Гитара Г.И.Тушишвили Советский патент 1992 года по МПК G10D1/08 

Описание патента на изобретение SU1785038A1

Изобретение относится к области производства музыкальных инструментов, в частности гитарам универсального назначения.

Все виды современных гитар содержат корпус с грифом, подставку, головку и струны. Однако эти гитары имеют существен ные недостатки. Они являются самостоятельными, независимыми, отличаются друг от друга внешностью, строем, коизвлечением, количеством и разновидностями струн, манерой исполнения и др. Поэтому попытка переналадки с одного вида гитар в другой вид вызывает определенные неудобства и затруднения при игре.

Цель изобретения - повышение удобства при игре.

Поставленная цель достигается тем,что гитара имеет соответственно расположенные под верхним порожком нижнего грифа и на нем съемную накладку и насадку с пазами для размещения струн, а нижний порожек нижнего грифа имеет поперечные пазы для струн, на верхнем грифе расположёны шесть нейлоновых струн, а на нижнем - семь металлических струн. Кроме наклона верхнего грифа к оси симметрШТ корпуса составляет 12°, а угол между грифами - 18°, причем гитара имеет также расположенные по краям головки и жестко соединенные с ней два выступа, насадок имеет две боковые пятки с центральными гнездами, а боковые поверхности пуговок выполнены с накаткой и расположены под углом 90° по отношению к поперечным пазам.

На фиг. 1 изображена предлагаемая гитара, общий вид; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - сечение Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 - вид по стрелке В на фиг. 1: на фиг. 5 - сечение Г-Г на фиг. 1; на фиг. 6 - узел I на фиг. 4; на фиг. 7 - узел I на фиг. 1; на фиг. 8 - гитара, вид сзади; на фиг. 9 - вид по стрелке Д на фиг. 1; на фиг. 10 - гитара для исполнения стиля фламенко ; на фиг. 11 - то же, для исполнения джазовой музыки (соло и ритм-гитара); на фиг. 12 - то же, (бас-ги тара); на фиг. 13 - сечение Е-Е на фиг. 12; на фиг. 14 - узел III на фиг. 12; на фиг. 15 - вид по стрелке на фиг. 12; на фиг. 16 - насадка-порожек в аксонометрии; на фиг.

17- положение инструмента при исполнении классических произведений; на фиг.

18- то же, при исполнении фламенко ; на фиг. 19 - то же, при игре на русской семи- струнке ; на фиг. 20 - то же, при игре на гавайской гитаре ; на фиг. 21 - то же, при игре на электрогитаре (соло, ритм); на фиг. 22 - то же, при игре на электрогитаре (бас- гитара).

х-г

Ё

00

ел о

W 00

Гитара содержит корпус 1, верхний 2 и нижний 3 грифы, верхний 4 и нижний 5 порожки верхнего грифа 2, верхний 6 и нижний 7 порожки нижнего грифа 3, лады 8, выемки 9 корпуса 1 и головку 10.

Верхний гриф 2 имеет шесть нейлоновых струн 11 (фиг. 7) для исполнения классического стиля и стиля фламенко, а нижний съемный гриф 3 имеет семь металлических струн 12 для исполнения русского семиструнного, гавайского и джазового стилей. Верхний гриф 2 приклеивается к корпусу 1 гитары в точном своем положении высоты струн над грифом с заранее выбранными размерами (фиг. 2 и 8), а нижний (съемный) гриф 3 крепится к корпусу 1 гитары с помощью регулировочного винта 13, втулки 14 и гайки 15 (фиг. 3 и 8). Нижний порожек 7 нижнего грифа 13 (фиг. 4) состоит из поперечных пазов 16 для снятия или установления струн 12 нижнего грифа 3 на корпусе 1 гитары. В поперечных пазах 16 продеваются струны 12 и закрепляются в них пуговками 17, имеющимися на конце каждой струны 12. Под верхним порожком 6 нижнего грифа 3 вставляется съемная подкладка

19(фиг. 9) для переналадки инструмента на гавайский вид гитары, а при переналадке нижнего грифа 3 на бас-гитару (фиг. 12) на верхнем порожке 6 вставлена насадка 20 в виде порожка (фиг. 12-16). имеющего четыре с соответствующими размерами паза 21 для размещения базовых струн 22. Насадка

20содержит также две боковых пятки 23, с центральными гнездами 24, которые крепятся на краях головки 10 в установленных выступах 25.

