Изобретение относится к области гидротехнического строительства и может быть применено при возведении ограждающих сооружений хвостохранилищ.
Цель изобретения - снижение трудоемкости и стойкости строительства.
На фиг. 1 изображено намывное гидротехническое сооружение; на фиг. 2 - схема возведения внутренних дамб обвалования этого сооружения.
Намывное сооружение включает карты намыва 1, водосбросные сооружения 2, гидроотвал 3, прудок-отстойник 4 и дренажные устройства 5. Карты намыва образованы с помощью внешних дамб обвалования 6, разделительных дамб обвалования 7 и внутреннего обвалования 8.
Внутреннее обвалование карт намыва выполнено в виде двух сопряженных рядов дамб, расположенных таким образом, чтобы разность отметок гребня сопряженных дамб составляла 1.5-10 м.
Сооружение возводят путем поярусной отсылки обвалования карт намыва с последующим замывом этих карт и емкости хво- стохранилища (гидроотвала).
Внешние и разделительные дамбы обвалования карт намыва отсыпают из вскрышных пород или хвостов, которые перемещают в дамбы из карьеров или из карт намыва железнодорожным транспортом, автосамосвалами или бульдозерами.
Внутренние дамбы обвалования отсыпают экскаватором из вскрышных пород, доставляемых из карьеров комбинатов непосредственно к месту отсыпки железнодо- рожкым транспортном. Их отсыпка начинается с устройства пионерной насыпи вдоль подошвы дамбы обвалования 1 яруса карты намыва. После устройства этой насыпи, на ее гребне укладывают переносной железнодорожный путь (тупик), по которому вскрышные породы доставляют к экскавато1 в
i
Ј
VI VI
кэ
00 К)
ру и укладывают последним в дамбу обвалования 1 яруса.
После отсыпки этой дамбы на ее гребень переносят железнодорожный путь и экскаватором отсыпают сопряженную с ней дамбу обвалования. Затем на гребень этой дамбы переносят железнодорожный путь и экскаватором отсыпают дамбу обвалования следующего яруса и т.д. Таким образом при возведении сооружения движение железнодорожного транспорта производится последовательно по гребню дамб обвалования то одного, то другого ряда, а движение экскаватора осуществляется вдоль железнодорожного пути по вскрышным породам, уложенным в сопряженные с ними дамбы.
Выгруженные из думпкаров вскрышные породы могут отсыпаться экскаватором назад по ходу его движения на всю высоту отсыпаемой дамбы или двумя подуступами: нижним - вперед по ходу движения экскаватора до горизонта его установки и верхним - назад по ходу его движения. Вторая схема отсыпки вскрышных пород позволяет увеличить высоту дамб обвалования и сократить количество переукладок железнодорожных путей при их возведении.
Предложенное техническое решение дает возможность располагать дамбы внутреннего обвалования вертикально, а не наклонно, Поэтому, в отличие от традиционных решений, наращивание таких дамб не приводит к уменьшению ширины карт намыва, т.е. в этом случае ширина карт намыва уменьшается только за счет наклона наружных дамб обвалования, что позволяет нарастить карты намыва на большую высоту.
Чтобы эффективно использовать на отсыпке дамб железнодорожный транспорт и экскаватор, последний должен располагаться ниже железнодорожного пути, по которому осуществляется доставка вскрышных пород к экскаваторному приямку не менее, чем на 1,5 м. Таким образом, разность отметок двух смежных дамб, одна из которых используется под железнодорожный путь, а другая для движения экскаватора должна быть не менее 1,5 м. В противном случае набор ковша экскаватора нельзя будет осуществлять за одночерпание, что приведет к резкому снижению производительности экскаватора и увеличению продолжительности разгрузки думпкаров. Следует также отметить, что при уменьшении разности отметок смежных дамб возрастает количество дамб, необходимое для наращивания карты намыва, что ведет к удорожанию строительства (потребуется дополнительная переукладка железнодорожных путей и т.д.). Поэтому разность отметок гребня смежных дамб должна быть не менее 1,5 м.
