Силовая установка машины Советский патент 1993 года по МПК F02G5/00 F01N3/04 

Описание патента на изобретение SU1793087A1

.Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано преимущественно в машинах, предназначенных для выполнения разведывательных, восстановительных и спасательных работ в чрезвычайных аварийных ситуациях (например, при авариях на атомных станциях, химических предприятиях, в случае завалов и обвалов в карьерах, туннелях и штольнях, при взрывах на газо- и нефтепроводах, во время землетрясений, наводнений, пожаров и т.п.). временно ограничивающих или полностью исключающих забор воздуха из атмосферы и/или выброс в атмосферу отработавших газов (ОГ). Изобретение также может быть использовано на машинах, выполняющих плановые работы в условиях ограниченного объема (в туннелях, в производственных помещениях и т.п.) или в условиях недостаточной циркуляции окружающего воздуха, например, в глубоких карьерах.

Известны силовые установки машин, применяемых для проведения восстановительных и аварийно-спасательных работ. Такие силовые установки содержат тепловой двигатель (например, дизель) со штатными системами охлаждения, смазки, топливоподачи, пуска, останова, воздухоза- бора и выпуска отработавших газов, а также механическую трансмиссию с муфтой сцепления, коробкой передач, реверсом, мультипликаторами и демультипликаторами, распределительными механизмами, механизмами поворота, бортовыми редукторами, тормозными устройствами, муфтами предельного мо мент а, валами и др. элементами, а также систему трубопроводов с запорными устройствами.

Основным недостатком рассмотренных силовых установок является -низкая надежность пуска и работы в экстремальных условиях, при пуске в холодное время года из-за резкого падения емкости аккумуляторных батарей при работе с резко переменной нагрузкой и частыми перегрузками с внезапной остановкой двигателя, приводящей к быстрому износу последнего, при работе в условиях, временно ограничивающих или полностью исключающих забор воздуха из атмосферы и/или выброс в атмосферу ОГ.

Известнатакже силовая установка, принятая за прототип предложенного технического решения. Указанная силовая установка Прототйп содержит тепловой .двигатель со штатными системами охлаждения, смазки, топливоподачи, пуска и останова двигателя, воздушный фильтр, глушитель, гидравлическую трансмиссию с гидронасосом, кинематически связанным с

двигателем, гидрораспределителем, баком гидрожидкости с фильтром, охладителем гидрожидкости, гидравлическими исполнительными механизмами (гидроцилиндрами и гидромоторами), а также систему трубопроводов с запорными устройствами.

Основным недостатком прототипа является низкая надежность пуска двигателя и работы его в перечисленных выше экстре

мальных условиях.

Целью изобретения является повышение эксплуатационных качеств силовой установки.

Цель достигается благодаря тому, что

установка снабжена тепловым аккумулято- ром, охладителем-нейтрализатором ОГ со встроенным отделителем капельной влаги, емкостью запаса кислорода с регулятором его поДачи, кислородным редуктором, системой прокачки жидкостного регенерируемого химического поглотителя, тремя трехходовыми кранами, запорными устройствами, смесителем и регулятором уровня поглотителя и рециркуляционным каналом,

причем первое запорное устройство установлено в выпускном коллекторе и разделяет его на два участка, рециркуляционный канал подключен к первому участку выпускного коллектора до первого запорного устройства по ходу выпускаемых газов, под-.

соединен к смесителю и снабжен отводным патрубком, в котором установлено запорное устройство и который подключен к входу глушителя, тепловой аккумулятор

выполнен с газовой и жидкостной полостями и установлен газовой полостью в рециркуляционном канале между выпускным коллектором и отводным патрубком, охладитель-нейтрализатор отработавших

газов установлен в рециркуляционном канале после отводного патрубка, первый трех- ходово.й кран установлен в рециркуляционном канале на входе в смеситель и сообщен с впускным каналом, смеситель установлен на входе во впускной трубопровод и сообщен каналом подачи кислорода с установленными в нем третьим

