Механизм останова Советский патент 1993 года по МПК F16D63/00 

Описание патента на изобретение SU1810662A1

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам, обеспечивающим вращение валов только в одном направлении.

Известна муфта, содержащая охватывающую концы валов обойму и тела заклинивания в виде шариков, причем на обращенных друг к другу торцах валов выполнены дугообразные канавки противоположного направления, идущие от центра к периферии.

Целью изобретения является повышение надежности работы шарикового останова в режиме свободного хода.

На фиг.1 изображен общий вид шарикового останова; на фиг.2 - взаимное положение канавок и шариков; на фиг.З - разрез вдоль паза неподвижной полумуфты.

Шариковый останов представляет собой полумуфту 1, жестко закрепленную на неподвижной подшипниковой опоре 2. .и имеющую на своей торцовой поверхности пазы 3 криволинейных канавок полукругло го профиля, подвижную полумуфту 4, которая с помощью установочных винтов 5 фиксируется на валу 6 и имеет на своей обращенной к неподвижной полумуфте 1 торцовой поверхности кольцевую, концентричную оси вала 6 канавку 7 также полукруг- лого профиля, осевая линия которой совпадает с центрами концов пазов 3 полумуфты 1, и шарики заклинивания 8, которые помещены между полумуфтами в места совпадения пазов 3 с канавкой 7. Кроме того, в неподвижной полумуфте 1 по концам пазов 3, совпадающим с кольцевой канавкой 7, запрессованы вставки 9 из композитного материала, коэффициент трения скольжения о шарики 8 которого меньше, чем коэффициент трения скольжения шариков о ма териал полумуфты, 4. Причем шероховатость поверхности круговой канавки 7, имеющей перпендикулярные ее оси линии микронеровностей, больше, чем шероховатость поверхности пазов 3.

Останов работает следующим образом.

При вращении вала 6 против часовой стрелки (фиг.2) вместе с ним поворачивается и полумуфта 4. Поверхность канавки 7 (фиг.З), воздействует на шарики 8 с силой, приложенной в точке А, и заставляет его поворачиваться относительно точки Б. Вращающийся шарик 8 проскальзывает в канавке 3 по поверхности композитной вставки 9, тогда как канавка 7 по нему обкатывается.

Потери на трение при таком вращении вала 6 незначительные, так как за счет разницы в шероховатостях поверхностей кана- направленности линий их микронеровностей, а также места приложения касательной силы преобладает трение качения, а потери на трение скольжения снижены за

счет уменьшения коэффициента трения, .

В случае изменения направления вращения вала 6 поверхность канавки 7 воздействует на шарик 8 с силой, загоняющей его в сужающееся пространство между поверхностями канавок 7 и 3, где он и заклинивается. Вращение вала 6 прекращается.

При изменении зазора между пазами 7 и канавкой 3, с одной стороны, шариками 8, с другой, в сторону его увеличения, вызванного износом композитных вставок 9, нарушения работоспособности шарикового останова (заклинивания) не произойдёт. Это обусловлено тем, что зазор между неподвижной полумуфтой 1 и подвижной полумуфтой 4.с помощью установочных винтов 5 может регулироваться.

Таким образом, такая конструкция шарикового останова позволяет при свободном ходе снижать потери на трение, а также

путем регулировки зазора между полумуфтами поддержать работоспособность механизма при длительном периоде эксплуатации.

Формула изобретения

Механизм останова, содержащий соос- но установленные неподвижную и расположенную с возможностью вращения обоймы, а также размещенные между ними тела заклинивания, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности в режиме свобод ного хода, на торце подвижной обоймы выполнена кольцевая, концентричная оси механизма, канавка полукруглой формы

в поперечном сечении, на обращенном к нему торце неподвижной обоймы выполнены расположенные с эксцентриситетом относительно, оси механизма пазы полукруглой формы в поперечном сечении и

с полусферической формой их торцов, в одном из торцов каждого паза установлена вставка, центр сферы этого торца расположен против осевой линии кольцевой канавки, тела заклинивания выполнены в виде

шариков, установленных в совмещенных с кольцевой канавкой пазах, при этом вставки выполнены из материала с малым коэффициентом трения скольжения, а шероховатость поверхности кольцевой канавки.

имеющая линии микронеровностей, перпендикулярные осевой линии кольцевой ка навки, больше шероховатости поверхности пазов на неподвижной обойме.

Похожие патенты SU1810662A1

название год авторы номер документа
Обгонная муфта 1989
  • Сазонов Игорь Сергеевич
  • Гобралев Николай Николаевич
  • Рогожин Владимир Дмитриевич
  • Котяй Василий Владимирович
SU1756684A1
ПРИВОД ВЕНТИЛЯТОРА 1992
  • Рогожин В.Д.
  • Сазонов И.С.
  • Гобралев Н.Н.
RU2043543C1
ОБГОННАЯ МУФТА 1992
  • Рогожин В.Д.[By]
  • Сазонов И.С.[By]
  • Гобралев Н.Н.[By]
RU2029148C1
ШАРИКОВАЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА 1992
  • Гобралев Н.Н.
  • Сазонов И.С.
  • Рогожин В.Д.
  • Высоцкий А.С.
RU2021552C1
Обгонная муфта 1991
  • Сазонов Игорь Сергеевич
  • Гобралев Николай Николаевич
  • Рогожин Владимир Дмитриевич
SU1810657A1
Фрикционная обгонная муфта 1990
  • Сазонов Игорь Сергеевич
  • Гобралев Николай Николаевич
  • Рогожин Владимир Дмитриевич
  • Бурбо Людмила Ивановна
SU1783188A1
Предохранительная фрикционная муфта А.Л.Лаврова 1990
  • Лавров Анатолий Львович
SU1742546A1
Предохранительная шариковая муфта 1973
  • Наследников Леонид Алексеевич
SU450043A1
РОЛИКОВАЯ ОБГОННАЯ МУФТА 1969
SU245506A1
ЗУБЧАТАЯ МУФТА 2007
  • Салдаев Александр Макарович
RU2335669C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 810 662 A1

Реферат патента 1993 года Механизм останова

Использование: в механизмах для обеспечения вращения вала водном направлении и стопорения при изменении направления вращения. Сущность изобретения: при вращении вала 6 против часовой стрелки вместе с ним поворачивается и обойма, Поверхность кольцевой канавки 7 воздействует на шарик 8 и заставляет его поворачиваться. Вращающийся шарик проскальзывает в пазу 3 по поверхности вставки 9 из композитного материала. При этом канавка 7 по шарику 8 обкатывается. Если вал 6 вращается в обратную сторону, то поверхность кольцевой канавки 7, воздействуя на шарик 8, загоняет его в сужающееся пространство между поверхностями канавок 7 и пазов 3. Шарик заклинивается. Вращение вала 6 прекращается. 3 ил.

Формула изобретения SU 1 810 662 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1993 года SU1810662A1

Мальцев В.Ф
Роликовые механизмы свободного хода.- М,: Машиностроение, 1968, с
Способ гальванического снятия позолоты с серебряных изделий без заметного изменения их формы 1923
  • Бердников М.И.
SU12A1
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов 1921
  • Ланговой С.П.
  • Рейзнек А.Р.
SU7A1

SU 1 810 662 A1

Авторы

Гобралев Николай Николаевич

Сазонов Игорь Сергеевич

Рогожин Владимир Дмитриевич

Камбалов Геннадий Михайлович

Даты

1993-04-23Публикация

1991-06-21Подача