Эта разность должна быть не более 10м, так как максимальная высота разгрузки экс0 каваторов, которые могли быть использованы на этих работах, составляет около 10 м. При этом экскаватор должен находится ниже гребня дамбы, на которой уложен железнодорожный путь, не менее чем на 1,5 м,
5 Поэтому при расположении железнодорожных путей на гребне одной дамбы практически нельзя отсыпать соседнюю дамбу с помощью железнодорожного транспорта и работающего с ним в комплекте экскавато-.
0 ра выше 10,0 м, Отсыпать такие дамбы с помощью автотранспорта на большую высоту нецелесообразно, так как это приводит к резкому увеличению стоимости строительства и связи с использованием менее эф5 фективных транспортных средств и увеличения объема работ (последний пропорционален квадрату высоту дамбы),
По мере возведения обвалования к.арт намыва осуществляется их замыв хвостами,
0 а также заполнение емкости хвостохрани- лища.
Предлагаемая конструкция намывного сооружения позволяет возводить внутренние дамбы карт намыва высоко5 производительным го.рнотранспортным оборудованием (карьерными экскаваторами, работающими в комплекте с железнодорожным транспортом), доставляя вскрышные породы железнодорожным
0 транспортом в дамбы обвалования непосредственно из карьера рудника, минуя экскаваторные перегрузочные пункты.
Формула изобретения 5 Намывное гидротехническое сооружение, преимущественно плотина, включающее карты намыва с обвалованием, водосбросные сооружения, гидроотвал, прудок-отстойник и дренажные устройства, отличающееся тем, что, с целью 0 снижения трудоемкости и стоимости строительства, обвалование карт намыва со стороны верхнего бьефа выполнено в виде двух сопряженных рядов дамб, разность отметок гребней которых составляет 1.5-1.0.М.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
НАМЫВНОЕ ГИДРОТЕХНИЧЕСКОЕ СООРУЖЕНИЕ | 1991 |
|
RU2039151C1 |
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ДАМБЫ ИЗ МЕСТНЫХ МАТЕРИАЛОВ | 1991 |
|
RU2032019C1 |
Способ гидравлической укладки горных пород в отвалы и хвостохранилища | 1980 |
|
SU926288A1 |
Способ возведения отвала на неконсолидированных грунтах | 1990 |
|
SU1709092A1 |
Намывное гидротехническое сооружение | 1986 |
|
SU1346733A1 |
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ НАМЫВНОЙ ПЛОТИНЫ НА ВОДОПРОНИЦАЕМОМ ОСНОВАНИИ | 2008 |
|
RU2368728C1 |
Способ намыва однородных сооружений из песчано-гравийных и гравийно-галечных грунтов | 1989 |
|
SU1677165A1 |
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ НАМЫВНОЙ ТЕХНОГЕННОЙ ЗАЛЕЖИ | 2000 |
|
RU2186902C1 |
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ПОДВОДНОГО ЯРУСА НАМЫВНОГО СООРУЖЕНИЯ | 1993 |
|
RU2016163C1 |
Способ возведения плотин из местныхМАТЕРиАлОВ | 1979 |
|
SU821643A1 |
Использование: в гидротехническом строительстве при возведении плотин хвостохранилищ. Существо изобретения: карты намыва образованы с помощью внешних дамб обвалования, разделительных дамб и внутреннего обвалования, выполненного в виде двух сопряженных рядов дамб, расположенных таким образом,чтобы разность отметок гребня сопряженных дамб составляла 1,5-10 м. В состав намывного сооружения входят также водосбросные сооружения, гидроотвал, прудок-отстойник и дренажные устройства. 2 ил.
g
л YFrUbi
ЖГ
IV7
№
I I . ь I
,. -Г.1/1.:
I i K.
K.
ZL«Ul
ft/8,2
Евдокимов П.Д | |||
и Сазонов Т.Г | |||
Проектирование и эксплуатация хвостовых хозяйств обогатительных фабрик | |||
М.: Недра | |||
Чугунный экономайзер с вертикально-расположенными трубами с поперечными ребрами | 1911 |
|
SU1978A1 |
Индукционная катушка | 1920 |
|
SU187A1 |
Прибор для исправления снимков рельефа местности | 1921 |
|
SU301A1 |
Киев, НИ- ИС Госстроя УССР с.20-25, с.72-92. |
Авторы
Даты
1992-10-30—Публикация
1991-01-18—Подача