Статор электрической машины Советский патент 1993 года по МПК H02K3/52 

Описание патента на изобретение SU1786597A1

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при создании однофазных асинхронных электродвигателей для различных областей народного хозяйства, используемых, например, в вентиляторах ЭВМ, а также в других устройствах автоматики и приборостроения.

Известны статоры электрических машин, содержащие шихтованный магнито- провод с ярко выраженными полюсами, стяжные шпильки, скрепляющие вдоль продольной оси листы магнитопровода, обмотку в виде катушек индуктивности и пазовую изоляцию, размещенную по периметру катушек.

Надежность таких статоров неудовлетворительна из-за низкого предела пробивного напряжения. Кроме того, эти статоры нетехнологичны и трудоемки в изготовлении, особенно при нанесении пазовой изо- ляции, которую выполняют путем навивки на поверхность катушек по периметру электроизоляционной ленты в несколько слоев, как правило, вручную.

Наиболее близким по технической сущ- ности к предлагаемому техническому решению является статор электрической машины, содержащий шихтованный магни- топровод с явновыраженными полюсами, стяжные шпильки, скрепляющие вдоль про- дольной оси листы магнитопровода, каркасы с основаниями и щеками, обмотку в виде катушек индуктивности, расположенных на каркасах, в основаниях с внутренней стороны и щеках которых выполнены против ло- брвых частей катушек соответственно выступы и гофры или канавки.

Это техническое решение также нетехнологично и имеет низкую надежность фиксации катушек на полюсах магнитопровода, поскольку каркасы в лобовых частях катушек трудно поддаются деформации в форму дуги окружности из-за большой поперечной жесткости оснований каркасов. Выступы на основаниях с внутренней стороны усложня- ют установку каркасов с катушками на полюсах и требуют дополнительных усилий, необходимых для деформации каркасов, что может вызвать повреждение каркасов и катушки. Кроме того, электромагнитная связь между катушками и магнито про водом ограничена тем, что поверхность оснований каркасов с катушками не примыкает вплотную особенно в пазовых частях катушек к поверхности полюсов, а это вызывает уменьше- ние КПД.

Целью изобретения является повышение надежности, технологичности и коэффициента полезного действия.

Сущность предложенного технического решения заключается в следующем: стяжные шпильки выполнены полыми и располо- жены в продольной плоскости, совмещенной с центральной осью статора полюсов; введены штифты из диэлектрического материала, с помощью которых обеспечивается фиксация каркасов с катушками на магнитопроводе путем погружения штифтов в полости стяжных шпилек; участки оснований каркасов, против которых находятся лобовые части катушек, выполнены эластичными, например, в виде поперечных гофр, гарантируют неразрушаемость каркасов при их деформации в поперечном направлении до рабочего дугообразного положения каркасов с катушками и приложение незначительного усилия для обеспечения деформации каркасов с катушками на заданную величину; поверхности оснований каркасов, лежащие против пазовых частей катушек, выполнены по форме идентичными поверхности полюсов, к которым они примыкают для того, чтобы обеспечить наиболее близкое прилегание катушек к поверхности магнитопровода и увеличение вследствие этого электромагнитной связи между ними,

Такое техническое решение позволяет резко сократить трудозатраты при сборке статора, обеспечить удобство и легкость сборки, что в конечном счете повышает технологичность конструкции и обеспечивает надежность фиксации каркасов с катушками, а также повышение электромагнитной связи катушек с магнитопроводом.

На фиг. 1 показана конструкция статора, вид сверху; на фиг. 2 - статор, разрез по оси X-Х; на фиг. 3 - каркас, общий вид.

Статор содержит магнитопровод 1 с явновыраженными полюсами 2, полые стяжные шпильки 3 для скрепления вдоль центральной оси Z-Z листов магнитопровода 1, штифты 4, два каркаса 5 со щеками б и основаниями 7, обмотку в виде двух катушек 8, расположенных на каркасах. Полые стяжные шпильки 3 установлены в полюсах 2 в плоскости, проходящей через продольную ось X-Х статора, симметрично со стороны поверхности расточки 9 полюсов 2 магнитопровода 1, а штифты 4 установлены в отверстиях шпилек 3 с возможностью фиксации каркасов 5 с катушками 8. Участки 10 и 11 щек 6 и оснований 7, соответственной, против которых расположены лобовые части ка- тушек 8, выполнены эластичными, а поверхности оснований, против которых расположены пазовые части катушек 8, выполнены по форме идентичными поверхности полюсов 2, к которым они примыкают.

