Ротор синхронной явнополюсной электрической машины Советский патент 1993 года по МПК H02K1/08 H02K1/24 H02K3/18 

Описание патента на изобретение SU1814146A1

Изобретение относится к электротехни - ке, в частности к синхронным явнополюс- ным машинам.

Целью изобретения является облегчение технологии сборки полюсов, снижение перегрева проводов обмотки возбуждения.

Изобретение поясняется фиг.1, 2 и 3.

На фиг. 1 изображен поперечный разрез части ротора. На вал 1 напрессовывается отштампованные из листов звездочки, образующие одно целое ступицу 2 и сердечники полюсов 3, причем полюса имеют форму усеченной пирамиды, основание которой обращено к валу, боковые грани которой при вершине имеют угол при вершине Q&Q, а по торцевым граням угол/М), Угол уклона полюса по боковым граням лежит в пределах 0 а 20° в зависимости от числа пар полюсов. Оптимальное значение угла а в пределах 3...70.

На фиг,2 показан один полюс ротора, а на фиг.З разрез части полюса по продольной оси. На полюс по боковым граням надевается катушка возбуждения 4, которая фиксируется по торцевым граням полюса. Затем на сердечник полюса закрепляется полюсной башмак 5 с демпферной обмоткой 6, Демпферные обмотки отдельных полюсов соединяются перемычками 7.

При малых скоростях вращения полюсной башмак закрепляют с помощью винтов, которые ввертываются в стальной брус, помещенный в сердечнике полюса. При высоких скоростях вращения полюсной башмак с демпферной обмоткой укрепляется при помощи выступа, имеющего Т-образную форму или в виде ласточкина хвоста. Выступ в виде ласточкина хвоста применяют для машин небольшой и средней мощности при 2р равном 4 или 6. Для машин, имеющих большое число полюсов, применяют Т-об00

Ј

Ј о

разный выступ. В предлагаемой конструкции фиг;2 и 3 сопрягаемые поверхности полюсных башмаков и конца полюса выполнено гребенка в гребенку, закрепляемых с помощью шпилек 11, проходящих через гребенку полюса и гребенку полюсного башмака, параллельно оси вращения ротора.

Обмотка возбуждения состоит из отдельных катушек 4, которые надеваются на сердечник полюса 2 без зазора по боковым граням сердечника. Угол наклона в пределах 3...70 обеспечивает прочное соединение с полюсом. По торцевым частям катушка возбуждения 4 закрепляется на сердечнике полюса с помощью клиньев 10, которые фиксируются в нижней части к нажимному листу пакета ротора 9. Из-за уклона клиньев (0 , оптимально /5 в пределах 3...70) катушка возбуждения не может переместиться в. направлении к валу. Полюсной башмак 5 не дает обмотке переместиться в направлении к валу. Полюсной башмак 5 не дает обмотке переместиться в направлении от вала. В торцевых частях катушка имеет сквозные вентиляционные каналы в радиальном направлении шириною а (...15мм). Стенки вентиляционного канала образуют с нормалью к оси вращения угол Д При вращении ротора за счет центробежных сил происходит перемещение воздушных масс внутри вентиляционных каналов и охлаждение этой части обмоток за счет обдува. Кроме того, поскольку обмотка возбуждения посажена на сердечник полюса по боковым частям без воздушного зазора, то улучшается теплоотдача от обмотки возбуждения к металлу полюса за счет лучшей теплопроводности.

Предлагаемая конструкция ротора синхронной машины упрощает технологию ее изготовления, поскольку ротор собирается из штампованных листов (ступица совместно со стержнем полюсов), они напрессовываются на вал, а по краям снабжены нажимными пластинами. На полюс надевается обмотка, а потом с помощью разъемного соединения, как это показано на фиг.2 и

3, полюсной башмак закрепляется с помощью шпильки 11, проходящей одновременно через полюсной башмак и конец полюса. Далее обмотка возбуждения надежно фиксируется клиньями 10.

Поскольку детали собираются по частям, то масса их по отдельности меньше чем сборка полюса - включая, сердечник полюса, обмотку возбуждения, полюсной башмак

с демпферной обмоткой. Операции с меньшими массами облегчают рабочим сборку ротора. Предлагаемая конструкция ротора уменьшает нагрев обмотки возбуждения ротора. Катушка возбуждения по боковым частям садится на сердечник полюса без зазора и условия теплопередачи от обмотки к массе полюса улучшаются, В торцевых частях из-за наличия вентиляционного канала улучшается охлаждение за счет масс воздуха, которые проходят внутри лобовых частей обмотки возбуждения внешнего обдува при вращении ротора. Все это снижает нагрев и улучшает условия эксплуатации, Улучшенный теплоотвод и теплопередача позволяют

несколько уменьшить высоту полюса, эффективность использовать межполюсное пространство и в большем диапазоне регулировать ток возбуждения.

