КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР Российский патент 2003 года по МПК F01N3/00 

Описание патента на изобретение RU2204027C1

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, а именно к устройствам для нейтрализации отработавших газов (ОГ) дизельных и бензиновых автотракторных двигателей внутреннего сгорания (ДВС), установленных на мобильных машинах, например городских автобусах.

Известны каталитические нейтрализаторы, состоящие из наружного корпуса, внутри которого размещаются камеры с катализатором для дожигания (окисления) сажи, окиси углерода СО, углеводородов СnНm и восстановления окислов азота [1].

Известны также глушители-нейтрализаторы ОГ автомобильных дизелей, состоящие из глушителя шума выпуска и совмещенного с ним блочного каталитического конвертора сотовой конструкции (каталитического блока) на металлическом носителе. Каталитический блок изготавливается путем компактирования плоской и гофрированной металлической фольги толщиной 50 мкм с нанесением промежуточного пористого слоя γ-Al2O3 и платиновых каталитов [2].

Основным недостатком каталитических нейтрализаторов, конструкции которых описаны в [1, 2], является неэффективная работа при низких температурах ОГ, имеющих место при работе ДВС в режиме пуска-прогрева, холостого хода и небольших долевых нагрузок. Эффективная же работа каталитического нейтрализатора возможна при температуре каталитического блока в диапазоне 300... 800oС.

Применение различных систем, оптимизирующих тепловую нагрузку каталитического блока, таких как установка перед матрицей нейтрализатора электрического нагревателя; применение специальной камеры сгорания, продукты из которой поступают в нейтрализатор [2] , значительно усложняет конструкцию последних и требует дополнительных затрат энергии.

Наиболее близким к заявляемому является устройство, состоящее из корпуса, внутри которого размещен каталитический реактор, заполненный катализатором, и тепловой аккумулятор фазового перехода плавление-кристаллизация, представляющий собой полость, образованную корпусами устройства и реактора, ограниченную с торцов сетчатыми перегородками для прохода ОГ и заполненную теплоаккумулирующим материалом (ТАМ), претерпевающим фазовый переход плавление-кристаллизация при взаимодействии с ОГ двигателя. Внутри ТАМ расположен жидкостный теплообменник системы предпусковой тепловой подготовки двигателя [3].

Недостатками данной конструкции являются: во-первых, сосредоточение всей массы ТАМ в одном кольцевом зазоре, образованном наружным корпусом устройства и корпусом каталитического реактора, вследствие чего повышается вероятность разрушения или необратимой деформации вышеуказанных корпусов из-за увеличения объема ТАМ при его плавлении и уменьшения этого объема при его кристаллизации, а следовательно, необходимость усиления жесткости всей конструкции; во-вторых, отсутствие тепловой изоляции, из-за чего часть тепловой энергии, аккумулируемая тепловым аккумулятором, рассеивается в окружающую среду; в-третьих, сложность конструкции, обусловленная наличием жидкостного теплообменника системы предпусковой тепловой подготовки двигателя, что во всей совокупности вышеупомянутых недостатков уменьшает надежность функционирования конструкции устройства.

Задачами изобретения являются повышение надежности работы каталитического нейтрализатора и упрощение его конструкции.

Поставленная задача решается благодаря тому, что внутри каталитического реактора располагается тепловой аккумулятор фазового перехода, состоящий из отдельных цилиндрических капсул, заполненных ТАМ, а цилиндрический корпус, внутри которого расположен реактор, имеет тепловую изоляцию.

Изобретение поясняется чертежом.

Каталитический нейтрализатор состоит из наружного 1 и внутреннего 2 цилиндрических корпусов, между которыми находится слой тепловой изоляции 3. Внутри корпуса 2 размещен каталитический реактор, состоящий из плоских и гофрированных металлических фольг 4, покрытых слоем пористого катализатора, и тепловой аккумулятор фазового перехода плавление-кристаллизация, состоящего из равномерно расположенных по объему реактора цилиндрических капсул 5, заполненных ТАМ 6. Для входа и выхода ОГ имеются соответственно входной 7 и выходной 8 газовые патрубки.