При использовании верхнего грифа 2 во время исполнения, стиля фламенко, на корпусе 1 гитары крепится пластмассовая предохранительная пластинка 26 с помощью тайных винтов 27 (фиг. 10).

При исполнении джазового стиля на корпусе 1 и нижнем грифе 3 гитары смонтирован звукосниматель 28. который одним концом держится на пластинке 29, а другим кбнцом - на корпусе 1 гитары с помощью вильчатого зажима 30. Звукоизвлечение нижнего грифа 3 электронным путем производится через штекерное гнездо 31.

На верхнем 2 и нижнем 3 грифах при надобности устанавливается каподастр 32, который кроме его основной функции, исполняет роль глушителя.

Пользуются гитарой следующим образом: при классическом стиле исполнения выемка 9 гитары кладется на левую ногу и прислоняется к играющему корпусом 1 с таким расчетом, чтобы она приняла вертикальное положение, а головка 10 верхнего

грифа 2 была примерно на уровне плеча исполнителя. Увеличенный на 5 см размер между выемками 9 и отклон верхнего грифа по отношению к оси симметрии на 12 градусов дает возможность исполнителю соблюдать правильную позицию при посадке без применения специальной скамейки. Кроме того, во время игры классических произведений, угол между верхним 2 и нижним 3

0 грифом составляет 18°, благодаря чему левая рука исполнителя вдоль верхнего 2 грифа перемещается свободно до последних (17-19) ладов 8, не задевая при этом нижний 3 гриф. Поэтому при исполнении классиче5 ских произведений снятие нижнего грифа 3 не обязательно.

При исполнении испанского народного стиля фламенко, когда применяются различные специфические (характерные для

0 этого стиля) приемы игры исполнения для правой руки, какими являются например, расгеадо, пульгар, тамбурин и др. большая нагрузка приходится на эту руку, и поскольку все эти приемы выполняются под струна5 ми 11 на корпусе 1 гитары, поэтому нижний гриф 3 снимается в следующем порядке: сперва специальным ключом отвинчивается регулировочный винт 13 нижнего (съемного) грифа 3 от гайки 15 и нижний гриф 3 снима0 ется от корпуса 1 гитары. Затем все шесть струн 12 без потерь времени (заключающихся в том. что не требуется шестиразового откручивания каждого колкового механизма головки инструмента со струной в отдельно5 сти, на что тратится значительная доля вре- мени) одновременно извлекаются из поперечных пазов 16 нижнего порожка 7 и на место снятого нижнего грифа 3 крепится пластмассовая предохранительная пла0 стикка 26 (фиг. 10). предназначенная для

защиты корпуса 1 гитары от повреждения.

На верхнем грифе 2 для классиков и

фламенкистов натягиваются нейлоновые

струны 11 (фиг. 7), а сам верхний гриф 2 к

5 корпусу 1 гитары прикреплен в точном своем положении, с заранее выбранной высотой струн 11 (фиг. 2).

Для использования русской семиструнной гитары, исполнитель соответствен0 но исполняемого произведения (соло, аккомпанемент) во время игры может принимать классическую или же более свободную позу - положив левую ногу на правую или наоборот.

5 При переналадке инструмента на гавайский вид гитары под верхним порожком 6 нижнего грифа 3 вставляется съемная подкладка 19, благодаря чему струны 12 поднимаются в среднем на 0,5 мм по отношению к их предыдущему расстоянию от

грифа, и гавайская гитара примет свою оригинальную позу для игры.

