СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ТЕПЛООБМЕННИКА ДВИГАТЕЛЯ Советский патент 1994 года по МПК B64D33/02 B64D33/08 

Описание патента на изобретение SU1804042A1

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к оборудованию для охлаждения теплообменника, и может быть использовано для продувки маслорадиатора двигателя на земле на режиме ожидания взлета.

Цель изобретения - повышение эффективности охлаждения путем продувки теплообменника и снижение массы устройства.

Поставленная цель достигается тем, что регулирующая створка установлена между теплообменником и эжектором на стенке выходного тоннеля так, что плоскость среза сопел выходного устройства лепесткового смесителя первой ступени эжектора совпадает с плоскостью горла входного устройства лепесткового смесителя второй ступени, а выходной тоннель с эжектором частично охватывает выходное устройство двигателя, причем плоскость среза выходного тоннеля расположена вблизи плоскости среза сопла двигателя.

На фиг. 1 показан общий вид СУ с системой охлаждения; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - узел I на фиг. 1; на фиг. 4 - сечение Б-Б на фиг. 3; на фиг. 5 - сечение В-В на фиг. 3; на фиг. 6 - вид Г на фиг. 3.

Система охлаждения теплообменника содержит передний тоннель 1, задний тоннель 2, теплообменник 3, створку 4 с приводом 5, установленные на двигателе 6. Для подачи воздуха, отбираемого от компрессора двигателя в первую ступень 7 эжектора снабженную лепестковым смесителем 8, служит патрубок 9. Вторая ступень 10 смесителем 11 и входным коллектором 12.

Система охлаждения теплообменника работает следующим образом.

Когда за бортом летательного аппарата температура окружающего атмосферного воздуха низкая, то охлаждающий воздух, забираемый из атмосферы через воздухозаборник переднего тоннеля 1, входит в воздушные каналы теплообменника 3 и проходя по ним, отбирает тепло от масла и уносит его в атмосферу. В теплообменнике, если перепад температур между атмосферным воздухом и маслом большой, масло эффективно охлаждается.

Однако в условиях высоких атмосферных температур на режиме ожидания взлета и взлета ввиду малого теплосъема температура масла может превысить допустимую. С целью обеспечения охлаждения масла в этих условиях воздух, отбираемый от компрессора двигателя 6, поступает в эжектор из патрубка 9 и выходит в канал второй ступени 10 через лепестковый смеситель первой ступени 8, увлекая холодный воздух из атмосферы, который, проходя через теплообменник 3, охлаждает его.

Ввиду того, что отбираемый от компрессора воздух имеет высокую скорость, он не успевает существенно перемещаться, так как вихри, образованные в смесителе 1-го контура, малы и недостаточно эффективны.

Поэтому выполнена вторая ступень 2 эжектора, проходя по каналу которой, воздух, расширяясь, теряет скорость и попадает в смеситель второй ступени, где благодаря трехмерной крупномасштабной завихренности происходит интенсивное смешение холодного и горячего потоков. В результате этого расход холодного воздуха через теплообменник существенно увеличивается.

При этом смешение потоков происходит практически по всему поперечному сечению заданного тоннеля маслорадиатора, чем достигается высокая эффективность эжектора. Кроме того, благодаря тому, что сопло эжектора охватывает сопло двигателя 13 выходящий из тоннеля воздух дополнительно увлекается выхлопной струей двигателя, что также способствует росту эффективности эжектора. Повышению эффективности способствует оптимальное взаимное расположение ступеней, а именно расположение образа лепесткового смесителя сопла первой ступени в плоскости горла входного коллектора 12 второй ступени.

Такая конструкция системы охлаждения теплообменника позволяет получить следующий положительный эффект.

В техническом отношении обеспечить эффективное охлаждение масла двигателя на режимах ожидания взлета и взлета в условиях высоких температур за бортом Л. А; обеспечить возможность регулирования температур во всем диапазоне режимов летательного аппарата, что повышает его надежность; снизить массу устройства за счет применения разгруженной створки и расположения ее в зоне низких температур.