Плоские и гофрированные металлические фольги могут быть выполнены, например, из алюминия с нанесением на него промежуточного пористого слоя γ-Al2O3 и платиновых каталитов. В качестве тепловой изоляции 3 могут использоваться традиционные теплоизоляционные материалы, например минеральная или шлаковая вата, либо прослойка 3 может быть вакуумирована. В качестве ТАМ 6 может использоваться, например, бинарная эвтектическая система 6,3% NaCl-93,7% NaOH (молярные доли) с температурой плавления 314oС и теплотой фазового перехода плавление-кристаллизация 174 кДж/кг [4].

Работа катализатора осуществляется следующим образом. При работе ДВС на номинальной и близкой к номинальной нагрузкам температура ОГ, поступающих через входной газовый патрубок 7, составляет 300...500oС. В результате теплообмена ОГ с плоскими и гофрированными фольгами 4 и выделения теплоты экзотермической каталитической реакции их температура достигает более 300oС, в результате чего процесс каталитической нейтрализации ОГ происходит достаточно эффективно. При этом ОГ отдают часть своей тепловой энергии цилиндрическим капсулам 5, заполненным ТАМ 6. В процессе теплообмена последний нагревается до температуры плавления, плавится, а затем нагревается в жидкой фазе до некоторой равновесной температуры. Благодаря наличию слоя тепловой изоляции 3 диссипация тепловой энергии в окружающую среду незначительна. При стоянке мобильной машины с выключенным двигателем температура металлических фольг каталитического реактора будет составлять примерно 300oС за счет постепенного выделения скрытой теплоты фазового перехода ТАМ 6. Аналогичная картина наблюдается и при работе ДВС в режиме холостого хода, пуска-нагрева и на небольших долевых нагрузках, когда температура ОГ составляет 100... 200oС, но металлические фольги имеют значительно более высокую температуру за счет накопления скрытой теплоты ТАМ.

Таким образом, в реакторе поддерживается постоянный температурный уровень не ниже 300oС за счет теплоты, выделяемой ТАМ.

Подтверждением решения поставленной задачи является следующее: расположение внутри каталитического реактора теплового аккумулятора фазового перехода, состоящего из цилиндрических капсул, заполненных ТАМ, и наличие тепловой изоляции позволяет повысить надежность работы каталитического нейтрализатора и упростить его конструкцию.

Библиография
1. Якубовский Ю. Автомобильный транспорт и защита окружающей среды: Пер. с пол. - М.: Транспорт, 1979. -198 с., ил., табл.

2. Ложкин В.Н., Саватеев А.И., Преснов А.И. Разработка комбинированных систем термокаталитической нейтрализации и шумоглушения выпуска отработавших газов дизельных автомобилей // Организация и безопасность дорожного движения в крупных городах: Сборник докладов четвертой международной конференции / СПб. Гос. архит.-строит. ун-т, СПб., 2000. - С. 79-82.

3. Патент РФ 2121064, 26.02.96, 6 F 01 N 3/00 (в кодах: RU 2121064 C1, 26.02.96).

4. Абэ Е. Теплоаккумулирующие материалы с высокотемпературным скрытым теплом // Коге дзайре (Япония). - 1984. - Т.32, 5. - С. 62-69.

