Стыкоизмеритель для электрифицированных железнодорожных линий Советский патент 1993 года по МПК B61L23/16 

Описание патента на изобретение SU1792861A1

Изобретение относится к железнодо- р жной автоматике и телемеханике и может б ить использовано при техническом обслуживании рельсовых цепей.

Известны стыкоизмерители для измере- 1Я сопротивления токопроводящих стыков р -льсовой линии, работающие на принципе авнения падения напряжения на измеря- ом сопротивлении и эталонном шунте. П эиборы эти достаточно громоздки из-за н шичия магазина шунтов, требуют прове- ния множества манипуляций в процессе мерения и обеспечивают невысокую точность измерения.

Известен также стыкоизмеритель, содержащий отсчетно-регистрирующее устройство и три рельсовых контакта, смонтированных на фиксированных расстояниях друг от друга и подключаемых к рельсам первый и второй

контакты - по разные стороны токопроводя- щего стыка и второй и третий - к участку рельса фиксированной длины.

Недостатками стыкоизмерителя является влияние на результаты измерения переходного сопротивления контактов, сравнимого с из- меряемым сопротивлением порядка миллиом, сложность проведения массовых измерений в эксплуатационных условиях из-за необходимости выполнения операций по уравновешиванию моста и отсутствие автоматической фиксации дефектных стыков.

Цель изобретения - повышение точности измерения.

Поставленная цель достигается тем, что стыкоизмеритель снабжен делителем напряжения, пороговым элементом, переключателем режимов, блоком сигнализации, усилителем с регулируемым коэффициен3

ю

00 Os

том усиления и операционным усилителями, через один из которых к одному из входов деяителя напряжения подключены первый и второй рельсовые контакты, через другой к другому входу делителя напряже- ния подключены второй и третий рельсовые контакты, к выходу делителя напряжения подключены регистратор и один из входов усилителя с регулируемым коэффициентом усиления, выход которого через пороговый элемент соединен с блоком сигнализации, а второй управляющий вход - с переключателем режимов.

На чертеже дана структурная схема сты- коизмерителя.

Стыкомзмеритель содержит регистратор 1, вход которого соединен с выходом делителя напряжения 2 и первым входом усилителя 3 с регулируемым коэффициентом усиления, к второму управляющему вхо- ду которого подключен переключатель режимов 4, а к выходу - вход порогового элемента 5, соединенного своим выходом с блоком сигнализации 6.

Первый 7 и второй 8 рельсовые крнтак- ты подключаются к рельсам 9 и 10 по разные стороны стыка 11, а1 третий рельсовый контакт 12 подключается к рельсу 10 на фиксированном расстоянии Ч1 от второго контакта 8. Сигнал с контактов 7 и 8 через операци- онный усилитель 13 подается на первый вход делителя 2 напряжения, а к второму его входу подключен выход второго операционного усилителя 14, соединённого своим ехо- дом с контактами 8 и 12.

Стыкоизмеритель работает следующим образом.

Для.проведения измерений устройство подключается рельсовыми контактами 7 и 8 к рельсам 9 и 10 по разные стороны стыка 11, а рельсовыми контактами 8 и 12 - к участку рельса 10 фиксированной длины It.

На участках железных дорог с электротягой по рельсам всегда протекает тяговый ток определенной величины Ь, при этом па- дение напряжения на измеряемом стыке

UcT-lf ZCT

и на участке рельса с фиксированной длиной И

Un IT li Zp, где ZCT - измеряемое сопротивление стыка;

Zp - удельное сопротивление одного метра рельса тяговому току.

Эти напряжение подаются соответственно через первый 13 и второй 14 операци- онныё усилители на первый и второй выходы делителя 2 напряжения, на выходе которого будет сигнал

Ку U Ку Ui, li Zp

ст Ј-ст

kZc

где Ку- коэффициент усиления операционных усилителей 13 и 14;

k 1/liZp - коэффициент пропорциональности.

Таким образом, на выходе делителя 2 напряжения Ug пропорционально величине измеряемого сопротивления стыка ZCT. Удельное сопротивление рельса Zp тяговому току известно, а длина h фиксирована и тоже известна, что позволяет шкалу регистратора 1 отградуировать непосредственно в единицах измеряемого сопротивления.

