&;№..
Изобретение относится к роторам осевых лопастных машин и может быть использовано при создании вентиляторов, осевых компрессоров, паровых и газовых турбин.
Цель изобретения - повышение надежности конструкции.
Поставленная цель достигается тем, что в рабочем колесе осевой турбомашины, содержащем установленные на диске лопатки и охватывающее, по их периферии замкнутое бандажное кольцо, связанное с лопатками соединением типа выступ-впадина, выступ выполнен в виде цапфы на бандажном кольце или торце лопатки, а впадина в виде ответного по форме цапфы отверстия соответственно на периферии лопатки или на бандажном кольце.
На фиг,1 изображен вариант рабочего колеса осевой турбомашины с цапфами 1, выполненными на внутренней поверхности бандажного кольца 2 и входящими в ответные отверстия на торцах рабочих лопаток 3 корпуса дискового типа А.
На фиг.2 изображен вариант выполнения рабочего колеса осевой турбомашины, когда цапфы 1 на торцах рабочих лопаток 3 входят в ответные отверстия бандажного кольца 2.
На фиг.З цапфы 1 выполнены в форме корневого сечения рабочих лопаток 3.
При вращении ротора под действием центробежной силы масс самой лопатки 3 в ее сечениях возникают растягивающие напряжения. У лопаток с полкой центробежная сила последней производит дополнительное нагружение пера, что приводит к необходимости ограничения либо частоты вращения, либо температуры газа, т.е. к снижению соответственно работы или надежности конструкции. В предлагаемом рабочем колесе осевой турбомашины бандажное ко.льцо 2 не скреплено в радиальном направлении с рабочими лопатками 3 и, следовательно, не осуществляется их дополнительное нагружение При этом, конечно же,
должна быть обеспечена прочность самого бандажного кольца 2. Появление таких материалов как углерод-углерод, работающих при температурах до , и однонаправленных пластиков, длительно работающих при температурах до 200СС, решает эту задачу.
Так как подобные материалы обладают значительным модулем упругости и меньшим, чем стали и сплавы, значением коэффициента линейного расширения, то оказывается возможным обеспечить радиальное перемещение бандажного кольца меньшим по величине, чем радиальное перемещение конца рабочей лопатки. При этом при работе в лопатке в районе торца возникают сжимающие напряжения, а в других частях уменьшаются растягивающие напряжения.
При вращении ротора цапфы 1, входящие в ответные отверстия соответственно лопатки 3 и замкнутого бандажного кольца 2, препятствуют окружному и осевому смещению последнего, т.е. обеспечивают его
фиксацию.
Выполнение рабочего колеса осевой турбомашины предложенным способом приводит к снижению максимальных напряжений растяжения в корневом сечении лопатки на 13,93% и уменьшению контурной нагрузки диска на 7,81 %.
Формула, изобретения Рабочее колесо осевой турбомашины, содержащее установленные на диске лопатки и охватывающее по их периферии замкнутое бандажное кольцо, связанное с лопатками соединением типа выступ-впадина, от личающееся тем, что, с целью повышения .надежности конструкции, выступ выполнен в виде цапфы на бандажном кольце или- торце лопатки, а впадина - в виде ответного по форме цапфы отверстия, соответственно на периферии лопатки или на бандажном кольце..
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Ротор турбины низкого давления (ТНД) газотурбинного двигателя (варианты), узел соединения вала ротора с диском ТНД, тракт воздушного охлаждения ротора ТНД и аппарат подачи воздуха на охлаждение лопаток ротора ТНД | 2018 |
|
RU2684355C1 |
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ПЕРВОЙ СТУПЕНИ РОТОРА КОМПРЕССОРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) | 2015 |
|
RU2603382C1 |
Рабочее колесо четвёртой ступени ротора компрессора высокого давления (КВД) турбореактивного двигателя (варианты), диск рабочего колеса ротора КВД, лопатка рабочего колеса ротора КВД, лопаточный венец рабочего колеса ротора КВД | 2016 |
|
RU2630919C1 |
Рабочее колесо третьей ступени ротора компрессора высокого давления (КВД) турбореактивного двигателя (варианты), диск рабочего колеса ротора КВД, лопатка рабочего колеса ротора КВД, лопаточный венец рабочего колеса ротора КВД | 2016 |
|
RU2630921C1 |
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ТРЕТЬЕЙ СТУПЕНИ РОТОРА КОМПРЕССОРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) | 2015 |
|
RU2603384C1 |
Компрессор низкого давления газотурбинного двигателя авиационного типа (варианты) | 2016 |
|
RU2614708C1 |
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО РОТОРА КОМПРЕССОРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) | 2015 |
|
RU2603379C1 |
Рабочее колесо второй ступени ротора компрессора высокого давления (КВД) турбореактивного двигателя (варианты), диск рабочего колеса ротора КВД, лопатка рабочего колеса ротора КВД, лопаточный венец рабочего колеса ротора КВД | 2016 |
|
RU2636998C1 |
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО РОТОРА КОМПРЕССОРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) | 2015 |
|
RU2603377C1 |
Ротор компрессора авиационного газотурбинного двигателя со спаркой блисков и спаркой блиска с "классическим" рабочим колесом и со спаркой "классического" рабочего колеса с рабочим колесом с четвертой по шестую ступень с устройствами демпфирования колебаний рабочих лопаток этих блисков и рабочих колес, ротор вентилятора и ротор бустера с устройством демпфирования колебаний рабочих широкохордных лопаток вентилятора, способ сборки спарки с демпфирующим устройством | 2016 |
|
RU2665789C2 |
Использование: турбомашиностроение. Сущность изобретения: рабочее колесо осевой турбомашины содержит установленные на диске 4 лопатки (Л) 3 и охватывающее их бандажное кольцо (К) 2, связанное с Л 3 соединением типа выступ-впадина. Выступ 1 выполнен в виде цапфы на К 2 или на торце Л 3, а впадина - в виде ответного по форме цапфы отверстия соответственно по периферии Л 3 или на К 2. 3 ил.
Патент США № 4918840, кл | |||
Приспособление для автоматического тартания | 1922 |
|
SU416A1 |
Сплав для отливки колец для сальниковых набивок | 1922 |
|
SU1975A1 |
Авторы
Даты
1993-03-07—Публикация
1990-01-11—Подача