Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при сооружении метрополитенов, непосредственно при сооружении двухсводчатой станции метрополитена глубокого заложения.
Известен способ сооружения односводчатой станции метрополитена глубокого заложения, включающий сооружение боковых опорных тоннелей из сборных железобетонных тюбингов, боковых опор с частичным заполнением монолитным бетоном боковых опорных тоннелей, разработку каллотной прорези с возведением верхнего свода, разработку ядра станции, частичную разборку обделки боковых опорных тоннелей, подведение обратного свода и возведение внутренних конструкций.
Недостатками известного способа сооружения односводчатой станции метрополитена глубокого заложения являются малый коэффициент использования подземной выработки - малое отношение полезного объема станции к объему разработанного грунта, значительный объем опорных тоннелей, необходимость в смещении оси боковых опорных тоннелей по отношению к оси перегонных тоннелей, что усложняет сквозную проходку.
Решаемой изобретением задачей является повышение коэффициента использования подземной выработки - отношения полезного объема станции к объему разработанного грунта, уменьшение до 50% объема боковых опор, уменьшение смещения оси боковых опорных тоннелей по отношению к оси перегонных тоннелей, что упрощает сквозную проходку, снижение трудозатрат, материалоемкости и срока строительства.
Поставленная задача решается тем, что способ сооружения двухсводчатой станции метрополитена глубокого заложения, включающий проходку боковых опорных тоннелей, сооружение в них боковых опор, разработку каллотных прорезей, возведение верхних сводов с частичной разборкой обделки боковых опорных тоннелей, разработку ядра станции, подведение обратных сводов и монтаж внутренних конструкций с островной платформой, отличается тем, что двухсводчатую станцию метрополитена глубокого заложения сооружают в объеме односводчатой станции метрополитена, сооружают боковые опорные тоннели и средний опорный тоннель, монтируют в нем обделку и устанавливают в нее верхний опорный элемент, общий для верхних сводов станции, и сборный железобетонный ленточный фундамент, выполненный в виде плоского лотка, имеющего плоскости примыкания к обратным сводам станции, затем в боковых опорных тоннелях сооружают боковые опоры, с анкерной крепью с возможностью исключения поворота боковых опор во время монтажа верхних сводов, монтируют среднюю часть общей несущей опоры с последующим ее омоноличиванием по всей длине станции, одновременно в верхней части боковых опорных тоннелей и среднего опорного тоннеля осуществляют демонтаж обделки, осуществляют проходку каллотных прорезей станционных тоннелей с возведением верхних сводов и частичной разборкой обделки боковых опорных тоннелей и обделки среднего опорного тоннеля, в каждом станционном тоннеле разрабатывают ядро, демонтируют обделки боковых опорных тоннелей и обделку среднего опорного тоннеля, разрабатывают грунт для монтажа обратных сводов, подводят в обоих станционных тоннелях обратные своды и возводят внутренние конструкции с островной платформой. Заявленный способ является новым, так как он не известен из уровня техники. Заявленный способ имеет изобретательский уровень, так как он для специалиста явным образом не следует из уровня техники.
Заявленный способ является промышленно применимым, так как он может быть использован при строительстве двухсводчатой станции метрополитена глубокого заложения.
На фиг.1 изображен поперечный разрез двухсводчатой станции в объеме односводчатой станции метрополитена глубокого заложения, на фиг.2 - сооружение боковых опорных тоннелей и среднего опорного тоннеля, на фиг.3 - бетонирование опор в боковых опорных тоннелях и монтаж общей несущей опоры, на фиг.4 - разработка каллотной прорези и возведение верхних сводов, на фиг.5 - разработка ядра, на фиг.6 - возведение обратных сводов и монтаж внутренних конструкций, на фиг.7 - поперечный разрез двухсводчатой станции.
Двухсводчатую станцию метрополитена глубокого заложения сооружают следующим образом.
С использованием метода сквозной проходки проходят механизированным щитом боковые опорные тоннели 9, проходят эректором средний опорный тоннель 10, монтируют в нем обделку 11 и устанавливают в нее сборный железобетонный ленточный фундамент 7, выполненный в виде плоского лотка, имеющего плоскости примыкания к обратным сводам 2 станции.