запорным устройством и кислородным редуктором с. ёмкостью запаса кислорода, си стема прокачки жидкого регенерирующего химического поглотителя.выполнена в виде замкнутого контура, включающего последовательно установленные емкость запаса поглотителя, подающий насос, нагнетающий

патрубок которого снабжен на выходе вторым трехходовым краном, один выход которого подключен к жидкостной полости теплового аккумулятора, а второй выход связан- с охладителем-нейтрализатором, в котором установлен регулятор уровня попотителя и который выполнен с двумя тру- опроводами слива поглотителя, первый из оторых подключен к жидкостной полости еплового аккумулятора и связан с входом епаратора, выход которо о сообщен с пер- ым входом третьего трехходового крана, а торой трубопровод слива поглотителя под- лючен к охладителю-нейтрализатору и свя- ан с входом откачивающего насоса, выход оторого сообщен каналом, в котором уста- овлен фильтр поглотителя, со вторым вхо- ;ом третьего трехходового крана, выход оследнего связан трубопроводом с уста- овленным в нем охладителем поглотителя емкостью запаса поглотителя и нагнетаю- ций патрубок подающего насоса сообщен ерепускным каналом с установленным в ем четвертым запорным органом с выхо- ом третьего трехходового крана. При этом становка снабжена пневмогидроаккумуля- ором, подключенным к гидрораспредели- елю. и гидронасос выполнен в виде братимой гидромашины.

Сущность изобретения поясняется ринципиальной схемой силовой установ- и. представленной на чертеже.

Силовая установка содержит тепловой вигатель 1, тепловой аккумулятор 2 (например, на основе фазового перехода твердое ещество - жидкость), охладитель-нейтра- изатор 3 отработавших газов (ОГ) контакт- ого типя с встроенным сепаратором апельной влаги, смеситель 4, регулятор 5 одачи кислорода, кислородный редуктор б, мкость 7 с запасом газообразного кислоро- а. При этом следует заметить, что в качест- е источника кислорода может быть спользован жидкий кислород или твердый ислородосодержащий продукт, например ЛаСЮз. Силовая установка включает также асосы 8 и 9, фильтр жидкого регенерируемого химического поглотителя (РХП) 10 (в ачестве РХП может быть использован вод- ый раствор моноэтаноламина МЭА), охла- итель РХП 11 в виде рекуперативного еплообм.енника или радиатора, емкость 12 запасом РХП, регулятор 13 уровня РХП в хладителе-нейтрализаторе 3, сепаратор 14, воздушный фильтр 15, глушитель 16, обратимую регулируемую гидромашниу 17, кинематически связанную с валом двигателя 1, которая может работать, как в режиме гидронасоса, так и в режиме гидромотора, гидрораспределитель 18, пневмогидроакку- мулятор 19, фильтр 20 гидрожидкости, охлаитель 21 гидрожидкости в виде, например, рекуперативного теплообменника или ра- иатора, емкость 22 для гидрожидкости, рехходовые запорные устройства 23, 24 и 25, запорные устройства 26, 27, 28 и 29.

Силовая установка машины для npoEie- дения аварийно-спасательных работ может функционировать в нескольких режимах.

Наибольший интерес представляют: ре- жим пуска, режим работы по открытому циклу, режим работы по замкнутому циклу, режим регенерации РХП. режим работы с рециркуляцией ОГ по полузамкнутому циклу, режим, работы по открытому циклу с кис- 0 лородным обогащением всасываемого воздуха, режим перегрузки теплового двигателя, режим движения машины при отключенном тепловом двигателе.

Работа силовой установки на каждом из 5 указанных режимов ссстоит в следующем.

1. Режим пуска. Раскрутка вала теплового двигателя, например дизеля 1. в режиме нормального технологического пуска осуществляется штатной системой (стартером

0 от аккумуляторной батареи, сжатым возду хом и т.п.). В случае выхода ее из строя и; и в условиях низких температур, когда м- кость аккумуляторной, батареи резко п да ет, возможен пуск двигателя от

5 пневмогидроаккумулятора 19. При этом гидрораспределитель 18 по команде от опзра- тора обеспечивает подачу тидрожнд :ости под высокие (давлением из пневг огидроак- кумулятора 19 на регулируемую обратимую

0 гидромашину 17. работающую в этом случае в качестве гидромотора (Чдромашина 17 раскручивает вал двигателя 1, обеспечивая его пуск. Отработавшая ги .рожидкость сливается в емкость 22.