В экономическом отношении данная конструкция позволяет сократить расход топлива, так как исключается необходимость увеличивать обороты винта при увеличении температуры масла; увеличить платную нагрузку за счет снижения веса летательного аппарата; снизить эксплуатационные расходы, связанные с перегревом масла и более частой его заменой. (56) Аэрокосмическая техника, N 3, 1989, с. 70-77.

Самолет Ан-32. Руководство по эксплуатации, раздел 079.42.00 1986, с. 3/4.

Похожие патенты SU1804042A1

название год авторы номер документа
ДВУХКОНТУРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ВЕНТИЛЯТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2006
  • Агафонов Юрий Михайлович
  • Брусов Владимир Алексеевич
  • Брусова Татьяна Сергеевна
  • Агафонов Николай Юрьевич
  • Аблаева Екатерина Яковлевна
  • Беломестнов Эдуард Николаевич
  • Великанова Нина Петровна
  • Гайфуллина Раиса Аглиевна
  • Жильцов Евгений Изосимович
  • Жиляев Игорь Николаевич
  • Закиев Фарит Кавиевич
  • Кадыров Раиф Ясовиевич
  • Корноухов Александр Анатольевич
  • Кузнецов Николай Ильич
  • Кокорин Владимир Анатольевич
  • Куринный Владимир Сергеевич
  • Мокшанов Александр Павлович
  • Муртазин Габбас Зуферович
  • Семенова Тамара Анатольевна
  • Симкин Эдуард Львович
  • Тумреев Валерий Иванович
  • Тонких Светлана Юрьевна
  • Ширяев Станислав Федорович
  • Хрунина Нина Ивановна
  • Исаков Ренат Григорьевич
  • Исаков Динис Ренатович
RU2320885C2
ТУРБОЭЖЕКТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ И СПОСОБ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 2016
  • Письменный Владимир Леонидович
RU2645373C1
РЕАКТИВНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ЛОКОМОТИВ 2003
  • Фишбейн Б.Д.
RU2251505C1
ОХЛАЖДАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТУРБОМАШИНЫ, ОБЕСПЕЧЕННОЙ РАЗГРУЗОЧНЫМ КОНТУРОМ 2015
  • Бужида Бенисса
  • Бернава Даниэль
  • Ижель Доминик
  • Ротенберг Максим
RU2753738C2
СПОСОБ ПРИВОДА КОЛЕС ШАССИ САМОЛЕТА И ШАССИ САМОЛЕТА С ПРИВОДОМ КОЛЕС 2011
  • Ивандаев Сергей Иванович
RU2495792C2
ДВУХКОНТУРНЫЙ ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2012
  • Пожаринский Александр Адольфович
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
RU2488710C1
ДВУХКОНТУРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ВЕНТИЛЯТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2003
  • Агафонов Юрий Михайлович
  • Брусов Владимир Алексеевич
  • Брусова Татьяна Сергеевна
  • Агафонов Николай Юрьевич
  • Аблаева Екатерина Яковлевна
  • Балымов Александр Фёдорович
  • Бобров Рауф Каюмович
  • Беломестнов Эдуард Николаевич
  • Бурлаков Лев Иванович
  • Богданов Александр Иванович
  • Великанова Нина Петровна
  • Голущенко Анатолий Романович
  • Закиев Фарит Кавиевич
  • Зазерский Владимир Дмитриевич
  • Кадыров Раиф Ясавеевич
  • Корнаухов Александр Анатольевич
  • Коломыцева Елена Евгеньевна
  • Кузнецов Николай Ильич
  • Кожин Виктор Георгиевич
  • Ларюхин Сергей Анатольевич
  • Лысова Валентина Петровна
  • Маргулис Станислав Гершевич
  • Мальцева Татьяна Ивановна
  • Мифтахов Ильгиз Инсарович
  • Мокшанов Александр Павлович
  • Семёнова Тамара Анатольевна
  • Симкин Эдуард Львович
  • Шамсутдинов Марат Ильдарович
  • Шустов Виктор Алексеевич
  • Хамитов Рафаэль Махмутович
  • Ильюшкин Василий Васильевич
  • Коробова Надежда Васильевна
  • Тонких Светлана Юрьевна
RU2271460C2
СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ ЗАЩИТНОГО СНАРЯЖЕНИЯ ЛЕТЧИКА 2019
  • Баусин Николай Николаевич
RU2738503C1
ДВУХКОНТУРНЫЙ КОМБИНИРОВАННЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ВИНТОВЕНТИЛЯТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2004
  • Агафонов Юрий Михайлович
  • Агафонов Николай Юрьевич
  • Аблаева Екатерина Яковлевна
  • Брусов Владимир Алексеевич
  • Брусова Татьяна Сергеевна
  • Беломестнов Эдуард Николаевич
  • Бурлаков Лев Иванович
  • Великанова Нина Петровна
  • Закиев Фарит Кивиевич
  • Кадыров Раиф Ясавеевич
  • Корноухов Александр Анатольевич
  • Кузнецов Николай Ильич
  • Кожин Виктор Георгиевич
  • Куринный Владимир Сергеевич
  • Мифтахов Ильгиз Инсарович
  • Мокшанов Александр Павлович
  • Семенова Тамара Анатольевна
  • Симкин Эдуард Львович
  • Хамитов Рафаэль Махмутович
  • Коробова Надежда Васильевна
  • Тонких Светлана Юрьевна
  • Ширяев Станислав Федорович
  • Хрунина Нина Ивановна
  • Гайфуллина Раиса Аглаевна
RU2271461C2
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2007
  • Вурр Джон Ричард
  • Стреттон Ричард Джеффри
  • Бивен Дэвид Майкл
  • Ховарт Николас
RU2504681C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 804 042 A1

