Изобретение относится к машиностроению, а именно к средствам герметизации вращающихся валов.
Известно уплотнение вала (заявка ФРГ, кл. F 16 J 15/34, №2844945, заявл. 16. 10.78, опубл. 30.04.80), содержащее узел торцового уплотнения и расположенное последова- тельно бесконтактное уплотнение, образованное цилиндрическим участком вала и профилированной втулкой, сопряженной с неподвижным корпусом. Недостатком указанного устройства является отсутствие возможности повышения эффективности лабиринтного уплотнения при протечках рабочей жидкости через торцовое уплотнение.
Известно также устройство для герметизации вала, включающее размещенные последовательно между корпусом и валом щелевое и торцовое уплотнение, содержащие вращающийся и невращающийся уп- лотнительные элементы (см. кн.: Уплотнения и уплотнительная техника. Справочник, М.: Машиностроение, 1986, с.329, рис.9.34). Особенностью уплотнения является наличие кольцевой проточки в неподвижном элементе щелевого уплотнения,
в котором через радиальный канал корпуса подается жидкость для охлаждения щели. Уплотнение имеет ограниченную область применения, обусловленную необходимостью регулирования температуры конструкции в заданных пределах.
Целью изобретения является повышение надежности узла при расположении щелевого уплотнения с внешней стороны узла путем преобразования проходящей через него утечки рабочей жидкости посредст- вом нагрева в двухфазную смесь жидкость-пар.
Поставленная цель достигается тем, что в известном узле уплотнения вала, включающем размещенные последовательно между корпусом и валом щелевое и торцовое уплотнения, содержащие вращающийся и невращающийся уплотнительные элементы, невращающиеся уплотнительные элементы выполнены в виде единой детали из материала с высокой теплопроводностью, причем зона трения торцового уплотнения расположена непосредствен но над щелевым уплотнением.
(Л
С
ч 00 |Ю 00
О Os
Новизна предложенного решения состоит в том, что невращающиеся уплотни- тельные элементы выполнены в виде единой детали из материала с высокой теплопроводностью, причем зона трения торцового уплотнения расположена непосредственно над щелевым упдотнени- ем. ..
На чертеже показан предлагаемый узел уплотнения вала/Арбдбльный разрез.
В корпусе 1 установлен вращающийся вал 2, с которым скреплен вращающийся элемент 3 торцового уплотнения, например, герметично установлен во втулке 4, закрепленной на валу 1 и герметизированной резиновым кольцом 5. Невращающийся элемент 6 торцового уплотнения герметично установлен в корпусной втулке 7, выпол- ненной из материала, обладающего высокой теплопроводностью, например,из медного сплава. Эластичное уплотнитель- ное кольцо 8 выполняет три функции: герметизирует корпусную втулку 7 относительно фланца 9, установленного герметично в корпусе; обеспечивает необходимое контактное давление между элементами 3 и 6 торцового уплотнения, что достигается, например, установкой на валу регулировочной прокладки 10; а также выполняет функцию шарнира, обеспечивающего контактирование элементов 3 и 6 при наличии биения вала 1. Корпусная втулка 7 с валом 2 (в конструкции с установленной на валу втулкой 4) образует щелевое уплотнение 11.
Для повышения износостойкости щелевого уплотнения 11, размещенного последовательно за торцовым уплотнением, в корпусную втулку 7 может быть запрессована втулка 12 из антифрикционного материала, а на втулку 4 - гильза 13 также из антифрикционного материала. Взамен втулки 12 и гильзы 13 могут быть использованы известные антифрикционные покрытия (например, серебрение).
В предложенной конструкции дополнительно выполнена во фланце 9 кольцевая дренажная камера 14, сообщенная с атмосферой посредством канала 15 и ограниченная со стороны вала уплотнением 16, например, винтового типа или манжетой.
Узел уплотнения вала работает следующим образом.
При появлении утечки через торцовое
уплотнение вступает в действие щелевое уплотнение 11. При этом часть тепла, выделяющегося от трения элементов 3 и 6 торцового уплотнения, передается рабочей жидкости - утечке, а также распространяется по корпусной втулке 7 к щелевому уплотнению 11 - к его невращающейся втулке 12. При высокой скорости скольжения и контактном давлении (например, при pV 10 МПа м/с ,
где р - номинальное контактное давление, МПа;
V - скорость скольжения, м/с ), выделяется значительное количество тепла, и протекающая через торцовое уплотнение
и щелевое уплотнение 11 жидкость частично переходит в пар, так что через уплотнение 11 протекает смесь жидкость - пар. Из литературы известно (см., например, Beatty P.A., Hughes W.F. - Turbulent twophase flow
in annular Seals. - ASLE - Traus, 1987, 30, № 1, 11-18), что наличие паровой фазы в зазоре является важным механизмом для снижения утечек в щелевом уплотнении, причем утечки однофазной жидкой среды
больше, чем двухфазной, а охлаждение системы приводит к увеличению утечек. Утечка в виде смеси жидкость - пар может отводиться через дренажную полость Т4 и канал 15. Может быть организована также принудительная продувка газом полости 15, герметизированной внешним уплотнением 16. Таким образом, предложенное техническое решение позволяет получить положительный эффект, заключающийся в
повышении надежности узла.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
НАСОС ДЛЯ КРИОГЕННЫХ ЖИДКОСТЕЙ | 1992 |
|
RU2049269C1 |
УПЛОТНЕНИЕ ВАЛА РЕАКТОРА СЕРНОКИСЛОТНОГО АЛКИЛИРОВАНИЯ | 1992 |
|
RU2099617C1 |
ТОРЦЕВОЕ УПЛОТНЕНИЕ | 1993 |
|
RU2069804C1 |
УПЛОТНЕНИЕ ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ВАЛА | 2000 |
|
RU2170864C1 |
Торцовое уплотнение вращающегося вала | 1979 |
|
SU892070A1 |
Устройство для уплотнения подшипников жидкостного трения | 1977 |
|
SU741973A1 |
Уплотнительное устройство вращающегося вала | 1983 |
|
SU1151741A1 |
ЩЕЛЕВОЕ УПЛОТНЕНИЕ ВАЛА (ВАРИАНТЫ) | 2003 |
|
RU2255258C1 |
УПЛОТНИТЕЛЬНЫЙ УЗЕЛ ОПОРЫ ПРОКАТНОГО ВАЛКА | 1997 |
|
RU2182269C2 |
Торцовое уплотнение | 1981 |
|
SU996780A1 |
Использование: средства герметизации вала. Сущность изобретения: устройство включает размещенные последовательно между корпусом и валом щелевое и торцевое уплотнение. Невращающиеся уплотни- тельные элементы выполнены в виде единой детали из материала с высокой Теплопроводностью. Зона трения торцового уплотнения расположена непосредственно над щелевым уплотнением. 1 ил.
Формула изобретения Узел уплотнения вала, включающий размещенные последовательно между корпусом и валом щелевое и торцевое уплотне- ния, содержащие вращающийся и невращающийся уплотнительные элементы, отличающийся тем, что невращающиеся уплотнительные элементы выполнены в виде единой детали из материала с
высокой теплопроводностью, причем зона трения торцевого уплотнения расположена непосредственно над щелевым уплотнением, которое расположено с внешней стороны узла.
Голубев А.И | |||
и др | |||
Уплотнение и уплот- нительная техника, М.: Машиностроение, 1986, с.329 |
Авторы
Даты
1993-01-23—Публикация
1991-02-22—Подача