Устройство для измерения мощности цилиндров двигателя внутреннего сгорания Советский патент 1993 года по МПК G01L23/08 

Описание патента на изобретение SU1789898A1

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано для определения мощности двигателя внутреннего сгорания (ДВС).

. Известно устройство для измерения мощности ДВС, содержащее датчик частоты вращения вала двигателя, связанный выходом с селектором уровня и входом блока формироваМ ия угловых , датчик синх- ронизёЦйи,/связанный своим выходом с входом блока форТЧйр;оЭан1ия начала отсчета угло вых меток, с установочным входом предыдущего блока, первым установочным входом задатчика номера угловой отметки и установочным входом распределителя сигналов; выход указанного задатчика соединен с управляющим входом блока формирования угловых отметок, а его управляющий вход - с выходом этого блока и входом распределителя сигналов; блок синхронизации, первый вход кото рого соеди-. нен с выходом селектора уровня и первым входом сигнализатора, а выход - с управляющими входами блока ключей и блока формирования начала отсчета угловых отметок; генератор импульсов образцовой частоты, связанный со счетным входом счетчика импульсов, подключенного через вентили к информационному входу вычислителя. Причем первый вход распределителя сигналов соединен со вторым входом блока синхронизации, второй.- с установочным входом счетчика импульсов, а третий и четвертый входы через блок ключей соединены соответственно с управляющим входом вентилей и со входом управления вычислителем, вторым входом сигнализатора и вторым установочным входом задатчика. Недостатками известного устройства являются сложность, низкая точность измерения и невозможность оценки цилиндровых мощностей на выбеге. Это вызвано наличием колебательной составляющей угловой скорости из-за переменности сил горения и инерционных сил, значительным ростом инерционных сил по сравнению с газовыми в области номинальной частоты вращения, отсутствием синхронизации на выбеге.

Известно также устройство для измерения мощности цилиндров двигателя, изобретения содержащее датчик частоты вращения вала двигателя, селектор уровня, датчик синхронизации, блок формирования начала отсчета угловых меток, блок формирования угловых меток, задатчик номера угловой метки, самообиуляющийся счетчик с регулируемой емкостью, блок синхронизации начала отсчета угловых меток, задатчик угловых меток цикла, формирователь строба, преобразователь частоты следования

импульсов в напряжение, сглаживающий фильтр, ключ выделения рабочего хода поршня, дифференциатор, инверотор, переключатель разгон-выбег, управляющий

интегратор, ключ памяти, запоминающее устройство и цифровой вольтметр, при этом вход ключа выделения рабочего хода поршня цилиндра соединен с выходом дифференциатора, а выход -с входом инвертора

0 и переключателя разгона-выбега, управляющий вход ключа выделения рабочего хода поршня цилиндра соединен с выходом формирователя строба, выход переключателя разгона-выбега соединен с сигнальным вхо5 дом управляющего интегратора, выход которого соединен через сглаживающий фильтр, ключ памяти и запоминающее устройство с цифровым вольтметром, причем управляющие входы ключа памяти и вольт0 метра соединены с выходом селектора уровня, управляющий вход самообнуляющегося счетчика с регулируемой емкостью соединен с выходом задатчика угловых меток цикла, первый установочный вход связан с

5 выходом блока синхронизации начала отсчета угловых меток, второй счетный вход - с датчиком частоты вращения вала двигателя, первый выход связан с входом интегра-, тора, а второй выход - с сигнальным входом

0 блока формирования угловых меток, управляющий вход которого связан с задатчиком номера угловых меток, а выход - с входом формирователя строба, вход блока синхронизации начала отсчета угловых меток свя5 зан с выходом блока формирования начала отсчета, вход которого, в свою очередь, соединен с датчиком синхронизации. Недостатком известного устройства является большая сложность и трудоемкость диагно0 стирования, вызванная необходимостью многократных измерений ускорений-в тестовых режимах разгона-выбега двигателя для оценки мощностей цилиндров; низкая точность, вызванная запаздыванием анало5 гового сигнала при определении ускорений на заданной частоте вращения.

Цель изобретения - повышение точности измерений и снижение трудоемкости в условиях зкЫлуатации.

