VI
I
О
Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях автомобилей и тракторов.
Целью изобретения является расширение кинематических возможностей путем увеличения числа передач,
На фиг,1 изображена схема двухзальной 16-ступенчзтой КП на 3-й передаче переднего хода; на фиг.2 показаны схемы передачи крутящего момента на 16 переда- чах переднего хода (в верхней части буквами А...Е обозначены муфты, а буквами Л и П указано левое или правое положение муфт на данных передачах); на фиг.З приведена лучевая диаграмма в логарифмах переда- точных чисел, где в правой части показаны 16 передач переднего хода, а в левой части 13 передач заднего хода.
В корпусе КП 1 установлены на опорах первичный 2 и вторичный 3 валы. На первич- ном валу 2 свободно установлены шестерни 4-9, причем шестерни 8 и 9 объединены в блок трубчатым валом 10. На вторичном валу 3 свободно установлены шестерни 11-16, шестерни 15 и 16 объединены в блок труб- чатым валом 17, На входе первичного вала закреплена ступица 18 с муфтой 19 переключения передач, на выходе вторичного вала также закреплена ступица 20 с муфтой 21 переключения передач. Между средними шестернями первичного вала расположены муфты 22-24 включения, напротив них расположены аналогичные муфты 25-27, но в противоположном положении, муфты попарно 22-25, 23-26 , 24-27 соеди- нены поводками 28-30. Крайние шестерни 9 и 11 взаимозацеплены через шестерни 31-32 заднего хода, объединенные в блок трубчатым валом 33, этот блок установлен на оси 34,
Работает КП следующим образом.
1-я передача
Муфты 19(А) и 21(Е) находятся в левом положении (Л), а муфты 22, 25(В), 23, 26(С), 24, 27(0) - в правом положении (П) (см.фиг.2 вверху).
Крутящий момент передается (см.фиг. 1) от первичного вала 2 через ступицу 18, муфту 19, шестерни 4 и 16, трубчатый вал 17, шестерни 15 и 5, муфту 22, шестерню 6, муфту 23, шестерню 7, муфту 24, шестерни 8 и 12 на муфту 21, ступицу 20 и вторичный вал 3.
На фиг.З справа эта передача изображена от т.2 в центре (соответствует первично- му валу к линии 3 (вторичный вал) крутым отрезком направо вверх 4-16 (пара шестерен), далее пологий отрезок направо 15-5 и крутой отрезок налево вверх 8-12. Если отрезок горизонтальный, например 14-6, передаточное отношение U 1, если отрезок направлен вверх, передача замедляющая - U 1. Чем круче отрезок, тем больше передаточное число. Если отрезок направлен вниз, передача - ускоряющая U 1.
2-я передача
Муфты 22 и 25(В) перемещают из правого положения в левое. До вала 17 момент передается как на 1-й передаче, затем по шестерне 15, муфте 25, шестернями 14 и 6, на муфту 23 и далее как на 1-й передаче.
3-я передача
Муфта 22 и 25(В) срабатывают при каждом переключении передач, а муфты 23 и 26(С) - через два переключения. На третьей передаче муфты С перемещают из правого положения в левое.
Крутящий момент передается до муфты 22 как на 1-й передаче, затем по шестерням 6 и 14, муфте 26, шестерням 13 и 7, муфте 24 и далее как на 1-й и 2-й передачах.
4-я передача
До муфты 25 момент передается как на 2-й передаче, затем по шестерне 14, муфте 26 и далее как на 3-й передаче.
5-я передача
Если муфты В срабатывают при каждом переключении, муфты С - после каждых двух передач, то муфты 24 и 27(D) срабатывают после каждых четырех передач, Муфты D перейдут из правого положения в левое.
Момент до муфты 23 передается как на 1-й передаче, затем по шестерням 1 и 13 - на муфту 27(D) по шестерне 12 и далее как на предыдущих передачах.
6-я передача
До муфты 23 момент передается как на 2-й передаче, от муфты - как на 5-й передаче.
7-я передача
До муфты 26 момент передается как на 3-й передаче, далее по шестерне 13, муфте 27, шестерне 12 и далее как на 5 и 6-й передачах.
8-я передача
До муфты 26 момент передается как на 4-й передаче, далее - как на 7-й передаче.
9-я передача
Через восемь передач срабатывает муфта 19 (А) из левого положения в правое.
Крутящий момент передается от первичного вала 2 через ступицу 18, муфту 19, шестерню 5, муфту 22 и далее - как на 1-й передаче.
10-я передача
Момент передается от первичного вала 2 через ступицу 18, муфту 19, шестерни 5 и 15 на муфту 15 и далее - как на 2-й передаче.
11-я передача
До муфты 22 момент передается как на 9-й передаче, далее - как на 3-ей передаче.
12-я передача
До муфты 25 момент передается как на 10-й передаче, далее - как на 4-й передаче.
13-я передача
До муфты 23 момент передается как на 9-й передаче, далее - как на 5-й передаче.
14-я передача
До муфты 23 момент передается как на 10-й передаче, далее - как на 6-й передаче.
15 передача °
До муфты 26 момент передается как на 11-й передаче, далее - как на 7-й передаче.
16-я передача
До муфты 26 момент передается как на 12-й передаче, далее - как на 8-й передаче.
Из схем фиг.2 видно, что выделяются два блока передач 1-8 и 9-16. Они отличаются только положением муфты 19(А), работой двух пар шестерен 4 и 16, 5 и 15, остальные элементы одинаковы: 1-я передача соответствует 9-й, 2-я - 10-й и т.д.
