Изобретение относится к электрическим машинам, в частности к магнитопроводам индукторов синхронных явнополюсных машин.
Известна конструкция магнитопровода синхронной явнополюсной электрической машины, шихтованного из сегментов листовой стали, содержащих обод-ярмо и сердечники полюсов, выштампованные как одно целое с ободом-ярмом. При этом обод-ярмо выштампован с отверстиями под стяжные шпильки, а по внутренней поверхности с пазами для крепления на валу, а сердечники полюсов выштампованы с отверстиями под стяжные шпильки и пазами демпферов. Сегменты штампуются с числом полюсов в сегменте, не меньшим двух, при этом смещение соседних слоев сегментов осуществляется на величину n ˙180о/р, где n целое число; р число пар полюсов. Рассмотренная конструкция магнитопровода индуктора распространяется на число полюсов машин с 2р=4. Недостатки рассмотренной конструкции следующие. Сердечники полюсов в башмаках выполнены прямоугольными, что снижает использование ротора и этим увеличивает габариты и массу машины. Сердечники выштампованы без элементов крепления обмотки возбуждения, что усложняет крепление обмотки возбуждения после монтажа катушек на полюсах и этим снижает надежность крепления обмотки возбуждения и всего ротора при эксплуатации. При n=1, р=2 сдвиг сегментов осуществлен на половину полюсного деления, что не возможно при цельноштампованных сердечниках и ободе-ярме, так как смещение соседних слоев при сборке индуктора должно осуществляться только на одно полюсное деление.
Целью изобретения является повышение использования синхронной машины путем выполнения сердечников полюсов, выштампованных как одно целое с ободом-ярмом, трапецеидальной формы с широким основанием трапеции для внутренних индукторов со стороны воздушного зазора, повышение надежности крепления катушек обмотки возбуждения на сердечниках полюсов путем выштампования в полюсных башмаках пазов под крепление катушек, повышение механической прочности обода-ярма за счет изготовления сегментов, укороченных на величину тангенциально по спинке ярма с одной стороны и удлиненных с второго конца тангенциально на величину +е так, что суммарная длина сегмента составляет целое число полюсных делений.
На фиг. 1 представлен сегмент 1 магнитопровода явнополюсного индуктора 2, собранного в кольцо на примере индуктора с числом полюсов 2р=16 из сегментов 1 толщиной δ в элементарные ободы 3 толщиной В=2 δ (2р/к, где к число полюсов в одном сегменте). Смещение соседних слоев сегментов 1 в элементарных ободах 3 равно полюсному делению Т и осуществляется в 2р/к слоях с одним расположением сегментов 1, а во вторых 2р/к слоях с перевернутым расположением сегментов 1 так, что между стыками 4 обеих половин элементарного обода 3, состоящих из 2р/к слоев сегментов 1 каждая, осуществлен сдвиг на величину Φ кратную величине е, которая выбирается приблизительно равной шагу по отверстиям 5 (фиг. 2) под шпильки обода-ярма 6, где х шаг по отверстиям шпилек 5 в ободе-ярме 6.
На фиг. 2 представлен сегмент 1, содержащий обод-ярмо 6 и выштампованные как одно целое с ним сердечники 7 полюсов, числом к в сегменте 1, равным целому числу: к=1, 2, 3, 4. В ободе-ярме 6 выштампованы отверстия 5 под стяжные шпильки, отверстия 8 под сборочные калибры, пазы 9 под крепление на остове ротора. В сердечниках 7 полюсов выштампованы отверстия 10 под стяжные шпильки, отверстия 11 под сборочные калибры, отверстия 12 под демпферные стержни и выемки 13 под крепление катушек обмотки возбуждения на полюсных башмаках 14, которые размещаются в междуполюсном пространстве 15. Индуктор 2 собирается в кольцо из сегментов 1 прикладыванием конца 16 сегмента (фиг. 1) к соседнему концу 17 сегмента.
Магнитопровод работает следующим образом.
При вращении ротора синхронной машины его ярмо-обод 6, собранный из сегментов 1 в кольцо, подвержен растяжению под действием собственных центробежных сил и центробежных сил сердечников 7 полюсов с катушками возбуждения и демпферной обмоткой, смонтированными на полюсах, при этом напряжения в ободе-ярме 6 обратно пропорциональны степени ослабления обода 6, определяемой по выражению θ2(2р/к)-1:(2р/к), которая для приведенного примера с 2р= 16 и к=4 равна 7/4, вместо степени ослабления Φ=(2р/к)-1:(2р/к) для обода-ярма прототипа, равной 3/4, которая в 2,34 раза меньше, чем у изобретения. Следовательно, для приведенного примера напряжения в ободе-ярме 6 снижаются в 2,34 раза, т.е. если позволяют магнитные загрузки, то высота обода-ярма 6 может быть уменьшена практически вдвое, а это значит, что и масса обода уменьшается вдвое. Пазы 13 в полюсных башмаках 14 позволяют надежно закрепить катушки обмотки возбуждения в междуполюсном пространстве 15.
