Изобретение относится к строительству и может быть использовано при сооружении балластируемых магистральных трубопроводов на обводненных участках, при их прокладке через водные преграды методом протаскивания.
Цель изобретения-упрощение способа и снижение металлозатрат на его осуществление.
На фиг.1 изображена схема протаскивания трубопровода через водную преграду с установленными на нем утяжелителями; на фиг.2-порядок раскладки пустых контейне- р ов-утяжелителей на берегу с формированием цепочки и укладки на них трубопровода; на фиг.З - способ закрепления пустого контейнера-утяжелителя на трубопроводе.
Способ осуществляют следующим образом.
На берегу 1 в створе 2 перехода раскладывают пустые сплюснутые контейнеры из пластмассы 3 вплотную друг к другу поперечными торцами 4. днищами 5 вниз, стяжными поясами 6 и верхними (боковыми)
стенками 7 вверх. Далее сверху на контей- неры 3 укладывают трубопровод 8 с оголовком 9, защемляя каждый контейнер трубопроводом по его нижней образующей с образованием правой 10 и левой 11 половин. . Затем охватывают снизу внутренними боковыми стенками 7 трубоповод 8 и затягивают пояса 6 с требуемым усилием, формируя цепочку 12 неподвижно закрепленных на тру- . бопроводе 8 объемных контейнеров вида, показанного на фиг.З, которые представляют собой ходовые устройства скольжения.
У уреза 13 устанавливают экскаватор 14. Конец 15 натяжного троса 16 закрепляют на барабане лебедки 17.
Протаскивание трубопровода чередуют .с заполнением контейнеров 3 грунтом, т.е. с процессом балластировки. Заполнение контейнеров грунтом ведут у уреза 13. Протаскивание начинают после заполнения грунтом при помощи экскаватора 14 первого по ходу протаскивания контейнера. Протаскивание ведут до тех пор. пока второй (пустой) контейнер не подойдот к урезу. По
fe
XI
Ю 00
ел VI ю
еле этого протаскивание прерывают и заполняют грунтом второй контейнер,затем снова протаскивают трубопровод до подхода к урезу очередного (третьего) контейнера. В описанном порядке продолжают протаскивание трубопровода с его прерыванием на время заполнения грунтом третьего, четвертого и т.д. контейнеров и завершают его после заполнения грунтом последнего по ходу протаскивания контейнера. На фиг.1 заполненные грунтом контейнеры показаны заштрихованными, а незаполненные грунтом контейнеры - незаштрихованными.
Благодаря тому, что на берегу протаскиваются пустые контейнеры, значительно уменьшается усилие протаскивания трубопровода на берегу, а усилие протаскивания трубопровода, погруженного в воду с заполненными грунтом контейнерами, меньше усилия, требуемого для протаскивания трубопровода с этими контейнерами на берегу, Навешивание на трубопровод утяжелителей, выполненных в виде ходовых устройств скольжения из пластмассы с схватыванием трубопровода снизу, позволяет в процессе протаскивания защитить изоляцию трубопровода.
Пример. Протягивали газопровод диаметром 1420 мм через реку шириной 57,4 м в виде предварительно сваренной на берегу плети длиной 80 м. Береговой участок сложен сухим плотным грунтом без травяного покрова. В качестве утяжелителей - ходовых устройств использовали контейнеры из поливинилхлорида марки В-90М с прочностью на разрыв 17 МПа, Форма и размеры контейнеров: два листа длиной 4 м и шириной 1 м с поперечных торцов соединены перегородками, верхний лист.выпол нен с продольным вырезом с образованием стяжных поясов шириной 300 мм и толщиной 14 мм.
Перед протаскиванием в створе перехода по его длине раскладывали сложенные вплотную друг к другу верхними и нижними листами пустые (сплюснутые) утяжелители - ходовые устройства. Всего было разложено 70 утяжелителей. Далее при помощи трубоукладчика ни верхние листы утяжелителей укладывали плеть трубопровода с зажатием их нижней образующей трубопровода. После укладки трубопровода формировали цепочку объемных контейне-
ров утяжелителей - ходовых устройств загибом верхних листов контейнеров, схватыванием ими низу трубопровода и затягиванием поясов в одну операцию. Усилие затяжки по
результатам замеров составляло 4-4,1 тс.
Собственно протаскивание трубопровода производили тяговой лебедкой типа ЛП-1 с максимальным тяговым усилием 50 тс с тяговым тросом диаметром 39 мм при
скорости протаскивания 6,3 м/мин. При этом производилось визуальное наблюдение на берегу за перемещением утяжелителей - ходовых устройств (контейнеров), проскальзывания контейнеров по трубе не
наблюдалось. Процесс протаскивания протекал плавно, без заметных следов взрыхления грунта.
По сравнению с базовым образцом, в качестве которого принят способ протаскивания трубопровода, балластируемого навешиванием кольцевых железобетонных грузов с массой на воздухе 2 т на 1 м трубы, предложенный способ позволяет уменьшить материалоемкость в связи с применением в качестве балластирующего материала местного грунта; уменьшить более чем в 2 раза тяговое усилие протаскивания, так как масса трубопровода, оснащенного контейнерами, на воздухе меньше массы того же
трубопровода, оснащенного кольцевыми железобетонными грузами (согласно расчету тяговое усилие по предложенному способу кгс-м, а по базовому кгс-гЖ сократить транспортные расходы, посколь«у отпадает необходимость в перевозке балласта; значительно снизить, как следствие, стоимость балластировки.
40
Формула изобретения
Способ протаскивания подводного трубопровода, заключающийся в закреплении на нем утяжелителей с установкой на его головной части утяжелителей-ходовых yetройств с низким коэффициентом сопротивления при движении по грунту, отличающийся тем, что все утяжелители являются ходовыми устройствами скольжения и выполнены в виде открытых сверху контейнеров из пластмассы, которые поочередно, по мере протаскивания трубопровода, заполняют грунтом на береговом урезе, причем днище контейнера, охватывает трубопровод снизу..
Сущность изобретения: на трубопроводе закрепляютутяжелители, на его головной части устанавливают утяжелители - ходовые устройства с низким коэффициентом сопротивления при движении по грунту. Все утяжелители являются ходовыми, устройствами скольжения и выполнены в виде открытых сверху контейнеров из пластмассы, которые поочередно по мере проталкивания трубопровода заполняют грунтом на береговом урезе. Днище контейнера охватывает тру-, бопровод снизу. 3 ил.
Подводный трубопровод | 1979 |
|
SU887871A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1993-02-28—Публикация
1991-01-22—Подача