Реферат патента 1994 года СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ТЕПЛООБМЕННИКА ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к оборудованию для охлаждения теплообменника, и может быть использовано для продувки маслорадиатора двигателя на земле на режиме ожидания взлета. Целью изобретения является повышение эффективности охлаждения путем продувки теплообменника и снижение массы устройства. Система охлаждения теплообменника включает передний 1 и задний 2 выходные тоннели, между которыми установлены теплообменник, регулирующая створка и двухступенчатый эжектор с первой и второй 10 ступенями. В условиях высоких температур окружающей среды, например, при ожидании взлета воздух от компрессора двигателя 6 через патрубок поступает в эжектор и вызывает усиленный проток охлаждающего воздуха через теплообменник. В полете теплообменник обдувается за счет скоростного напора. 1 з. п. ф-лы, 6 ил.

Формула изобретения SU 1 804 042 A1

1. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ТЕПЛООБМЕННИКА ДВИГАТЕЛЯ, содержащая входной и выходной тоннели, регулирующую створку с приводом и эжектор, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения путем продувки теплообменника и снижения массы устройства, регулирующая створка установлена между теплообменником и эжектором на стенке выходного тоннеля, причем эжектор выполнен двухступенчатым и снабжен лепестковыми смесителями, закрепленными на стенках выходного тоннеля так, что плоскость среза сопел выходного устройства лепесткового смесителя первой ступени эжектора совпадает с плоскостью горла входного устройства лепесткового смесителя второй ступени. 2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что выходной тоннель с эжектором частично охватывает выходное устройство двигателя, а плоскость среза выходного тоннеля расположена вблизи плоскости среза сопла двигателя.

SU 1 804 042 A1

Авторы

Смирнов В.М.

Касаткин И.П.

Ормонов О.А.

Даты

1994-01-15Публикация

1991-03-28Подача