разработки котлована и перекладками инженерных коммуникаций.
Известен также способ строительства линии метрополитена мелкого заложения, который является наиболее близким по тех- нической сущности и достигаемому результату к заявляемому, включающий подземную проходку путевых тоннелей с возведением обделки и сооружение станций с проведением подготовительных зем- ляных работ с дневной поверхности, возведением станционных перекрытий, разработкой грунта под защитой перекрытия и разборкой части обделки путевых тоннелей.
Подготовительные земляные работы в этом способе заключаются в отрывке продольных траншей под строящимися станциями. Из траншей опускают под углом защитные экраны, которые после соедине- ния их между собой и с путевыми тоннелями образуют станционное перекрытие шатрового типа.
К недостаткам известного способа можно отнести большую продолжительность строительных работ из-за связи во времени процессов сооружения станций и проходки тоннелей, т.к. первый можно осуществлять только после завершения второго.
Цель изобретения-сокращение сроков строительства за счет исключения временной зависимости между п роцесс ами сооружения станций и проходки путевых тоннелей.
Поставленная цель достигается в результате того, что в способе строительства линии метрополитена мелкого заложения, включающем подземную проходку путевых тоннелей с возведением обделки и сооружение станций с проведением подготовитель- ных земляных работ с дневной поверхности, возведением станционных перекрытий, разработкой грунта под защитой перекрытия и разборкой части обделки путевых тоннелей, возведение перекрытий станций осуществляют путем сооружения в грунте вертикальных опор с дневной поверхности и соединения оголовков опор сплошной стяжкой, а после разработки грунта и разборки обделки путевых тоннелей на станционном участке линии возводят боко- вые станционные стены.
На фиг.1 изображена фаза возведения станционного перекрытия из котлована; нафиг.2-фаза проходки путевых тоннелей; на фиг.З - фаза сооружения платформенной части станции; на фиг.4 - фаза разработки грунтового массива и возведения боковых стен станции.
Описываемый способ относится к строительству линии метрополитена мелкого заложения в условиях плотной городской застройки в сухих грунтах, состоящих в основном из суглинков с песчаниками. Длина строящейся линии около 3 км. Тип станции - колонный.
Для строительства линии вначале проводят подготовительные земляные работы по трассе линии над строящимися станциями. Для этого на каждой строительной площадке открывают котлован 1 с помощью землеройно-транспортных машин. В дне котлована 1 с помощью бурового станка бурят вертикальные скважины, в которые погружают свайные опоры 2. Оголовки вертикальных опор связывают сплошной стяжкой. Для этого оголовки свай в продольных, рядах вначале.связывают ригелями 3, на которые укладывают плиты 4, служащие впоследствии в качестве перекрытия строящейся станции. По периметру перекрытие закрепляется в котловане монолитным бе- тонОм5,
С помощью щитов проходят путевые тоннели возведением в них обделки 7, служащей в качестве постоянной крепи тонне лей 6.
Через шахту (на чертежах не показана) под защитой перекрытия станции производят выборку грунта в центральной (платформенной) части станции и возведение лотка 8 со стенами 9 и перекрытием 10 платформы,
Используя возведенную платформу, разрабатывают с помощью экскаватора (на чертеже не показан) основное ядро грунта в зоне станции по всей ее ширине. По мере обнаружения обделки путевых тоннелей осуществляют ее разборку до проектных габаритов путевых тоннелей на станционном участке.
После разработки грунта возводят боковые станционные стены 11 из монолитного бетона, замыкая ими перекрытие 3, 4 с тоннельной обделкой 7,
В заключение производят отделочные и другие инженерные работы на станциях ив путевых тоннелях.
В другом варианте в качестве вертикальных опор, соединенных поверху ригелями, при сооружении станционного перекрытия могут возводиться стены под защитой бентонитового раствора (метод стена в грунте что позволяет использовать способ в неустойчивых и сыпучих грунтах, т.е. расширяет область применения заявленного способа.
Возведение перекрытия с помощью установленных в грунте вертикальных опор и последующее соединение этого перекрытия с путевыми тоннелями путем возведения боковых станционных стен позволяет рэзвязать между собой процессы сооружения станций и проходки путевых тоннелей, т.е. осуществлять их в любой последовательности, зависящей, например, от наличия необходимого оборудования или от сроков строительства объекта. Так,например,параллельное проведение работ по щитовой проходке путевых тоннелей и сооружению станций резко сокращает сроки строительства по сравнению с последовательным осуществлением этих работ.
Использование: подземное строительство, при сооружении линий метрополитена мелкого заложения. Сущность изобретения: способ включает подземную проходку путевых тоннелей с возведением обделки. Сооружение станций осуществляют с проведением подготовительных земляных работ с дневной поверхности, возведением Изобретение относится к подземному строительству и может быть использовано при сооружении линий метрополитена мелкого заложения. Известен полуоткрытый способ строительства линии метрополитена мелкого заложения, включающий подземную щитовую проходку путевых тоннелей с возведением обделки, разработку котлована на ширину посадочной платформы станции, сооружестанционных перекрытий, разработкой грунта под защитой перекрытия и разборки части обделки путевых тоннелей. Возведение перекрытий станций осуществляют путем сооружения в грунте вертикальных опор с дневной поверхности и соединения оголовков опор сплошной стяжкой. Для этого оголовки свай в продольных рядах вначале связывают ригелями, на которые укладывают плиты, служащие впоследствии в качестве перекрытия строящейся станции. С помощью щитов проходят путевые тоннели с возведением в них обделки. Под защитой перекрытия станции производят выборку грунта в центральной (платформенной) части станции и возведение лотка со стенами и перекрытием платформы. Используя возведенную платформу, разрабатывают с помощью экскаватора основное ядро грунта в зоне станции по всей ее ширине. По мере обнаружения обделки путевых тоннелей осуществляют ее разборку до проектных габаритов путевых тоннелей на станционном участке. После разработки грунта возводят боковые станционные стены из монолитного бетона, замыкая ими перекрытие с тоннельной обделкой. 4 ил. ние в котловане станции с возведением перекрытия и разборкой тоннельной обделки со стороны платформы и обратную засыпку котлована. Основными недостатками указанного известного способа являются большие трудовые и материальные затраты и неудобство строительства при плотной городской застройке, связанные с необходимостью (Л С -ч ю Ю Сл СА)
Формула и зо б р е т е н и я Способ строительства линии метрополитена мелкого заложения, включающий подземную проходку путевых тоннелей с возведением обделки и сооружение станций с проведением подготовительных земляных работ с дневной поверхности, возведением перекрытий станций, разработкой грунта под защитой перекрытия и разборкой обделки путевых тоннелей, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью сокращения сроков строи1
тельства за счет исключения временной зависимости между процессами сооружения станций и проходки путевых тоннелей, возведение перекрытий станций осуществляют путем сооружения в грунте вертикальных опор с дневной поверхности и соединения оголовков опор сплошной стяжкой, а после разработки грунта и разборки обделки путевых тоннелей на станционном участке линии возводят боковые станционные стены.
Фролов Ю | |||
Интенсификация строительства линий мелкого заложения, Метрострой, №4.1987.с.4-6 | |||
Молодцов Г, Однолетная станция мелкого заложения с перекрытием шатрового типа, Метрострой, № 5, 1989, с.1-2 |
Авторы
Даты
1993-02-07—Публикация
1990-08-15—Подача