0 . Для этого устройство для измерения мощности цилиндров двигателя внутненне- го сгорания, содержащее датчик частоты вращения вала двигателя, селектор уровня, последовательно соединенные датчик син5 хронизации, блок формирования начала отсчета угловых меток цикла, дифференциатор, задатчик номеров угловых меток цилиндров и индикатор дополнительно снабжено преобразователем временного интервала в код, регистром временного хранения, блоком регистров сигнала, блоком вычисления среднего значения частоты вращения за цикл, задатчиков частоты измерения мощности, блоков хранения ускорений и вычисления коэффициента неравномерности, генератором тактовых импульсов, схемой подготовки к работе, причем датчик частоты вращения связан с первым сигнальным входом преобразователя временного интервала в код, первый информационный и второй управляющий выходы которого соединены, соответственно, с первым информационным и вторым управляющим входами регистра временного хранения, третий управлчяющий вход которого соединен с выходом блока синхронизации начала отсчета угловых меток, выход регистра временного хранения связан с первым сигнальным входом блока регистров сигнала, второй и третий управляющие входы которого соединены, соответственно, с задатчиком угловых меток цикла и выходом задатчика номеров угловых меток цилиндров, один из выходов блока регистров сигнала через блок вычисления среднего значения частоты вращения за цикл связан с одним из входов селектора урованя. второй вход которого соединен с задатчиком частоты измерения мощности, а выход - с первым входом задатчика номеров угловых меток цилиндров и с четвертым управляющим входом блока регистров сигнала, второй выход блока регистров сигнала соединен с первым сигнальным входом дифференциатора, первый выход которого через блок хранения ускорений и вычисления коэффициента неравномерности связан с индикатором, а второй выход - со вторым входом задатчика номеров угловых меток цилиндров, вторые управляющие входы преобразователя временного интервала в код и дифференциатора соединены с выходом генератора тактовых импульсов, установочные входы: третий дифференциатора, вторые блока синхронизации начала отсчета угловых меток и блока вычисления среднего значения частоты вращения за цикл, четвертый регистра временного хранения, пятый блока регистров сигнала соединены со схемой подготовки к работе. Устройство для измерения мощности цилиндров двигателя внутреннего сгорания отличается также тем, что в нем блок преобразователя временного интервала в код содержит триггер управления записью, две схемы совпадений, счетчик тактовых импульсов и счетчик управления записью, причем первый счетный вход триггера управления записью является первым сигнальным входом преобразователя временного интервала в код, выходы триггера управления записью соединены, соответственно, с первыми входами схем совпадений, вторые входы которых соеди5 нены между собой и являются вторым управляющим входом преобразователя временного интервала в код, выход первой схемы совпадения связан с первым счётным входом счетчика тактовых импульсов, а вы-

10 ход второй - со счетным входом счетчика управления записью, первый выход которого является вторым управляющим входом регистра временного хранения, второй выход соединен со вторым управляющим вхо5 дом счетчика тактовых импульсов, а третий выход - со вторым управляющим входом триггера управления записью.

На фиг. 1 приведена функциональная схема заявляемого устройства; на фиг. 2 0 функциональная схема преобразователя временного интервала в код; на фиг. 3 - вариант выполнения блока вычисления среднего значения. -..------.-- ....---- -

Устройство содержит датчик частоты

5 вращения 1, преобразователь временного интервала в код 2, регистр временного хранения 3, датчик синхронизации 4, блок 5 формирования начала отсчета угловых меток, блок б синхронизации начала отсчета

0 угловых меток, блок 7 регистров сигнала, задатчик 8 угловых меток цикла, задатчик 9 номеров угловых меток цилиндров, блок 10 вычисления среднего значения частоты вращения за цикл, селектор уровня111, задатчик

5 12 частоты измерения мощности, дифференциатор 13, блок 14 хранения ускорений и вычисления коэффициента неравномерности, индикатор 15, генератор тактовых импульсов 16, схему подготовки к работе 17.

0 Блок 2 преобразователя временного интервала в код состоит из триггера 18 управления записью, схем совпадений 19, 20, счетчика тактовых импулШэв 21, счетчика управления записью 22. Блок 10 вычисления

5 среднего значения частоты вращения за цикл представляет собой микропроцессорную систему, содержащую регйсТр вЁода 23, общую шину 24, центральный процессор 25, оперативное запоминающее устройство 26,