5При наличии свобсдного забора воздуха из атмосферы и выгуска ОГ в атмосферу пуск установки обесп чивается следующим - образом.

Запорные устройства 27 и 29 закрыты,

0 запорное устройство 25 открыто, трехходовое запорное устройство 25 обеспечивает сообщение всасывающей системы двигателя через смеситель 4 и воздушный фильтр 15 с атмосферой. В качестве рабочего тела

5 двигателя при пуске с полной изоляцией газоьоздушных трактов от атмосферы используются охлажденные, очищенные и нейтрализованные от СОз ОГ. обогащенные кислородом в смесителе 4. Обеспечивается

0 пульт установки по замкнутому циклу.

2. Режим работы неоткрытому циклу. В этом случае забор воздуха осуществляется из атмосферы, а ОГ выбрасываются в окружающую среду. Забор воздуха осуществля- 5 ется через воздушный фильтр 15. трехходовое запорное устройства 25 и смеситель 4. При этом запорное устройство 29 закрыто, а выброс отработавших газов происходит либо через запорное устройство 26 и Глушитель 16, либо через -еплегхш лккумулятор 2, запорное устройство 27 и глушитель 16. Подача ОГ через тепловой аккумулятор 2 выполняется лишь тогда, когда осуществляется режим регенерации РХП. Двигатель 1 работает на привод регулируе- мой гидромашины 17, функционирующей в режиме гидронасоса. Гидрожидкость из емкости 22 посредством гидромашины 17 через гидрораспределитель 18 подается к гидравлическим исполнительным механиз- мам, управляющим ходовой частью (мотор- колесами) и рабочими орудиями (бульдозерным отвалом, экскаваторной лопатой, крановым оборудованием, компрессором,водяным насосом, гидроинструментом и т.д.), входящими в состав машины для проведения аварийно-спасательных работ. Отработавшая гмдрбжидкость после гидравлических исполнительных механизмов через фильтр 20 и охладитель. 21 сливается в емкость 22. Одновременно (как правило при работе двигателя на частичных режимах) происходит подзарядка пневмогидроаккумулятора 19 посредством гидрораспределителя 18.

3. Режим работы по замкнутому циклу. Работа двигателя в рассматриваемом режиме происходит.при полной изоляции газовоздушных трактов от атмосферы, При этом высокотемпературные ОГ, образующиеся при сгорании топлива в двигателе направляются в тепловой аккумулятор 2, где происходит их охлаждение путем передачи энергии теплоаккумулирующему веществу (например, эвтектической смеси с темпера- турой плавления 140°С в составе: 63,9 мас Ј AICI3, 5,1 мас.% . и 31 мас.% NaCI), a затем в охладитель-нейтрализатор 3 контактного типа со встроенным сепаратором ка- пе ль. ной в л . а г и . В охладителе-нейтрализаторе происходит комплексная обработка отработавших газов (окончательное охлаждение, очистка и удаление из них СОз) РХП, например, водным раствором МЭА. Нейтрализованные и очищенные ОГ через трехходовое запорное устройство 25 и смеситель 4, куда одновременно подается кислород из емкости 7 (либо из сосуда с жидким кислородом, или из устройства для получения кислорода из твердо- го кислородосодержащего продукта), через редуктор б, открытое запорное устройство 29 и регулятор 5, обеспечивающий поддержание требуемой концентрации кислорода в образующейся газовой смеси, которая из смесителя 4 направляется во всасывающую систему двигателя 1. РХП хранится в специальной секционной емкости 12. Во время работы установки РХП насосом 9 посредством трехходового запорного устройства 24