Похожие патенты RU2204027C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА ПОДОГРЕВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1999
  • Шульгин В.В.
  • Гулин С.Д.
  • Мелентьев А.Г.
  • Никифоров Г.И.
  • Золотарев Г.М.
RU2170851C1
ТЕПЛОВОЙ АККУМУЛЯТОР ФАЗОВОГО ПЕРЕХОДА 2000
  • Шульгин В.В.
  • Гулин С.Д.
  • Никифоров Г.И.
  • Кинев Ю.Г.
  • Крапивко О.В.
  • Золотарев Г.М.
RU2187049C1
ТЕПЛОВОЙ АККУМУЛЯТОР ФАЗОВОГО ПЕРЕХОДА 1998
  • Шульгин В.В.
  • Гулин С.Д.
  • Яковлев С.А.
RU2150603C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЧИСТКИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УТИЛИЗАЦИИ ИХ ТЕПЛОТЫ 1996
  • Яковлев С.А.
  • Шульгин В.В.
  • Агафонов А.Н.
  • Сайданов В.О.
RU2121064C1
СИСТЕМА ПОДОГРЕВА ГОРОДСКОГО АВТОБУСА 2001
  • Шульгин В.В.
  • Николаенко Г.А.
  • Кулыгин Д.А.
  • Гулин С.Д.
  • Никифоров Г.И.
  • Золотарев Г.М.
RU2230929C2
ТЕПЛОВОЙ АККУМУЛЯТОР ФАЗОВОГО ПЕРЕХОДА С САМОРЕГУЛИРУЕМЫМ УСТРОЙСТВОМ ЭЛЕКТРОПОДОГРЕВА 2012
  • Бублий Сергей Анатольевич
  • Бублий Инна Анатольевна
  • Котровский Александр Валентинович
  • Котровская Ирина Олеговна
  • Котровский Александр Александрович
  • Савчук Роман Васильевич
  • Фролов Александр Леонидович
RU2506503C1
СПОСОБ ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1994
  • Сайданов Виктор Олегович
  • Яковлев Сергей Анатольевич
RU2086796C1
СПОСОБ РАБОТЫ КОМБИНИРОВАННОЙ ЭНЕРГОУСТАНОВКИ 1999
  • Сайданов В.О.
  • Агафонов А.Н.
  • Аваков В.Б.
  • Ландграф И.К.
RU2150161C1
Термоаккумулятор транспортного средства 2019
  • Салмин Владимир Васильевич
  • Атясов Дмитрий Алексеевич
RU2706324C1
СИСТЕМА ПОДОГРЕВА УСТАНОВКИ С ТЕПЛОВЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2016
  • Косой Александр Семенович
  • Монин Сергей Викторович
  • Кузенков Александр Николаевич
  • Синкевич Михаил Всеволодович
  • Цыганков Вадим Владимирович
RU2641775C1

Реферат патента 2003 года КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, а именно к устройствам для нейтрализации отработавших газов (ОГ) дизельных и бензиновых автотракторных ДВС, установленных на мобильных машинах, например городских автобусах. Нейтрализатор состоит из наружного и внутреннего цилиндрических корпусов, между которыми находится слой тепловой изоляции. В пространстве внутреннего корпуса размещены каталитический реактор, состоящий из плоских и гофрированных металлических фольг, покрытых слоем пористого катализатора, и тепловой аккумулятор фазового перехода плавление-кристаллизация, состоящий из равномерно расположенных по объему реактора цилиндрических капсул, заполненных теплоаккумулирующим материалом. Для входа и выхода отработавших газов имеются соответственно входной и выходной газовые патрубки. Изобретение позволяет повысить надежность работы каталитического нейтрализатора и упростить его конструкцию. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 204 027 C1

Каталитический нейтрализатор, состоящий из цилиндрического корпуса, внутри которого размещен каталитический реактор и тепловой аккумулятор фазового перехода плавление-кристаллизация, заполненный теплоаккумулирующим материалом, отличающийся тем, что теплоаккумулирующий материал заключен в цилиндрические капсулы, которые равномерно расположены по объему каталитического реактора, снабженного тепловой изоляцией и выполненного из плоских и гофрированных металлических фольг.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2204027C1

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЧИСТКИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УТИЛИЗАЦИИ ИХ ТЕПЛОТЫ 1996
  • Яковлев С.А.
  • Шульгин В.В.
  • Агафонов А.Н.
  • Сайданов В.О.
RU2121064C1
КАТАЛИТИЧЕСКИЙ РЕАКТОР 1995
  • Вольфганг Маус
  • Рольф Брюкк
  • Георг Бестенрайнер
RU2134355C1
Каталитический нейтрализатор отработавших газов 1988
  • Груданов Владимир Яковлевич
  • Ткачева Людмила Тимофеевна
  • Ковалев Олег Иванович
SU1590579A1
СПОСОБ СТАБИЛИЗАЦИИ ПОЛИМЕРОВ 1999
  • Щербань Г.Т.
  • Тульчинский Э.А.
  • Гильмутдинов Н.Р.
  • Рязанов Ю.И.
  • Шаманский В.А.
  • Милославский Г.Ю.
  • Зайдуллин А.А.
RU2161631C1
СПОСОБ ПЕРЕДАЧИ СИНХРОННЫХ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ СИГНАЛОВ МНОГОГРАДАЦИОННЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ 2004
  • Зубарев Ю.Б.
  • Сагдуллаев Ю.С.
  • Джалябов В.Ю.
RU2267234C1

RU 2 204 027 C1

Авторы

Ложкин В.Н.

Шульгин В.В.

Гулин С.Д.

Золотарев Г.М.

Даты

2003-05-10Публикация

2001-11-01Подача