0 таймер 27, постоянное запоминающее устройство (ПЗУ) 28, управляющее устройство (дешифратор адреса) 29. Датчик 1 частоты вращения соединен с первым сигнальным входом преобразователя 2 временного ин5 тервала в код, первый информационный и второй управляющий выходы которого соединены соответственно с л ервым информационным и вторым управляющим входами регистра 3 временного хранения. Третий управляющий вход регистра 3 через последовательно соединенные блок 6 синхронизации начала отсчета угловых меток и блок 5 формирования начала отсчета угловых меток связан с датчиком 4 синхронизации. Выход регистра 3 соединен с первым сигнальным входом блока 7 регистров сигнала, второй и третий управляющие входы которого связаны соответствен нос задатчй- ком 8 угловых меток цикла и выходом задат- чика 9 номеров угловых меток цилиндров. Один из выходов блока 7 соединен через блок 10 вычисления среднего значения частоты вращения за цикл с одним из входов селектора уровня 11, второй вход которого соединен с задатчиком 12 частоты измерения мощности, а выход - с первым входом задатчика 9 номеров угловых меток цилиндров и с четвертым управляющим входом блока 7 регистров. Второй выход блока 7 регистров связан с первым сигнальным входом цифрового дифференциатора 13, первый выход которого через блок 14 хранения ускорений и вычисления коэффициента неравномерности соединен с индикатором 15, а второй - со вторым входом задатчика 9. Вторые управляющие входы преобразователя 2 и дифференциатора 13 соединен с генератором тактовых импульсов 16. Третий управляющий вход дифференциатора 13, вторые управляющие входы блока 10 вычисления среднего значения частоты вращения и блока 6 синхронизации, установочные входы: четвертый регистр 3 и пятый блока регистров 7 соединены со схемой 17 подготовки к работе. Первый смгнзльный вход преобразователя 2 является первым счетным входом триггера 18 управления записью, выходы которого соединены с первыми входами схем совпадений 19, 20, вторые входы которых соединены между собой и являются вторым управляющим входом преобразователя 2. Выход первой схемы совпадения связан с первым счетным входом счетчика 21 тактовых импульсов, а выход второй - со счетным входом счетчика 22 управления записью, первый выход которого является вторым управляющим входом регистра 3, второй выход соединен со вторым управляющим входом счетчика 21, а третий выход - со вторым управляющим входом триггера 18. Датчик 1 частоты вращения формирует стандартные импульсы, частота появления которых пропорциональна угловой скорости вращения вала ш , а количество углу поворота р коленчатого вала двигателя.

Последовательность этих импульсов преобразуется в преобразователе 2 временного интервала в код в последовательность

чисел (кодов), которые через регистр временного хранения 3 последовательно поступают на информационный вход блока 7 регистров сигнала. Датчик синхронизации 4

формирует один импульс за цикл работы двигателя (для четырехтактного ДВС - за 720°). Момент появления импульса синхронизации соответствует определенному моменту цикла. Блок 5 формирования начала

0 отсчета угловых меток выделяет передний фронт импульса датчика 4 синхронизации. Если на управляющем входе блока 6 синхронизации начала отсчета угловых меток стоит сигнал О, с его выхода на. третий

5 управляющий вход регистра 3 временного хранения поступает сигнал, запрещающий запись информации в этот регистр. Если на управляющий вход блока 6 поступил импульсный сигнал 1, то с приходом первого

0 импульса с блока 5 на выходе блока 6 появляется потенциал, разрешающий запись информации в регистр 3. После чего первое число, соответствующее первому временному интервалу с преобразователя 2 записы5 вается в регистре 3. Поступающие затем коды временных интервалов с преобразователя 2 через регистр 3 записываются пооче- редно в блоке 7 регистров сигнала., Количество записанных кодов определяется

0 числом угловых меток за цикл работы двигателя (для четырехтактного ДВС оно равно удвоенному числу Z угловых меток на коленчатом валу), т. е. числом регистров, разрешения на запись в которые поступило от

5 задатчика 8 угловых меток цикла. Информация, хранящаяся в блоке 7 поступает на блок 10 вычисления среднего значения частоты вращения за цикл и со второго выхода - на цифровой дифференциатор 13. Код числа,

0 соответствующий среднему значению частоты вращения за цикл поступает на селектор уровня 11, где сравнивается с кодом, выставленным задатчиком 12 частоты измерения мощности. Селектор уровня 11 непре5 рывно следит за изменяющейся в разгоне частотой вращения и фиксирует момент достижения двигателем заданного значения частоты Поп, при которой требуется определить мощность двигателя. Этому моменту

0 соответствует сигнал на выходе селектора 11, который подается на четвертый управляющий вход блока 7 регистров и прекращает запись информации в регистры блока 7, Таким образом в блоке 7 регистров хранят5 ся числа, соответствующие 2Z (или 4Z) временным интервалам между соседними угловыми метками. В соответствии с выставленными задатчиком 9 номерами угловых меток начала и конца Ny каждого из цилиндров на дифференциатор 13 подаются

соответствующие коды и вычисляются ускорения на участок рабочих ходов цилиндров по известным формулам. Преобразование временных интервалов преобразователем 2 и управление дифференциатором 13 осуществляется с помощью генератора 16 тактовых импульсов. Вычисленные блоком 13 коды ускорения в разгоне и выбеге подаются на блок 14 хранения ускорений и вычисления коэффициента неравномерности по формуле

Кнер (fimax - Јimin),5 femax + Eimin), (1)

где Јimax и fimin - максимальное и минимальное значения ускорения, вычисленные на участках работы цилиндров в разгоне и выбеге: Е cpi - Јв|(Јр и Јв - ускорения, измеренные в разгоне и выбеге на соответствующих участках работы цилиндров).

