Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам, обеспечивающим вращение валов только в одном направлении.
Известна муфта, содержащая охватывающую концы валов обойму и тела заклинивания в виде шариков, причем на обращенных друг к другу торцах валов выполнены дугообразные канавки противоположного направления, идущие от центра к периферии.
Целью изобретения является повышение надежности работы шарикового останова в режиме свободного хода.
На фиг.1 изображен общий вид шарикового останова; на фиг.2 - взаимное положение канавок и шариков; на фиг.З - разрез вдоль паза неподвижной полумуфты.
Шариковый останов представляет собой полумуфту 1, жестко закрепленную на неподвижной подшипниковой опоре 2. .и имеющую на своей торцовой поверхности пазы 3 криволинейных канавок полукругло го профиля, подвижную полумуфту 4, которая с помощью установочных винтов 5 фиксируется на валу 6 и имеет на своей обращенной к неподвижной полумуфте 1 торцовой поверхности кольцевую, концентричную оси вала 6 канавку 7 также полукруг- лого профиля, осевая линия которой совпадает с центрами концов пазов 3 полумуфты 1, и шарики заклинивания 8, которые помещены между полумуфтами в места совпадения пазов 3 с канавкой 7. Кроме того, в неподвижной полумуфте 1 по концам пазов 3, совпадающим с кольцевой канавкой 7, запрессованы вставки 9 из композитного материала, коэффициент трения скольжения о шарики 8 которого меньше, чем коэффициент трения скольжения шариков о ма териал полумуфты, 4. Причем шероховатость поверхности круговой канавки 7, имеющей перпендикулярные ее оси линии микронеровностей, больше, чем шероховатость поверхности пазов 3.
Останов работает следующим образом.
При вращении вала 6 против часовой стрелки (фиг.2) вместе с ним поворачивается и полумуфта 4. Поверхность канавки 7 (фиг.З), воздействует на шарики 8 с силой, приложенной в точке А, и заставляет его поворачиваться относительно точки Б. Вращающийся шарик 8 проскальзывает в канавке 3 по поверхности композитной вставки 9, тогда как канавка 7 по нему обкатывается.
Потери на трение при таком вращении вала 6 незначительные, так как за счет разницы в шероховатостях поверхностей кана- направленности линий их микронеровностей, а также места приложения касательной силы преобладает трение качения, а потери на трение скольжения снижены за
счет уменьшения коэффициента трения, .
В случае изменения направления вращения вала 6 поверхность канавки 7 воздействует на шарик 8 с силой, загоняющей его в сужающееся пространство между поверхностями канавок 7 и 3, где он и заклинивается. Вращение вала 6 прекращается.
При изменении зазора между пазами 7 и канавкой 3, с одной стороны, шариками 8, с другой, в сторону его увеличения, вызванного износом композитных вставок 9, нарушения работоспособности шарикового останова (заклинивания) не произойдёт. Это обусловлено тем, что зазор между неподвижной полумуфтой 1 и подвижной полумуфтой 4.с помощью установочных винтов 5 может регулироваться.
Таким образом, такая конструкция шарикового останова позволяет при свободном ходе снижать потери на трение, а также
путем регулировки зазора между полумуфтами поддержать работоспособность механизма при длительном периоде эксплуатации.
Формула изобретения
Механизм останова, содержащий соос- но установленные неподвижную и расположенную с возможностью вращения обоймы, а также размещенные между ними тела заклинивания, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности в режиме свобод ного хода, на торце подвижной обоймы выполнена кольцевая, концентричная оси механизма, канавка полукруглой формы
в поперечном сечении, на обращенном к нему торце неподвижной обоймы выполнены расположенные с эксцентриситетом относительно, оси механизма пазы полукруглой формы в поперечном сечении и
с полусферической формой их торцов, в одном из торцов каждого паза установлена вставка, центр сферы этого торца расположен против осевой линии кольцевой канавки, тела заклинивания выполнены в виде
шариков, установленных в совмещенных с кольцевой канавкой пазах, при этом вставки выполнены из материала с малым коэффициентом трения скольжения, а шероховатость поверхности кольцевой канавки.
имеющая линии микронеровностей, перпендикулярные осевой линии кольцевой ка навки, больше шероховатости поверхности пазов на неподвижной обойме.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Обгонная муфта | 1989 |
|
SU1756684A1 |
ПРИВОД ВЕНТИЛЯТОРА | 1992 |
|
RU2043543C1 |
ОБГОННАЯ МУФТА | 1992 |
|
RU2029148C1 |
ШАРИКОВАЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА | 1992 |
|
RU2021552C1 |
Обгонная муфта | 1991 |
|
SU1810657A1 |
Фрикционная обгонная муфта | 1990 |
|
SU1783188A1 |
Предохранительная фрикционная муфта А.Л.Лаврова | 1990 |
|
SU1742546A1 |
Предохранительная шариковая муфта | 1973 |
|
SU450043A1 |
РОЛИКОВАЯ ОБГОННАЯ МУФТА | 1969 |
|
SU245506A1 |
ЗУБЧАТАЯ МУФТА | 2007 |
|
RU2335669C1 |
Использование: в механизмах для обеспечения вращения вала водном направлении и стопорения при изменении направления вращения. Сущность изобретения: при вращении вала 6 против часовой стрелки вместе с ним поворачивается и обойма, Поверхность кольцевой канавки 7 воздействует на шарик 8 и заставляет его поворачиваться. Вращающийся шарик проскальзывает в пазу 3 по поверхности вставки 9 из композитного материала. При этом канавка 7 по шарику 8 обкатывается. Если вал 6 вращается в обратную сторону, то поверхность кольцевой канавки 7, воздействуя на шарик 8, загоняет его в сужающееся пространство между поверхностями канавок 7 и пазов 3. Шарик заклинивается. Вращение вала 6 прекращается. 3 ил.
Мальцев В.Ф | |||
Роликовые механизмы свободного хода.- М,: Машиностроение, 1968, с | |||
Способ гальванического снятия позолоты с серебряных изделий без заметного изменения их формы | 1923 |
|
SU12A1 |
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов | 1921 |
|
SU7A1 |
Авторы
Даты
1993-04-23—Публикация
1991-06-21—Подача