Эластичность участков 10 и 11 щек 6 и оснований 7 обеспечивается выполнением на участках 10, 11 гофр, канавок и др. и позволяет резко уменьшить усилие деформации каркаса 5 с катушкой 8 при установке их на полюсах 2 и формовании лобовой части катушки 8 совместно с каркасом 5 с последующей их фиксацией. Фиксация положения каркасов 5 осуществляется введением в полости шпилек 3 штифтов 4.

В качестве материалов элементов конструкции статора можно рекомендовать: для магнитопровода - электротехническую сталь, для каркасов и штифтов-диэлектрик (пластмасса и др.).

Работает электродвигатель с данным статором следующим образом. При подключении обмотки статора к источнику переменного тока создается магнитное поле, которое при наличии в статоре пусковой об- мотки, например, в виде короткозамкнутых витков (на чертежах не показано), обусловливает вращение ротора, а следовательно, создает вращающий момент на валу ротора.

Описанное техническое решение по- зволяет повысить надежность конструкции

статора и уменьшить трудоемкость его изготовления за счет высокой технологичности.

Формула изобретения

1. Статор электрической машины, содержащий шихтованный магнитопровод с полюсами, стяжные шпильки, скрепляющие в продольном направлении листы магнитопровода, каркасы с основаниями и щетками, катушки обмотки, расположенные на каркасах, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, технологичности и КПД, стяжные шпильки выполнены полыми и установлены в полюсах, статор снабжен штифтами, установленными в полости шпилек с обеспечением фиксации каркасов с катушками, при этом участки оснований каркасов, против которых расположены лобовые части катушек, имеют гофры или канавки, а участки оснований каркасов, против которых расположены пазовые части катушек, по форме идентичны поверхностям полюсов, к которым они примыкают.

2. Статор по п.1,отличающийся тем, что штифты выполнены из диэлектрического материала.

Похожие патенты SU1786597A1

название год авторы номер документа
ДВУХФАЗНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 1995
  • Ефименко Е.И.
RU2088029C1
Ротор явнополюсной электрической машины 1983
  • Науменко Вячеслав Иванович
  • Клочков Олег Григорьевич
SU1140205A1
Полюс ротора синхронного генератора 1986
  • Осичев Василий Петрович
  • Перегудова Лидия Кирилловна
SU1363380A1
Явнополюсная электрическая машина 1983
  • Науменко Вячеслав Иванович
SU1144168A1
ИНДУКТОР ЯВНОПОЛЮСНОЙ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ 1991
  • Максимов Виталий Сергеевич
RU2046507C1
ПОЛЮС ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН 1941
  • Дементьев Ф.А.
SU62051A1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 1998
  • Караваев В.Т.
RU2131637C1
ГЕНЕРАТОР С ПРЯМЫМ ПРИВОДОМ ВЕТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ ДЛЯ РАЙОНОВ СУРОВОГО КЛИМАТА 2017
  • Николаев Евгений Валерьевич
  • Виноградов Александр Абрамович
RU2673334C2
МАГНИТОПРОВОД ЯВНОПОЛЮСНОГО ИНДУКТОРА 1991
  • Максимов Виталий Сергеевич
RU2046498C1
КОНСТРУКЦИЯ СТАТОРА ТРЕХФАЗНОГО АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ МАЛОЙ МОЩНОСТИ 2012
  • Середа Владимир Петрович
  • Середа Наталья Владимировна
  • Кадирова Джамиля Кадировна
RU2505909C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 786 597 A1

Реферат патента 1993 года Статор электрической машины

Сущность изобретения: статор содержит шихтованный магнитопровод 1 с полюсами, стяжные шпильки 3, скрепляющие вдоль центральной оси листы магнитопровод а, каркасы 5 с основаниями и щеками, обмотку в виде катушек 8, расположенных на каркасах. Стяжные шпильки 3 выполнены полыми. Статор снабжен штифтами, установленными в отверстиях шпилек с возможностью фиксации каркасов с катушками. Участки оснований каркасов, против которых расположены лобовые части катушек, выполнены эластичными. Поверхности оснований каркасов выполнены в форме идентичными поверхностям полюсов, к которым они примыкают. 1 з.п.ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения SU 1 786 597 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1993 года SU1786597A1

Виноградов Н.В
Производство электрических машин, М.-Л.:Госэнергоиздат, 1961, с.240
Статор электрической машины 1976
  • Гольдштейн Борис Григорьевич
  • Баранов Владимир Иванович
  • Барсегов Андрей Андреевич
  • Батуев Виктор Николаевич
  • Злотников Лазарь Евсеевич
  • Нестеренко Александр Данилович
  • Савинский Юрий Александрович
SU615570A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1

SU 1 786 597 A1

Авторы

Запускалов Валерий Григорьевич

Маклянский Вячеслав Владимирович

Самбурский Александр Ильич

Даты

1993-01-07Публикация

1989-07-18Подача