При проведении массовых профилактических измерений и поиске места повреждения в рельсовых цепях достаточно знать, не превышает ли сопротивление стыка ZCT установленного максимально допустимого значения ZcT-мах. При этом величина ZCT.MSX нормируется для разных типов стыка эквивалентным сопротивлением рельса опреде- лен|ной опорной длины. Для практически мгновенного определения соответствует ли сопротивление измеряемого стыка нормам служит второй канал на выходе делителя 2 напряжения, где сигнал Ug, пропорциональный величине измеряемого сопротивления, после усиления усилителем 3 подается на вход порогового элемента 5. Если напряжение Ug больше допустимого для данного ти- ria |стыка, должен срабатывать пороговый элемент 5 и включаться блок сигнализации 6.-J,Напряжение срабатывания порогового элемента 5 фиксировано Unop. чтобы срабатывание канала световой индикации зависел от типа стыка, коэффициент усиления усилителя 3 меняется переключателем режимов 4.

Величина падения напряжения Uoi тягового, тока на участке рельса пороговой длины для i-ro типа стыка

Uol 1т loi Zp,

где I0i - нормативное значение длины рельса/ сопротивление которого является предельно допустимым для рассматриваемого }-го типа стыка. Тогда требуемое при этом значение коэффициента усиления усилителя 3 должно меняться пропорционально от- нойгение Ii/t0l.

В качестве усилителя 3 с регулируемым коэффициентом усиления могут быть использованы операционные усилители. Величина коэффициента усиления при этом может меняться с помощью переключателя режимов.

:Канал световой индикаций работает следующим образом.

перед измерениями посредством переключателя режимов 4 устанавливается тип используемых на участке стыков и тем самым устанавливается требуемое значение коэффициента Усиления усилителя 3. Если npi/ проведении измерения окажется, что соп ротивление стыка меньше предельно допустимого, т.е. находится в пределах нормы, то напряжение на выходе усилителя 3 недо- ста точно для срабатывания порогового элемента 5. Если же сопротивление выше догустимого, падение напряжения на нем растет, отчего растет напряжение Ug на выходе делителя 2, а напряжение на выходе усипителя 3 оказывается больше напряже- ни; срабатывания порогового элемента 5. Последний срабатывает и включает блок сигнализации б, построенный, например, на светодиодах, потребляющих весьма малую

мощность. Световой сигнал показывает, что измеряемый стык дефектен.

Экспериментальные исследования опытного макета заявляемого стыкоизмери- теля для электрифицированных железнодорожных линий в лабораторных и эксплуатационных условиях показали, что по сравнению с устройством аналогичного назначения (прототип) результаты измерения заявляемым стыкоизмерителем не зависят от величины переходных сопротивлений .между рельсами и контактами, которыми стыкоизмеритель подключается к рельсовым линиям. При проведении измерений не требуется проводить каких-либо манипуляций с переключением элементов схемы прибора, а предварительная установка типа стыка на приборе переключателем обеспечивает появление светового сигнала, если измеряется дефектный ток.

