Изобретение относится к машино- и приборостроению, в. частности к передачам вращения с переменным передаточным отношением, и может быть использовано в передаточных механизмах, например при обработке чередующихся с определенным шагом поверхностей, когда необходимы минимальная подача инструмента (изделия) и максимальный передаваемый крутящий момент при обработке самых поверхностей и, наоборот, максимальная подача инструмента (изделия) и минимальный крутящий момент при холостом ходе инструмента между обрабатываемыми поверхностями.
Целью изобретения является повышение надежности и долговечности путем исключения динамических ударных нагрузок в момент изменения передаточного отношения механизма.
На фиг.1 изображен механизм с двухступенчатым передаточным отношением в одном из положений передачи вращения, общий вид; на фиг.2 - механизм после поворота промежуточного звена на 60°,
Механизм е двухступенчатым передаточным отношением имеет два колеса 1 и 2, выполненкыке одинаковыми радиусами начальных окружностей и установленных на неподвижных осях 3 и 4, расположенных в двух вершинах условного равностороннего треугольника 5, ia промежуточное звено б с плавающей осью вращения. Начальный профиль внутреннего зацепления звена 6 образован тремя большими дугами 7 радиусом R из трех вершим треугольника 5 и тремя сопряженными дугами 8 радиусом г, равным радиусу окружностей колес 1 и 2. Звено 6 охватывает оба колеса 1 и 2 и находится в постоянном, например, зубчатом зацеплении с ними.
Механизм работает следующим образом.
При равномерном вращении ведущего колеса, например 1, крутящий момент к колесу 2 передается через дугу промежуточного звена 6, которое, перекатываясь по колесу 1, вращает колесо 2. Так как дуга 7 имеет центральный угол 60°, то, перекатываясь по колесу 1, повернет колесо 2 только на 60°, т.е. при любом передаточном отношении механизма колесо 2 повернется только на 1/6 часть оборота. Затем промежуточное звено б, находясь в зацеплении дугой 8 с колесом 1 и вращаясь вместе с ним, как одно целое, опять же только на 60°
своей противоположной дугой 7 с переда- га
точным отношением U - - ускоряет вращение колеса 2, колесо 2 при этом
дополнительно поворачивается на
1.Л 6 Т
Затем, при продолжающемся равномерном вращении ведущего колеса 1, цикл передачи
вращения от колеса 1 к колесу 2 повторяется.
Таким образом, цикл передачи проходит двухступенчато и повторяется в зависимости от конструктивного исполнения колес
и промежуточного звена, а также от числа оборотов ведущего колеса, т.е. число оборотов колес на один цикл равно
15
„ 1+1.Яв{г±Р Пс 6+6 г 6г
5
0
При конструктивном исполнении мехаR
низма с отношением - 5 возникает иде0 альный случай, когда на один оборот ведущего и ведомого колес завершается один цикл передачи.
На фиг.З графически поясняются работа механизма, передача вращения и изменеВ ние угловых скоростей ведомого колеса при постоянной угловой скорости вращения ведущего колеса.
По оси ординат отложена угловая скорость (о ведущего колеса 1, по оси абсцисс 0 угловая скорость 0% ведомого колеса 2-, Прямая 9 графически показывает среднее передаточное отношение Ucp 1, ломанные прямые 10 и 11 графически показывают двухступенчатое изменение (угловой ско5 рости &1, например, при конструктивном исполнении колес и промежуточного звеп
на соответственного с отношением - 5
г
0 и - 8.
В предлагаемой конструкции механизма по сравнению с прототипом, имеющем два колеса, состоящих каждый из двух секторов, расположенных в два ряда, наличие промежуточного звена с плавающей осью, выполненного в виде трехдугового элемента, с.плавносопряженными большими и ма- . лыми дугами по профилю зацепления, полностью предотвращают удары зубьев в момент перехода зацепления промежуточного звена с колесами с одной дуги на другую, что повышает надежность передачи механизма и долговечность работы его звеньев,
5 Однако экономический эффект в денежном выражении не может быть подсчитан . из-за отсутствия конкретных параметров механизма, т.к. механизм может быть выполнен конструктивно различных параметров, с различными передаваемыми крутящими моментами и может быть применен во многих передающих механизмах машино- и приборостроения, где требуются ступенчатые передачиьвращения.
Формула изобретения Механизм с двухступенчатым передаточным отношением, содержащий два зубчатых колеса на неподвижных осях, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности путем исключения динамических ударных нагрузок в момент изменения передаточного отношения, радиусы колес равны, центры их расположе0
ны в вершинах углового равностороннего треугольника, а механизм снабжен промежуточным звеном с плавающей осью и охватывающим оба колеса, находящимся с ними в постоянном зацеплении и имеющим форму трехдугового элемента, каждая дуга которого представляет собой часть окружности с центром в противолежащей вершине равностороннего треугольника, а дуги сопряжены между собой кривыми, каждая из которых представляет собой часть окружности с центром в прилегающей вершине упомянутого треугольника и с радиусом, равным радиусу колес.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Пространственная передача | 1989 |
|
SU1775014A3 |
ДВУХПОТОЧНАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 1993 |
|
RU2066637C1 |
Способ развальцовки трубчатых заготовок и устройство для его осуществления | 1985 |
|
SU1375383A1 |
Планетарный редуктор | 2015 |
|
RU2614430C1 |
ПРИВОД ВЕЛОСИПЕДА | 2000 |
|
RU2184673C2 |
ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ПРЯМОЗУБАЯ ПЕРЕДАЧА | 1998 |
|
RU2145014C1 |
ДВУХСКОРОСТНОЙ МЕХАНИЗМ ПРИВОДА ВАЛОВ ОТБОРА МОЩНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1991 |
|
RU2025305C1 |
ШЕСТЕРЕННЫЙ ВАРИАТОР | 2007 |
|
RU2342574C2 |
ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА С РЕГУЛИРУЕМЫМ ПЕРЕДАТОЧНЫМ ОТНОШЕНИЕМ | 2019 |
|
RU2712714C1 |
Педальный привод (варианты) | 2016 |
|
RU2651314C1 |
Использование: в машино-и приборостроении, в частности в передачах вращения с переменным передаточным отношением. Сущность изобретения: при равномерном вращении ведущего колеса 1 крутящий момент к ведомому колесу 2 передается через дугу 7 промежуточного звена 6 с плавающей осьйэ, которое, перекатываясь по колесу 1, вращает колесо 2 с одним передаточным отношением. Затем промежуточное звено 6, находясь в зацеплении дугой 8 с колесом 1 и вращаясь вместе с ним, как одно целое, дугой 7 уже с другим передаточным отношением ускоряет вращение колеса 2. После чего цикл двухступенчатой передачи повторяется, 3 ил. / ел с
Артоболевский И.И | |||
Механизмы в современной технике | |||
T.IV, изд.2, 1980, №№ 2182-2197, с.40-55 | |||
Артоболевский И.И | |||
Механизмы в современной технике, т.IV, изд.2, 1980, №2178, с.36 (прототип) |
Авторы
Даты
1993-03-23—Публикация
1990-11-01—Подача