На гавайской гитаре играют в позиции сидя (фиг, 20). Инструмент держится на коленях таким образом, чтобы верхний 2 и нижний 3 гриф лежал на левом бедре, а корпус 1 гитары - на правом. Туловище нагибается несколько вперед, а голова поворачивается немного в сторону грифа. Предплечье правой руки кладется на край корпуса 1 гитары, благодаря чему инструмент держится прочно и неподвижно.

Переналадка инструмента на джазовый стиль исполнения (для получения звукоизв- лечения электронным путем) производится посредством звукоснимателя 28, который размещается внутри струны 12 у конца нижнего грифа 3. Звук, извлеченный ударением медиатора о струну, вызывает электрические колебания, которые передаются усиЖ- телю - репродуктору. При исполнении джазовой музыки из нижнего грифа 3 снимается седьмая струна, поскольку зового стиля исполнения (соло, ритм) применяется шестиструнный строй. f

Несмотря на то, что после сНятия сёдь- мой струны расстояние от шестой струны до кромки нижнего грифа 3 остается неиспользованным и естественно, размер от шестой до первой струны уменьшается, это не вызывает неудобств и затруднений при игре, поскольку указанный размер соответствует размерам грифа серийной электрогитары, а количество ладов 8 на нижнем грифе 3, в отличие от серийной акустической гитары, увеличено на три лада, т.е. до 22 ладов, соответственно серийной электрогитаре.

При переналадке нижнего грифа 3 на бас-гитару, сперва снимаются струны 12, затем на верхнем порожке 6 нижнего грифа 3 вставляется насадка 20, в виде порожка, после чего басовые струны 22 размещаются в четырех с соответствующими размерами пазах 21 насадки 20. Насадка - порожек 20 С помощью центральных гнезд 24, боковых пяток 23, плотно крепится на краях голоеки 10 инструмента в установленных выступах 25. А размещение басовых струн 22 в поперечных пазах 16 нижнего порожка 7 нижнего грифа 3 осуществляется в следующем порядке: первая басовая струна размещается в первом пазе; вторая струна - в третьем пазу, третья струна - в пятом, а четвертая струна - в последнем, седьмом пазу. Поскольку размер поперечных пазов 16 нижнего порожка 7 нижнего грифа 3 больше, чем диаметр басовых струн 22, размещение струн 22 в пазах 16 производится без затруднений.

Таким образом, басовые струны 22 как в пазах 21 насадки-порожка 20, так и в поперечных пазах 16 нижнего порожка 7 нижнего грифа 3 размещаются равномерно и

инструмент принимает вид оригинальной серийной бас-гираты, на которой без затруднений можно играть как медиатором. так и пальцами.

Для закрепления концов струн 12 и 22

0 нижнего грифа З в поперечных пазах 16 нижнего порожка 7 использованы пуговки 17, размеры боковых частей которых увеличены для предотвращения выскальзывания струн 12 и 22 из поперечных пазов 16. Кроме

5 того, боковые части пуговок 17 выполнены с накаткой, с помощью которой пуговки 17 прижимаются под углом 90 градусов по отношению к поперечным пазам 16 плотно и неподвижно, предотвращая при этом сдви0 жение струн 12 и 22 при игре.

Для предотвращения силы давления на корпус 1 гитары, вызванного нзтяжпния струн 11 и 12 на обоих грифах во время использования верхнего грифа 2, струны 12

5 на нижнем грифе 3 расслабляются; при использовании нижнего грифа 3, расслабляются струны 11 верхнего грифа 2, а для предотвращения возможного дребезжания расслабленных струн 11 и 12, на верхнем 2

0 и нижнем 3 грифах, в качестве (кроме его основного качества) глушителя приме яет- ся каподастр 32 (устройство для изменения звучания инструмента), который на свободном от игры грифе слегка прижимается для

5 заглушивания звуков.

Поскольку на нижнем грифе 3 натянуты металлические струны 12, то кроме джазовой музыки, звукоизвлечение электронным путем можно произвести при исполнении

0 русского семиструнного и гавайского стилей гитары.

