Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании энергопоглощающих устройств для ударовиброзащиты сооружений, оборудования, машин, аппаратуры и т.д.
Известен ударопластический амортизатор, содержащий корпус, подвижную часть с воспринимающими нагрузки рабочими поверхностями на них, демпфирующий элемент, работающий в режиме пластической деформации, расположенный между рабочими поверхностями корпуса и подвижной части, выполненный в форме инверсируемо- го трубчатого элемента, испытывающего радиальный изгиб стенок и выворачивание элемента наружу.
Недостатком вышеприведенного амортизатора является необратимое изменение геометрической формы упругопластическо- го элемента и отсутствие фиксации подвиж- ной части относительно корпуса в направлении, обратном действующему усилию, что ограничивает область его применения.
Известен упругопластический амортизатор (буфер) дорнового типа, состоящий из корпуса, подвижной части (дорна), демпфирующего элемента, выполненного в виде уп- ругопластической детали (трубы), деформируемой при перемещении дорна внутри трубы.
Недостаток этого амортизатора заключается в том, что из-за необратимой пластической деформации энергопоглощающего элемента (трубы) конструкция амортизатора не предусматривает возможность фиксации подвижной части относительно корпуса в произвольном положении, что ограничивает область его применения областью ударо- зэщиты объектов в аварийных ситуациях.
Наиболее близким техническим решением к предлагаемому изобретению является резиновый амортизатор, содержащий корпус, подвижную часть, выполненные из твердого материала, и установленный меж: ду ними с натягом демпфирующий элемент в виде кольца из эластичного материала.
В этом амортизаторе не обеспечивается самофиксация его частей в произвольном положении и идентичность его работы из любого произвольного положения, одно- направленно воспринимаются нагрузки, что ограничивает область его применения.
Цель изобретения - расширение области применения путем обеспечения фиксации подвижной части в произвольном положении относительно корпуса.
Поставленная цель достигается тем, что в амортизаторе, содержащем корпус, подвижную часть и установленный между ними с натягом демпфирующий элемент, последний выполнен в виде тел качения, а контактирующие поверхности тел качения, корпуса и подвижной части выполнены с
одинаковой или разной степенью эластичности или упругости. Кроме того, образующие контактирующие поверхностей корпуса и подвижной части выполнены цилиндрическими, а образующие тел качения
0 -сферическими.
Отличительными от прототипа признаками являются демпфирующий элемент выполнен в виде тел качения, контактирующие , поверхности тел качения, корпуса и подвиж5 ной части выполнены с одинаковой или разной степенью эластичности или упругости, образующие контактирующих поверхностей корпуса и подвижной части выполнены цилиндрическими, а образующие тел каче-.
0 ния - сферическими,
На фиг. 1 изображен амортизатор, воспринимающий крутящий момент Мкр ; на фиг, 2 - варианты выполнения части энергопоглощающего элемента амортизатора; на
5 фиг. 3 - поперечное сечение амортизатора, воспринимающего как крутящий момент Мкр, так и продольное усилие Р.
Амортизатор содержит корпус 1, представляющий собой полый цилиндр с упругой
0 внутренней рабочей поверхностью, в котором размещена с зазором подвижная часть 2, выполненная в виде цилиндрического стержня с упругой наружной рабочей поверхностью. В зазоре, между рабочими поверх5 ностями корпуса 1 и подвижной части 2 установлены с натягом тела качения 3, выполненные в виде шариков с упругими рабочими поверхностями. Тела качения 3 могут быть выполнены в виде цилиндров, бочек,
0 конусов, шестерен и т.д. На фиг. 2 в варианте а) тела качения выполнены с эластичной рабочей поверхностью, а рабочие поверхности корпуса и подвижной части - упругими; в варианте б) тела качения выполнены с
5 упругой рабочей поверхностью, а рабочие поверхности корпуса и подвижной части - эластичными; в варианте в) все рабочие поверхности выполнены с переменной эластичностью и упругостью.
0 Предложенный амортизатор работает следующим образом.
При приложении внешнего усилия по стрелке Р или по стрелке Мкр к подвижной части 2 вначале упруго деформируются без
5 перекатывания тел качения 3 по рабочим поверхностям корпуса 1 и подвижной части
2 более эластичные из рабочих поверхностей, а при возрастании нагрузки в амортизаторе до заданной величины тела качения
3 начинают перекатываться по рабочим поверхностям корпуса 1 и подвижной части 2 своими рабочими поверхностями, деформируя более эластичные из контактирующих
рабочих поверхностей и рассеивая за счет этого подводимую энергию.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ | 2006 |
|
RU2324083C1 |
АМОРТИЗИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО | 2010 |
|
RU2457374C1 |
УДАРОЗАЩИТНАЯ ПОДВЕСКА | 2011 |
|
RU2464461C1 |
АМОРТИЗАТОР КОЛЬЦЕВОЙ | 2003 |
|
RU2259504C2 |
Инструмент для обработки глубоких отверстий | 1987 |
|
SU1523261A1 |
ЭНЕРГОПОГЛОЩАЮЩИЙ БАМПЕР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2013 |
|
RU2538826C1 |
СКОЛЬЗЯЩИЙ ЗАЩИТНЫЙ БУФЕР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2014 |
|
RU2565462C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГАШЕНИЯ КОЛЕБАНИЙ | 1997 |
|
RU2124659C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ СООРУЖЕНИЯ ОТ СЕЙСМИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ | 2008 |
|
RU2367744C1 |
Тросовое энергопоглощающее ограждение | 2018 |
|
RU2677512C1 |
Использование: при создании энерго- поглс щающих устройств для ударовиброза- щиты сооружений, оборудования, машин, аппаратуры. Сущностью амортизатор содержит корпус 1, представляющий собой полый цилиндр с упругой внутренней рабочей поверхностью, в котором размещена с зазором подвижная часть 2, выполненная в виде цилиндрического стержня с упругой наружной рабочей поверхностью. В зазоре между рабочими поверхностями корпуса 1 и подвижной части 2 установлены с натягом тела качения 3, выполненные в виде шариков с упругими рабочими поверхностями. Тела качения 3 могут быть выполнены в виде цилиндров, точек, конусов, шестерен и др. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.„
Формула изобретения, 1. Амортизатор, содержащий подвижную часть и установленный между ними с натягом демпфирующий элемент, от л и ч а ю- щ и и с я тем, что, с целью расширения области применения путем обеспечения фиксации подвижной части в произвольном положении относительно корпуса, демпфирующий элемент выполнен в виде тел качения, а контактирующие поверхности тел качения корпуса и подвижной части выполнены с одинаковой или разной степенью эластичности или упругости.
Устройство для контроля напряжения аккумуляторной батареи | 1983 |
|
SU1193737A1 |
Способ очищения сернокислого глинозема от железа | 1920 |
|
SU47A1 |
: |
Авторы
Даты
1993-02-15—Публикация
1989-03-27—Подача