Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при создании однофазных асинхронных электродвигателей для различных областей народного хозяйства, используемых, например, в вентиляторах ЭВМ, а также в других устройствах автоматики и приборостроения.
Известны статоры электрических машин, содержащие шихтованный магнито- провод с ярко выраженными полюсами, стяжные шпильки, скрепляющие вдоль продольной оси листы магнитопровода, обмотку в виде катушек индуктивности и пазовую изоляцию, размещенную по периметру катушек.
Надежность таких статоров неудовлетворительна из-за низкого предела пробивного напряжения. Кроме того, эти статоры нетехнологичны и трудоемки в изготовлении, особенно при нанесении пазовой изо- ляции, которую выполняют путем навивки на поверхность катушек по периметру электроизоляционной ленты в несколько слоев, как правило, вручную.
Наиболее близким по технической сущ- ности к предлагаемому техническому решению является статор электрической машины, содержащий шихтованный магни- топровод с явновыраженными полюсами, стяжные шпильки, скрепляющие вдоль про- дольной оси листы магнитопровода, каркасы с основаниями и щеками, обмотку в виде катушек индуктивности, расположенных на каркасах, в основаниях с внутренней стороны и щеках которых выполнены против ло- брвых частей катушек соответственно выступы и гофры или канавки.
Это техническое решение также нетехнологично и имеет низкую надежность фиксации катушек на полюсах магнитопровода, поскольку каркасы в лобовых частях катушек трудно поддаются деформации в форму дуги окружности из-за большой поперечной жесткости оснований каркасов. Выступы на основаниях с внутренней стороны усложня- ют установку каркасов с катушками на полюсах и требуют дополнительных усилий, необходимых для деформации каркасов, что может вызвать повреждение каркасов и катушки. Кроме того, электромагнитная связь между катушками и магнито про водом ограничена тем, что поверхность оснований каркасов с катушками не примыкает вплотную особенно в пазовых частях катушек к поверхности полюсов, а это вызывает уменьше- ние КПД.
Целью изобретения является повышение надежности, технологичности и коэффициента полезного действия.
Сущность предложенного технического решения заключается в следующем: стяжные шпильки выполнены полыми и располо- жены в продольной плоскости, совмещенной с центральной осью статора полюсов; введены штифты из диэлектрического материала, с помощью которых обеспечивается фиксация каркасов с катушками на магнитопроводе путем погружения штифтов в полости стяжных шпилек; участки оснований каркасов, против которых находятся лобовые части катушек, выполнены эластичными, например, в виде поперечных гофр, гарантируют неразрушаемость каркасов при их деформации в поперечном направлении до рабочего дугообразного положения каркасов с катушками и приложение незначительного усилия для обеспечения деформации каркасов с катушками на заданную величину; поверхности оснований каркасов, лежащие против пазовых частей катушек, выполнены по форме идентичными поверхности полюсов, к которым они примыкают для того, чтобы обеспечить наиболее близкое прилегание катушек к поверхности магнитопровода и увеличение вследствие этого электромагнитной связи между ними,
Такое техническое решение позволяет резко сократить трудозатраты при сборке статора, обеспечить удобство и легкость сборки, что в конечном счете повышает технологичность конструкции и обеспечивает надежность фиксации каркасов с катушками, а также повышение электромагнитной связи катушек с магнитопроводом.
На фиг. 1 показана конструкция статора, вид сверху; на фиг. 2 - статор, разрез по оси X-Х; на фиг. 3 - каркас, общий вид.
Статор содержит магнитопровод 1 с явновыраженными полюсами 2, полые стяжные шпильки 3 для скрепления вдоль центральной оси Z-Z листов магнитопровода 1, штифты 4, два каркаса 5 со щеками б и основаниями 7, обмотку в виде двух катушек 8, расположенных на каркасах. Полые стяжные шпильки 3 установлены в полюсах 2 в плоскости, проходящей через продольную ось X-Х статора, симметрично со стороны поверхности расточки 9 полюсов 2 магнитопровода 1, а штифты 4 установлены в отверстиях шпилек 3 с возможностью фиксации каркасов 5 с катушками 8. Участки 10 и 11 щек 6 и оснований 7, соответственной, против которых расположены лобовые части ка- тушек 8, выполнены эластичными, а поверхности оснований, против которых расположены пазовые части катушек 8, выполнены по форме идентичными поверхности полюсов 2, к которым они примыкают.