Результаты измерения коэффициента неравномерности и ускорений s отдельных цилиндров (при необходимости) выводятся последовательно на индикатор 15. При подготовке устройства к работе с помощью схемы 17 подготовки к работе осуществляется сброс информации, хранящейся в регистре 3, блоке 7 регистров, блоке 10 вычисления среднего значения частоты и дифференциаторе 13, а также осуществляется подготовка к работе блока 6 синхронизации.

В качестве датчика 1 частоты вращения может быть применен индукционный первичный преобразователь, устанавливаемый в корпусе напротив зубчатого венца маховика, с последующим включением триггера Шмитта и ждущего мультивибратора, формирующих импульсы стандартизированной длительности и амплитуды. Преобразователь 2 временного интервала в код содержит триггер, на динамический вход которого поступают импульсы с датчика 1, R-вход которого соединен с землей, а на S-вход поступает сигнал с выхода 3 счетчика 22 управления записью; две схемы совпадений И 19 и 20; двоичный счетчик 21, на счетный вход которого поступают импульсы с генератора 16 тактовых импульсов, прошедшие схему И 19; десятичный счетчик 22 с емкостью, равной 4, на счетный вход которого поступают импульсы генератора 16, прошедшие через схему И 20. Первый выход счетчика 22 является выходом 1, т. е. соответствует тому выходу дешифратора счетчика 22, на котором появляется импульс при подсчете счетчиком двух импульсов. Второй выход счетчика 22 является выходом 2, а третий выход - выходом 3 дешифратора счетчика 22. В качестве датчика 4 синхронизации может быть использован, например,

датчик начала подачи или впрыска топлива в один .из цилиндров в дизельных, датчик зажигания одного из цилиндров в карбюраторных двигателях. Блок 5 формирования 5 начала отсчета угловых меток может включать в себя последовательно соединенные пиковый детектор, аналоговый дифференциатор и формирователь импульсов (триггер Шмитта). Постоянная времени заряда пико0 вого детектора выбирается из условия неискаженного выделения переднего фронта виброимпульса впрыска, а разряда - из ус- . ловия разряда емкости на 80-90% к моменту прихода следующего виброимпульса от

5 впрыска топлива в тот цилиндр, на котором установлен вйбродатчик Применение такой схемы блока 5 позволяет устранить помехи от впрысков топлива в другие цилиндры и от соударения деталей. Блок 8 синхронизации

0 начала отсчета угловых меток представляет собой статический триггер, на один из входов которого подаются импульсы с блока 5, а на второй - сигналы О или импульсный 1, которые подаются со схемы подготовки

5 к работе по команде или с помощью кнопки. Разрядность счетчика 21, регистра 3 и регистров блока 7 определяется требуемой погрешностью преобразования временного интервала. Задатчик угловых меток цикла 8

0 состоит из одного или более (в зависимости от числа марок контролируемых двигателей) декадных переключателей, при каждом положении которого определяется число 2Z регистров блока 7, на которые подается сиг5 нал разрешения записи. Задатчик 9 номеров угловых Меток цилиндров состоит из дешифратора, соединенного своими выходами с блоком регистров 7, десятичного счетчика числа цилиндров, соединенного

0 своими выходами с управляющими входами дешифратора; схемы объединения ИЛИ, выход которой соединен со счетным входом счетчика, один вход - со вторым выходом дифференциатора 13, а второй вход через

5 схему формирования переднего фронта - с выходом селектора 11; переключателя марки двигателя, соединенного своими выходами с информационными входами дешифратора. Дешифратор разбит на группы,

0 число которых равно числу цилиндров для данной марки двигателя, г. е. определяется положением переключателя марки двигателя. Выходы каждой группы подсоединены к соответствующим управляющим

5 входам блока 7 регистров сигнала. Количество этих выходов определяется числом угловых меток, приходящихся на рабочий такт контролируемого цилиндра. При установке переключателя в заданное положение науп- равляющие входы соответствующих групп