Преимущества изобретения. Повышается надежность крепления катушек обмоток возбуждения за счет выполнения в полюсных башмаках выемок под крепления. Повышается использование электрической машины за счет выполнения сердечников полюсов с расширяющимися к воздушному зазору магнитопроводами, позволяющими увеличить коэффициент полюсного перекрытия до 0,65-0,67 от полюсного деления против 0,5-0,58 у прототипа, что снижает индукцию в воздушном зазоре и зубцовой зоне сердечника статора. Повышается механическая прочность обода-ярма за счет увеличения вдвое числа слоев в элементарном ободе путем смещения мест стыков при переворачивании сегментов с несимметричными выступами в ободе-ярме сегментов на стыках 4. При равной прочности обода-ярма с прототипом появляется возможность вдвое уменьшить его массу за счет снижения степени ослабления обода-ярма, равной с= θ/Φ
Сущностью изобретения является следующее. Обод-ярмо с цельноштампованными сердечниками полюсов собран из сегментов, имеющих с одного конца уменьшение -е а с другого конца сегмента выступ +е, при суммарной длине сегмента, равной k полюсных делений Т, причем на половине элементарного обода-ярма с числом слоев 2р/к к выемкам -е присоединяются выступы +е соседних сегментов, во второй половине элементарного обода-ярма с числом слоев сегментов 2р/к сегменты переворачиваются и собраны так, что смещение стыков в половинах элементарного обода-ярма составляет относительно первого слоя сегментов первой половины величину е. Смещение стыков первых слоев сегментов обеих половин элементарного обода-ярма е кратно шагу между отверстиями стяжных шпилек обода-ярма.
Изобретение может быть использовано в синхронных явнополюсных машинах с внутренним и внешним индуктором и в машинах постоянного тока.
Сущностью изобретения является также следующее. Выштампованные как одно целое с ярмом обода сердечники полюсов выполняются трапецеидальной формы с расширением к воздушному зазору для повышения использования машины. С целью повышения надежности крепления катушек обмотки возбуждения в полюсных башмаках по их боковым граням выполнены выемки под установку элементов крепления.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РОТОР СИНХРОННОЙ ЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1990 |
|
RU2046497C1 |
РОТОР СИНХРОННОЙ ЯВНОПОЛЮСНОЙ МАШИНЫ С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ | 1990 |
|
RU2046499C1 |
ИНДУКТОР ЯВНОПОЛЮСНОГО МАГНИТОПРОВОДА | 1990 |
|
RU2024156C1 |
ИНДУКТОР ЯВНОПОЛЮСНОЙ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ | 1991 |
|
RU2046507C1 |
ИНДУКТОР НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ | 1991 |
|
RU2023340C1 |
ПОЛЮС ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ | 1991 |
|
RU2025869C1 |
Полюс электрической машины | 1990 |
|
SU1836777A3 |
Явнополюсный индуктор электрической машины | 1980 |
|
SU1029331A1 |
ВЕТРОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ БЫСТРОХОДНЫЙ АГРЕГАТ | 1991 |
|
RU2032832C1 |
Ротор синхронной явнополюсной электрической машины | 1980 |
|
SU943991A1 |
Изобретение относится к электрическим машинам. Сущность изобретения: магнитопровод явнополюсного индуктора собран в кольцо из сегментов 1 с выштампованными как одно целое ободом 6 и сердечниками 7 полюсов. Число полюсов в сегменте целое. Полюса 7 выполнены трапецеидальными с выемками 13 в полюсных башмаках 14. Разъемы сегментов 1 смещены относительно оси симметрии междуполюсного пространства на одну и ту же величину e: с одного конца в сторону полюса, а с другого конца в сторону, противоположную полюсу. Это позволяет увеличить толщину элементарного обода путем переворачивания сегментов. 3 з. п. ф-лы, 2 ил.
Ротор синхронной явнополюсной электрической машины | 1980 |
|
SU951560A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1995-10-20—Публикация
1991-09-12—Подача