Задний ход
Муфту 21(Е) переводим из левого положения в правое - в работу вместо шестерен 8 и 12 включаются шестерни 9 и 31, 32 и 11.
Сопоставление левой и правой частей лучевой диаграммы (см. фиг.З) указывает на одинаковую картину передачи крутящего момента на низших передачах, 1-я передача заднего хода соответствует 1-й передаче переднего хода, И-2:й, III - 3-й, IV - 4-й, VIII - 10-й, IX- 11-й и Х- 12-й.
V задний ход
Крутящий момент от первичного вала 2 через ступицу 18, муфту 19, шестерни 4 и 16, вал 17, шестерни 15-5, муфту 22, шестерни 6-14, муфту 26. шестерню 13, муфту 27, шестерни 12-8, вал 10, шестерни 9-31, вал 33, шестерни 32-11 передается на муфту 21, ступицу 20 и вторичный вал 3,
Это соответствует правой части схемы 7-й передачи(см, фиг.З), но на выходе дополнительно появляются ряды шестерен 12-8 и 9-31, 32-11.
Аналогично, кроме указанных выше рядов шестерен, образуются и другие передачи заднего хода: VI - 8-й, XI - 13-й, XII - 15-й и XIII-16-й.
VII задний ход
Крутящий момент передается до муфты 24(D) как на 9-й передаче переднего хода, далее по шестерне 8, валу 10, шестерням 9
и 31, валу 33, шестерням 32 и 11, на муфту 21, ступицу 20 и вторичный вал 3.
Подобные КП целесообразно применять на инженерных тягачах типа МАЗ-538 и промышленных тракторах. Применение
блока шестерен заднего хода повышает долговечность работы этих шестерен. Все отмеченное расширяет эксплуатационные возможности техники.
Фдрмула изобретения
Коробка передач, содержащая корпус, входной и выходной валы, установленные на валах с возможностью вращения шестерни, трехпозиционную муфту входного вала для выбранного соединения с ним двух
крайних шестерен, зацепленных с объединенными в блок шестернями входного вала, трехпозиционную муфту выходного вала для выборочного соединения с ним двух крайних шестерен, первая из которых зацеплена с одной из двух объединенных в блок шестерен выходного вала, а вторая имеет с другой шестерней упомянутого блока кинематическую связь, при этом между блоками шестерен на входном и выходном
валу установлена пара находящихся в зацеплении шестерен, а по обе стороны от нее расположены по две связанных поводками двухпозиционные муфты, отличающаяся тем, что, с целью расширения
кинематических возможностей путем увеличения числа передач, коробка передач содержит дополнительную пару находящихся в зацеплении шестерен, установленных на валах с возможностью вращения и выборочного соединения с расположенными по обе стороны шестернями, причем соединение с шестернями, расположенными с одной стороны, осуществлено посредством упомянутых двухпозиционных муфт, а для соединения с шестернями, расположенными по другую сторону, установлены дополнительно две двухпозиционные муфты, связанные поводком, а вторая шестерня выходного вала с блоком шестерен входного вала кинематически связана посредством установленных на оси двух паразитных шестерен.
1773746
А б С 2 Ј
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2004 |
|
RU2268164C1 |
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2004 |
|
RU2261184C1 |
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2004 |
|
RU2268163C2 |
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2004 |
|
RU2266209C1 |
ШЕСТНАДЦАТИСТУПЕНЧАТАЯ НЕСООСНАЯ ВАЛЬНОПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2006 |
|
RU2323105C1 |
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2004 |
|
RU2261182C1 |
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ НЕСООСНАЯ ПОЛУПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2005 |
|
RU2299134C1 |
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2004 |
|
RU2261183C1 |
ТРАНСМИССИЯ С ДВУМЯ ПАРАЛЛЕЛЬНЫМИ ВЫХОДНЫМИ ВАЛАМИ | 2022 |
|
RU2793166C1 |
ВОСЬМИСТУПЕНЧАТАЯ ВАЛЬНОПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2006 |
|
RU2323104C1 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению, к трансмиссии автомобилей и тракторов. Целью изобретения является расширение кинематических возможностей путем увеличения числа передач. Коробка передач содержит корпус 1, входной 2 и выходной 3 валы. На входном валу свободно установлены шестерни 4-9, причем две последние объединены в блок трубчатым валом 10; аналогично на вторичном валу установлены шестерни 11-16 и две последние объединены трубчатым валом 17. На входе входного вала закреплена ступица 18 с муфтой 19 переключения передач, а на выходе выходного вала - аналогичные элементы 20 и 21. Между средними шестернями первичного вала расположены муфты 22-24 включения. Аналогичные муфты 25-27, но в противоположном состоянии, расположены на вторичном валу. Муфты попарно соединены поводками 28-30. Задний ход обеспечивается шестернями 31 и 32, объединенными в блок валом 33, расположенным на оси 34. 3 ил. у И
Л П П П U
Л Л П Л
Л
II
1
Л Л Л П
л wл
1
Л Л м /7
1
л л л л л
П П П П
П
Л Л /7
П П П
П
л
/7 /7
Л Л Л
Л
Л Л Л Л
Шиг.2
Л
л
/ л
7У7
ъ
У7
«
л л
13
П
ц
15
т
tyt/sJt
Фиг.З
Коробка передач | 1989 |
|
SU1717418A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1992-11-07—Публикация
1989-09-25—Подача