дешифратора подается потенциал, разрешающий коммутацию регистров блока 7, при условии, что на других управлчяющих входах данной группы дешифратора имеется разрешающий потенциал от счетчика числа цилиндров. При появлении сигнала на выходе селектора 11 с помощью схемы выделения переднего фронта формируется импульс, который через схему ИЛИ подается на счётный вход десятичного счетчика числа цилиндров. С выхода 1 счетчика разрешающий потенциал поступает на управляющие входы той группы дешифратора, которая коммутирует регистры блока 7, содержащие информацию о рабочем такте первого цилиндра. Эта информация поступает в дешифратор 13. По окончании вычисления ускорения на рабочем такте первого цилиндра со второго выхода дифференциатора 13 подается импульс через второй вход схемы ИЛИ на счетный вход счетчика числа цилиндров, с выхода 2 которого разрешающий потенциал подается на группу дешифратора, коммутирующую регистры, которые определяют временные интервалы на рабочем такте второго цилиндра. Далее процесс повторяется.

Блок 10 вычисления среднего значения частоты вращения за цикл представляет собой арифметическое устройство (микро- ЭВМ), осуществляющее операцию нахождения среднего арифметического чисел, поступающих с блока 7 регистров, а также добавление последующего и вычитание первого числа, если п п0п.

С блока регистров 7 сигнал проходит через регистр ввода 23 на общую шину 24, откуда может быть передан в ОЗУ 26 или непосредственно центральному процессору 25, который обменивается через общую шину с другими блоками системы. ОЗУ 26 хранит (при необходимости) коды сигналов, поступающих с регистра ввода 23, а также промежуточные результаты вычисления процессора 25. Таймер 27 задает ритм рабо- ты микропроцессорной системы. ПЗУ 28 хранит константы и программу, реализующую алгоритм вычисления среднего значения частоты вращения за цикл. Управляющее устройство 29 осуществляет взаи- модействие блоков системы согласно заданному алгоритму: подключает регистр 1, ОЗУ 26. ПЗУ 28 или процессор 25 к общей шине 24 на прием или передачу информации. Центральный процессор 25 осуществ- ляет: суммирование 2Z чисел, поступающих с блока 7 регистров (2 - число угловых меток или число временных интервалов между соседними угловыми метками); перевод полученного числа, соответствующего

временному интервалу поворота коленчатого вала на 720°, в обороты/мин, по известной формуле; нахождение среднего значения частоты вращения за два оборота; передачу полученного числа на селектор уровня 11; при выполнении неравенства п Поп добавление кода следующего (2Z - 1)-го числа и вычитание кода первого числа Zi. Селектор уровня 11 представляет собой цифровую схему сравнения кодов, поступающих с блока 10 и задатчика 12 частоты измерения мощности, который состоит из набора декадных переключателей (четыре переключателя), с помощью которых выставляется требуемая частота вращения из- мерения мощности, дешифратора и регистра, формирующего на выходе код, соответствующий этой частоте. Дифференциатор 13 является арифметическим устройством (микроЭВМ), осуществляющим последовательный расчет ускорения на рабочем такте каждого из цилиндров по известной формуле. Необходимые для этого коды чисел, хранящихся в регистре 7, передаются на дифференциатор 13. Номера этих чисел определяются задатчиком 9. В качестве таймера, управляющего работой дифференциатора 13 может использоваться генератор 16 тактовых импульсов (он может также управлять работой блоков 10 и 14). Блок 14 хранения ускорений и вычисления коэффициента неравномерности построен аналогично блоку 10. ОЗУ хранит 1Ц отсчетов (ц- число цилиндров), измеренных в разгоне, столько же на выбеге и промежуточные результаты вычислений, обеспечивающие нормальное функционирование центрального процессора. Процессор осуществляет: алгебраическое вычитание из кодов чисел ускорений, измеренных в разгоне на соответствующих участках работы цилиндров, которые поступают в блок 14с дифференциатора 13, кодов чисел, измеренных на выбеге; нахождение максимального и минимального значений полученных ускорений; вычисление коэффициента неравномерности по формуле (1). При недостаточном быстродействии блока 14 для обеспечения расчетов при быстром переходе с режима разгон на выбег емкость блока регистров 7 может быть увеличена дополнительно для хранения 2Z отсчетов, измеренных на выбеге. Результаты вычисления индуцируются на цифровом табло (индикаторе 15). В качестве схемы 17 подготовки к работе может выступать кнопка, соединенная с формирователем импульсов. Служебные связи между вычислительными блоками 10, 13, 14 и остальными (запрос на прерывание), готовность к