Корпусная изоляция выбирается в зависимости от номинального напряжения возбуждения, с учетом возможных перенапряжений.

Формулаизобретения Ротор синхронный явнополюсной электрической машины, содержащий вал, шихтованную бочку ротора .со звездообразными выступами-полюсами, на которых закрепляются полюсные башмаки с демпферной об- моткой, обмотку возбуждения, отличаю- щ и и с я тем, что, с целью упрощения технологии сборки сердечника полюса, его боковые поверхности и поверхности сопрягаемых катушек образуют форму усе- ченной пирамиды с большим основанием у ярма, а торцевые части обмотки образуют форму усеченной пирамиды с меньшим основанием у ярма.

Редактор В.Фельдман

3 :

Составитель С.Фурсов Техред М.Моргентал

фиг.З

Корректор М.Керецман

Похожие патенты SU1814146A1

название год авторы номер документа
РОТОР СИНХРОННОЙ ЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1990
  • Максимов Виталий Сергеевич
RU2046497C1
ИНДУКТОР ЯВНОПОЛЮСНОЙ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ 1991
  • Максимов Виталий Сергеевич
RU2046507C1
МАГНИТОПРОВОД ЯВНОПОЛЮСНОГО ИНДУКТОРА 1991
  • Максимов Виталий Сергеевич
RU2046498C1
Ротор явнополюсной электрической машины 1983
  • Науменко Вячеслав Иванович
  • Клочков Олег Григорьевич
SU1140205A1
ЯВНОПОЛЮСНЫЙ РОТОР ТЯГОВОЙ СИНХРОННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2004
  • Лейбович Анатолий Романович
  • Иванов Виктор Алексеевич
  • Евзикова Эмануэлла Гиршевна
  • Курочкин Геннадий Иванович
  • Перегудова Лидия Кирилловна
RU2289877C2
ИНДУКТОР ЯВНОПОЛЮСНОГО МАГНИТОПРОВОДА 1990
  • Максимов Виталий Сергеевич
RU2024156C1
БЕСКОНТАКТНАЯ СИНХРОННАЯ МАШИНА ТОРЦОВОГО ТИПА 1971
SU289793A1
Полюс синхронной явнополюсной электрической машины 1990
  • Пронько Юрий Борисович
  • Лейбович Анатолий Романович
  • Кухарев Александр Сергеевич
SU1778871A1
РОТОР СИНХРОННОЙ ЯВНОПОЛЮСНОЙ МАШИНЫ С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ 1990
  • Максимов Виталий Сергеевич
RU2046499C1
Ротор магнитоэлектрической машины 1990
  • Иваненко Виталий Никитович
  • Крюков Сергей Николаевич
  • Рогачев Сергей Иванович
  • Евзикова Эмануэлла Гиршевна
  • Баронский Артем Вольфович
SU1830595A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 814 146 A1

Реферат патента 1993 года Ротор синхронной явнополюсной электрической машины

Ротор собирается из отдельных пластин со звездообразными выступами, на которых закрепляются без зазора по боковым граням полюса обмотки возбуждения, имеющие по торцевым частям сквозные радиальные вентиляционные каналы. Сердечники полюсов имеют форму усеченной пирамиды, основания которых обращены к валу ротора. Полюсные башмаки закрепляются на конце полюсов с помощью разъемного соединения в виде гребенка в гребенку. 3 ил.

Формула изобретения SU 1 814 146 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1993 года SU1814146A1

Ротор синхронной явнополюсной электрической машины 1978
  • Пекне Владимир Зусевич
SU780100A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Балагуров В.А, и др
Проектирование специальных машин переменного тока
М.: Высшая школа, 1982, с
Приспособление для соединения пучка кисти с трубкою или втулкою, служащей для прикрепления ручки 1915
  • Кочетков Я.Н.
SU66A1

SU 1 814 146 A1

Авторы

Фурсов Сергей Петрович

Сафронов Иван Исаевич

Елисеев Виктор Иванович

Гнусин Борис Петрович

Ерин Вячеслав Леонидович

Трещев Лев Иванович

Даты

1993-05-07Публикация

1990-11-05Подача