подается в охладитель-нейтрализатор 3. в котором происходит охлаждение ОГ и поглощение содержащейся в них СО. Далее образовавшийся нагретый раствор откачивается насосом 8 через фильтр 10, регулятор 13 уровня, трехходовое устройство 23 и охладитель (радиатор) 11 в емкость 12. В фильтре 10 раствор очищается от механических включений (сажи, частиц окалины и т.д.) и смолистых вещестр. Часть раствора через регулятор 13 перепускается в охладитель- нейтрализатор 3, в котором производится поддержание постоянного уровня РХП и интенсивное перемешивание раствора, что способствует повышению эффективности теплопередачи и химической абсорбции С02. В охладителе 11 раствор охлаждается до температуры, обеспечивающей его последующее использование. Многократная циркуляция РХП в жидкостном контуре возможна за счет того, что насосом 9 в охлади- тель-нейтралзатор 3 подается значительно больше раствора, чем требуется для нейтрализации ОГ. Поэтому в отработавшем растворе остается некоторое количество свободного РХП. Количество подаваемого РХП в охладитель-нейтрализатор определяется условиями теплосьема.

Запасы РХП и кислорода определяются временем работы двигателя по замкнутому циклу. Для повторного использования РХП (после насыщения С02) предусмотрена его регенерация. Гидравлическая система (система привода гидравлических исполнительных механизмов) функционирует также, как в период работы двигателя по открытому циклу.

4. Режим регенерации РХП. Регенерация РХП производится в процессе работы установки по открытому циклу; При этом трехходовое запорное устройство (ТЗУ) 24 переключается на подачу РХП из емкости 12 в тепловой аккумулятор 2. а ТЗУ 23 - на подачу из сепаратора 14 через охладитель 11 в емкость 12. Запорные устройства (ЗУ) 27, 28 и 29 закрыты, ЗУ 26 открыто, а ТЗУ 25 обеспечивает связь всасывающей системы двигателя 1 через смеситель 4 и воздушный фильтр 15 с атмосферой.

Процесс регенерации осуществляется следующим образом.

РХП. насыщенный СОа, из емкостич9 через ТЗУ 24 подается в тепловой аккумулятор 2. а затем в сепаратор 14. где происходит отделение С02 от раствора. Далее газ выбрасывается в атмосферу, а раствор через ТЗУ 28 и охладитель 11 сливается в емкость 12. В случае, если теплоты аккуму- лятора-2 недостаточно для полной регенерации РХП, используется теплота ОГ

вигателя. работающего е режиме регене- ации. Для этого открывается ЗУ 27 и закры- ается ЗУ 26. Окончательное охлаждение ХП после регенерации осуществляется за чет многократной циркуляции его через ох- адитель 11 при открытом ЗУ 28 и закрытых ,ля потока РХП ТЗУ 23 и 24.

Частично регенерацию РХП можно про- зводить при отключенном двигателе, ис- Ьльзуя для этого энергию, накопленную в пневмогидроаккумуляторе 19. При этом предполагается, что привод насоса 9 и вентилятора охладителя (Ъадиатора) 11 обеспе- ч и вается гидравлическими, исполнительными механизмами (ГИМ). В режиме регенерации РХП не исключается работа ГИМ привода ходовой части и ору- й машины.

5. Режим работы с рециркуляцией ОГ (пр полузамкнутому циклу).

Работа установки по полузамкнутому циклу осуществляется при открытых ЗУ 26 и 29. закрытых ЗУ 27 и 28 и разобщении всасывающей системы двигателя с атмосферой посредством ТЗУ 25. Нейтрализация ОГ(по- глдащение из них СО) может не производиться, а жидкостной контур обеспечивает лишь отвод тепла от рециркулируемой части ОГ. Поэтому в качестве рабочего тела в жид- KOciTHOM контуре может использоваться любая жидкость, в том числе вода и РХП, даже н-эсрыщенная С02.