Размер ширины (обечайки) корпуса 1 гитары уменьшен, что дает возможность во время использования электроусилителя

5 предотвратить двойное (акустическое и электронное) восприятие тембра.

Изобретение обеспечивает высокую эффективность в эксплуатации и удобства пользования в быту. Предложенная конст0 рукция инструмента является унифицированной для всех современных видов гитары. Формула изобретения 1. Гитара, содержащая корпус с выемками, подставкой и соединенные с ним и рас5 положенные под углом один к другому верхний и нижний грифы с ладами, верхним и нижним порожками, головками, и струны с пуговками, отличающаяся тем, что, с целью повышения удобства при игре, она имеет соответственно расположенные под

верхним порожком нижнего грифа и на нем съемную накладку и насадку с пазами для размещения струн, а нижний порожек нижнего грифа имеет поперечные пазы для струн.

2.Гитара по п. 1,отличающаяся тем, что на верхнем грифе расположены шесть нейлоновых струн, а на нижнем - семь металлических струн.

3.Гитара попп. 1 и2,отличающая- с я тем, что угол наклона верхнего грифа к

0

оси симметрии корпуса составляет 12°, а угол между грифами - 18°.

4.Гитара по п. 1,отличающаяся тем, что она имеет расположенные по краям головки и жестко соединенные с ней два выступа, а насадок имеет две боковые пятки с центральными гнездами.

5.Гитара по п. 1,отличающаяся тем, что боковые поверхности пуговок выполнены с накаткой и расположены под угпо отношению к поперечным пазам.

лом 90°

Похожие патенты SU1785038A1

название год авторы номер документа
ВОСЬМИСТРУННАЯ ГИТАРА 1999
  • Мелкозеров И.Н.
RU2176112C2
БАНДУРА 2024
  • Иванова Инна Игоревна
RU2826791C1
Музыкальный струнный инструмент 1935
  • Усов А.А.
SU49761A1
Гитара 1989
  • Тушишвили Гиви Иродионович
  • Оганезов Георгий Оганезович
SU1730665A1
ЩИПКОВЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ - АКУСТИЧЕСКАЯ ГИТАРА 2015
  • Чунарев Алексей Федорович
RU2640169C2
ПОРОЖЕК СТРУННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА МУЛЬТИФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ 2015
  • Хромов Александр Евгеньевич
RU2604324C1
АКУСТИЧЕСКИЙ СТРУННЫЙ ИНСТРУМЕНТ 2012
  • Милтимор Майкл
RU2601257C9
Гитара 1989
  • Коптев Илья Александрович
  • Трандофилов Яков Яковлевич
SU1652995A1
ДВУХКОРПУСНОЙ СТРУННЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ 2024
  • Иванова Инна Игоревна
RU2826792C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТРЕХСТРУННОЙ ДОМРЫ 1996
  • Шугаюпов В.Ш.
RU2113736C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 785 038 A1

Реферат патента 1992 года Гитара Г.И.Тушишвили

Изобретение относится к конструкции гитары и позволяет повысить удобство при игре посредством наличия накладки и насадки. 4 з.п. ф-лы, 22 ил.

Формула изобретения SU 1 785 038 A1

Фиг. 2

Фиг. 1

Ш.

13

Фиг.З

видв

Г №

.ааасЬо/с

00 00 ОР 0000 00

фиг Л

Г-Г

фиг.5

Фаг. 8

Ж

Фиг, 7

Фив. 6

Фиг. Ю

т .

Фиг. 12

Фиг. 13

Вид Ж

25

Фиг. 16

Фиа17

Фиг 20

Фиг. 22

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1785038A1

Трахтенберг Г.Л
Музыкальные инструменты
М.: Госториздат, 1939, с, 32-33.

SU 1 785 038 A1

Авторы

Тушишвили Гиви Иродионович

Даты

1992-12-30Публикация

1989-11-30Подача