обслуживанию внешних устройств) на фиг. 1 не показаны, как несущественные. Принцип действия предлагаемого устройства при определении индикаторной мощности отдельных цилиндров двигателя без их отключения заключается в измерении среднего значений ускорений на участке работы проверяемого цилиндра в разгоне, затем в выбеге на этом же участке (или наоборот) и вычитание (алгебраически) второго значения из первого. Для этого с помощью преобразователя 2 временные интервалы между.соседними угловыми метками преобразуются в код и с момента поступления с блока 6 синхронизации на регистр 3 разрешающего потенциала, вызванного появлением сигнала с датчика 4, они проходят через регистр 3 в блок 7 регистров, и последовательно записываются. Количество чисел (кодов), хранящихся в регистре 7 (длина массива), определяется задатчиком 8. Нумерация чисел, в соответствии с их положением в цикле работы двигателя, определяется задатчиком 9. Коды чисел из блока 7 поступают в блок 10, где происходит вычисление среднего значения частоты вращения за цикл (за 2 или 4 поворота коленчатого вала на угол ЗбО1. Полученное значение сравнивается в селекторе 11 с опорным значением, установленным заранее задатчиком 12 и в случае их равенства сигнал с выхода селектора 11 подается на четвертый управляющий вход блока 7 регистров, который прекращает дальнейшую запись в него чисел. Если же измеренное п меньше требуемого Поп, то блок 10 производит добавление кода следующего числа: (22 1)-го или (4Z - 1)-го и.вычитание кода первого числа. С момента прекращения записи чисел в блок 7, производится их последовательная пересылка в цифровой дифференциатор 13, в котором происходит вычисление ускорений на рабочих тактах цилиндров по известным формулам. Коды рассчитанных ускорений передаются последовательно в блок 14 хранения ускороений и вычисления коэффициента неравномерности. Блок 14 осуществляет хранение ускорений, вызванных работой отдельных цилиндров в разгоне и в выбеге (которые поступают с дифференциатора 13), алгебраическое вычитание из ускорений разгона ускорений выбега на участках работы цилиндров, расчет коэффициента неравномерности и последовательный вывод на цифровое табло индикатора 15 (в автоматическом или ручном режимах) ускорений, вызванных работой отдельных цилиндров, в разгоне и выбеге, а также всех цилиндров вместе и рассчитанного коэффициента неравномерности. Измеренные ускорения в разгоне, выбеге и их алгебраическая разность характеризуют соответственно эффективную мощность, мощность потерь и индикаторную мощность, а также 5 соответствующие полные мощности двигателя. При желании, умножив ускорения на постоянный для данной марки двигателя коэффициент, можно индицировать мощность в киловаттах, При определении мощности

0 двигателя в целом работа устройства аналогична, за исключением того, что расчет ускорения производится при использовании всех 2Z (или 4Z) чисел, хранящихся 8 блоке 7. Этот режим определяется задатчиком 9,

5 Перед началом измерения оператором устанавливается с помощью задатчика б требуемая длина массива чисел, записываемых в блок 7, ас помощью задатчика 9 осуществляется нумерация отсчетов, хранящихся 8

0 блоке 7, в соответствии с чередованием рабочих тактов цилиндров. С помощью схемы 17 осуществляется установка в исходное состояние регистра 3, блоков 7 и 10, дифференциатора 13, триггер блока б устанав5 ливается в одно из устойчивых состояний. С приходом импульса синхронизации с датчика 4 триггер блока 6 устанавливается в другое устойчивое состояние, при этом блокируется первый вход блока б и дается

0 разрешение на запись в регистре 3 кода с преобразователя 2. Таким образом первый временной интервал, записанный в блок 7 соответствует одной и той же угловой метке, следующей непосредственно за началом

5 впрыска топлива в цилиндр, на котором установлен датчик 4. Так как вход блока 6 заблокирован, то в блоке 7 хранятся отсчеты, начиная с первой угловой метки. Далее в разгоне и выбеге указанная угловая метка

0 служит опорной и определяет нумерацию отсчетов, хранящихся в блоке 7. Погрешность, вносимая несовпадением опорного импульса с импульсом впрыска не превышат ет интервала между соседними угловыми

5 метками и при достаточно большом их числе (большеста) вносимая погрешность ничтожна. Кроме того, после момента впрыска до момента начала горения газовые силы, характеризующие индикаторную мощность

0 цилиндра, еще не формируют положительного ускорения. Преобразование временного интервала между угловыми метками в код осуществляется следующим образом. Перед измерениями триггер 18 управления за5 лисью устанавливается в такое положение, что с приходом первого импульса с датчика 1 на динамический вход триггера 18 на его втором выходе появляется потенциал, разрешающий прохождение через схему совпа- дений 20 импульсов с генератора 16

тактовых импульсов. Эти импульсы поступают на счетный вход счетчика 22 управления записью. Сигнал с выхода Г счетчика 22 подается на второй управляющий вход регистра 3. При этом осуществляется перезапись информации с преобразователя 2 в регистр 3. Сигнал с выхода 2 устанавливает счетчик 21 тактовых импульсов в исходное состояние, а сигнал с выхода 3 опрокидывает триггер 18 в другое устойчивое состояние. В результате вход схемы И 20 блокируется, а на вход схемы И 19 подается с другого плеча триггера 18 потенциал, разрешающий прохождение через схему 19 тактовых импульсов с генератора 16, которые поступают на счетный вход счетчика 21. С приходом следующего импульса с датчика

1 триггер 18 опрокидывается в исходное состояние. Процесс повторяется.