При работе установки по рассматривае- могИу режиму часть высокотемпературных ОГ через открытое ЗУ 26 и глушитель 16 выбрасывается в атмосферу, а другая (ре- цилкулируемая) часть после последователь- ногр охлаждения в тепловом аккумуляторе

2 и охладителе-нейтрализаторе 3 обогащается кислородом в смеси тепе 4 и подается во всасывающую систему теплового двигателя. Выброс части ОГ в атмосферу, а также

отсутствие процесса нейтрализации (хими- . ческая абсорбция сопровождается выделе- , нием теплоты) снижает тепловую нагрузку на охладитель 11, Работа системы привода ГИМ соответствует режиму работы по иткрытому циклу (см. п.2).

6. Режим работы по открытому циклу с кислородным обогащением всасываемого воздуха.

Рассматриваемый режим может ис- пользоваться при работе установки при малом содержании кислорода в атмосфере (например, в зоне пожаров) и отличается от режима по открытому циклу (см.п.1) тем, что всасываемый из атмосферы воздух в сме.си- теле 4 обогащается кислородом, поступающим из емкости 7 через редуктор 6. регулятор 5 и открытое ЗУ 29.

7. Режим перегрузки теплового двигателя. Этот режим может быть использован при выполнении энергоемких работ. В этом случае для привода ГИМ дополнительно ис- лользуегсяэнергия пневмогидроаккумулятора 19.

8. Режим движения, машины при отклю- ченном (остановленном) тепловом двигателе. Вслучае отключения теплового двигателя вывод машины из опасной зоны осуществляется за счет энергии пневмогидроаккумулятора 19. При этом гидрожид- кость из пневмогидроаккумулятора 19 под высоким давлением через гидрораспределитель 18 подается только на ГИМ. управляющие ходовой частью машины.

Похожие патенты SU1793087A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ИСКУССТВЕННОЙ ГАЗОВОЙ СМЕСИ 1991
  • Кабанов А.С.
  • Агафонов А.Н.
  • Гулин С.Д.
  • Гулин В.С.
  • Сорокин А.А.
RU2030774C1
СИСТЕМА ПОДОГРЕВА ГОРОДСКОГО АВТОБУСА 2001
  • Шульгин В.В.
  • Николаенко Г.А.
  • Кулыгин Д.А.
  • Гулин С.Д.
  • Никифоров Г.И.
  • Золотарев Г.М.
RU2230929C2
СИСТЕМА ПРЕДПУСКОВОГО РАЗОГРЕВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1993
  • Гулин С.Д.
  • Шульгин В.В.
  • Яковлев С.А.
RU2075626C1
КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР 2001
  • Ложкин В.Н.
  • Шульгин В.В.
  • Гулин С.Д.
  • Золотарев Г.М.
RU2204027C1
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ ИСКУССТВЕННОЙ ГАЗОВОЙ СМЕСИ ДЛЯ ДИЗЕЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2007
  • Тюпаев Клим Келюевич
  • Дружинин Петр Владимирович
  • Петров Василий Евгеньевич
  • Путятинский Виктор Александрович
  • Терёхин Андрей Николаевич
RU2365770C1
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1999
  • Агафонов А.Н.
  • Корчинский В.С.
  • Мартемьянов О.Л.
  • Терехин А.Н.
  • Гулин В.С.
RU2157516C1
СИСТЕМА РАЗОГРЕВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1991
  • Гулин С.Д.
  • Сорокин А.А.
  • Робертс В.О.
RU2043532C1
Энергетическая установка замкнутого цикла с твердополимерными топливными элементами 2021
  • Сайданов Виктор Олегович
  • Савчук Николай Александрович
  • Ландграф Игорь Казимирович
  • Бут Константин Павлович
RU2774852C1
СИСТЕМА ПОДОГРЕВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1999
  • Шульгин В.В.
  • Гулин С.Д.
  • Мелентьев А.Г.
  • Никифоров Г.И.
  • Золотарев Г.М.
RU2170851C1
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ЗАМКНУТОГО ЦИКЛА И СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЕЕ РАБОТОЙ 1999
  • Пялов В.Н.
  • Остапенко В.А.
  • Журавлев А.А.
  • Кривов В.Г.
  • Замуков В.В.
  • Балашов С.В.
  • Агафонов А.Н.
  • Терехин А.Н.
  • Дмитриев А.Ф.
  • Степанов А.А.
  • Глозман М.К.
  • Полищук С.П.
RU2163976C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 793 087 A1