Затем в боковых опорных тоннелях сооружают боковые опоры 3 станции с анкерной крепью 12 для исключения поворота боковых опор 3 во время монтажа верхних сводов 1.
Монтируют среднюю часть общей несущей опоры 5 с последующим ее омоноличиванием по всей длине станции.
В верхней части боковых опорных тоннелей 9 и среднего опорного тоннеля 10 осуществляют демонтаж обделки.
Посредством арочных агрегатов 13 осуществляют проходку каллотных прорезей посредством блокоукладчиков 20 возведением верхних сводов 1 с частичной разборкой обделки 14 боковых опорных тоннелей 9 и обделки 11 среднего опорного тоннеля 10.
Разрабатывают ядро 15 в каждом станционном тоннеле 16 посредством электрических экскаваторов с ковшом активного действия 17, демонтаж обделки 14 боковых опорных тоннелей 9 и обделки 11 среднего опорного тоннеля 10.
В нижней части станционных тоннелей 16 разрабатывают грунт 18.
Подводят в обоих станционных тоннелях 16 обратные своды 2 с использованием кран-балок 19 и возводят внутренние конструкции с островной платформой 8.
Двухсводчатая станция метрополитена глубокого заложения включает верхние 1 и обратные 2 своды и боковые опоры 3, общую для верхних 1 и обратных 2 сводов несущую опору, состоящую из верхнего опорного элемента 4, средней части общей несущей опоры 5, монолитной железобетонной балки 6, опертой на сборный железобетонный ленточный фундамент 7 с возможностью выполнения общей несущей опоры в виде сплошной стены с проемами или колонно-прогонного комплекса, внутренние конструкции с островной платформой 8. Боковые опоры 3 выполнены в объеме на 50% меньшем, чем в односводчатой станции, ширина островной платформы 8 двухсводчатой станции до 25% больше ширины платформы односводчатой станции, сборный железобетонный ленточный фундамент 7 выполнен в виде плоского лотка, имеющего плоскости примыкания к обратным сводам 2 станции. Заявленный способ сооружения двухсводчатой станции метрополитена глубокого заложения позволяет соорудить ее в объеме односводчатой станции метрополитена, уменьшить объем боковых опор на 50% по сравнению с односводчатой станцией, увеличить до 25% ширину островной платформы по сравнению с односводчатой станцией, уменьшить объем разрабатываемой породы до 30%, повысить коэффициент использования подземной выработки, уменьшить смещение оси боковых опорных тоннелей по отношению к оси перегонных тоннелей, что упрощает сквозную проходку. Снизить материалоемкость, трудозатраты, сроки строительства.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Односводчатая станция метрополитена глубокого заложения с опорными тоннелями, сооружаемая закрытым способом производства работ | 2022 |
|
RU2785300C1 |
Способ сооружения станции метрополитена глубокого заложения на действующей линии метрополитена без перерыва движения поездов | 2023 |
|
RU2825811C1 |
Односводчатая станция метрополитена закрытого способа производства работ с боковыми пассажирскими платформами | 2022 |
|
RU2795011C1 |
Двухсводчатая станция метрополитена пилонного типа, сооружаемая закрытым способом работ | 2019 |
|
RU2735506C1 |
Способ сооружения станционного узла метрополитена глубокого заложения | 1983 |
|
SU1164425A1 |
Односводчатая станция метрополитена с обделкой из монолитного железобетона, сооружаемая закрытым способом производства работ | 2021 |
|
RU2758820C1 |
ДВУХЪЯРУСНЫЙ ОДНОСВОДЧАТЫЙ ПЕРЕСАДОЧНЫЙ СТАНЦИОННЫЙ УЗЕЛ МЕТРОПОЛИТЕНА ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ | 1996 |
|
RU2131960C1 |
Односводчатая станция метрополитена мелкого заложения, сооружаемая закрытым способом производства работ, с обделкой из монолитного железобетона | 2021 |
|
RU2771803C1 |
Способ сооружения пересадочной станции метрополитена односводчатой конструкции | 1982 |
|
SU1087670A1 |
Способ сооружения односводчатой станции метрополитена глубокого заложения | 2021 |
|
RU2764510C1 |
Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при сооружении метрополитенов, непосредственно при сооружении двухсводчатой станции метрополитена глубокого заложения. Способ сооружения двухсводчатой станции метрополитена глубокого заложения, включающий проходку боковых опорных тоннелей, сооружение в них боковых опор, разработку каллотных прорезей, возведение верхних сводов с частичной разборкой обделки боковых опорных тоннелей, разработку ядра станции, подведение обратных сводов и монтаж внутренних конструкций с островной платформой, отличающийся тем, что двухсводчатую станцию метрополитена глубокого заложения сооружают в объеме односводчатой станции метрополитена, сооружают боковые опорные тоннели и средний опорный тоннель, монтируют в нем обделку и устанавливают в нее верхний опорный элемент, общий для верхних сводов станции, и сборный железобетонный ленточный фундамент, выполненный в виде плоского лотка, имеющего плоскости примыкания к обратным сводам станции, затем в боковых опорных тоннелях сооружают боковые опоры, с анкерной крепью с возможностью исключения поворота боковых опор во время монтажа верхних сводов, монтируют среднюю часть общей несущей опоры с последующим ее омоноличиванием по всей длине станции, одновременно в верхней части боковых опорных тоннелей и среднего опорного тоннеля осуществляют демонтаж обделки, осуществляют проходку каллотных прорезей станционных тоннелей с возведением верхних сводов и частичной разборкой обделки боковых опорных тоннелей и обделки среднего опорного тоннеля, в каждом станционном тоннеле разрабатывают ядро, демонтируют обделки боковых опорных тоннелей и обделку среднего опорного тоннеля, разрабатывают грунт для монтажа обратных сводов, подводят в обоих станционных тоннелях обратные своды и возводят внутренние конструкции с островной платформой. Технический результат состоит в повышении коэффициента использования подземной выработки, снижении трудозатрат и материалоемкости, а также срока строительства. 7 ил.
Способ сооружения двухсводчатой станции метрополитена глубокого заложения, включающий проходку боковых опорных тоннелей, сооружение в них боковых опор, разработку каллотных прорезей, возведение верхних сводов с частичной разборкой обделки боковых опорных тоннелей, разработку ядра станции, подведение обратных сводов и монтаж внутренних конструкций с островной платформой, отличающийся тем, что двухсводчатую станцию метрополитена глубокого заложения сооружают в объеме односводчатой станции метрополитена, сооружают боковые опорные тоннели и средний опорный тоннель, монтируют в нем обделку и устанавливают в нее верхний опорный элемент, общий для верхних сводов станции, и сборный железобетонный ленточный фундамент, выполненный в виде плоского лотка, имеющего плоскости примыкания к обратным сводам станции, затем в боковых опорных тоннелях сооружают боковые опоры, с анкерной крепью с возможностью исключения поворота боковых опор во время монтажа верхних сводов, монтируют среднюю часть общей несущей опоры с последующим ее омоноличиванием по всей длине станции, одновременно в верхней части боковых опорных тоннелей и среднего опорного тоннеля осуществляют демонтаж обделки, осуществляют проходку каллотных прорезей станционных тоннелей с возведением верхних сводов и частичной разборкой обделки боковых опорных тоннелей и обделки среднего опорного тоннеля, в каждом станционном тоннеле разрабатывают ядро, демонтируют обделки боковых опорных тоннелей и обделку среднего опорного тоннеля, разрабатывают грунт для монтажа обратных сводов, подводят в обоих станционных тоннелях обратные своды и возводят внутренние конструкции с островной платформой.
ФРОЛОВ Ю.С | |||
и др | |||
Метрополитены, Москва, Желдориздат, 2001, с | |||
Прибор для измерения силы звука | 1920 |
|
SU218A1 |
Ручной прибор для письма шрифтом Брайля | 1955 |
|
SU103818A1 |
Способ сооружения станционного узла метрополитена глубокого заложения | 1983 |
|
SU1164425A1 |
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ СТАНЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ | 1993 |
|
RU2082883C1 |
CN 201650306 U, 24.11.2010 |
Авторы
Даты
2014-12-27—Публикация
2013-04-02—Подача