора и увеличению продолжительности разгрузки думпкаров. Следует также отметить, что при уменьшении разности отметок смежных дамб возрастает количество дамб, необходимое для наращивания карты намыва, что ведет к удорожанию строительства (потребуется дополнительная переукладка железнодорожных путей и т.д.). Поэтому разность отметок гребня смежных дамб должна быть не менее 1,5 м.

Эта разность должна быть не более 10м, так как максимальная высота разгрузки экс0 каваторов, которые могли быть использованы на этих работах, составляет около 10 м. При этом экскаватор должен находится ниже гребня дамбы, на которой уложен железнодорожный путь, не менее чем на 1,5 м,

5 Поэтому при расположении железнодорожных путей на гребне одной дамбы практически нельзя отсыпать соседнюю дамбу с помощью железнодорожного транспорта и работающего с ним в комплекте экскавато-.

0 ра выше 10,0 м, Отсыпать такие дамбы с помощью автотранспорта на большую высоту нецелесообразно, так как это приводит к резкому увеличению стоимости строительства и связи с использованием менее эф5 фективных транспортных средств и увеличения объема работ (последний пропорционален квадрату высоту дамбы),

По мере возведения обвалования к.арт намыва осуществляется их замыв хвостами,

0 а также заполнение емкости хвостохрани- лища.

Предлагаемая конструкция намывного сооружения позволяет возводить внутренние дамбы карт намыва высоко5 производительным го.рнотранспортным оборудованием (карьерными экскаваторами, работающими в комплекте с железнодорожным транспортом), доставляя вскрышные породы железнодорожным

0 транспортом в дамбы обвалования непосредственно из карьера рудника, минуя экскаваторные перегрузочные пункты.

Формула изобретения 5 Намывное гидротехническое сооружение, преимущественно плотина, включающее карты намыва с обвалованием, водосбросные сооружения, гидроотвал, прудок-отстойник и дренажные устройства, отличающееся тем, что, с целью 0 снижения трудоемкости и стоимости строительства, обвалование карт намыва со стороны верхнего бьефа выполнено в виде двух сопряженных рядов дамб, разность отметок гребней которых составляет 1.5-1.0.М.

Похожие патенты SU1772312A1

название год авторы номер документа
НАМЫВНОЕ ГИДРОТЕХНИЧЕСКОЕ СООРУЖЕНИЕ 1991
  • Калищевский Вадим Николаевич[Ua]
RU2039151C1
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ДАМБЫ ИЗ МЕСТНЫХ МАТЕРИАЛОВ 1991
  • Калишевский Вадим Николаевич[Ua]
RU2032019C1
Способ гидравлической укладки горных пород в отвалы и хвостохранилища 1980
  • Ляшевич Владимир Валерьянович
  • Полежаев Алексей Васильевич
  • Папулов Владимир Ильич
  • Федоров Сергей Сергеевич
SU926288A1
Способ возведения отвала на неконсолидированных грунтах 1990
  • Сысоев Юрий Митрофанович
  • Павленко Георгий Владимирович
  • Кононенко Евгений Андреевич
SU1709092A1
Намывное гидротехническое сооружение 1986
  • Гальперин Анатолий Моисеевич
  • Зайцев Владимир Сергеевич
  • Горбатов Юрий Петрович
  • Стешин Юрий Михайлович
SU1346733A1
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ НАМЫВНОЙ ПЛОТИНЫ НА ВОДОПРОНИЦАЕМОМ ОСНОВАНИИ 2008
  • Ягин Василий Петрович
  • Вайкум Владимир Андреевич
RU2368728C1
Способ намыва однородных сооружений из песчано-гравийных и гравийно-галечных грунтов 1989
  • Липский Игорь Викторович
  • Зобнин Михаил Иванович
  • Владимирцева Людмила Сергеевна
  • Гребенщиков Юрий Степанович
  • Могильников Лев Петрович
SU1677165A1
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ПОДВОДНОГО ЯРУСА НАМЫВНОГО СООРУЖЕНИЯ 1993
  • Бутов Алексей Сергеевич
  • Богданов Николай Гордеевич
RU2016163C1
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ НАМЫВНОЙ ТЕХНОГЕННОЙ ЗАЛЕЖИ 2000
  • Дементьев С.А.
RU2186902C1
Способ возведения плотин из местныхМАТЕРиАлОВ 1979
  • Калишевский Вадим Николаевич
SU821643A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 772 312 A1

Реферат патента 1992 года Намывное гидротехническое сооружение

Использование: в гидротехническом строительстве при возведении плотин хвостохранилищ. Существо изобретения: карты намыва образованы с помощью внешних дамб обвалования, разделительных дамб и внутреннего обвалования, выполненного в виде двух сопряженных рядов дамб, расположенных таким образом,чтобы разность отметок гребня сопряженных дамб составляла 1,5-10 м. В состав намывного сооружения входят также водосбросные сооружения, гидроотвал, прудок-отстойник и дренажные устройства. 2 ил.

Формула изобретения SU 1 772 312 A1

g

л YFrUbi

ЖГ

IV7

I I . ь I

,. -Г.1/1.:

I i K.

K.

ZL«Ul

ft/8,2

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1772312A1

Евдокимов П.Д
и Сазонов Т.Г
Проектирование и эксплуатация хвостовых хозяйств обогатительных фабрик
М.: Недра
Чугунный экономайзер с вертикально-расположенными трубами с поперечными ребрами 1911
  • Р.К. Каблиц
SU1978A1
Индукционная катушка 1920
  • Федоров В.С.
SU187A1
Прибор для исправления снимков рельефа местности 1921
  • Максимович С.О.
SU301A1
Киев, НИ- ИС Госстроя УССР с.20-25, с.72-92.

SU 1 772 312 A1

Авторы

Калишевский Вадим Николаевич

Даты

1992-10-30Публикация

1991-01-18Подача