В режиге разгона двигателя импульс впрыска топлива может расширяться и появляются дополнительные всплески, которые могут быть приняты за начало впрыска топлива. Так как с ростом частоты вращения впрыск топлива смещается в сторону позднего угла и, кроме того, между моментами

впрыска и начала горения еще не создается положительного ускорения коленчатого вала, а также с учетом того, что впрыск топлива на выбеге отсутствует, то с целью повышения помехоустойчивости измерений возможно выделить опорную угловую метку только один раз - в станционарном режиме частоты вращения или в начале разгона.

Похожие патенты SU1789898A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2001
  • Добролюбов И.П.
  • Федюнин П.И.
  • Ольшевский С.Н.
RU2208771C2
Устройство для измерения мощности и герметичности цилиндров двигателля внутреннего сгорания 1987
  • Лившиц Владимир Моисеевич
  • Добролюбов Иван Петрович
  • Синий Владимир Филиппович
SU1493897A1
Устройство для измерения мощности цилиндров двигателя внутреннего сгорания 1983
  • Лившиц Владимир Моисеевич
  • Добролюбов Иван Петрович
  • Жадинец Владимир Данилович
  • Колинко Вадим Павлович
  • Чирков Григорий Николаевич
SU1183846A1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2018
  • Ольшевский Сергей Николаевич
  • Клименко Денис Николаевич
  • Борисов Александр Анатольевич
  • Добролюбов Иван Петрович
  • Орехов Алексей Константинович
RU2694108C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УГЛА ОПЕРЕЖЕНИЯ ВПРЫСКА ТОПЛИВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2013
  • Добролюбов Иван Петрович
  • Альт Виктор Валентинович
  • Ольшевский Сергей Николаевич
  • Савченко Олег Фёдорович
RU2543091C1
Способ определения технического состояния двигателей внутреннего сгорания и устройство для его осуществления 2018
  • Добролюбов Иван Петрович
  • Альт Виктор Валентинович
  • Ольшевский Сергей Николаевич
  • Савченко Олег Федорович
  • Клименко Денис Николаевич
RU2721992C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2012
  • Добролюбов Иван Петрович
  • Альт Виктор Валентинович
  • Савченко Олег Федорович
  • Ольшевский Сергей Николаевич
RU2541072C2
Устройство для определения зависимости мощности двигателя внутреннего сгорания от частоты вращения 1983
  • Лившиц Владимир Моисеевич
  • Дролов Леонид Васильевич
  • Моносзон Александр Абрамович
  • Самойлов Сергей Васильевич
  • Бобрышев Григорий Павлович
  • Гарбер Михаил Дмитриевич
SU1136042A1
Способ определения цикловой подачи топлива и устройство для его осуществления 2015
  • Добролюбов Иван Петрович
  • Альт Виктор Валентинович
  • Ольшевский Сергей Николаевич
  • Савченко Олег Фёдорович
  • Клименко Денис Николаевич
RU2665566C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ЭКСПЕРТНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1999
  • Добролюбов И.П.
  • Савченко О.Ф.
  • Альт В.В.
RU2175120C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 789 898 A1

Реферат патента 1993 года Устройство для измерения мощности цилиндров двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для определения мощности двигателя внутреннего сгорания. Цель изобретения - повышение точности измерений и снижение трудоемкости в условиях эксплуатации. Сущность изобретения: наряду с датчиком частоты вращения вала двигателя 1. селектором уровня 11, последовательно соединенными датчиком синхронизации 4, блоком формирования начала отсчета угловых меток 5 и блоком синхронизации начала отсчета угловых меток 6, задатчиком угловых меток цикла 8, дифференциатором 13, задатчиком номеров угловых меток цилиндров 9 и индикатором 15 устройство содержит преобразователь временного интервала в код 2, регистр временного хранения 3, блок регистров сигнала 7, блок вычисления среднего значения частоты вращения за цикл 10. за- датчик частоты измерения мощности 12, блок хранения ускорений и вычисления коэффициента неравномерности 14, генератор тактовых импульсов 16 и схему подготовки к работе 17. Преобразователь временного интервала в код 2 содержит триггер управления записью 18, две схемы совпадений 19 и 20, счетчик тактовых импульсов 21 и счетчик управления записью 22. Положительный эффект: благодаря ликвидации многократных измерений в тестовых режимах разгона-выбега, двигателя упрощается эксплуатация устройства. За счет устранения инерционности фильтров и сохранения идентичных условий работы цилиндров по температурному и скоростному режимам и расходу топлива повышается точность измерений. 1 з. п. ф-лы. 3 ил. ел С j 00 Ю 00 Ю 00