Реферат патента 1993 года Силовая установка машины

Формула изобретения SU 1 793 087 A1

Формула изобретения 1. Силовая установка машины, предназначенной преимущественно для аварийно- восатановительных и спасательных работ, содержащая тепловой двигатель, снабженный выпускным трубопроводом, подключенным к последнему своим входом глушителя, и впускным трубопроводом, связанным при помощи впускного канала с воз- душ|ным фильтром, и гидравлическую трансмиссию, включающую установленные последовательно бак с жидкостью, подклю- ченнЬй к нему гидронасос, кинематически связанный с выходным валом теплового двигателя, гидрораспределитель, гидравлические исполнительные механизмы, жидкостной фильтр, и охладитель жидкости.

образующие замкнутый контур циркуляции жидкости, отличающаяся тем. что. с целью повышения эксплуатационных качеств, установка снабжена тепловым аккумулятором, охладителем-нейтрализатором отработавших газов с встроенным отделителем капельной влаги, емкостью запаса кислорода с регулятором его подачи, кислородным редуктором, системой прокачки жидкостного регенерируемого химического поглотителя, тремя трехходовыми кранами, запорными устройствами, смесителем и регулятором уровня поглотителя и рециркуляционным каналом, причем первое запорное устройство установлено в выпускном коллекторе и разделяет его на два участка, рециркуляционный канал подклюиен к

первому участку выпускного коллектора до первого запорного устройства по ходу выпускаемых газов, подсоединен к смесителю и снабжен отводным патрубком, в котором установлено второе запорное устройство и который подключен к входу глушителя, тепловой аккумулятор выполнен с газовой и жидкостной полостями и установл.ен газовой полостью в рециркуляционном канале между выпускным коллектором и отводным патрубком, охладитель-нейтрализатор отработавших га.зов установлен в рециркуляционном канале после отводного патрубка, первый трехходовой кран установлен в рециркуляционном канале на входе в смеситель и сообщен с впускным каналом, смеситель установлен на входе во впускной трубопровод и сообщен каналом подачи кислорода с установленными в нём третьим запорным устройством и кислородным редуктором, с емкостью запаса кислорода, система прокачки жидкого регенерирующего химического поглотителя выполнена в виде замкнутого контура, включающего последовательно установленные емкость запаса по- глотителя подающий насос, нагнетающий патрубок которого снабжен на выходе вторым трехходовым краном, один выход которого подключен к жидкостной полости теплового аккумулятора, а второй выход связан с охладителем-нейтрализатором, в котором установлен регулятор уровня поглотителя и который выполнен с двумя трубопроводами слива поглотителя, первый из которых подключен к жидкостной полости теплового аккумулятора и связан с входом сепаратора, выход которого сообщен с первым входом третьего трехходового крана, а второй трубопровод слива поглотителя подключен к охладителю-нейтрализатору и связан с входом откачивающего насоса, выход которого сообщен каналом, в котором установлен фильтр поглотителя, с вторым входим третьего трехходового крана, выход последнего связан трубопроводом с установленным в нем охладителем поглотителя, с емкостью запаса поглотителя, и нагнетающий патрубок подающего насоса сообщен перепускным каналом с установленным в нем четвертым запорным органом с выходом третьего трехходового крана.

2. Установка по п.1, о т л и ч а ю ща я с я тем, что она снабжена пневмогидроаккумуля-: тором, подключенным к гидрораспределй- телю, и гидронасос выполнен в виде обратимой гидромашины.

SU 1 793 087 A1

Авторы

Власов Сергей Борисович

Гулин Вячеслав Степанович

Гулин Степан Дмитриевич

Дзявго Альберт Казимирович

Кабанов Александр Сергеевич

Козьбо Михаил Григорьевич

Кривов Валентин Гаврилович

Мокин Всеволод Никитович

Поляк Михаил Семенович

Даты

1993-02-07Публикация

1990-06-11Подача