Похожие патенты SU1792861A1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ РЕЛЬСОВЫХ ЦЕПЕЙ НА ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЛИНИЯХ 2006
  • Шаманов Виктор Иннокентьевич
  • Суров Валерий Павлович
  • Пультяков Андрей Владимирович
  • Трофимов Юрий Анатольевич
  • Шаманова Софья Искандеровна
RU2334643C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ТОКОПРОВОДЯЩИХ РЕЛЬСОВЫХ СТЫКОВ 2005
  • Шаманов Виктор Иннокентьевич
  • Шевердин Игорь Николаевич
  • Быстров Анатолий Николаевич
  • Пультяков Андрей Владимирович
  • Трофимов Юрий Анатольевич
RU2304060C2
Устройство для измерения сопротивления стыковых соединений рельсовой линии 1991
  • Шаманов Виктор Иннокентьевич
  • Никулин Леонид Валентинович
  • Михалдык Владимир Павлович
  • Шаманова Софья Искандеровна
SU1799788A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ИЗОЛИРУЮЩИХ СТЫКОВ ПРИ ЭЛЕКТРОТЯГЕ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 2022
  • Шаманов Виктор Иннокентьевич
  • Денежкин Дмитрий Валерьевич
RU2786253C1
Устройство для измерения сопротивления изолирующих стыков рельсовых цепей 1987
  • Шаманов Виктор Иннокентиевич
  • Михалдык Владимир Павлович
  • Ведерников Борис Михайлович
  • Котельников Дмитрий Михайлович
  • Никулин Леонид Валентинович
SU1423446A1
Устройство для измерения сопротивления изолирующих стыков рельсовых цепей 1985
  • Шаманов Виктор Иннокентьевич
  • Михалдык Владимир Павлович
  • Шаманова Софья Искандеровна
  • Никулин Леонид Валентинович
SU1284874A1
УСТРОЙСТВО ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ РЕЛЬСОВЫХ ЛИНИЙ В РЕЛЬСОВЫХ ЦЕПЯХ НА УЧАСТКАХ С ЭЛЕКТРОТЯГОЙ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 2013
  • Балуев Николай Николаевич
  • Шаманов Виктор Иннокентьевич
RU2529564C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ДРОССЕЛЬНЫХ ПЕРЕМЫЧЕК ПУТЕВЫХ ДРОССЕЛЬ-ТРАНСФОРМАТОРОВ 2013
  • Шаманов Виктор Иннокентьевич
RU2543435C2
Устройство для измерения сопротивления изоляции изолирующих стыков 1986
  • Жох Владимир Павлович
SU1523451A1
Устройство для измерения сопротивления изолирующих стыков 1991
  • Шаманов Виктор Иннокентьевич
  • Шаманова Софья Искандеровна
SU1799786A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 792 861 A1

Реферат патента 1993 года Стыкоизмеритель для электрифицированных железнодорожных линий

Использование: при измерении в рельсо- дх цепях. Сущность измерения: стыкоизмеритель содержит регистратор и подключается к рельсовой линии тремя рельсовыми контактами так, чтобы измеряемый стык был между первыми двумя. Стыкоизмеритель снабжен делителем напряжения, пороговым элементом, блоком сигнализации, переключателем режимов; усилителем с регулируемым коэффициентом усиления и двумя операционными усилителями, через которые на два входа делителя напряжения подаются сигналы соответственно с первого-второго и второго-третьего рельсовых контактов, к выходу делителя напряжения подключены регистратор прямо, а блок сигнализации -через пороговый элементиуси- литель с регулируемым коэффициентом усиления, второй вход которого соединен с переключателем режимов.

Формула изобретения SU 1 792 861 A1

Формула изобретения

Стыкоизмеритель для элект.рифициро- вз1: ных железнодорожных линий, содержащий регистратор и рельсовые контакты, одни из которых подключен к рельсам по одну сторону от стыка, а второй и третий - по другую вдоль рельсовой линии, отличающийся тем, что, с целью повышения то1ности, он снабжен делителем напряже- ним, пороговым элементом, переключателе л режимов, блоком сигнализации, yct/лителем с регулируемым коэффициен;t- L. ..,- ,:

том усиления и операционными усилителями, через один из которых к одному из входов делителя напряжения подключены первый и второй рельсовые контакты, через другой к другому входу делителя напряжения подключены второй и третий рельсовые контакты, к выходу делителя напряжения подключены регистратор и один из входов усилителя с регулируемым коэффициентом усиления, выход которого через пороговый элемент соединен с блоком сигнализации, а второй управляющий вход - с переключателем режимов.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1993 года SU1792861A1

Котельников А.В., Наумов А.В
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Рельсовые цепи в условиях влиния заземляющих устройств
М.: Т )анспорт, 1980, с
Устройство для отыскания металлических предметов 1920
  • Миткевич В.Ф.
SU165A1

SU 1 792 861 A1

Авторы

Шаманов Виктор Иннокентьевич

Мухамеджанов Канат Сакенович

Никулин Леонид Валентинович

Михалдык Владимир Павлович

Ведерников Борис Михайлович

Даты

1993-02-07Публикация

1991-01-28Подача