Эластичность участков 10 и 11 щек 6 и оснований 7 обеспечивается выполнением на участках 10, 11 гофр, канавок и др. и позволяет резко уменьшить усилие деформации каркаса 5 с катушкой 8 при установке их на полюсах 2 и формовании лобовой части катушки 8 совместно с каркасом 5 с последующей их фиксацией. Фиксация положения каркасов 5 осуществляется введением в полости шпилек 3 штифтов 4.
В качестве материалов элементов конструкции статора можно рекомендовать: для магнитопровода - электротехническую сталь, для каркасов и штифтов-диэлектрик (пластмасса и др.).
Работает электродвигатель с данным статором следующим образом. При подключении обмотки статора к источнику переменного тока создается магнитное поле, которое при наличии в статоре пусковой об- мотки, например, в виде короткозамкнутых витков (на чертежах не показано), обусловливает вращение ротора, а следовательно, создает вращающий момент на валу ротора.
Описанное техническое решение по- зволяет повысить надежность конструкции
статора и уменьшить трудоемкость его изготовления за счет высокой технологичности.
Формула изобретения
1. Статор электрической машины, содержащий шихтованный магнитопровод с полюсами, стяжные шпильки, скрепляющие в продольном направлении листы магнитопровода, каркасы с основаниями и щетками, катушки обмотки, расположенные на каркасах, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, технологичности и КПД, стяжные шпильки выполнены полыми и установлены в полюсах, статор снабжен штифтами, установленными в полости шпилек с обеспечением фиксации каркасов с катушками, при этом участки оснований каркасов, против которых расположены лобовые части катушек, имеют гофры или канавки, а участки оснований каркасов, против которых расположены пазовые части катушек, по форме идентичны поверхностям полюсов, к которым они примыкают.
2. Статор по п.1,отличающийся тем, что штифты выполнены из диэлектрического материала.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДВУХФАЗНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА | 1995 |
|
RU2088029C1 |
Ротор явнополюсной электрической машины | 1983 |
|
SU1140205A1 |
Полюс ротора синхронного генератора | 1986 |
|
SU1363380A1 |
Явнополюсная электрическая машина | 1983 |
|
SU1144168A1 |
ИНДУКТОР ЯВНОПОЛЮСНОЙ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ | 1991 |
|
RU2046507C1 |
ПОЛЮС ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН | 1941 |
|
SU62051A1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 1998 |
|
RU2131637C1 |
ГЕНЕРАТОР С ПРЯМЫМ ПРИВОДОМ ВЕТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ ДЛЯ РАЙОНОВ СУРОВОГО КЛИМАТА | 2017 |
|
RU2673334C2 |
МАГНИТОПРОВОД ЯВНОПОЛЮСНОГО ИНДУКТОРА | 1991 |
|
RU2046498C1 |
КОНСТРУКЦИЯ СТАТОРА ТРЕХФАЗНОГО АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ МАЛОЙ МОЩНОСТИ | 2012 |
|
RU2505909C2 |
Сущность изобретения: статор содержит шихтованный магнитопровод 1 с полюсами, стяжные шпильки 3, скрепляющие вдоль центральной оси листы магнитопровод а, каркасы 5 с основаниями и щеками, обмотку в виде катушек 8, расположенных на каркасах. Стяжные шпильки 3 выполнены полыми. Статор снабжен штифтами, установленными в отверстиях шпилек с возможностью фиксации каркасов с катушками. Участки оснований каркасов, против которых расположены лобовые части катушек, выполнены эластичными. Поверхности оснований каркасов выполнены в форме идентичными поверхностям полюсов, к которым они примыкают. 1 з.п.ф-лы, 3 ил.
Виноградов Н.В | |||
Производство электрических машин, М.-Л.:Госэнергоиздат, 1961, с.240 | |||
Статор электрической машины | 1976 |
|
SU615570A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1993-01-07—Публикация
1989-07-18—Подача