Формула изобретения SU 1 789 898 A1

Формула изобретения Устройство для измерения мощности цилиндров двигателя внутреннего сгорания, содержащее датчик частоты вращения вала двигателя, селектор уровня, последовательно соединенные датчик синхронизации, блок формирования начала отсчета угловых меток и блок синхронизации начала отсчета угловых меток, задатчик угловых меток цикла, дифференциатор, задатчик номеров угловых меток цилиндров и индикатор, отличающееся тем, что, с целью повышения точности измерений и снижения трудоемкости в условиях эксплуатации, оно снабжено преобразователем временного интервала в код, регистром временного хранения, блоком регистров сигнала, блоком вычисления среднего значения частоты вращения за цикл, задатчиком частоты измерения мощности, блоком хранения ускорений и вычисления коэффициента неравномерности, генератором тактовых импульсов, схемой подготовки к работе, причем датчик частоты вращения связан с первым сигнальным входом преобразователя временного интервала в код, первый информационный и второй управляющий выходы которого соединены соответственно с первым информационным и вторым управляющим входами регистра временного хранения, третий управляющий вход которого соединен с выходом блока синхронизации начала отсчета угловых меток, выход регистра временного хранения

связан с первым сигнальным входом блока регистров сигнала, второй и третий управляющие входы которого соединены соответственно с задатчиком угловых меток цикла и выходом задатчика номеров угловых меток цилиндров, один из выходов блока регистров сигнала через блок вычисления среднего значения частоты вращения за цикл связан с одним из входов селектора уровня, второй вход которого соединен с задатчиком частоты измерения мощности, а выход - с первым входом задатчика номеров угловых меток цилиндров и с четвертым управляющим входом блока регистров сигнала, второй выход блока регистров сигнала соединен с первым сигнальным входом дифференциатора, первый выход которого через блок хранения ускорений и вычисления коэффициента неравномерности связан с индикатором, а второй выход - с вторым входом задатчика номеров угловых меток цилиндров, вторые управляющие входы преобразователя временного интервала в код и дифференциатора соединены с выходом генератора тактовых импульсов, установочные входы: третий дифференциатора, вторые блоков синхронизации начала отсчета угловых меток и блока вычисления среднего значения частоты вращения за цикл, четвертый регистра временного хранения, пятый блока регистров сигнала соединены со схемой подготовки к работе.

2. Устройство по п. 1, отличающее- с я тем, что в нем блок преобразователя

временного интервала в код содержит триггер управления записью, две схемы совпадений, счетчик тактовых импульсов и счетчик управления записью, причем первый счетный вход триггера управления записью является первым сигнальным входом преобразователя временного интервала в код, выходы триггера управления записью соединены соответственно с первыми входами схем совпадений, вторые входы которых соединены между собой и являются вторым управляющим входом преобразова0

теля временного интервала в код, выход первой схемы совпадения связан с первым счетным входом счетчика тактовых импульсов, а выход второй - со счетным входом счетчика управления записью, первый аы- ход которого является вторым управляющим входом регистра временного хранения, второй выход соединен с вторым управляющим входом счетчика тактовых импульсов, а третий выход -- с вторым управляющим входом триггера управления записью.

Фаг. 2

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1993 года SU1789898A1

Устройство для измерения мощности 1976
  • Ивашев Ромил Алексеевич
  • Морозов Геннадий Федорович
SU601586A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Устройство для измерения мощности цилиндров двигателя внутреннего сгорания 1983
  • Лившиц Владимир Моисеевич
  • Добролюбов Иван Петрович
  • Жадинец Владимир Данилович
  • Колинко Вадим Павлович
  • Чирков Григорий Николаевич
SU1183846A1

SU 1 789 898 A1

Авторы

Добролюбов Иван Петрович

Бобрышев Григорий Павлович

Тюпа Александр Николаевич

Чекрыга Александр Михайлович

Лившиц Владимир Моисеевич

Самойлов Сергей Васильевич

Даты

1993-01-23Публикация

1990-07-02Подача